Автор: Любимова Галина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад №108"
Населённый пункт: Сыктывкар
Наименование материала: Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
Тема: Познавательно-исследовательский проект «Чудо-магнит»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 108»
г. Сыктывкар
Опытно-
экспериментальная
деятельность в ДОУ
познавательно-исследовательский
проект
«Чудо-магнит»
Разработала: Любимова Г.В.
2019
Актуальность: Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе
экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет
ребенку
моделировать
в
своем
сознании
картину
мира,
основанную
на
собственных
наблюдениях,
опытах,
установлении
взаимозависимостей,
закономерностей. Исследовательская, поисковая активность – естественное
состояние ребенка. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.
Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории
появления,
о значимости в жизнедеятельности человека. В дошкольном
возрасте
в
процессе
развития
познавательной
деятельности
у
ребёнка
формируется
стремление
узнать
и
открыть
для
себя
как
можно
больше
нового.
Проблема:
В
последнее
время
я
обратила
внимание
на
то,
что
дети
с
увлечением составляют из цветных магнитов узоры на доске. Сначала детей
занимала сама игра, но потом их стало интересовать, почему всё так прочно
держится. И так, детям захотелось выяснить, что такое магнит, какие тайны
хранит он в себе. Увидев интерес детей к магнитам, я решила поближе
познакомить их со свойствами магнитов и об их использовании человеком в
жизни. Способность магнитов притягивать к себе предметы, всегда вызывала
у
людей
удивление.
Для
того,
чтобы
раскрыть
секреты
магнита,
нужно
изучить литературу, провести ряд опытов, экспериментов.
Гипотеза: Предположим, что магнит – объект, который создаёт магнитное
поле,
обладает
свойством
притягивать
другие
предметы
и
широко
используется в жизни человека.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский.
Длительность: апрель 2019
Участники
проекта:
Воспитатель,
дети
подготовительной
группы,
родители.
Интеграция
образовательных
областей:
«Социально-коммуникативное
развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-
эстетическое».
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со
свойствами магнита.
Задачи:
Обучающие:
учить
обследовать
предмет
и
экспериментировать
с
ним;
формировать представление о свойствах магнита; познакомить с понятиями
«магнит», «магнетизм», «магнитные силы».
Развивающие:
развивать
мыслительные
операции,
умение
выдвигать
гипотезы, делать выводы; активизировать словарь детей; - способствовать
воспитанию
самостоятельности
и
развитию
коммуникативных
навыков
общения;
Воспитывающие: воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил
техники безопасности. Воспитывать чувство взаимопомощи сверстникам.
Планируемые результаты:
После завершения проекта дошкольники смогут:
-
проявлять
интерес
к
исследовательской
деятельности,
самостоятельно
формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно
со взрослыми);
-
осуществлять
поиск
информации
(самостоятельно
и
совместно
со
взрослыми);
- собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять
собственную точку зрения (самостоятельно и совместно со взрослыми);
- научатся самостоятельно работать в коллективе;
-
обогатится
словарь
дошкольников
научными
терминами
по
теме
«Магниты».
Виды деятельности:
Познавательная
Познавательно-исследовательская
Экспериментальная
Творческая
Речевая
Наглядно-агитационная
Самостоятельная
Игровая
Взаимодействие с родителями
Формы совместной деятельности воспитателя и ребенка:
Наблюдения
Опыты
Эксперименты
Речевые игры
Поисково-исследовательская деятельность
Занятия познавательной деятельности
Выставка детских рисунков
Игры: настольно-печатные, словесные.
Беседы
Рассматривание картин, иллюстраций.
Просмотр обучающих слайдов.
Участие родителей в проекте:
Подбор оборудования в центр экспериментирования
Участие в презентации
Выпуск журналов
Выставка рисунков
Просвещение: через родительские уголки, папки-передвижки
Анкетирование
Беседы
Разработка памяток, буклетов.
Создание картотеки опытов и экспериментов
День открытых дверей.
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный.
Подбор методической литературы и информации Интернета.
Информация для родителей. Анкетирование родителей по данной проблеме.
Подбор оборудования для детского экспериментирования:
Магниты разной фигуры, величины, цвета, компас, стаканы, бутылки, банки,
карандаши,
веревки,
камешки,
металлические
предметы
из
разного
материала (железо, алюминий, медь, серебро), воздушные шары, пластилин,
мелкие вещи из различных материалов, бумага, ткань, фольга, скрепки.
2 этап: основной.
Организация работы над проектом.
