Автор: Гаврилова Татьяна Зосимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Ямальская школа-интернат
Населённый пункт: ЯНАО п. Яр-Сале
Наименование материала: Воспитательский час
Тема: "ОБЫЧАИ И НРАВЫ"
Раздел: дополнительное образование
Воспитательский час
«ОБЫЧАИ И НРАВЫ»
Оборудование. Плакаты с выдержками:
- Доброе слово может подбодрить человека в трудную
минуту, поможет рассеять плохое настроение.
-Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Ведущий. Во все времена, во всех сложившихся обществах поведение людей
регламентировалось определенными правилами. Несоблюдение правил приличия
грозило человеку полной изоляцией от общества, непониманием и осуждением
его действий, что делало этого человека в глазах общественности изгоем.
Каждый человек, хочется ему или нет, обязан придерживаться так называемых
« правил хорошего тона», т.е. этикета.
Слышатся
приглушенные
вопли.
Появляются
«пещерные»
люди
в
шкурах
и
набедренных
повязках.
Они несут свою добычу. Кладут ее около костра. Отмечают
удачную
охоту
ритуальным
танцем,
во
время
которого
один
из
предприимчивых
охотников
пытается
«слямзить» лакомый кусочек. Соплеменники вовремя замечают и пресекают действия воришки.
Размахивают дубинками, с воплями возмущения и негодования, они пытаются восстановить
справедливость, но не тут - то было. Крепко обхватив кость, первобытный мошенник убегает.
Обманутые соплеменники, прихватив остатки добычи, бросаются вдогонку.
Ведущий. Надо же, первобытные люди и говорить толком не умели, общались при помощи
дубинок, а уже догадывались о правилах приличия!
А как же обстояло дело с правилами приличия в более поздние времена? Что
означает слово этикет в вашем понимании, ребята?
Ответы детей: Соблюдение хотя бы внешних правил приличий и умение с достоинством и
честью выйти из любой ситуации…
Ведущий. Благодарю вас, сударь (сударыня).
А как бы узнать, как обстоят
дела с этикой
поведения в наши дни?
Звучит громкая, танцевальная музыка. Кричащие, в яркой одежде, с выкрашенными в разные
цвета волосами, танцует молодежь. Пары энергично «дрыгаются» под танцевальные ритмы
Один из танцующих нечаянно задевает другого, наступив ему на ногу. Пострадавший резко
хватает обидчика за грудки, при этом хорошенько встряхнув. Стараясь перекричать музыку,
оглушительно орет:
- Ну, ты, козел! Чего бодаешься?
Своими копытами наступил на мой любимый мозоль!
- Да пошел ты баран круторогий…
- Чего поблеял?!
- Пошли, выйдем, что ли?
- Пошли!
(Молодые люди уходят. В перебранку, между собой, вступают девушки)
- Чего пялишься – то?
- Заткнись, лахудра крашенная!
(Девушки вцепляются друг другу в волосы. Ведущий пытается их разнять, но тут - же с обеих
сторон получает оплеухи. В смятении он вытаскивает свисток и свистит. Девушки убегают со
словами: - Да пошел ты! - У, козлы!)
Ведущий. Да, нравы, нравы. У каждого времени свои нравы и обычаи. Да, что за примером
далеко ходить. Давайте посмотрим, как ведут себя некоторые из вас в стенах родной школы!
(Встречаются два школьника)
- Здорово, Баран!
- Здорово, Дебила! (пожимают друг другу руки)
- Ну, как дела, урод?
- На букву «Х».
- Не понял?!
- Хорошо значит, баран ты тупорылый…
Ведущий. Ни чего не понял!?
(Обращается за помощью к ребятам перевести данный диалог на «человеческий язык)
-Здравствуй, Вася!
- Здравствуй, Петя! ( пожимают друг другу руки )
- У тебя все в порядке?
- Спасибо, неплохо, но хотелось бы получше.
- Ну что ж, желаю тебе успехов, дружище!
- Спасибо, Вася, и тебе – удачи. Всего доброго…
Ведущий. Спасибо, теперь всем понятно, о чем разговаривали ребята. Нам, людям 21 века,
есть чему учиться у своих прадедов. Учиться хотя бы выдержке и такту. Как вы
считаете, ребята?
(Ответы детей)
Ведущий.
Каждый
народ
мечтает о том,
что
следующее
поколение
будет
лучше
предыдущего, поэтому молодому поколению передавалось все лучшее, что было накоплено
предками. Наши предки почитали такие качества, как любовь к своей Родине, к народу, к своей
земле, так же героизм, скромность, доброту, правдивость, честность и особенно уважение к
старшим. Люди старшего поколения всегда пользовались большим уважением и почитанием.
Слова старших были законом, считалось неприличным спорить со старшими. Молодежь
высоко ценила жизненный опыт и знания старшего поколения. Старшие знали все и обучали
этому своих детей. В ненецком традиционном обществе с первыми словами ребенок усваивал
слово хивы. Чтобы дети росли здоровыми, родители должны были соблюдать определенные табу.
Это касалось всего окружающего пространства, пространства чума, взаимоотношений людей
между собой, в обрядах… В современном понимании табу можно рассматривать как своеобразную
духовную сферу человека и общества.
Заветы предков заставляют внимательно относится к словам:
- Доброе слово лечит душу, злое слово ее ранит.
- Злые языки рождают слова, похожие на нож с двумя лезвиями.
- Доброе слово летит как сокол. Лживое слово плетется мышиными
шагами.
- Уходя из человека, слова уносят с собой яд тревог, обид и сомнений.
А.Нергаги
- Будь скуп на слова. Не мели как Емеля. Болтливый язык, как весло
кормовое, ломается на полдороге до цели.
