Автор: Машистова Анастасия Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №9"
Населённый пункт: Тольятти Самарская область
Наименование материала: Решение задач. Фиксация плана действий при решении текстовых задач.
Тема: Фиксация плана действий при решении текстовых задач.
Раздел: начальное образование
Тема. Решение задач. Фиксация плана действий при решении текстовых
задач
Цели:
Образовательные:
-
изучение нумерации двузначных чисел;
-
сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток;
сформировать
способность
к
записи,
сравнению,
сложению
и
вычитанию двузначных чисел, изображению двузначных чисел точками
числового отрезка;
-
формировать способность к сравнению, сложению и вычитанию длин
отрезков, выраженных в дм и см;
-
фиксация плана действий при решении текстовых задач;
-
закрепить навыки действий с круглыми числами.
Развивающие:
-
развитие
умения
планировать,
контролировать,
регулировать
и
анализировать собственную учебную деятельность;
-
развитие
сообразительности,
мышления,
произвольного
внимания,
памяти;
-
развитие умения рассуждать при решении логических задач;
Воспитательные:
-
создание у учащихся положительной мотивации к урокам математики
путём вовлечения каждого в активную деятельность;
-
воспитание потребности оценивать свою деятельность.
Оборудование:
-
листы с рабочими материалами для учащихся;
-
плакаты с цифровыми квадратами;
-
плакаты с задачами и схемами;
-
плакат «Путаница»;
-
плакат с цифрами;
-
плакат с 32 фигурами;
-
дидактическое пособие «Треугольники и точки».
Ход урока
I.
Организационный момент.
Создание положительного эмоционального фона.
Самоопределение к деятельности.
– Зашифруйте слов
С И Р У Л Т З А Б
1 2 3 4 5 6 7 8 9
АРБУЗ –
СТУЛ –
ЗУБ –
БАЗАР –
БЛУЗА –
ЛИСТ –
ТАЗ –
САЛАТ –
II. Актуализация знаний.
1.
Счет десятками (от 10 до 100).
Издавна люди считали по пальцам. На двух руках – десять пальцев,
поэтому при укрупнении единиц счёта общепринятой счётной единицей
стал десяток. Хотя есть и сейчас на земле племена, которые при счёте не
могут обойтись без помощи пальцев. Вместо числа 5 они говорят «рука»,
десять – две «руки», а двадцать - «весь человек» - тут уж присчитываются
и пальцы ног.
Давным-давно числа записывались по-другому. (плакат) В Египте, например,
числа первого десятка обозначались количеством палочек: 3 – |||, число 5 – |||||,
а число 10 – подковой.
Греки и славяне цифры обозначали буквами, но, чтобы не путать их с
обычными буквами, над ними ставили специальный знак.
Запись числа несколькими цифрами была принята в Индии, потом её
переняли арабы, и от арабов она уже перешла к нам. Поэтому мы называем
наши цифры арабскими.
– Откройте тетради, запишите решение.
1.
Запишите сумму и разность 7 и 3. На сколько сумма больше разности?
2. В букете 5 жёлтых и 8 белых роз. На сколько жёлтых роз меньше, чем
белых?
3. В очереди на приём к доктору Айболиту сидят 6 больных. Сначала доктор
вызвал в кабинет тех, у кого очень болели зубы. 3-ий и 5-ый больные пошли в
кабинет. Сколько больных осталось ждать своей очереди?
4. Мама испекла пироги. Она дала сыну 3 пирога, а дочке на 2 больше.
Сколько пирогов мама испекла?
5. В школьном саду росли деревья: 8 яблонь и 14 груш. Сколько килограммов
всего яблок и груш собрали школьники с деревьев осенью? (решить нельзя,
это неправильная задача).
6. Сосчитайте и запишите, сколько здесь предметов? «Путаница» (плакат)
– Сколько всего двузначных чисел, оканчивающихся нулём, можно записать?
Запишите.
III. Постановка проблемы. Открытие детьми нового знания.
– Подсчитайте число предметов, выделяя десятки.
