Автор: Козина Виктория Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ " Гимназия № 4"
Населённый пункт: г.о. Электросталь, Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: " Одарённые и мотивированные дети. Как их не потерять."
Раздел: начальное образование
Тема: «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ»
«Одаренность человека-
это маленький росточек, едва проклюнувшийся из
земли
и
требующий
к
себе
огромного
внимания.
Необходимо
холить
и
лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный
плод»,-
В. А. Сухомлинский .
Любому обществу нужны одарѐнные люди, и задача общества состоит в том,
чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Именно
в
школе
должны
закладываться
основы
развития
думающей,
самостоятельной,
творческой
личности.
Жажда
открытия,
стремление
проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной
скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не
удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на
уроке,
они
читают
словари
и
энциклопедии,
изучают
специальную
литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К
сожалению, таких детей у нас немного.
Поэтому
так
важно
именно
в
школе
выявить
всех,
кто
интересуется
различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их
планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни,
помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе
особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в
красивую, полную сил звезду.
Многие
годы
отечественная
школа
ориентировалась
на
так
называемого
«среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в
последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не
только
особый
интерес
к
определенным
наукам,
увлеченных
ими,
но
и
добивающихся успехов на этом поприще. Творческие возможности человека
прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они
далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных
концепций
одаренность
и
предпосылки
к
еѐ
развитию
связывают
с
творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как
креативность
(относительно
незави
симый
фактор
одарѐнности).
Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах
деятельности.
Сегодня
мы
часто
будем
обращаться
к
таким
словам
как
«одарѐнность, одарѐнный ребѐнок, креативность». Определение одарѐнности
ребѐнка–сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так
и опросом родителей, учителей, сверстников. Одарѐнность—
это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких
(необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнениюс другими людьми.
Одарѐнный ребенок—
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки
для
таких
достижений)
в
том
или
ином
виде
деятельности.
Признаки
одаренности— это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются
в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за
характером его действий.
Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик:
интеллектуальных
способностей,
превышающих
средний
уровень,
креативности и настойчивости.
Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно
входитинтеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня,
так
как
только
такой
уровень
обеспечивает
основу
для
творческой
продуктивности.
(Специальные
исследования
школьников
позволили
выделить
следующие
4
группы
детей,
отличающихся
уровнями
развития
интеллекта и креативности:
1)высокий интеллект-высокая креативность;
2)высокий интеллект-низкий уровень креативности;
3)низкий интеллект-высокая креативность;
4)низкий интеллект-низкий уровень креативности.
Только
в
том
случае,
когда
высокая
креативность
сочетается
с
высоким
уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде,
эмоциональная
уравновешенно сть,
независимо сть,
высокая
и
продолжительная творческаяактивность.)
*
Виды одарѐнности.
Существуют
различные
виды
классификации
одарѐнности,
например,
скрытая и ярко выраженная, общая и специальная. Общая проявляется
по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве
основы
их
продуктивности.
Психологическим
ядром
общей
одарѐнности
являются
интеллектуальные
способности,
вокруг
которых
выстраиваются
эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
Специальная одарѐнность обнаруживает себя
в
конкретных
видах
деятельности
и
может
быть
определена
лишь
в
отношении отдельных областях деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д
При
работе
с
одаренными
детьми
необходимо
учитывать
следующие
принципы :- у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня
интеллектуальных
возможностей
необходимо
развивать
их
креативные
качества.
Вместе
с
тем
с
детьми,
отличающимися
повышенными
возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;-
.работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только
в
направлении
их
интеллектуальных
и
творческих
возможностей.
Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой
основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
-
необходимо
постоянное
соотнесение
учебных
и
индивидуальных
способностей.
Как
правило,
одаренным
детям
интересна
любая
область
науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний.
Задача педагогов- поддержать их и помочь самореализоваться.
В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
с
другой
стороны–публичного
принижения
достоинства
или
игнорирования
интеллектуальных успехов во время борьбы со ―звездностью‖.
ОД– это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же
высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не
имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься
самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они
могут
иметь
некоторое
отставание
в
физическом
развитии
(плохая
координация
движений
и
корявый
почерк),
застенчивость,
отсутствие
внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к
достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе.
Одна
из
важнейших
целей
при
работе
с
ОД—создание
условий,
стимулирующих развитие творческого мышления.
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОД
1.Создать систему выявления ОД:—психолого-педагогическое исследование
первоклассников;—системное наблюдение за детьми из класса в класс,—
выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,—
системное диагностирование психологом.
2.
Организация
учебного
процесса:—нестандартные
уроки,—включение
детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
—работа
с
дополнительной
литературой,—обдумывание
и
размышление,
высказывание своего мнения, нестандартные задания,—выставка творческих
работ.