Теоретическая часть: составление плана проекта работы с детьми, разработка
конспектов и описание проведения опытов, экспериментов, создание фильма
«Чудо-магнит»,
консультации
для
родителей
по
теме
«
Эксперименты
с
магнитом дома».
Практическая часть:
1. НОД.
2. Опыты-эксперименты по данной проблеме.
3. Создание картотеки опытов.
4.
Связь
с
другими
видами
деятельности:
игровая,
продуктивная,
познават ельно-исслед оват ельская
(с амо стоя т ельные
о п ы т ы ) ,
коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).
3 этап: заключительный. «Презентация проекта».
Представление результатов проекта на педсовете в виде:
- Проведение НОД в неделе педагогического мастерства.
-Творческая презентация «Пробуем, экспериментируем, рассуждаем, делаем
выводы».
- Конспект итогового занятия с детьми «Чуд-магнит».
- Оформление информационно-исследовательского проекта «Чудо-магнит».
Описание методов оценивания.
В
начале
проектной
деятельности
педагогом
уточняются
представления
дошкольников
о
свойствах
магнита.
Проводится
оценка
первоначальных
представлений
детей
старшего
дошкольного
возраста
(диагностика).
Обсуждаются
вопросы,
на
которые
дети
хотели
бы
получить
ответ,
составляется план проведения проекта, который предусматривает активное
участие
взрослых
и
детей,
разрабатывается
план
проекта
по
данной
проблеме.
После завершения работы над проектом проводится его презентация.
План реализации проекта
Образовательные
области
Формы работы с
детьми
Задачи
Социально-
коммуникативное
развитие
Беседа: «Человек и
магнит»,
Чтение детской
энциклопедии «Хочу все
знать».
Просмотр мультфильма
«Фиксики» («Магнит»,
«Компас»).
Расширить представление детей о
пользе, значении магнита в
жизни человека, применение
магнита в промышлености.
Развивать любознательность,
внимание.
Формировать умение
поддерживать беседу на
знакомых фактах, из личного
опыта просмотренных фильмов.
Познавательное
развитие
Просмотр слайдов
«Волшебный магнит»,
«Космос».
Опыты:
«Как обнаружить магнит
в предмете»»,
«Магнитная змейка»,
«Волшебная рукавичка»,
«Магнитные гонки»,
«Рыболовы»,
«Земля – магнит», «Сила
магнита», «Магнитная
стрелка», «Стальной
барьер»,
«Полярное сияние»
«Необычная картина»
«Все ли притягивает
магнит», «Как достать
скрепку из воды не
намочив рук»
Познакомить детей с природным
происхождением магнита.
Развивать навыки проведения
опытов; умение проговаривать
проведение исследовательской
работы, умение сформулировать
выводы; развивать мышление,
творческое воображение.
Умение выделять проблему,
высказывать предположения,
гипотезы, способы их решения,
аргументировать и доказывать.
Помогать накоплению у детей
конкретных представлений о
магните и его свойствах
притягивать предметы; выявить
материалы, которые могут стать
магнетическими; отделять
магнетические предметы от
немагнетических, используя
магнит, изучить влияние
магнетизма на разные предметы
Речевое развитие
Н. Носов «Телефон»,
Сказки «Мечты одного
магнита», « Легенды о
магнитах».
Разучивание
стихотворения о
магните.
Дать знания о магните через
художественную литературу.
Художественно-
Рисование «Фигурные
Дать детям рисовать при помощи
эстетическое
развитие
магниты», «Нарисуй
опыты, которые ты
ставил дома», «Рисунки
магнитом»,
«Свойства магнита» -
рисование схем,
моделей, алгоритмов.
магнита и металлической
пластинки, которая в краске.
Умение изображать схемы,
модели, алгоритмы,
фиксирование проведенных
опытов рисунками в альбоме
«Наши опыты».
Развитие игровой
деятельности
Магнитные
конструкторы
«Магнитные фигуры»,
«Магнитные цифры»,
«Магнитная азбука»,
Магнитная мозаика
«Всякая всячина»,
«Магмастер», игры на
магнитной доске с
магнитными игрушками
«Дракоша», «Сказочный
бал».
Формировать опытно-поисковую
деятельность при решении задач
в игре. Расширять кругозор,
развивать познавательный
интерес.
Работа с родителями
Оформление информационных родительских уголков: выпуск буклетов, памяток,
папок-передвижек.
Анкетирование родителей.
Подбор картотеки элементарных опытов и экспериментов с детьми дома.