(42
тетради,
56
палочек
в
связке,
35
фигур,
нарисованных
на
плакате)
–
Несколько
единичных
предметов
остаётся
–
в
таких
случаях
число
выражается в десятках и единицах.
–Давайте придумаем графическое изображение таких чисел.
35 фигур = 3 д 5 е =
– ДЕСЯТКИ
– ЕДИНИЦЫ
– Найдите сумму чисел 3 д 3 е и 1 д 5 е (с предметными моделями).
Вывод:
чтобы сложить числа, выраженные в десятках и единицах, надо к
десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.
– Найдите разность чисел 5 д 7 е и 2 д 2 е (с предметными моделями).
Вывод:
чтобы вычесть числа, выраженные в десятках и единицах, надо из
десятков вычесть десятки, а из единиц единицы.
V. Первичное закрепление знаний.
1. Работа с учебником.
Задание №3, страница 55.
– Сосчитайте, запишите ответ в учебнике. Сделайте вывод.
(учащиеся
в
форме
коммуникативного
взаимодействия
решают
типовые
задания
на
новый
способ
действий
с
проговариванием
установленного алгоритма во внешней речи)
Задание №6.
– Внимательно посмотрите на задание в № 6.
– Какой компонент нужно найти под буквой а)?
– Как найти неизвестное слагаемое?
– Как найти неизвестное вычитаемое?
Психогимнастика.
Правой рукой помассируйте каждый палец левой руки. То же сделайте
правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно
его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами.
Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга,
Указательного – улучшает работу желудка,
Среднего – кишечника и позвоночника,
Безымянного – печени,
Мизинец помогает работе сердца.
Встряхните руки, словно сбрасываете капельки воды.
(то же самое делайте дома со стопами ног).
2. Решение проблемной ситуации.
– Внимательно прочтите задачу и сравните с рисунком на плакате. (Плакат с
рисунком
и
условие
задачи
разного
содержания.)
Про
этих
ли
воробьёв
задача? Составьте задачу по картине. Устно решите её.
– Теперь задачу, записанную на доске, решите в тетради по плану:
1)
Нарисуйте схему.
2)
Запишите краткую запись.
3)
Решите задачу.
На одном дереве 7 воробьёв, а на другом на 3 воробья
больше. Сколько воробьёв на двух деревьях?
I вариант
II
вариант
1)
7+3=10 (в.) – на II дереве.
2)
10+7 = 17 (в.)
Ответ: 17 воробьев всего.
3. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Задания:№2, страница 54, №5 (а,б), страница 55.
Самопроверка и выводы на основе опорного сигнала
2 д 1 е + 1 д 3 е = 3 д 4 е
2 дм 1см + 1дм 3см = 3 дм 4см
Ч т о б ы
с л о ж и т ь
ч и с л а ,
выраженные в десятках
и
единицах,
можно
к
десяткам
прибавить
десятки, а к единицам
– единицы.
3 д 5 е – 2 д 1 е = 1 д 4 е
3 дм 5 см – 2 дм 1 см = 1 дм 4 см
Ч т о б ы
в ы ч е с т ь
ч и с л а ,
в ы р а же н н ы е
в
д е с я т ка х
и
единицах,
можно
из
десятков
вычесть десятки, а из единиц –
единицы.
7 в.
3 в.
? в.
I
II
Д. – 7в.
Д. - ? в., на 3в. больше
4. Логические задачи. Включение в систему знаний и повторение.
–
Используя суммы рядов и колонок, которые указаны справа и внизу, попытайтесь найти
значения А, Б, В, Г.
А
В
3
3
А=__
Б
Б
6
6
Б=__
5
4
5
4
В=__
Б
В
4
4
А=__
А
Г
6
6
Б=__
3
7
3
7
В=__
Г=__
А
Б
5
5
А=__
В
В
6
6
Б=__
4
7
4
7
В=__
V. Рефлексия деятельности.
– Что порадовало на уроке?
– Что заинтересовало?
– Что показалось трудным?
– Над чем ещё придётся поработать дома?
V
. Инструктаж по домашнему заданию. № 1,5 (г), стр. 55