Авторы: Коршунова Надежда Семеновна, Смирнова Ирина Александровна
Должность: преподаватель фортепиано, преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МУ ДО "Ногинская ДШИ"
Населённый пункт: город Ногинск, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Десять пьес для детей Владимира Коровицина"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Ногинская детская школа искусств»
Методическая разработка на тему
Десять пьес для детей
Владимира Коровицына
Авторы: Коршунова Надежда Семеновна
Смирнова Ирина Александровна
г. Ногинск
2016г.
1
ФИО: Коршунова Надежда Семеновна
Образование: среднее специальное (окончила 1-е Московское областное музы-
кальное училище, специальность «Фортепиано», квалификация – педагог ДМШ по
классу фортепиано и концертмейстер);
Место работы, должность, стаж: МУДО «Ногинская ДШИ», преподаватель по
классу фортепиано, стаж – 38 лет.
Звание, ученая степень, награды: Грамота Управления культуры Администрации Но-
гинского муниципального района (2008 г.); Благодарственное письмо Управления
культуры Администрации Ногинского муниципального района (2008 г.); Благодарствен-
ное письмо главы Ногинского муниципального района (2013 г.).
ФИО: Смирнова Ирина Александровна
Образование: среднее специальное (окончила 3-е Московское областное музы-
кальное училище, специальность «Фортепиано», квалификация – педагог ДМШ по
классу фортепиано и концертмейстер); высшее (окончила Орехово–Зуевский педагоги-
ческий институт, специальность «Русский язык и литература», квалификация – учитель
русского языка и литературы).
Место работы, должность, стаж: МУДО «Ногинская ДШИ», преподаватель по
классу фортепиано, стаж – 41 год.
Звание, ученая степень, награды: Почётная грамота Министерства культуры Мо-
сковской области (2011г.), Почётная грамота Главы Ногинского муниципального района
Московской области (2009г.), Грамота Управления культуры Администрации Ногинско-
го муниципального района (2013г.)
Телефоны: +7 903 274 11 09 (Коршунова Н. С.); +7 967 099 33 36 (Смирнова И. А.)
Адреса электронной почты: korshunova_58@bk; smiriral123@gmail.
В данной работе даётся методический разбор десяти танцевальных пьес из сбор-
ника Владимира Коровицына «Музыкальное путешествие по странам Западной Евро-
пы».
2
В России много новых, интересных композиторов. Ю.Весняк, Д.Жученко, Д.Хва-
тов, И Парфёнов и многие другие живут и сочиняют в настоящее время.
Именно они - лицо современной России. Мы живём с ними в одно время, и не
стоит ждать, когда их имена станут очень известны. Наши дети - юные музыканты
должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и знать мир совре-
менной музыки и её создателей.
Владимир Коровицын родился в1956году в Великом Новгороде, выпускник Нов-
городской ДМШ №1, Новгородского музыкального училища (по классу баяна), с от-
личием окончил Ленинградскую консерваторию, Лауреат Международных конкурсов,
член Союза композиторов России, В настоящее время живёт в родном городе. В его
творческом багаже музыка различных жанров: произведения для хора, камерного и сим-
фонического оркестров, романсы, песни, духовные сочинения. Он - автор ряда сборни-
ков для фортепиано, выпущенных различными издательствами. Его фортепианные
произведения представлены в ряде хрестоматий и школ игры на фортепиано.
Сборник «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы» -фортепиан-
ный цикл пьес –стилизаций, написанный им под впечатлением от поездок в европей-
ские страны, в которых он побывал с концертами. Пьесы, представленные в нём, яв-
ляются хорошим пополнением существующего учебного репертуара учащихся ДМШ и
ДШИ. Ярко выраженный мелодизм, современная гармония, удобная пианистическая
фактура- всё это делает предложенные произведения привлекательными для изучения
учащимися младших и средних классов.
