Напоминание

Фиксация плана действий при решении текстовых задач.


Автор: Машистова Анастасия Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №9"
Населённый пункт: Тольятти Самарская область
Наименование материала: Решение задач. Фиксация плана действий при решении текстовых задач.
Тема: Фиксация плана действий при решении текстовых задач.
Раздел: начальное образование





Назад




Тема. Решение задач. Фиксация плана действий при решении текстовых

задач

Цели:

Образовательные:

-

изучение нумерации двузначных чисел;

-

сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток;

сформировать

способность

к

записи,

сравнению,

сложению

и

вычитанию двузначных чисел, изображению двузначных чисел точками

числового отрезка;

-

формировать способность к сравнению, сложению и вычитанию длин

отрезков, выраженных в дм и см;

-

фиксация плана действий при решении текстовых задач;

-

закрепить навыки действий с круглыми числами.

Развивающие:

-

развитие

умения

планировать,

контролировать,

регулировать

и

анализировать собственную учебную деятельность;

-

развитие

сообразительности,

мышления,

произвольного

внимания,

памяти;

-

развитие умения рассуждать при решении логических задач;

Воспитательные:

-

создание у учащихся положительной мотивации к урокам математики

путём вовлечения каждого в активную деятельность;

-

воспитание потребности оценивать свою деятельность.

Оборудование:

-

листы с рабочими материалами для учащихся;

-

плакаты с цифровыми квадратами;

-

плакаты с задачами и схемами;

-

плакат «Путаница»;

-

плакат с цифрами;

-

плакат с 32 фигурами;

-

дидактическое пособие «Треугольники и точки».

Ход урока

I.

Организационный момент.

Создание положительного эмоционального фона.

Самоопределение к деятельности.

– Зашифруйте слов

С И Р У Л Т З А Б

1 2 3 4 5 6 7 8 9

АРБУЗ –

СТУЛ –

ЗУБ –

БАЗАР –

БЛУЗА –

ЛИСТ –

ТАЗ –

САЛАТ –

II. Актуализация знаний.

1.

Счет десятками (от 10 до 100).

Издавна люди считали по пальцам. На двух руках – десять пальцев,

поэтому при укрупнении единиц счёта общепринятой счётной единицей

стал десяток. Хотя есть и сейчас на земле племена, которые при счёте не

могут обойтись без помощи пальцев. Вместо числа 5 они говорят «рука»,

десять – две «руки», а двадцать - «весь человек» - тут уж присчитываются

и пальцы ног.

Давным-давно числа записывались по-другому. (плакат) В Египте, например,

числа первого десятка обозначались количеством палочек: 3 – |||, число 5 – |||||,

а число 10 – подковой.

Греки и славяне цифры обозначали буквами, но, чтобы не путать их с

обычными буквами, над ними ставили специальный знак.

Запись числа несколькими цифрами была принята в Индии, потом её

переняли арабы, и от арабов она уже перешла к нам. Поэтому мы называем

наши цифры арабскими.

– Откройте тетради, запишите решение.

1.

Запишите сумму и разность 7 и 3. На сколько сумма больше разности?

2. В букете 5 жёлтых и 8 белых роз. На сколько жёлтых роз меньше, чем

белых?

3. В очереди на приём к доктору Айболиту сидят 6 больных. Сначала доктор

вызвал в кабинет тех, у кого очень болели зубы. 3-ий и 5-ый больные пошли в

кабинет. Сколько больных осталось ждать своей очереди?

4. Мама испекла пироги. Она дала сыну 3 пирога, а дочке на 2 больше.

Сколько пирогов мама испекла?

5. В школьном саду росли деревья: 8 яблонь и 14 груш. Сколько килограммов

всего яблок и груш собрали школьники с деревьев осенью? (решить нельзя,

это неправильная задача).

6. Сосчитайте и запишите, сколько здесь предметов? «Путаница» (плакат)

– Сколько всего двузначных чисел, оканчивающихся нулём, можно записать?

Запишите.

III. Постановка проблемы. Открытие детьми нового знания.

– Подсчитайте число предметов, выделяя десятки.

