Напоминание

"Десять пьес для детей Владимира Коровицина"


Авторы: Коршунова Надежда Семеновна, Смирнова Ирина Александровна
Должность: преподаватель фортепиано, преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МУ ДО "Ногинская ДШИ"
Населённый пункт: город Ногинск, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Десять пьес для детей Владимира Коровицина"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Ногинская детская школа искусств»

Методическая разработка на тему

Десять пьес для детей

Владимира Коровицына

Авторы: Коршунова Надежда Семеновна

Смирнова Ирина Александровна

г. Ногинск

2016г.

1

ФИО: Коршунова Надежда Семеновна

Образование: среднее специальное (окончила 1-е Московское областное музы-

кальное училище, специальность «Фортепиано», квалификация – педагог ДМШ по

классу фортепиано и концертмейстер);

Место работы, должность, стаж: МУДО «Ногинская ДШИ», преподаватель по

классу фортепиано, стаж – 38 лет.

Звание, ученая степень, награды: Грамота Управления культуры Администрации Но-

гинского муниципального района (2008 г.); Благодарственное письмо Управления

культуры Администрации Ногинского муниципального района (2008 г.); Благодарствен-

ное письмо главы Ногинского муниципального района (2013 г.).

ФИО: Смирнова Ирина Александровна

Образование: среднее специальное (окончила 3-е Московское областное музы-

кальное училище, специальность «Фортепиано», квалификация – педагог ДМШ по

классу фортепиано и концертмейстер); высшее (окончила Орехово–Зуевский педагоги-

ческий институт, специальность «Русский язык и литература», квалификация – учитель

русского языка и литературы).

Место работы, должность, стаж: МУДО «Ногинская ДШИ», преподаватель по

классу фортепиано, стаж – 41 год.

Звание, ученая степень, награды: Почётная грамота Министерства культуры Мо-

сковской области (2011г.), Почётная грамота Главы Ногинского муниципального района

Московской области (2009г.), Грамота Управления культуры Администрации Ногинско-

го муниципального района (2013г.)

Телефоны: +7 903 274 11 09 (Коршунова Н. С.); +7 967 099 33 36 (Смирнова И. А.)

Адреса электронной почты: korshunova_58@bk; smiriral123@gmail.

В данной работе даётся методический разбор десяти танцевальных пьес из сбор-

ника Владимира Коровицына «Музыкальное путешествие по странам Западной Евро-

пы».

2

В России много новых, интересных композиторов. Ю.Весняк, Д.Жученко, Д.Хва-

тов, И Парфёнов и многие другие живут и сочиняют в настоящее время.

Именно они - лицо современной России. Мы живём с ними в одно время, и не

стоит ждать, когда их имена станут очень известны. Наши дети - юные музыканты

должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и знать мир совре-

менной музыки и её создателей.

Владимир Коровицын родился в1956году в Великом Новгороде, выпускник Нов-

городской ДМШ №1, Новгородского музыкального училища (по классу баяна), с от-

личием окончил Ленинградскую консерваторию, Лауреат Международных конкурсов,

член Союза композиторов России, В настоящее время живёт в родном городе. В его

творческом багаже музыка различных жанров: произведения для хора, камерного и сим-

фонического оркестров, романсы, песни, духовные сочинения. Он - автор ряда сборни-

ков для фортепиано, выпущенных различными издательствами. Его фортепианные

произведения представлены в ряде хрестоматий и школ игры на фортепиано.

Сборник «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы» -фортепиан-

ный цикл пьес –стилизаций, написанный им под впечатлением от поездок в европей-

ские страны, в которых он побывал с концертами. Пьесы, представленные в нём, яв-

ляются хорошим пополнением существующего учебного репертуара учащихся ДМШ и

ДШИ. Ярко выраженный мелодизм, современная гармония, удобная пианистическая

фактура- всё это делает предложенные произведения привлекательными для изучения

учащимися младших и средних классов.