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи
уроков с внеклассной работой по предмету—организация исследовательской
работы учащихся,—опережающие задания творческого плана,—
участие
детей
в
олимпиадах,
конференциях,
конкурсах,—обеспечение
базового
дополнительного
образования:
(организация
факультативов,
элективных курсов, работа предметных кружков),—проведение научно
-практических конференций
4. Общеразвивающие мероприятия—традиционные мероприятия в школе—
предметные декады.
Разминка:
Предлагаю
коллегам
перечень
личностных
и
деловых
качеств,
которые
учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком +, те свойства, которые
Вам нравятся в учениках, а знаком ―, те, что не нравятся.
1.
Дисциплинированный.
2.
Неровно успевающий.
3.
Организованный.
4.
Выбивающийся из общего темпа.
5.
Эрудированный.
6.
Странный в поведении, непонятный.
7.
Умеющий поддержать общее дело.
8.
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9.
Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10.
Занятый своими делами (индивидуалист).
11.
Быстро, ―на лету‖ схватывающий.
12.
Не умеющий общаться, конфликтный.
13.
Общающийся легко, приятный в общении.
14.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16.
Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному
руководителю.
Каких
+
у
Вас
больше?
Если
чѐтных
+
больше,
то
Вы–нестандартный
учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную
одарѐнность. На практике такие учителя встречаются редко!
*
Работа
с
ОД
диктует
определенные
требования
к
личности
педагога:-
желание работать нестандартно;
-поисковая активность, любознательность;
-знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
-готовность педагога к работе с одаренными детьми.
Уровень сотрудничества в учебной деятельности—актуальная проблема для
педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество
должно
характеризоваться:
созданием
на
уроке
доверительных
межличностных
отношений,
взаимной
личной
информированностью,
признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и
задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного к
онтроля учащихся и применением отметок вкачестве побудительного стимула
к учению. Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна
при использовании современных технологий группового обучения, метода
проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся
—проявить
самостоятельность
в
планировании,
организации
и
контроле
своей деятельности.
* Работа по развитию творческих способностей может быть организована
припроведении предметных декад, которые в системе проводятся в нашей
школе. По окончанию учебного года руководитель МО определяет сроки
декад и 1–2 крупных мероприятия, которые заносятся в общешкольный план
работы.
Многие,
но
далеко
не
все
мероприятия
проводятся
на
высоком
уровне.
Поэтому
не
надо
работать
на
количество,
лучше
стремиться
к
качеству.
С
кем
работает
учитель-предметник,
готовясь
к
мероприятию?
Конечно, с самым способным, надѐжным, творческим. В чѐм сложность–
выбор среди детей– небольшой, поэтому приходится учителям работать часто
с одними и теми же учениками. Мы их перезагружаем? Да! Отнимаем у них
свободное время? Да! Но мы их раскручиваем, помогаем им и себе выявить,
развивать
и
реализовать
академические,
художественно-артистические,
лидерские способности. Помогаем участвовать в олимпиадах и викторинах
различного уровня, заниматься
исследовательской работой.
Только тот учитель, который занимается этой работой, знает насколько это
неимоверный труд, но он и благодарный. Дело не только в призовых местах,
конкретных знаниях, вы помогаете сделать ученику шаг в будущее.
Исследовательская деятельность развивает свойства мышления, необходимые
не только для адаптации к дальнейшей жизни, но и для плодотворного
влияния на саму жизнь.
1. Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления,—
одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам
многих
психологических
исследований,
развитие
креативности
учащихся
происходит
при
обеспечении
на
занятиях
условий,
благоприятных
для
творчества: создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых
проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к
эвристическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов,
огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы!), использование
различных видов мышления, стимулирование оценкой для анализа ответов, а
не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания. Кроме того,
необходимо
постоянно
подчеркивать
ответственность
и
независимость,
акцентировать
внимание
родителей
к
интересам
детей.
В
то
же
время
целесообразно
уделять
внимание
и
специальному
обучению
различным
аспектам
творческого
мышления:
поиску
проблем,
выдвижению
гипотез
альтернативности и оригинальности.
2. Как учить?
—учить находить необычные нестандартные решения. Диапазон творческой
задачи необычайно широк по сложности
—от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения
этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и
т. д.
—все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку
с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь
высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы,
встречаются
редко,
однако
та
же
природа
наделила
каждого
ребенка
возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда
человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и
подготовка спортсмена,—длительный процесс. Поэтому и начинать ее нужно
как можно раньше.
*Сейчас в жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать
им и. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе:
навалом,
без
активного
применения.
Для
того
чтобы
оживить
их,
надо
научить почувствовать свои творческие возможности. Одаренные школьники
часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении
с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога.
Знания
об
одаренных
детях,
их
особенностях
необходимы
школьному
психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не
допустить их изоляции, способствовать более успешному социально
-психологическому развитию.
Каждый человек талант посвоему, у каждого есть значительный творческий
потенциал. Но возможность творить–это не талант, а умение, которое каждый
всебе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является
признаком одарѐнности. Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить»
способность каждого конкретного ребѐнка.