Автор: Шарабарина Анна Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №2 "Радуга"
Населённый пункт: город Лодейное Поле Ленинградской области
Наименование материала: конспект НОД в средней группе
Тема: "Широкая масленица"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
непосредственно-образовательной
деятельности
по
познавательно-речевому
развитию в средней группе на тему: «Широкая масленица»
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры, ознакомление с праздником Масленица.
Задачи:
образовательные задачи:
- сформировать представление о праздничных обрядах Масленицы;
- закрепить знание дней недели;
- познакомить с картиной Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица»;
- обучать рассматриванию картины;
- выделять в предложенной картине главное;
- обучать приёмам рассказывания по картине;
- учить выразительно рассказывать выученные стихотворения;
- познакомить с понятием «родственные слова»;
- совершенствовать синтаксическую сторону речи ;
- активизировать в речи слова, выражающие приветствие и прощание;
- познакомить с приемами скручивания салфеток.
развивающие задачи:
- развивать умение выбирать лишний предмет по какому либо признаку и аргументировать свой
выбор;
- развивать умение находить родственные слова;
- развивать мелкую и общую моторику, координацию и переключаемость движений;
воспитательные задачи
-
воспитывать
патриотизм
через
возрождение
и
преображение
богатого
опыта
русских
традиций;
- обогащать духовный мир детей;
- воспитывать эстетические чувства при восприятии картины;
- совершенствовать личностные качества, навыки сотрудничества;
- воспитывать навыки культуры поведения.
Словарная работа
Закличка, скоморох.
Материалы и оборудование
Демонстрационный материал (кукла-Масленица, презентация «Масленица», слайд с картиной
Б. М. Кустодиева «Масленица»). Раздаточный материал (дорожки со следами, кусочки салфеток)
Предварительная работа
- дидактические игры для развития ориентировки во времени;
- составление описательных рассказов по картинкам;
- упражнения в подборе однокоренных слов.
Активные методы обучения:
Игровые:
введение
игрового
персонажа,
дидактическая
игра
«Что
лишнее»,
игровое
упражнение «Похожие слова».
Средства обратной связи: отгадывание загадок.
Решение проблемных задач: Назови похожие слова? Какая картинка лишняя?
Обучение
по
алгоритму:
сюжет
образовательной
деятельности
разворачивается
последовательно в соответствии с днями масленичной недели;
Стимулирование: словесные поощрения.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1.
Вводная часть.
Сюрпризный момент.
-Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима).
-Да, сейчас зима, но она уже подходит к концу, а какое время года наступит? (весна).
-В самом конце зимы мы отмечаем с вами праздник Масленица, о котором сегодня узнаем много
интересного. К этому празднику делают специальную куклу - Масленицу.
(Педагог вносит фигуру Масленицы).
-Ребята, нам в гости пришла Масленица. Давайте поздороваемся с ней (дети здороваются).
-Праздник Масленицы длится целую неделю. А вы знаете, сколько дней в неделе? (семь).
-Каждый день масленичной недели что-то обозначает. А что, мы сейчас узнаем.
Вкл. презентация.
2.
Основная часть
-Как называется первый день недели?( понедельник).
Этот день масленичной недели называется встреча. 1-й реб. Читает стих.
Утро…Понедельник … Наступает ВСТРЕЧА.
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят.
Первый
день
–
встреча.
Как
правило,
в
этот
день
дети
и
взрослые
строили
ледяные
горки
и
изготавливали чучело Масленицы.
-Наступил второй день масленичной недели, как он называется? ( вторник). А на масленичной
неделе этот день носит название заигрыш.
2-й реб. Читает стих.
ЗАИГРЫШ беспечный- вторника отрада.
Все гулять, резвиться вышли как один!
Игры и потехи, а за них награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
В.: Второй день Масленицы называется заигрыши. В этот день дети и взрослые ходили от дома к
дому, пели песни и выпрашивали за это блины. А на улице веселили людей скоморохи своими шутками
и плясками.
-Ребята, давайте встанем вокруг Масленицы и споем ей праздничную закличку. Закличка- это
веселое стихотворение, во время которого можно водить хороводы и выполнять различные движения.
Масленица, Масленица, (ведут хоровод)
Дай блинком полакомиться. (гладят живот)
Прогони от нас метели, (разводят руки)
Прокати на карусели. (кружатся вокруг себя)
Растопи холодный лед, (медленно приседают)
Пусть весна скорей придет! (кланяются).
Садятся на места.
В.: Третий день масленичной недели – лакомка. В этот день зятья (наши папы) ходили в гости к нашим
бабушкам, и там угощались блинами и другими масленичными лакомствами
3-й реб. читает стих.
Тут среда подходит – ЛАКОМКОЙ зовется
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники- все им удается.
Пироги и блинчики- все на стол мечи!
-А какое самое главное угощение на Масленицу? (блины).
-На масленичной неделе наступил четвертый день, как он называется? (четверг).
Четвертый
день
-
самый
веселый.
Он
называется «широкий
четверг» или
по-другому «разгул,
перелом». Этот день находится в середине масленичной недели: три дня уже отгуляли и еще три дня
осталось. Все плясали, водили хороводы, пели частушки и песни, катались с горок, устраивали
бои, конские бега, строили снежный город и брали его боем. В этот день гуляли с утра до позднего
вечера.