Французская пианистка Маргарита Лонг писала: «Техника- это туше, аппликату-

ра, знание правил фразировки». Все эти навыки можно усовершенствовать на примере

пьес Владимира Коровицына.

Автор сохранил существующие формы, интонации и лады, ритмические особен-

ности и гармонический язык, присущие тому или иному народу. Каждая пьеса предва-

ряется небольшим литературным вступлением, которое вводит в круг образов и создаёт

необходимое для исполнения настроение. В этой работе также представлены красочные

иллюстрации, помогающие учащимся понять настроение пьес (приложение II).

Польша. Полонез.

Сборник открывается пышным торжественным полонезом. В представлении

учащихся возникает образ Тевтонского замка где-нибудь в Варшаве, Гданьске… Под

3

торжественные звуки полонеза пары исполняют один из самых грациозных и гордели-

вых в мире танцев (приложение II, пример №1).

Форма пьесы простая трёхчастная. I часть-Ля мажор, средняя часть-параллель-

ный фа диез минор, реприза- Ля мажор.

В мелодии разнообразный мелодический и ритмический рисунок: пунктирный

ритм, сочетание долгих и коротких длительностей, что потребует от ученика слухового

контроля, умения плавного их соединения и ритмической точности.

В аккомпанементе типичная для полонеза ритмическая фигура (приложение I, пример

№1). Репетиционная аккордовая техника аккомпанемента требует технической подго-

товки. Для чёткости и лёгкости исполнения повторяющихся аккордов партии сопрово-

ждения нужны собранные минимальные движения руки, пальцы почти не отрываются

от клавиш. Важно соблюсти баланс звучности, в аккомпанементе аккордовую фактуру

«спрятать» и прослушать линию баса. Для этого полезно партию аккомпанемента по-

учить двумя руками, разделив бас (левая рука ) и аккорды (правая рука).

В средней части меняется характер, звучание становится более мягким, заду-

шевным, благородным(фа диез минор), мелодия перемещается в нижний регистр (при-

ложение I, пример №2).

Динамика помогает почувствовать форму произведения: первая часть и реприза

даны в звучности форте и фортиссимо (в кульминациях), средняя часть - меццо-форте.

Переход к репризе начинается с приглушённого пиано и развивается по восходящей

секвенции на крещендо (приложениеI, пример №3).

Педаль в этой пьесе рекомендуем брать прямую, объединяя бас со звуками ак-

кордов.

Чехия. Пражский вальс.

.Полонез сменяется грациозным Пражским вальсом. Преподаватель может в

увлекательной форме рассказать учащимся о старой Праге, резиденции королей. Можно

представить себя стоящими на Карловом мосту - самом старом и самом красивом мо-

сту в Праге. Иллюстрации помогут нам полюбоваться многочисленными скульптурами,

которыми украшен мост. И, кажется, ещё немного, и польётся тихая музыка, нежная и

изящная как сам город (приложение II, пример №2).

В мелодии пьесы ощущается пластичность, скрытая грация. Пунктирный ритм,

синкопы, скачки на септиму придают черты мазурки. От исполнителя потребуется рит-

мическая точность, гибкость кисти (приложение I, пример №4).

4

Аккомпанемент не совсем типичен для вальса: изложен двухголосно. Следует

обратить внимание на линию баса, которая представлена половинными длительностя-

ми, добиваться глубокого, певучего звука и ясной фразировки в басу.

Форма пьесы трёхчастная. Первая часть состоит из двух предложений. Первое в

Соль мажоре, второе в ми миноре, что придаёт оттенок лёгкой грусти этому построе-

нию. Средняя часть построена на восходящих секвенциях. Это восьмитактовый пери-

од. Музыка развивается на крещендо, характер становится более взволнованным, дви-

жение ускоряется и приводит кульминации (меццо-форте). В гармонии - доминантовый

септаккорд. Последнее звено секвенции - это самый яркий, напряжённый момент пьесы

(приложение I, пример №5).