Подбор оборудования и материалов в центр экспериментирования.
Совместное создание кукольного театра на магнитах.
Составление проекта «Волшебный магнит» вместе с детьми.
Работа с педколлективом
Проведение консультации «Опыты с магнитом дома».
Показ НОД «Удивительный магнит». Взаимопросмотр НОД.
Защита проекта на педсовете.
Практическая значимость проекта:
* для общества – ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской
деятельности
способен
самостоятельно
решать
возникающие
задачи,
что
необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме;
* для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств.
Результат проекта:
После проведения всех наблюдений, опытов, бесед и презентаций, посвященных
изучения
магнита,
у
детей
стойко
сформировалось
представление
о
понятии
магнита, его свойствах, причинах магнетизма в предметах, может ли человек
обойтись без магнита. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную
активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и
размышлению.
После завершения проекта дошкольники:
- проявляют интерес к использованию магнита человеком, самостоятельно могут
формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно со
взрослыми);
- с помощью опытов и экспериментов доказали, что магнит имеет свойство
намагничивать только определенные предметы, у детей развились такие качества,
как
любознательность,
наблюдательность,
мыслительная
деятельность,
умственные способности, речь, научились анализировать. Появилось желание к
исследовательской деятельности;
- осуществляют поиск информации (самостоятельно и совместно со взрослыми);
- собирают, обобщают и оценивают факты, могут формулировать и представляют
собственную точку зрения (самостоятельно и совместно со взрослыми);
Самооценка по теме самообразования:
– приобщилась к интересному делу, обогатила свои представления о свойствах
магнита;
– усваивала новую информацию не с помощью запоминания, а через
самостоятельную практическую деятельность;
– получила опыт сотрудничества и общения с группой детей;
– обобщила все накопленные знания в виде, проведенного мероприятия перед
детьми своего возраста.
Итог: магнит – объект, который создаёт магнитное поле, обладает свойством
притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.
Литература:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. /О.В. Дыбина (отв.
Ред.). – М.- ТЦ «Сфера», 2002. – 192 с.
2. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка –
Пресс», 2004 г.
3. Короткова Н. Познавательно-исследовательская деятельность старших
дошкольников // Журнал «Ребёнок в детском саду» № 3 – 2003г. - с. 4 – 13.
4. Короткова Н. Познавательно-исследовательская деятельность старших
дошкольников, // Журнал «Ребёнок в детском саду» № 4 – 2003г. - с. 11 – 22.
5. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. – М.:
Педагогическое общество России, 2003 г.
6. Мартынова Е. А., Сучкова И.М. «Организация опытно-экспериментальной
деятельности детей 2-7 лет». 2011 г. - 112 с.
7. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010 г.
8. Перельман Я. И «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995г. –
462 с.
9. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности
дошкольников: Методические рекомендации» – 3-е изд., испр. доп. – М.:
АРКТИ, 2008. – 64с.
10. Савенков А.И. «Исследовательские методы обучения».//
Журнал «Дошкольное воспитание» № 12 – 2005 г. - c.3 – 11.
11. Чехонина О. «Экспериментирование как основной вид поисковой
деятельности» // Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 – 2007г. С. 13 – 16.
Конспект НОД
опытно-экспериментальной деятельности
«Удивительный магнит»
Подготовительная группа
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со
свойствами магнита.
Задачи:
Обучающие: Формировать навыки исследовательской деятельности; умение
объяснять и фиксировать результаты доступными методами, принимать и
ставить перед собой цель эксперимента.
Развивающие:
Р а з в и в а т ь
у м е н и е
п р о г о в а р и в а т ь
п р о в е д е н и е
исследовательской
работы,
умение
сформулировать
выводы.
Развивать
мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать умозаключения,
умение рассуждать.
Развивать речь и пополнять словарь научными терминами.
Воспитательные:
Воспитывать
умение
слушать
и
слышать
взрослого,
сверстников. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Материал: посылочный ящик, большой магнит, молоток.
Опыт первый: пластмассовая емкость с мелкими предметами: кусочки ткани,
бумаги, пластмассы – пуговицы, резины – канцелярская резинка, дерева –
зубочистки,
камушки,
из
металла:
меди
–
проволока,
серебра,
золота
–
кольца, алюминия - ложка, монетки, скрепки, болтики, винтики), магнит на
каждого ребенка, таблицы, карандаши простые.
Опыт второй: магнит.
Опыт третий: 3-4 скрепки, магнит.
