Автор: Белянина Анжелика Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №113"
Населённый пункт: НСО г.Новосибирск
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов
Раздел: начальное образование
Министерство науки и образования РФ
Комитет администрации Бийского района Алтайского края
по образованию и делам молодежи
МБОУ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»
САМОАНАЛИЗ
профессиональной деятельности учителя начальных классов филиала
МБОУ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»
Бийского района Алтайского края при ГУЗ «Санаторный оздоровительный
лагерь круглогодичного действия «Чайка»
Беляниной Анжелики Георгиевны
с. Малоенисейское - 2014
С
2003
года
я
работаю
в
ГУЗ
«Санаторный
оздоровительный
лагерь
круглогодичного действия «Чайка», который располагается в 25 км от г. Бийска.
Удаленность
его
от
города
предполагает
проживание
детей
в
данном
учреждении в течение 21 дня. В лагерь приезжают дети с ослабленным здоровьем
(вегето-сосудистая дистония, нарушение работы опорно-двигательного аппарата
и
др.),
поэтому
основное
направление
работы
данного
учреждения
–
это
оздоровление детей.
Здесь же ребята посещают школу, цель работы которой – обучение детей в
соответствии с учебными программами и учебными планами, по которым они
обучаются в городе (или другом населенном пункте).
Организация
учебного
процесса
тесно
связана
с
оздоровлением
детей.
Наполняемость моего класса не более 10-12 человек. Минимально снижен риск
утомляемости детей: длительность урока 30 минут, ежедневно проводится не
более
3-4
уроков,
домашнее
задание
ребята
не
выполняют.
Данные
условия
диктуют цели моей педагогической деятельности, которые видятся в следующем:
обучить детей в соответствии с учебными программами;
сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье.
Исходя из этого, я поставила перед собой задачи:
создать комфортные условия учебного процесса;
установить доверительную атмосферу между учителем и учеником.
Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю работе
над
основными
направлениями
модернизации
образования:
деятельностному
характеру образования, личностной ориентации содержания образования, а также
формированию
обобщенных
спо собов
учебной,
п о з н а в ат е л ь н о й ,
коммуникативной,
практической
деятельности.
Данные
направления
модернизации реализую в ходе учебного процесса. Ведь ребята в моем классе
обучаются по разным развивающим программам: дидактической системе Л. В.
Занкова, психолого-педагогической системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова,
моделям традиционного обучения «Школа 2100», «Гармония», «Начальная школа
XXI века», «Перспектива», «Перспективная начальная школа» и др.
Все эти системы и программы образования несут развивающую функцию
обучения,
которая
должна
обеспечить
становление
личности
младшего
школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Развитие личностных
качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими
опыта
разнообразной
деятельности,
которая
предполагает
активную
позицию
ребенка для решения учебной задачи.
Считаю, что обеспечению роста творческого потенциала ученика, а также
познавательных
мотивов,
возможности
научиться
взаимодействовать
со
сверстниками
и
взрослыми,
активизировать
мыслительную
деятельность
и
осознанное отношение к учебному труду способствует использование на уроке
разнообразных организационных форм.
Поэтому еще одной целью своей педагогической деятельности считаю:
формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся через
вовлечение их в различные формы работы на уроке (работа в парах, группах,
индивидуальная работа).
Исходя и этого, я выбрала своей
темой
по самообразованию тему:
«Организация учебного процесса с использованием различных форм работы в
условиях санаторного оздоровительного лагеря «Чайка».
На протяжении своей педагогической деятельности считаю, что успешная
организация учебного процесса в условиях санаторного оздоровительного лагеря
невозможна без соблюдения нескольких важных условий.
Одно
из
условий
–
организация
всей
учебной
работы
ученика.
Здесь
выделяю несколько направлений:
организационное начало занятий – составная часть организованности, то
есть
четкости,
собранности,
согласованности,
последовательности
действий, рациональные затраты энергии и времени. За 1-2 минуты дети
приветствуют учителя и садятся за парты – это мобилизующие на работу
действия переключают ребенка с отдыха на учебную деятельность;
важный
момент
–
организация
рабочего
места
ученика.
Умение
организовать свое рабочее место – составная часть умения самостоятельной
учебной деятельности. Оно также способствует мобилизации на работу,
концентрации внимания. В организацию рабочего места входит умение
правильно
сидеть,
пользоваться
учебными
вещами.
В
связи
с
этим
предлагаю проблемные вопросы, которые позволяют вспомнить данные
умения. Практика показывает, что организационная четкость в начале урока
во многом определяет четкость урока;
важные компоненты – ориентировка во времени и бережное отношение к
нему.