Реприза начинается в Ре мажоре. Второе предложение возвращает нас в Соль

мажор.

Задача исполнителя выявить все смены настроений в музыке, рельефно вопло-

тить ритмическое своеобразие пьесы.

Педаль рекомендуем брать прямую, на первую долю.

Словакия. Сельский наигрыш.

Следующая пьеса, Сельский наигрыш, написана под впечатлением поездки

композитора в Словакию. Можно представить себе деревушку в Словацких Татрах, в

одном из дворов играют на гармонике весёлый деревенский наигрыш. Так и хочется

пуститься в пляс (приложение II,пример №3).

Это весёлый, оживлённый танец, разухабистая пляска в 3-х частной форме. В

гармонии используются часто плагальные обороты, натуральная доминанта, что при-

даёт народный колорит музыке.

Крайние части написаны в ре миноре. Музыка передаёт постукивание деревян-

ных башмачков (приложение I, пример №6). Необходимо добиваться активности и сла-

женности пальцев в двойных нотах, синхронности звучания в обеих руках. Для ясности

звучания мелодической линии можно поработать над двойными нотами таким образом:

задержать верхний звук, снять - нижний. Возможны такие споcобы работы: поиграть на

форте верхний звук, на пиано- нижний, поиграть отдельно мелодию верхнего голоса.

В аккомпанементе есть моменты двухголосия, над которым рекомендуем пора-

ботать отдельно (приложение I, пример №.6).

Лёгкие, подвижные терции первой части сменяются тяжёлыми, увесистыми секстами в

средней части (Фа мажор), что напоминает мужскую поступь. Способы работы над сек-

5

стами такие же (приложение I, пример №7).Педаль советуем брать минимальную, что-

бы не смазать остроту штриха стаккато.

Румыния. Румынский танец.

Следующая пьеса- воспоминание о Румынии, её природе с пирамидальными то-

полями, горами Карпатами. Пьеса имеет название «Румынский танец».

Мы попадаем в маленький шахтёрский городок, гостеприимные хозяева приглашают

нас на праздник с обильным застольем и с искромётными, зажигательными румынски-

ми танцами (приложение II, пример №4).

Форма-рондо (АВАСА и кода). Ритм довольно однообразный, в основном дви-

жение восьмыми нотами. Темп быстрый. Основной приём - пальцевое стаккато, требу-

ется отчётливый звук, хорошая координация рук, цепкие, активные кончики пальцев.

Основная тональность Соль мажор, в эпизодах – ми минор. В гармонии используются

интересные, пряные гармонии, мелодический мажор(VI,VII понижен-ные), гармониче-

ский мажор (VI пониженная), лидийский лад (IVповышенная), минор с повышенной IV

ступенью, увеличенная секунда, хроматизмы - всё это создаёт национальный колорит

(приложение I, пример №.8).

На смену весёлому бойкому танцу рефрена приходит грациозная, пластичная,

томная мелодия первого эпизода. В басу и мелодической линии появляются половин-

ные длительности (приложение I, пример №9)

Следует отдельно поработать над партией аккомпанемента, который изложен

альбертиевыми басами. Способы работы: поучить двумя руками (бас играем левой ру-

кой, звуки аккорда - правой, бас можно поиграть на октаву ниже, чтобы лучше прослу-

шать его, поиграть, собрав все звуки в аккорд, для лучшего запоминания)

Второй эпизод, как и первый написан в тональности ми минор. В однообразном движе-

нии восьмых, аккордах аккомпанемента, приходящихся на слабые доли, слышится при-

топтывание или быстрая дробь, отбиваемая ногами танцоров. Эпизод довольно сложен

в координационном плане. Важно не «увязнуть» в аккордах, сохранить опору на силь-

ных долях мелодии. Аккорды следует играть цепкими собранными пальцами, держа

руку близко к клавиатуре. Полезно поучить их беззвучно одновременно с правой рукой

(приложение I, пример №10).