Ребята, давайте и мы с вами немного поиграем. Сначала закройте глазки, пусть они немного отдохнут.
А теперь вставайте в круг, я буду вам читать стихотворение, а вы будете называть недостающие слова.
Ти хо ,
т и хо ,
ка к
в о
с н е ,
П а д а е т
н а
з е м л ю , (снег) С
неба
все
скользят
пуш инк и
-Серебристые, (снежинки) На поселке, на лужок. Все снижается, (снежок). Вот веселье для ребят -Все
сильнее, (снегопад) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в. (снежки) Словно в белый пуховик.
Нарядился, (снеговик) Рядом снежная фигурка - Это девочка. (снегурка) На снегу - то, посмотри? -С
красной грудкой. (снегири) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил (снег).
Теперь
присаживайтесь
на
места.
Ребята, многие
художники
изображали
на
своих
картинах
масленичные гуляния (на экране демонстрируется картина Б. Кустодиева «Масленица»).
-Это картина называется «Масленица», написал ее Борис Михайлович Кустодиев.
Посмотрите внимательно на картину. Правда, красивая? Посмотрите на эту часть картины, что
на ней изображено? Люди, гуляют, карусели, лошади. На эту часть – деревья в снегу, храм в снегу. На
эту
часть
–
дети,
катаются
с
горки.
На
санях.
Теперь
давайте
поиграем
в
игру
«Продолжи
предложение» Я буду говорить предложение, а вы его продолжать. На картине изображён день, потому,
что (светло, светит солнце). На картине изображена зима, потому, что (вокруг лежит снег, деревья
белые от снега). На картине изображён праздник, потому, что (много людей, все гуляют, в хорошем
настроении, стоят карусели). А теперь послушайте мой рассказ: Наступил морозный солнечный день.
Сегодня праздник Масленица. На улицы города вышли люди. Все весёлые, в хорошем настроении.
Взрослые неспеша гуляют по улице, едут на лошадях. Дети катаются с горки на санках. За ребятами
бегает собачка, ей тоже весело. Скоро все начнут кататься на каруселях, есть блины. Все поздравляют
друг друга с праздником. Ребята, кто расскажет свой рассказ? Рассказывает 2-3 человека.
Какой день наступает после четверга? (пятница).
Пятый день – Тещины вечерки. Помните, зятья (наши папы) ходили к бабушкам на блины? Вот. А
теперь наши папы зовут бабушек на блины и угощают их.
Ребята, сегодня у нас тоже день недели – пятница, давайте мы сделаем гимнастику для глаз, которую
мы делаем по пятницам.
-На Масленицу ходят в гости, а пока лежит снег, можно в гости пойти в валенках.
( суббота). 6 день – золовкины посиделки. В этот день молодые семейные пары приглашали в
гости своих родственников, они вспоминали былые времена, интересные истории из жизни. Кто был в
ссоре обязательно мирились. Вспоминали тех, кого нет с ними рядом. И, конечно же, ели блины.
4 реб. Читает стих
-Близится суббота - «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает зимушку народ!
-Ребята, а вы любите загадки? У меня есть необычные блины, на каждом блинчике- загадка.
Загадки не простые, в каждой – подсказка.
(воспитатель читает загадки, написанные на картинках-блинах)
И с икрой, и со сметаной-
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны-
Наши солнышки-…(блины)
Кто играет на дуде
Развлекает всех людей,
Кто и пляшет и поет,
Веселит во всю народ?
Ох, мальчишечка не плох,
А зовется…(скоморох).
-Ребята, а вы знаете, кто такой скоморох? (заслушиваются предположения детей)
-Скоморох-это несерьезный человек, потешающий других своими шутовскими выходками.
-Настал последний день масленичной недели, как он называется?( воскресенье).
Последний день масленицы – прощеный день или проводы. В этот день где-нибудь в поле или другой
открытой местности разводили костры и сжигали чучело под песни и пляски. Так прощались с зимой.
Также в этот день люди ходили в гости и просили прощения. Говорили "Прости меня, пожалуйста, за
все". Им отвечали: "Прощаю. И ты меня за все прости". Так заканчивалась масленичная неделя.
Вы сегодня много узнали про Масленицу, и я предлагаю выполнить ещё одно задание. На картинке вы
видите предметы. Их мы используем для различных праздников. Наше задание – выбрать атрибуты для
Масленицы. Выполняют задание на интерактивной доске, садятся на места.
-Ребята, предлагаю вам порадовать нашу Масленицу и сделать ей подарок своими руками -
нарядные
бусы.
А
сначала
разомнём
свои
пальчики.
Мы
сегодня
много
говорили
о
том,
что
в
Масленицу люди ходили друг к другу в гости. Давайте, и наши пальчики наденут валенки и будут
шагать в гости по дорожке (дети надевают на указательные и средние пальцы валенки и шагают ими
по дорожкам с нарисованными следами).
(дети садятся за стол, на котором тарелочки с кусочками салфеток, скатывают салфетки в
комочки; воспитатель тут же надевает бусинки на приготовленную заранее нитку с иголкой,
закрепляет).
Ребята, давайте украсим Масленицу!
(надевают бусы на Масленицу).
3.Заключительная часть.
-Что вам больше всего понравилось на занятии? Что у вас сегодня лучше всего получилось?
Сегодня все старались, молодцы! - Ребята, давайте попрощаемся с Масленицей