А вы знаете, зачем я так об этом говорю?
( Ответы детей)
Зачастую дети бросаются плохими словами в адрес друзей, взрослых. А ведь каждый человек
обязан придерживаться правил поведения и словесного общения, которые являются
главной и
необходимой
составляющей
этикета,
умением
быть
тактичным,
вежливым
и
деликатным
по
отношению к другому человеку, готовность помочь ему, не надоедая и не навязывая своего
общества. Помнят и такие наказы предков:
- Не смейся над чужой бедой: она на тебя обернется.
Ребенок: Не смейся над чужим пороком
Ведь ты не знаешь наперед
(Мы все бессильны перед роком),
Что совершится через год
Вдруг повернется доля круто.
И ты, глядишь, - прощай успех-
Смешным покажется кому – то
И над собой услышишь смех.
Дети усваивали жизненные правила из наставлений старших. Вот несколько примеров этикета:
- Внимательно слушай, что говорит тебе старших, запоминай,
чтобы поступать так, как он сказал.
- Во время разговора взрослых не вмешивайся, не задавай вопросов.
отвечай тогда, когда спросят.
- Если тебя что – то заинтересовало во время беседы старших, запомни это и спроси,
когда уйдут гости.
Ведущий. У Ю. Шесталова есть такое стихотворение:
Ребенок. Пока не спрашивают – молчи
Помни.
Засвистел рябчик – выдал себя,
Помни.
Вылетит слово изо рта –
Всему миру станет известно.
Помни.
Язык твой – твое оружие
И начало твоих бед.
Помни.
Рана от ножа заживает,
А от слова – нет.
Помни.
Кого не слушают –
Тому лучше молчать.
Помни.
Пока не спрашивают –
Молчи.
Помни и молчи.
Ведущий. В семье Вануйто Марины, проживающей в с. Яр – Сале, дедушка всегда говорил детям,
когда они просили его что – то досказать: «Молча, жди. Это невоспитанность. Если
человек хочет рассказать конец, то расскажет, а если не доскажет, то этого тебе не
надо знать».
Сейчас мы с вами говорили о том, как слово может ранить человека, о том, нужно ли
вмешиваться в разговоры людей. Но, ведь в начале нашего занятия, мы
с вами
видели сценки о… Напомните мне, пожалуйста, о чем они были?
( Ответы детей)
Ведущий. Зачастую так бывает, что вы в тундре соблюдаете обычаи и традиции, а вот приехав в
поселок, их почему то забываете. Грубите взрослым, детям, оскорбляете их, не
прислушиваетесь к словам взрослым…
А какие поговорки вы об этом знаете?
Дети. – Не пререкайся, не спорь со старшими. Это грех.
Ведущий. А скажите, пожалуйста, как нужно вести себя вечером, ну например, после отбоя?
(Ответы детей)
Ведущий. А кто мне скажет, почему нельзя вечером баловаться, хотя вы часто не
соблюдаете эти правила?
( Это время нижнего мира, поэтому если будем шуметь, то у людей из нижнего мира
будет болеть голова)
- А какие табу бытуют в ваших семьях до сих пор?
(Ответы детей)
Ведущий. Правила хорошего тона. Правила, что это такое?
В гости без злости и сытым иди,
Уважай хозяина, долго не сиди.
У гостеприимного огня погрейся три дня.
Помни: в первый день - ты золото.
Во второй - серебро,
На третий день – ты медь.
На четвертый – твоему имени
За порогом греметь.
Ведущий. В обыденной жизни людей выработано много правил, которые служат знаком
хорошего тона. Так, например, кто – то решил других угостить лакомым
кусочком пищи, при этом во время трапезы он не должен есть этого продукта,
кроме вина принесенного им. Запрет осмысливается так: если человек съест в
гостях свои продукты, принесенные как гостинцы, значит он жадный, и, как
говорят в народе, у него может «сгореть подол». Но это правило житейски надо
расценивать и так, придавая ему роль воспитывающего момента: это значит,
что у хозяев всегда должны быть запасы продуктов на каждый день, которыми он
мог бы угостить любого гостя.
Человека с малых лет приучали к правилу, по которому он, застав соседа за едой, не
должен долго стоять около них, ожидая приглашения к столу, а надо
стараться
как
можно
быстрее
уйти.
В
этом
случае
и
хозяевам
следует
поторопиться с приглашением, чтобы не ставить человека в неловкое положение.
Правила гостеприимства, сердечного отношения друг к другу, умение выражать
чувства благодарности учат детей тундры с раннего возраста, хотя слов
переводимых
как
«спасибо», «благодарю»,
в
ненецком
языке
нет.
Их
заменяют поступки людей, например, соседи, решили поделиться
частью своей
добычи. В этом случае не принято возвращать посуду, в которой принесли яство,
пустой. Получившие угощение должны положить в нее кусочки, какого –
нибудь продукта. Содержимое посуды заменяет слова благодарности и чувства
почитательного и уважительного отношения друг к другу. Возращение посуды,
без
какого
-
либо
«знака
благодарности»,
считается
недобрым
и
может
восприниматься как знаком того, что мало дали, или в этом соседи не нуждаются и
поэтому не рады.
А что, поэтому поводу, говорят в народе, выражая недовольство
неуважительным отношением и черствостью других?
Дети. Посуда вернулась в слезах, а наше угощение соседям не прибавило богатства.
Ведущий. Все правильно, ребята.
Если ты соблюдал традиции народа и наказы предков, то старость не страшна
ты будешь жить в достатке, и у тебя будет много друзей.
Давайте же будем следовать советам наших отцов и дедов, всегда и везде соблюдать
заповеди предков.
Гаврилова Т.З.