Физкультминутка: рыбки со скрепками, удочки с магнитами.
Опыт четвертый: скрепка, карандаш, ½ альбомного листа, магнит.
Опыт пятый: стаканы с водой, скрепка, магнит.
Опыт шестой: скрепка, ½ картона, стол, пластмассовые баночки, магнит.
Игра «Найди предметы»: песочные часы, магнит.
Игра «Магнитный пластилин»: пластилин, магнитики.
Ход:
1. Организационная часть.
Ребята, сегодня утром в нашу группу пришла посылка.
Посмотрим, что
внутри? Дети рассматривают большой камень.
Что это за камень? Нам
нужно его исследовать. Для этого у меня есть специальное место, где есть всё
для исследования этого камня и провести над ним опыты. Я вас приглашаю в
свою лабораторию. Кто скажет, как это место называется? (Лаборатория). Кто
работает в лаборатории? (Учёные). Хотите быть учёными?
Нам
необходимо
знать
правила
поведения
в
лаборатории.
Обсудим,
что
можно и нужно делать в лаборатории? (Ставить опыты, рассуждать, думать,
внимательно
слушать,
смотреть,
наблюдать,
делать
выводы).
Что
нельзя
делать в лаборатории? (Нельзя говорить без надобности и перебивать друг
друга,
нельзя
выкрикивать
и
кричать,
нельзя
портить
оборудование
лаборатории).
Что вы знаете о магните? (Ответы детей).
Давайте рассмотрим магнит и подумаем, с чего начнём наше исследование.
Начнём с его описания. Какой он? (по цвету он серый, по весу он тяжёлый). А
какой он по прочности, проверим при помощи молотка. Вот это да, он
прочный,
твердый,
да
ещё
и
молоток
не
отпускает!
Кто
скажет
почему? (Потому что это магнит?).
Вы сказали, что это магнит. По одной из легенд, магнит был назван в честь
пастуха овец Магниса, который жил в древние времена и обнаружил этот
волшебный камень.
Ребята, как и все учёные, результаты наших исследований, мы будем заносить
в таблицу. Скажите, пожалуйста, какое самое главное свойство магнита? (Он
притягивает к себе металл). Да, это свойство называется магнетизм. Давайте
это проверим, так ли это или нет? Уважаемые ученые, занимайте свои места.
2. Практическая часть.
Опыт первый. «Притягиваются – не притягиваются»
Материал: пластмассовая емкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги,
пластмассы – пуговицы, резины – канцелярская резинка, дерева – зубочистки,
камушки, из металла: меди – проволока, серебра, золота – кольца, алюминия -
ложка, монетки, скрепки, болтики, винтики), магнит, таблицы, карандаши
простые.
Ребята, рассмотрите все предметы, которые находятся в тарелочке:
- Определите, их какого материала каждый предмет.
-
Что
произойдет
с
предметами,
если
к
ним
поднести
магнит?
(дети
высказывают предположения, что некоторые притянутся к магниту).
- Отложите все предметы, которые притягиваются к магниту.
- Какие предметы притягиваются к магниту? (металлические, но не все: медь,
золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются).
- Назовите предметы и материал, которые не притягиваются к магниту?
(бумага, ткань, резина, пластмасса, дерево).
Вывод: не все металлические предметы притягиваются к магниту: медь,
золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются.
- Результаты вашего исследования будете отмечать в таблице. В таблице под
№1нарисованы предметы, с которыми вы провели эксперимент. Под рисунки
ставите знак «+», предметы, которые притягиваются к магниту, знак «-», те
предметы, которые не притягиваются к магниту.
Опыт второй. «Два магнита»
Материал: магнит.
- Поднесите свой магнит к магниту соседа.
-
Объясните,
что
будет
происходить? (Магниты
то
соединяются,
то
отталкиваются друг от друга).
-
Когда
магниты
притягиваются,
а
когда
отталкиваются?
(Когда
соединяем «северный» и «южный» полюса, то магниты притягиваются. Когда
соединяем «северные» о н и
о т т а л к и в а ю т с я
и «южные» т о ж е
б у д у т
отталкиваться). Красным цветом показан южный полюс, синим – северный
полюс.
Вывод: магниты имеют северные и южные полюса. Северные и южные
полюса притягиваются. Два одинаковых полюса – отталкиваются.
Отметить в таблице №2. Перед вами магнитные человечки с определенными
полюсами. Проведите от них линии к магниту.
Опыт третий. «Необычная скрепка»
Материал: 3-4 скрепки, магнит.