(42

тетради,

56

палочек

в

связке,

35

фигур,

нарисованных

на

плакате)

Несколько

единичных

предметов

остаётся

в

таких

случаях

число

выражается в десятках и единицах.

–Давайте придумаем графическое изображение таких чисел.

35 фигур = 3 д 5 е =



– ДЕСЯТКИ



– ЕДИНИЦЫ

– Найдите сумму чисел 3 д 3 е и 1 д 5 е (с предметными моделями).

Вывод:

чтобы сложить числа, выраженные в десятках и единицах, надо к

десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.

– Найдите разность чисел 5 д 7 е и 2 д 2 е (с предметными моделями).

Вывод:

чтобы вычесть числа, выраженные в десятках и единицах, надо из

десятков вычесть десятки, а из единиц единицы.

V. Первичное закрепление знаний.

1. Работа с учебником.

Задание №3, страница 55.

– Сосчитайте, запишите ответ в учебнике. Сделайте вывод.

(учащиеся

в

форме

коммуникативного

взаимодействия

решают

типовые

задания

на

новый

способ

действий

с

проговариванием

установленного алгоритма во внешней речи)

Задание №6.

– Внимательно посмотрите на задание в № 6.

– Какой компонент нужно найти под буквой а)?

– Как найти неизвестное слагаемое?

– Как найти неизвестное вычитаемое?

Психогимнастика.

Правой рукой помассируйте каждый палец левой руки. То же сделайте

правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно

его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами.

Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга,

Указательного – улучшает работу желудка,

Среднего – кишечника и позвоночника,

Безымянного – печени,

Мизинец помогает работе сердца.

Встряхните руки, словно сбрасываете капельки воды.

(то же самое делайте дома со стопами ног).

2. Решение проблемной ситуации.

– Внимательно прочтите задачу и сравните с рисунком на плакате. (Плакат с

рисунком

и

условие

задачи

разного

содержания.)

Про

этих

ли

воробьёв

задача? Составьте задачу по картине. Устно решите её.

– Теперь задачу, записанную на доске, решите в тетради по плану:

1)

Нарисуйте схему.

2)

Запишите краткую запись.

3)

Решите задачу.

На одном дереве 7 воробьёв, а на другом на 3 воробья

больше. Сколько воробьёв на двух деревьях?

I вариант

II

вариант

1)

7+3=10 (в.) – на II дереве.

2)

10+7 = 17 (в.)

Ответ: 17 воробьев всего.

3. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Задания:№2, страница 54, №5 (а,б), страница 55.

Самопроверка и выводы на основе опорного сигнала



2 д 1 е + 1 д 3 е = 3 д 4 е

2 дм 1см + 1дм 3см = 3 дм 4см

Ч т о б ы

с л о ж и т ь

ч и с л а ,

выраженные в десятках

и

единицах,

можно

к

десяткам

прибавить

десятки, а к единицам

– единицы.











3 д 5 е – 2 д 1 е = 1 д 4 е

3 дм 5 см – 2 дм 1 см = 1 дм 4 см

Ч т о б ы

в ы ч е с т ь

ч и с л а ,

в ы р а же н н ы е

в

д е с я т ка х

и

единицах,

можно

из

десятков

вычесть десятки, а из единиц –

единицы.

7 в.

3 в.

? в.

I

II

Д. – 7в.



Д. - ? в., на 3в. больше

4. Логические задачи. Включение в систему знаний и повторение.

Используя суммы рядов и колонок, которые указаны справа и внизу, попытайтесь найти

значения А, Б, В, Г.

А

В

3

3

А=__

Б

Б

6

6

Б=__

5

4

5

4

В=__

Б

В

4

4

А=__

А

Г

6

6

Б=__

3

7

3

7

В=__

Г=__

А

Б

5

5

А=__

В

В

6

6

Б=__

4

7

4

7

В=__

V. Рефлексия деятельности.

– Что порадовало на уроке?

– Что заинтересовало?

– Что показалось трудным?

– Над чем ещё придётся поработать дома?

V

. Инструктаж по домашнему заданию. № 1,5 (г), стр. 55



В раздел образования