Второй эпизод расширенный (16 тактов + 16 тактов). Музыка развивается вариа-

ционно. В мелодии появляются скачки, с акцентами, которые требуют точных целе-

направленных, слаженных движений пальцев (приложение I, пример №11). Левая рука

6

изложена разложенными аккордами (как в рефрене). Динамическое напряжение нарас-

тает, приводя к основной кульминации произведения.

Автор использует один и тот же приём при переходе от одной части к другой:

доминантовый септаккорд новой тональности.

Швеция. Домареданс.

Путешествие продолжается, и мы попадаем на многолюдные улицы Стокгольма.

И кого только здесь нет: праздношатающиеся горожане, туристы, клоуны, и, конечно,

музыканты, которые с удовольствием сыграют для вас шведский танец Домареданс

(приложение II, пример №.5).

Форма пьесы простая трёхчастная. Характер весёлый, темп пьесы оживлённый.

Большие скачки на стаккато, возможно, отражают широкие шаги или прыжки в танце.

Первая часть написана в Фа мажоре. В первой части два периода, каждое из ко-

торых состоит из двух предложений. В первом предложении две контрастные по дина-

мике и характеру фразы. Первая звучит на форте, вторая на меццо- пиано; пониженные

III, V,VI создают интересное гармоническое звучание этой фразе (приложение I, при-

мер №.12). Второе предложение полностью повторяет первое.

Во втором периоде характер несколько смягчается, звучит ре минор. Скачки в

мелодии уступают место поступенному движению (приложение.I, пример №.13).

Средняя часть в ре миноре. В изложении мелодии сохраняется штрих стаккато,

широкие интервалы. Но благодаря ладовой окраске(ре минор) и динамике(пиано), ха-

рактер смягчается, звучит лиричнее. Композитор использует различные знаки альтера-

ции в гармонии для создания неповторимых красок (приложение I, пример №.14). Ре-

приза повторяет первую часть.

В этой пьесе много двойных нот. Штрих стаккато на двойных нотах требует от

учеников активности и слаженности пальцев. Полезно поработать отдельно над верх-

ним голосом в двойных нотах, чтобы яснее услышать мелодию. Возможны такие спло-

собы работы над двойными нотами: задержать верхний звук, снять нижний и наоборот,

сыграть верхний звук на форте, нижний – на пиано. Большие скачки потребуют от уче-

ника свободы и хорошей координации движений, места с полифоническим изложением

- слухового контроля. Педаль прямая, на сильную долю.

Финляндия. Полька

Следующая пьеса «Полька», написана под впечатлением пребывания композито-

ра в Финляндии. Финны –люди простые, немного прямолинейные, таков характер и у

«Польки». Можно представить народное гулянье с музыкой, плясками. Танцоры берут-

7

ся за руки и начинают танцевать чинно и важно свою бесконечную чухонскую польку

(приложение II, пример №.6).

Форма пьесы трёхчастная. Первая часть-До мажор. Постоянно повторяется рит-

мическая фигура с «притоптыванием» на второй доле, штрих нон легато. Используют-

ся простые гармонии (T-Д) (приложение I, пример №15).

В средней части два разнохарактерных построения. В первом- короткими се-

квенциями звучат восходящие мотивы в сексту на легато в параллельном движении,

требующие от ученика синхронного исполнения. Движение плавное (приложение I,

пример №16). Во втором (ми минор) возвращается полька с характерным аккомпане-

ментом и штрихом нон легато в мелодии. Ученику следует поработать отдельно над

фактурой аккомпанемента (бас-аккорд) (приложение I, пример №17).

Требует внимания и переход к репризе(знаки альтерации, фермата на доминанте к

основной тональности - До мажор). Необходимо дослушать и перестроится на первона-

чальный характер.