Французская пианистка Маргарита Лонг писала: «Техника- это туше, аппликату-
ра, знание правил фразировки». Все эти навыки можно усовершенствовать на примере
пьес Владимира Коровицына.
Автор сохранил существующие формы, интонации и лады, ритмические особен-
ности и гармонический язык, присущие тому или иному народу. Каждая пьеса предва-
ряется небольшим литературным вступлением, которое вводит в круг образов и создаёт
необходимое для исполнения настроение. В этой работе также представлены красочные
иллюстрации, помогающие учащимся понять настроение пьес (приложение II).
Польша. Полонез.
Сборник открывается пышным торжественным полонезом. В представлении
учащихся возникает образ Тевтонского замка где-нибудь в Варшаве, Гданьске… Под
3
торжественные звуки полонеза пары исполняют один из самых грациозных и гордели-
вых в мире танцев (приложение II, пример №1).
Форма пьесы простая трёхчастная. I часть-Ля мажор, средняя часть-параллель-
ный фа диез минор, реприза- Ля мажор.
В мелодии разнообразный мелодический и ритмический рисунок: пунктирный
ритм, сочетание долгих и коротких длительностей, что потребует от ученика слухового
контроля, умения плавного их соединения и ритмической точности.
В аккомпанементе типичная для полонеза ритмическая фигура (приложение I, пример
№1). Репетиционная аккордовая техника аккомпанемента требует технической подго-
товки. Для чёткости и лёгкости исполнения повторяющихся аккордов партии сопрово-
ждения нужны собранные минимальные движения руки, пальцы почти не отрываются
от клавиш. Важно соблюсти баланс звучности, в аккомпанементе аккордовую фактуру
«спрятать» и прослушать линию баса. Для этого полезно партию аккомпанемента по-
учить двумя руками, разделив бас (левая рука ) и аккорды (правая рука).
В средней части меняется характер, звучание становится более мягким, заду-
шевным, благородным(фа диез минор), мелодия перемещается в нижний регистр (при-
ложение I, пример №2).
Динамика помогает почувствовать форму произведения: первая часть и реприза
даны в звучности форте и фортиссимо (в кульминациях), средняя часть - меццо-форте.
Переход к репризе начинается с приглушённого пиано и развивается по восходящей
секвенции на крещендо (приложениеI, пример №3).
Педаль в этой пьесе рекомендуем брать прямую, объединяя бас со звуками ак-
кордов.
Чехия. Пражский вальс.
.Полонез сменяется грациозным Пражским вальсом. Преподаватель может в
увлекательной форме рассказать учащимся о старой Праге, резиденции королей. Можно
представить себя стоящими на Карловом мосту - самом старом и самом красивом мо-
сту в Праге. Иллюстрации помогут нам полюбоваться многочисленными скульптурами,
которыми украшен мост. И, кажется, ещё немного, и польётся тихая музыка, нежная и
изящная как сам город (приложение II, пример №2).
В мелодии пьесы ощущается пластичность, скрытая грация. Пунктирный ритм,
синкопы, скачки на септиму придают черты мазурки. От исполнителя потребуется рит-
мическая точность, гибкость кисти (приложение I, пример №4).
4
Аккомпанемент не совсем типичен для вальса: изложен двухголосно. Следует
обратить внимание на линию баса, которая представлена половинными длительностя-
ми, добиваться глубокого, певучего звука и ясной фразировки в басу.
Форма пьесы трёхчастная. Первая часть состоит из двух предложений. Первое в
Соль мажоре, второе в ми миноре, что придаёт оттенок лёгкой грусти этому построе-
нию. Средняя часть построена на восходящих секвенциях. Это восьмитактовый пери-
од. Музыка развивается на крещендо, характер становится более взволнованным, дви-
жение ускоряется и приводит кульминации (меццо-форте). В гармонии - доминантовый
септаккорд. Последнее звено секвенции - это самый яркий, напряжённый момент пьесы
(приложение I, пример №5).
