Автор: Геннадий Олегович Горбатенко
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: СЕМЕЙНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Раздел: среднее образование
СЕМЕЙНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Аннотация
В статье поднимается вопрос о том, как учителю физической культуры научить
родителей грамотной работе в вопросах физического воспитания школьников в семье,
основными
формами
пропаганды
которой
являются
регулярное
проведение
индивидуальных бесед и показ открытых уроков физической культуры.
Ключевые слова:
Семья, спортивный досуг, здоровый образ жизни
Физическая культура и культурные семейные отношения - это звенья
одной
цепи,
одно
целое.
Семейные
совместные
занятия
физкультурой
и
спортом
укрепляют
силы
«внутреннего
притяжения»,
увеличивают
«потенциал доверия» семьи. Физическая культура, спорт и семья - это не
просто мир, который раскрепощает детей, уменьшает дефицит их общения c
родителями,
но
и
по
мнению
педагогов,
прививает
иммунитет
против
вредных
привычек.
Исторически
сложилось,
что
во
все
времена
в
совместных семейных занятиях физической культурой кроются огромные
возможности
для
повышения
воспитательного
потенциала
семьи
и
улучшения
отношений
родителей
со
своими
детьми.
Ведь
семейные
ценности, такие как взаимоуважение, доверие, взаимовыручка нужны и в
спортивной деятельности. К сожалению, в современном мире отмечается
высокий дефицит общения, и особенно в семье. В занятиях физкультурой
родители всегда были и будут образцом для своего ребенка. Совместный
досуг в значительной мере поможет распределить семейные обязанности, где
можно применить принцип «вместе работаем - вместе отдыхаем [1, с. 34].
Система оздоровления и физического развития долгие годы замыкалась
на школе, спортивных секция в детских спортивных школах и клубах. В
нашем современном обществе роль родителей стала другой: школа нуждается
в приходе здоровых учеников, которые обязаны усваивать все, что положено
по
утвержденным
новым
стандартам.
Родители
обеспечивают
ребенку
здоровый образ жизни: приучают к закаливающим процедурам, грамотному
распорядку
дня,
по
возможности
обеспечивают
здоровое
разнообразное
питание. Таким образом, при полном взаимодействии родителей, учителей,
медицинских
работников
создается
оптимальная
система
физического
образования. Ведь их основная задача - это уменьшить процент детей с
отклонениями в здоровье. В связи с нехваткой знаний и опыта правильного
воспитания ребенка родители совершают ошибки. Часто они сами стараются
уберечь детей от физических нагрузок, спрятать от влияния окружающей
среды,
тем
самым
замедляя
адаптацию
ребенка
к
жизненным
условиям,
которые необходимы ребенку. Это замедляет и физическое, и умственное
развитие
подрастающего
поколения.
Ограничение
ребенка
в
движении,
желание избавить от физических нагрузок - прямой путь к ухудшению его
здоровья.
Понятие
«гиподинамия»
(дефицит
усилий)
в
наше
время
связывается уже не столько с представителями старшего поколения, сколько с
детьми самого раннего возраста. Самые близкие люди: бабушки и дедушки
совместно с родителями в постоянном общении с детьми могут значительно
увеличить двигательную активность ребенка, при этом без особых затрат
времени, сил и финансовых вложений. Из вышесказанного следует, что не
нужно
упускать
время,
отведенное
самой
природой
на
формирование
определенных физических качеств. Своевременная помощь ребенку позволит
укрепить
не
только
его
здоровье,
но
и
семейные
отношения.
Родители
должны
располагать
необходимым
объемом
знаний,
владеть
приемами
и
методами страховки. К сожалению, в школьном объеме обязательных занятий
мало места уделяется разъяснительным и образовательным оздоровительным
методикам.
Как
правильно
организовать
физкультурно-оздоровительный
досуг
ребенка без больших финансовых вложений? Интересны, если позволяет
спортивное оборудование школы, совместные тренировки родителей и детей.
В нашем школе проводят спортивные соревнования совместно с детьми.
Создание
на
базе
школы
семейных
спортивных
клубов
позволило
бы
укрепить
связь
между
школой
и
учеником.
Личный
пример
родителей
поможет
учителю
не
брать
на
себя
дополнительные
функции
семьи
по
воспитанию
оздоровительной
грамотности.
Для
того
чтобы
ребенок
физически развивался, необходимо самим родителям знать, как организовать
досуг и занятия физическими упражнениями. Родители призваны принимать
активное участие в решении проблемы физического воспитания детей, так
как
готовность
к
здоровому
образу
жизни
не
возникает
сама
собой,
а
формируется внутри семьи. Научить родителей грамотной работе в вопросах
физического воспитания школьников в семье - задача учителя физической
культуры. Основными формами пропаганды являются регулярное проведение
индивидуальных бесед, показ открытых уроков физкультуры и гимнастики до
учебных
занятий,
выступление
на
родительских
собраниях,
привлечение
родителей к спортивной жизни школы.
Таким образом, выступая перед родителями, учитель должен нацелить
их на занятия физическими упражнениями, попытаться сформировать у них
правильное
отношение
к
спортивным
занятиям.
Подвижные
игры,
физические
упражнения,
спорт
позволят
обогатить
семью
и
наладить
внутрисемейные связи [1, с. 34].
Список использованной литературы:
1.
Ковалев Л.Н. Спорт в семейном воспитание детей. - М.: Знание,
1999, с.34.
2.
Чебышев Н.В. Педагогика и социальные аспекты воспитания. -
Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004, с. 22.