Пьеса полезна для выработки координации, так как мелодия выстроена вертика-

лями и требует от ученика навыка прислушиваться к идеально синхронному звучанию

левой и правой рук.

Швейцария. Бюргерский танец

Далее мы попадаем в Швейцарию, где проводится фольклорный фестиваль

(приложение II, пример №17). Автор предлагает нам послушать Бюргерский танец

(бюргер-житель средневекового города)

Форма трёхчастная Характер весёлый, простоватый, решительный, смелый.

Иногда слышатся притоптывания танцующих. Тональность первой части Ми бемоль

мажор (приложение I, пример №18).

Средняя часть написана в до миноре. Меняется характер звучания, становится

более лёгким, форте сменяется пиано, слышатся лёгкие подскоки, мужской танец усту-

пает место женскому. Штрих стаккато потребует от ученика активных кончиков паль-

цев. Трудность представляет партия левой руки, которую нужно учить отдельно. Ак-

компанемент представлен как достаточно развитый голос, хотя ведущая роль принадле-

жит правой руке.

В средней части следует обратить внимание на интервалы тритоны, которые

придают интересную гармоническую окраску (приложение I, пример №19).

Австрия. Лендлер.

8

Наше путешествие продолжается по Австрии - одной из самых красивых стран в

Европе. Здесь течёт Дунай, на берегах которого расположился город Вена, в прошлом

центр огромной империи и музыкальная столица мира (приложение II, пример №.8). В

этом городе жили и творили свою музыку Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс. Ав-

стрийцы – люди обходительные, культурные, большие охотники до всяких развлече-

ний. Наверное, поэтому и возник здесь когда-то такой весёлый и наивный танец –

лендлер, который является музыкальным прадедушкой вальса.

Пьеса написана в двухчастной форме, по схеме А(а+b+a) + B (c+ d+a). Первая

часть написана в Ля мажоре. Звучит светло, радостно, легко, простодушно (mp, p). Ме-

лодия строится по звукам трезвучия, включает широкие интервалы (cексты, септимы,

октавы). Частая смена штрихов (нон легато, легато, стаккато) придаёт пьесе характер

изысканности, изящества и требует от ученика внимания.

Аккомпанемент в левой руке достаточно однообразен, строится на простой гар-

монической основе (T –Д- Т). Следует учить его отдельно, дослушивая половинные

длительности в басу, стараясь не выделять четвертные длительности на вторую и тре-

тью долю (приложение I, пример №20).

Во второй части характер меняется (параллельный фа диез минор) и становится

более взволнованным, тревожным, динамика нарастает и приводит к кульминации на

Доминанте основной тональности (приложение I, пример №21)

Перед учеником стоит задача равномерного распределения динамики (от меццо-

форте до форте), дослушать ноту с ферматой и вернуться в первоначальный темп и

основную тональность (приложение I, пример №22).

Педаль прямая, на сильную долю.

Италия. Тарантелла.

Путешествуя по странам Западной Европы, нельзя не заглянуть на Юг Италии,

где живут весёлые, открытые люди (приложение II, пример №9). Один из любимых на-

родных танцев здесь – тарантелла, быстрый, виртуозный танец с характерным ритмом

- дитя солнца и юга.

Форма трёхчастная, тональность Фа мажор. Есть отклонение в ре минор во вто-

ром предложении первой части. Мелодия, активно развиваясь, подходит к своей верши-

не во втором предложении на доминанте параллельной тональности.

Трудность для ученика представляет проведение на одном дыхании фразы, со-

стоящей из коротких мотивов, чередование разных штрихов и точная передача ритма

(приложение I, пример №23).

9

Средняя часть более спокойная. Её отличает полифоническое изложение (приложение I,

пример №24). В репризе расширенное последнее предложение, мелодия виртуозно и

легко взлетает к последнему звуку на пианиссимо.

В пьесе широко используются альтерированные ступени: IV повышенная, VI по-

ниженная, II пониженная.