Реприза начинается в Ре мажоре. Второе предложение возвращает нас в Соль
мажор.
Задача исполнителя выявить все смены настроений в музыке, рельефно вопло-
тить ритмическое своеобразие пьесы.
Педаль рекомендуем брать прямую, на первую долю.
Словакия. Сельский наигрыш.
Следующая пьеса, Сельский наигрыш, написана под впечатлением поездки
композитора в Словакию. Можно представить себе деревушку в Словацких Татрах, в
одном из дворов играют на гармонике весёлый деревенский наигрыш. Так и хочется
пуститься в пляс (приложение II,пример №3).
Это весёлый, оживлённый танец, разухабистая пляска в 3-х частной форме. В
гармонии используются часто плагальные обороты, натуральная доминанта, что при-
даёт народный колорит музыке.
Крайние части написаны в ре миноре. Музыка передаёт постукивание деревян-
ных башмачков (приложение I, пример №6). Необходимо добиваться активности и сла-
женности пальцев в двойных нотах, синхронности звучания в обеих руках. Для ясности
звучания мелодической линии можно поработать над двойными нотами таким образом:
задержать верхний звук, снять - нижний. Возможны такие споcобы работы: поиграть на
форте верхний звук, на пиано- нижний, поиграть отдельно мелодию верхнего голоса.
В аккомпанементе есть моменты двухголосия, над которым рекомендуем пора-
ботать отдельно (приложение I, пример №.6).
Лёгкие, подвижные терции первой части сменяются тяжёлыми, увесистыми секстами в
средней части (Фа мажор), что напоминает мужскую поступь. Способы работы над сек-
5
стами такие же (приложение I, пример №7).Педаль советуем брать минимальную, что-
бы не смазать остроту штриха стаккато.
Румыния. Румынский танец.
Следующая пьеса- воспоминание о Румынии, её природе с пирамидальными то-
полями, горами Карпатами. Пьеса имеет название «Румынский танец».
Мы попадаем в маленький шахтёрский городок, гостеприимные хозяева приглашают
нас на праздник с обильным застольем и с искромётными, зажигательными румынски-
ми танцами (приложение II, пример №4).
Форма-рондо (АВАСА и кода). Ритм довольно однообразный, в основном дви-
жение восьмыми нотами. Темп быстрый. Основной приём - пальцевое стаккато, требу-
ется отчётливый звук, хорошая координация рук, цепкие, активные кончики пальцев.
Основная тональность Соль мажор, в эпизодах – ми минор. В гармонии используются
интересные, пряные гармонии, мелодический мажор(VI,VII понижен-ные), гармониче-
ский мажор (VI пониженная), лидийский лад (IVповышенная), минор с повышенной IV
ступенью, увеличенная секунда, хроматизмы - всё это создаёт национальный колорит
(приложение I, пример №.8).
На смену весёлому бойкому танцу рефрена приходит грациозная, пластичная,
томная мелодия первого эпизода. В басу и мелодической линии появляются половин-
ные длительности (приложение I, пример №9)
Следует отдельно поработать над партией аккомпанемента, который изложен
альбертиевыми басами. Способы работы: поучить двумя руками (бас играем левой ру-
кой, звуки аккорда - правой, бас можно поиграть на октаву ниже, чтобы лучше прослу-
шать его, поиграть, собрав все звуки в аккорд, для лучшего запоминания)
Второй эпизод, как и первый написан в тональности ми минор. В однообразном движе-
нии восьмых, аккордах аккомпанемента, приходящихся на слабые доли, слышится при-
топтывание или быстрая дробь, отбиваемая ногами танцоров. Эпизод довольно сложен
в координационном плане. Важно не «увязнуть» в аккордах, сохранить опору на силь-
ных долях мелодии. Аккорды следует играть цепкими собранными пальцами, держа
руку близко к клавиатуре. Полезно поучить их беззвучно одновременно с правой рукой
(приложение I, пример №10).