- Поднесите магнит к скрепке.
- Расскажите, что с ней произошло (притянулась).
- Почему скрепка притянулась? (на нее действуют магнитные силы).
- Осторожно поднести скрепку к другой скрепке и выяснить, что с ними
происходит (они притянулись к скрепке).
- Почему скрепка притянулась к скрепке? (скрепка стала «магнитной»).
-
Осторожно
отсоедините
первую
скрепку
от
магнита,
вторая
держится,
выясните,
почему
вторая
скрепка
держится
за
первую?
(скрепка
намагнитилась).
Дети составляют цепочку из мелких предметов, осторожно поднося их по
одному к ранее намагниченному предмету.
Вывод: к намагниченному предмету притягиваются другие предметы.
Занести в таблицу: нарисовать магнитную цепочку из скрепок).
Физкультминутка «Рыбалка».
Материал: рыбки со скрепками, удочки с магнитами.
Кто больше наловит рыб.
Опыт четвертый. «Магниты действуют на расстоянии».
Материал: скрепка, карандаш, ½ альбомного листа, магнит.
Теперь мы должны узнать, действует ли сила магнита на расстоянии.
- Нарисуйте на альбомном листе линию и положите на нее скрепку.
- Теперь потихоньку подносите к этой линии магнит.
- На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет к
магниту. Отметьте это расстояние.
- Проведите этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из
них сильные - примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие
слабые
-
примагничивают
скрепку
с
близкого
расстояния.
Причем,
это
расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его
магнитных свойств. Нарисовать на бумаге.
Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы
на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".
Этот результат опыта вы зафиксировали на бумаге.
Задачка на сообразительность.
Незаметно
уронить
скрепку
на
пол.
Попросить
детей
помочь
найти
ее.
Действия детей.
Опыт пятый «Не намочив руки».
Материал: стаканы с водой, скрепка, магнит.
Перед вами стаканы с водой, в нём скрепка.
- Как достать скрепку не намочив при этом рук?
-
Расскажите,
что
вы
делали
и
что
получилось? (Скрепка
следует
за
движением магнита вверх).
- Какая сила двигала скрепку? (Магнитная).
Вывод: Магнитные силы проходят через стекло и воду. Давайте занесём
результат в таблицу.
В таблице №5 стакан с водой отметим знаком «+», что магнитные силы
проходят через воду и стекло.
Опыт шестой. «Танцующая скрепка».
Предлагаю вам поиграть в игру «Танцующая скрепка».
Материал: скрепка, ½ картона, стол, пластмассовые баночки, магнит.
- Перед вами картонная бумага, положите скрепку на картон. Поводите снизу
картонки своим магнитом. Что происходит? Скрепка двигается. А почему она
двигается?
- Положите скрепку на стол. Поводите магнитом под крышкой стола. Что
наблюдаем?
-
Положите
скрепку
в
пластмассовую
баночку.
Поводите
магнитом
под
баночкой. Что наблюдаем?
Вывод: Магнитные силы действуют через картон, дерево, пластмассу.
Результат опыта занести в таблицу №6. Условные знаки: на картоне - скрепка,
под картоном – магнит: показать стрелками направления движения скрепки.
Аналогично со столом и пластмассовой баночкой.
Игра «Найди предметы».
Материал: песочные часы, магнит.
- Я предлагаю отправиться в «путешествие» по группе с магнитом и найти то,
что притягивается к магниту. Предметы брать с собой не надо, а запомните
их.
Когда
вернётесь
из «путешествия»,
расскажите
о
своих
находках
и
открытиях. Время определим по песочным часам, вы должны вернуться на
свои места к тому моменту, когда песок в песочных часах в верхней части
закончится.
- Рассуждения и ответы, выводы детей.
Игра «Магнитный пластилин».
Материал: пластилин, мини-магнитики.
- У меня есть волшебный магнитный пластилин. Давайте скатаем из него
шар, вытянем ушки, вставим глазки и поднесём магнит. Посмотрите, как он
ведёт себя рядом с магнитом.
Рассуждения и ответы, выводы детей.
3.Заключительная часть.
Уважаемые
ученые!
Человек
применяет
магнит
очень
часто.
Он
есть
в
компьютере, наушнике, телефоне, банковской карте, компасе, микрофоне, в
игрушках.
Как вы думаете, дорогие учёные, мы справились с заданием?
Закрепление материала по таблице.
Это магнит, который мы сегодня получили, отправим в среднюю группу,
пусть дети тоже узнают о свойствах магнита.