Франция. Прогулка по Парижу.

Путешествие наше подходит к концу, и мы попадаем в Париж. Пьеса называется

«Прогулка по Парижу». Хорошо прогуляться по Елисейским полям, самой широкой и

красивой улице города. И вдыхать, вдыхать этот неповторимый парижский аромат…

(приложение.II, пример №10).

Пьеса написана в жанре вальса. Трёхчастная форма. Крайние части в До мажоре,

середина в ля миноре. Пьеса создаёт светлое, спокойное настроение. Смену тонально-

стей До мажора и ре минора в первой части следует оттенить различной окраской зву-

чания.

Фактура изложения напоминает игру на аккордеоне на улицах Парижа. В мело-

дии много повторяющихся звуков, которые должны звучать ровно, неназойливо, певуче.

Перед учеником стоит задача: объединить их в длинную мелодическую линию и услы-

шать скрытую полифонию. В аккомпанементе простые гармонии: Т - Д - Т. Аккомпане-

мент играется лёгким туше, басы подхватываются педалью (приложение I, пример

№25).

Во второй части характер приобретает оттенок сентиментальности, лёгкой гру-

сти. Меняется ритмический рисунок, мелодия приобретает песенный характер, развива-

ется секвенционно. Исполнителю нужно найти ощущение гибкого движения, чутко реа-

гирующего на все повороты мелодической линии.

Меняется и фактура аккомпанемента, который строится на звуках разложенно-

го трезвучия (приложение I, пример №26).Целесообразно поучить его отдельно, соби-

рая все звуки в аккорды. Следует добиваться от ученика дифференцированного звуча-

ния мелодии и аккомпанемента.

Вот и подошло к концу наше музыкальное путешествие по странам Западной

Европы. Предложенные пьесы будут способствовать знакомству учащихся с европей-

ской музыкальной культурой, помогут преподавателям разнообразить репертуар юных

пианистов и могут быть использованы как материал для самостоятельного ознакомле-

ния и исполнены на классных часах или родительских собраниях.

10

А закончить хочется словами Владимира Коровицына: «Музыкальное образова-

ние - это большой труд над самим собой. Поэтому я ценю решение тех родителей, кто

несмотря ни на что даёт возможность своему ребёнку посещать музыкальную школу.

Сам по себе вкус к действительно красивой музыке не придёт. В то же время понимание

настоящей музыки может сделать человека по- настоящему счастливым».

Список использованной литературы:

1.Алексеев А.А. Методика обучения игре на фортепиано. М., - 1978 г.

2. Тюлин Ю., Бершадская Т., Пустыльник И., Пэн А., Тер-Мартиросян Т., Шнитке А.

Ред. Тюлин Ю.Н. Музыкальная форма Москва, 1974г.

3.Малинина И.В. «Детский альбом» и «Времена года» П.И. Чайковского.

Приложение I

Пример № 1

Пример №2 (со второго такта)

11

Пример №3 (с третьего такта)

Пример №4

12

Пример №5 (со второго такта)

Пример №6

13

Пример №7(с третьеготакта)

Пример №8

Пример №9 (с четвёртого такта)

14

Пример №10

Пример №11(с третьего такта)

Пример №12

15

Пример №13

Пример №14(с четвёртого такта)

Пример №15

Пример №16 (с пятого такта)

16

Пример №17

Пример №18

Пример №19 (с третьего такта)

17

Пример№20

Пример №21

Пример №22

Пример №23

18

Пример №24

Пример №25

Пример №26 (с четвёртого такта)

19

ПриложениеII

Пример №1 Польша

20

Пример №2. Чехия

21

22

Пример №3. Словакия

23

Пример №4. Румыния.

24

Пример №5. Швеция

25

Пример №6. Финляндия

26

Пример №7. Швейцария

27

Пример №8. Австрия

28

29

Пример №9. Италия

30

31

Пример №10. Франция.

32

33



В раздел образования