Второй эпизод расширенный (16 тактов + 16 тактов). Музыка развивается вариа-
ционно. В мелодии появляются скачки, с акцентами, которые требуют точных целе-
направленных, слаженных движений пальцев (приложение I, пример №11). Левая рука
6
изложена разложенными аккордами (как в рефрене). Динамическое напряжение нарас-
тает, приводя к основной кульминации произведения.
Автор использует один и тот же приём при переходе от одной части к другой:
доминантовый септаккорд новой тональности.
Швеция. Домареданс.
Путешествие продолжается, и мы попадаем на многолюдные улицы Стокгольма.
И кого только здесь нет: праздношатающиеся горожане, туристы, клоуны, и, конечно,
музыканты, которые с удовольствием сыграют для вас шведский танец Домареданс
(приложение II, пример №.5).
Форма пьесы простая трёхчастная. Характер весёлый, темп пьесы оживлённый.
Большие скачки на стаккато, возможно, отражают широкие шаги или прыжки в танце.
Первая часть написана в Фа мажоре. В первой части два периода, каждое из ко-
торых состоит из двух предложений. В первом предложении две контрастные по дина-
мике и характеру фразы. Первая звучит на форте, вторая на меццо- пиано; пониженные
III, V,VI создают интересное гармоническое звучание этой фразе (приложение I, при-
мер №.12). Второе предложение полностью повторяет первое.
Во втором периоде характер несколько смягчается, звучит ре минор. Скачки в
мелодии уступают место поступенному движению (приложение.I, пример №.13).
Средняя часть в ре миноре. В изложении мелодии сохраняется штрих стаккато,
широкие интервалы. Но благодаря ладовой окраске(ре минор) и динамике(пиано), ха-
рактер смягчается, звучит лиричнее. Композитор использует различные знаки альтера-
ции в гармонии для создания неповторимых красок (приложение I, пример №.14). Ре-
приза повторяет первую часть.
В этой пьесе много двойных нот. Штрих стаккато на двойных нотах требует от
учеников активности и слаженности пальцев. Полезно поработать отдельно над верх-
ним голосом в двойных нотах, чтобы яснее услышать мелодию. Возможны такие спло-
собы работы над двойными нотами: задержать верхний звук, снять нижний и наоборот,
сыграть верхний звук на форте, нижний – на пиано. Большие скачки потребуют от уче-
ника свободы и хорошей координации движений, места с полифоническим изложением
- слухового контроля. Педаль прямая, на сильную долю.
Финляндия. Полька
Следующая пьеса «Полька», написана под впечатлением пребывания композито-
ра в Финляндии. Финны –люди простые, немного прямолинейные, таков характер и у
«Польки». Можно представить народное гулянье с музыкой, плясками. Танцоры берут-
7
ся за руки и начинают танцевать чинно и важно свою бесконечную чухонскую польку
(приложение II, пример №.6).
Форма пьесы трёхчастная. Первая часть-До мажор. Постоянно повторяется рит-
мическая фигура с «притоптыванием» на второй доле, штрих нон легато. Используют-
ся простые гармонии (T-Д) (приложение I, пример №15).
В средней части два разнохарактерных построения. В первом- короткими се-
квенциями звучат восходящие мотивы в сексту на легато в параллельном движении,
требующие от ученика синхронного исполнения. Движение плавное (приложение I,
пример №16). Во втором (ми минор) возвращается полька с характерным аккомпане-
ментом и штрихом нон легато в мелодии. Ученику следует поработать отдельно над
фактурой аккомпанемента (бас-аккорд) (приложение I, пример №17).
Требует внимания и переход к репризе(знаки альтерации, фермата на доминанте к
основной тональности - До мажор). Необходимо дослушать и перестроится на первона-
чальный характер.