В
условиях
одновременных
занятий
нескольких
классов,
при
ежеурочной самостоятельной работе, умение ориентироваться во времени
приобретает
особо
важное
значение.
Данное
умение
формирую
путем
упражнений
в
выполнении
определенных
заданий
в
отведенное
время,
известное детям. Хорошие результаты дают упражнения в заданном темпе:
проговаривание,
заучивание,
повторение
словарных
слов,
терминов.
Формирую умение ориентироваться во времени, понимать его значимость.
Для этого использую игровые формы. Для меня сведения о темпе работы
каждого ученика являются одними из главных, так как данные сведения
необходимы для планирования работы каждого ученика.
Следующее условие необходимое для реализации деятельностного
подхода в обучении – комфорт и педагогическая поддержка.
Ведь целью современного начального образования является личности
ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение его физического и
психического здоровья. Но в настоящее время теория и практика начального
образования столкнулись с проблемой эмоционального неблагополучия младших
школьников в обучении. Для решения этой проблемы учебный процесс строю
так, чтобы в общении ребенка со сверстниками и мною была согласованность, а
учебные
действия
школьника
приносили
ему
удовлетворение
в
процессе
успешного решения поставленных на уроке задач.
Стараюсь, чтобы дети испытывали как можно больше положительных
эмоций, поверили в собственные возможности. Спокойный тон обращения к
ребенку, слово поощрения, одобрение за удачный ответ дают больший результат,
чем грубое замечание, окрик.
Ученик,
особенно
слабый,
должен
быть
уверен,
в
том,
что
учитель
заинтересован в его успехах и видит любое, даже самое малое продвижение,
радуется
вместе
с
ним.
На
уроках
использую
как
групповую,
так
и
индивидуальную форму педагогической поддержки. А также различные техники:
технику создания у ребенка субъективного переживания успеха при выполнении
учебного
задания,
формирования
навыков
поведения;
технику
экстренного
педагогического
воздействия
в
ситуации
привлечения
ребенком
внимания
учителя; технику помощи ученику в установлении нормальных отношений с
педагогом и умения чувствовать свою коммуникативную компетентность и др.. В
работе
с
данными
техниками
использую
различные
приемы
и
способы.
Например: подбадривание, услуга, снятие напряженного состояния, защита и др..
Но, думаю, что такая позиция не снижает требовательности к ученику.
Выполнение
данного
условия
дает
положительные
результаты.
Это
подтверждает диагностика, проводимая психологом в начале и конце сезона.
Увеличивается
положительное
отношение
детей
к
школе,
создание
ситуации
успеха на уроке способствует снижению неблагоприятного психического фона,
общая тревожность снижается в среднем на 16,5%.
Следующим
важным
условием
организации
учебного
процесса
с
использованием
различных
форм
работы
считаю
формирование
у
детей
целостной структуры учебной деятельности и превращение ученика в субъекта
этой деятельности. А это, в свою очередь, невозможно без формирования учебно-
познавательного
интереса,
который
предполагает
действенное
внимание
к
каждому ученику, его творческой индивидуальности на уроке.
Интерес на уроке стараюсь вызвать через положительные
эмоции по
отношению к деятельности, наличие познавательной стороны эмоции, то есть
тем,
что
мы
называем
радостью
познавания
и
познания,
наличием
непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Для
укрепления
желания
учиться
успешно
и
с
целью
развития
познавательного интереса, вовлекаю их в процесс учения, делаю так, чтобы
каждый приложил собственные силы для усвоения знаний и овладения учебными
навыками.
Использую различные виды общения и формы взаимодействия: учебное
сотрудничество детей между собой (работа в паре, групповая работа); учебное
сотрудничество
детей
и
учителя
(организация
дискуссий,
диалогов);
сотрудничество ребенка с самим собой (индивидуальная работа самого ученика,
выполнение творческих заданий).
Ребенок
вооружается
навыками
самостоятельной
деятельности,
становится
в
позицию
исследователя,
становится
равноправным
участником
обучения.
Использование
различных
форм
работы
в
максимальной
степени
содействует активному участию самого ученика в процессе усвоения знаний: в
обсуждении,
контроле,
планировании,
способствует
развитию
творческой
личности и развитию ребенка вообще. Несет эмоциональную поддержку, без
которой многие дети не могут включиться в общую работу, дает возможность
утвердиться в своих силах, активизирует мыслительную деятельность ученика.