Пьеса полезна для выработки координации, так как мелодия выстроена вертика-
лями и требует от ученика навыка прислушиваться к идеально синхронному звучанию
левой и правой рук.
Швейцария. Бюргерский танец
Далее мы попадаем в Швейцарию, где проводится фольклорный фестиваль
(приложение II, пример №17). Автор предлагает нам послушать Бюргерский танец
(бюргер-житель средневекового города)
Форма трёхчастная Характер весёлый, простоватый, решительный, смелый.
Иногда слышатся притоптывания танцующих. Тональность первой части Ми бемоль
мажор (приложение I, пример №18).
Средняя часть написана в до миноре. Меняется характер звучания, становится
более лёгким, форте сменяется пиано, слышатся лёгкие подскоки, мужской танец усту-
пает место женскому. Штрих стаккато потребует от ученика активных кончиков паль-
цев. Трудность представляет партия левой руки, которую нужно учить отдельно. Ак-
компанемент представлен как достаточно развитый голос, хотя ведущая роль принадле-
жит правой руке.
В средней части следует обратить внимание на интервалы тритоны, которые
придают интересную гармоническую окраску (приложение I, пример №19).
Австрия. Лендлер.
8
Наше путешествие продолжается по Австрии - одной из самых красивых стран в
Европе. Здесь течёт Дунай, на берегах которого расположился город Вена, в прошлом
центр огромной империи и музыкальная столица мира (приложение II, пример №.8). В
этом городе жили и творили свою музыку Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс. Ав-
стрийцы – люди обходительные, культурные, большие охотники до всяких развлече-
ний. Наверное, поэтому и возник здесь когда-то такой весёлый и наивный танец –
лендлер, который является музыкальным прадедушкой вальса.
Пьеса написана в двухчастной форме, по схеме А(а+b+a) + B (c+ d+a). Первая
часть написана в Ля мажоре. Звучит светло, радостно, легко, простодушно (mp, p). Ме-
лодия строится по звукам трезвучия, включает широкие интервалы (cексты, септимы,
октавы). Частая смена штрихов (нон легато, легато, стаккато) придаёт пьесе характер
изысканности, изящества и требует от ученика внимания.
Аккомпанемент в левой руке достаточно однообразен, строится на простой гар-
монической основе (T –Д- Т). Следует учить его отдельно, дослушивая половинные
длительности в басу, стараясь не выделять четвертные длительности на вторую и тре-
тью долю (приложение I, пример №20).
Во второй части характер меняется (параллельный фа диез минор) и становится
более взволнованным, тревожным, динамика нарастает и приводит к кульминации на
Доминанте основной тональности (приложение I, пример №21)
Перед учеником стоит задача равномерного распределения динамики (от меццо-
форте до форте), дослушать ноту с ферматой и вернуться в первоначальный темп и
основную тональность (приложение I, пример №22).
Педаль прямая, на сильную долю.
Италия. Тарантелла.
Путешествуя по странам Западной Европы, нельзя не заглянуть на Юг Италии,
где живут весёлые, открытые люди (приложение II, пример №9). Один из любимых на-
родных танцев здесь – тарантелла, быстрый, виртуозный танец с характерным ритмом
- дитя солнца и юга.
Форма трёхчастная, тональность Фа мажор. Есть отклонение в ре минор во вто-
ром предложении первой части. Мелодия, активно развиваясь, подходит к своей верши-
не во втором предложении на доминанте параллельной тональности.
Трудность для ученика представляет проведение на одном дыхании фразы, со-
стоящей из коротких мотивов, чередование разных штрихов и точная передача ритма
(приложение I, пример №23).
9
Средняя часть более спокойная. Её отличает полифоническое изложение (приложение I,
пример №24). В репризе расширенное последнее предложение, мелодия виртуозно и
легко взлетает к последнему звуку на пианиссимо.
В пьесе широко используются альтерированные ступени: IV повышенная, VI по-
ниженная, II пониженная.
Франция. Прогулка по Парижу.
Путешествие наше подходит к концу, и мы попадаем в Париж. Пьеса называется
«Прогулка по Парижу». Хорошо прогуляться по Елисейским полям, самой широкой и
красивой улице города. И вдыхать, вдыхать этот неповторимый парижский аромат…
(приложение.II, пример №10).
Пьеса написана в жанре вальса. Трёхчастная форма. Крайние части в До мажоре,
середина в ля миноре. Пьеса создаёт светлое, спокойное настроение. Смену тонально-
стей До мажора и ре минора в первой части следует оттенить различной окраской зву-
чания.
Фактура изложения напоминает игру на аккордеоне на улицах Парижа. В мело-
дии много повторяющихся звуков, которые должны звучать ровно, неназойливо, певуче.
Перед учеником стоит задача: объединить их в длинную мелодическую линию и услы-
шать скрытую полифонию. В аккомпанементе простые гармонии: Т - Д - Т. Аккомпане-
мент играется лёгким туше, басы подхватываются педалью (приложение I, пример
№25).
Во второй части характер приобретает оттенок сентиментальности, лёгкой гру-
сти. Меняется ритмический рисунок, мелодия приобретает песенный характер, развива-
ется секвенционно. Исполнителю нужно найти ощущение гибкого движения, чутко реа-
гирующего на все повороты мелодической линии.
Меняется и фактура аккомпанемента, который строится на звуках разложенно-
го трезвучия (приложение I, пример №26).Целесообразно поучить его отдельно, соби-
рая все звуки в аккорды. Следует добиваться от ученика дифференцированного звуча-
ния мелодии и аккомпанемента.
Вот и подошло к концу наше музыкальное путешествие по странам Западной
Европы. Предложенные пьесы будут способствовать знакомству учащихся с европей-
ской музыкальной культурой, помогут преподавателям разнообразить репертуар юных
пианистов и могут быть использованы как материал для самостоятельного ознакомле-
ния и исполнены на классных часах или родительских собраниях.
10
А закончить хочется словами Владимира Коровицына: «Музыкальное образова-
ние - это большой труд над самим собой. Поэтому я ценю решение тех родителей, кто
несмотря ни на что даёт возможность своему ребёнку посещать музыкальную школу.
Сам по себе вкус к действительно красивой музыке не придёт. В то же время понимание
настоящей музыки может сделать человека по- настоящему счастливым».
Список использованной литературы:
1.Алексеев А.А. Методика обучения игре на фортепиано. М., - 1978 г.
2. Тюлин Ю., Бершадская Т., Пустыльник И., Пэн А., Тер-Мартиросян Т., Шнитке А.
Ред. Тюлин Ю.Н. Музыкальная форма Москва, 1974г.
3.Малинина И.В. «Детский альбом» и «Времена года» П.И. Чайковского.
Приложение I
Пример № 1
Пример №2 (со второго такта)
11
Пример №3 (с третьего такта)
Пример №4
12
Пример №5 (со второго такта)
Пример №6
13
Пример №7(с третьеготакта)
Пример №8
Пример №9 (с четвёртого такта)
14
Пример №10
Пример №11(с третьего такта)
Пример №12
15
Пример №13
Пример №14(с четвёртого такта)
Пример №15
Пример №16 (с пятого такта)
16
Пример №17
Пример №18
Пример №19 (с третьего такта)
17
Пример№20
Пример №21
Пример №22
Пример №23
18
Пример №24
Пример №25
Пример №26 (с четвёртого такта)
19
ПриложениеII
Пример №1 Польша
20
Пример №2. Чехия
21
22
Пример №3. Словакия
23
Пример №4. Румыния.
24
Пример №5. Швеция
25
Пример №6. Финляндия
26
Пример №7. Швейцария
27
Пример №8. Австрия
28
29
Пример №9. Италия
30
31
Пример №10. Франция.
32
33