Также
идет
работа
по
формированию
речевых
навыков,
умения
общаться.
Применяя метод наблюдения, я заметила, что, работая в парах или группах,
ученики намного прочнее удерживают внимание, включенность в работу.
Для успешной самостоятельной деятельности, без которой невозможно
обучение
в
условиях
санаторного
оздоровительного
лагеря,
необходимо
овладение таким умением, как умением контролировать деятельность, в первую
очередь свою. Уверена, что контроль при успешном и правильном выполнении,
создает уверенность в своих силах, при ошибках обеспечивает их своевременное
устранение.
Для
формирования
данного
умения
использую
образцы
выполнения
заданий и результатов работы. Усвоив образец действия, ученики соотносят с ним
реально выполняемые ими действия. Помимо работы по образцу прошу детей
найти слова на то или иное правило, проверить написание слов по словарю,
использую взаимопроверку, списывание, объяснение выбора действий и др..
Формированию у учащихся умения планировать свои действия, работать
по
плану
и
контролировать
правильность
выполнения
способствует
и
использование различных наглядных пособий (схем, таблиц и др.).
Также
одними из главных умений считаю умение контролировать и
умение завершить работу. Данные умения формируются очень сложно. Для этого
использую
различные
памятки,
инструкции,
предписания,
которые
помогают
детям
запомнить
последовательность
действий,
овладеть
рациональными
приемами
работы:
план
работы
над
решением
задачи,
алгоритм
работы
с
различными орфограммами и другое.
Поэтапность
в
работе
с
алгоритмами,
памятками,
выделение
промежуточных целей, с относительно завершенными результатами, побуждает
ребенка довести работу до конца, увидеть результат своего труда.
Считаю, что для успешной работы учителю необходимо знать мотивы
учения каждого ученика, чтобы влиять как на умственное, так и на нравственное
развитие детей, ведь мотивация является внутренней побудительной силой.
С целью изучения уровня мотивации использую специальную анкету,
которая
показывает,
что
на
начало
сезона
33,3%
имеют
высокий
уровень
мотивации, 13,3% - средний уровень, а у 30% учащихся внешняя мотивация. К
концу сезона результаты выглядят так: высокий уровень мотивации – 36,6%,
средний уровень наблюдается у 40% учащихся, внешнюю мотивацию имеют
только 16,6% детей.
Применение
мной
теоретических
знаний
на
практике
позволяет
мне
достигать положительных результатов в работе. Об этом можно судить по итогам
проверочных работ, проводимых в начале и конце сезона, которые занесены в
таблицы.
Из таблиц видно, что успеваемость и качество знаний, приезжающих в
лагерь детей, не снижается, а остаются стабильными и даже повышаются к концу
сезона.
МАТЕМАТИКА
% качества знаний
2009-2010
уч. год
2010-2011
уч. год
2011-2012
уч. год
2012-2013
уч. год
2013-2014
уч. год
Начало сезона
66,7%
65%
70,6%
66,7%
54,9%
Конец сезона
80,2%
72%
79,9%
76%
55%
Результат
+13,5%
+7%
+9,3%
+9,3%
+0,96%
РУССКИЙ ЯЗЫК
% качества знаний
2009-2010
уч. год
2010-2011
уч. год
2011-2012
уч. год
2012-2013
уч. год
2013-2014
уч. год
Начало сезона
65,8%
51,2%
60,5%
56,5%
45,2%
Конец сезона
77%
64%
67,2%
64,9%
56,5%
Результат
+11,3%
+12,8%
+6,7%
+8,4%
+11,3%
Организуя
учебный
процесс,
использую
все
возможности
валеологизации
образовательной
среды
и
индивидуальный
подход
к
детям.
Учитывая
состояние
здоровья
детей,
приезжающих
в
лагерь,
и
специфику
учреждения применяю комплекс оздоровительных мероприятий, что позволяет
снизить утомляемость.
Отслеживая
обучение
школьников
после
приезда
из
лагеря,
могу
утверждать, что дети не имеют отставаний по предметам и уверенно продолжают
обучение в своих школах.
На
протяжении
всей
своей
педагогической
деятельности
принимаю
активное участие в жизни педагогического коллектива: делюсь опытом работы с
коллегами, выступаю на МО.
Повышаю уровень своего педагогического мастерства. В 2014 году прошла
курсы
повышения
квалификации
по
теме:
«Педагогика.
Организация
воспитательно-образовательной
деятельности
в
оздоровительном
лагере»
в
объеме 108 часов в ФГБОУ ВПО «АГАО им В. М. Шукшина».