Напоминание

" Одарённые и мотивированные дети. Как их не потерять."


Автор: Козина Виктория Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ " Гимназия № 4"
Населённый пункт: г.о. Электросталь, Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: " Одарённые и мотивированные дети. Как их не потерять."
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ»

«Одаренность человека-

это маленький росточек, едва проклюнувшийся из

земли

и

требующий

к

себе

огромного

внимания.

Необходимо

холить

и

лелеять,

ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный

плод»,-

В. А. Сухомлинский .

Любому обществу нужны одарѐнные люди, и задача общества состоит в том,

чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Именно

в

школе

должны

закладываться

основы

развития

думающей,

самостоятельной,

творческой

личности.

Жажда

открытия,

стремление

проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной

скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не

удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на

уроке,

они

читают

словари

и

энциклопедии,

изучают

специальную

литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К

сожалению, таких детей у нас немного.

Поэтому

так

важно

именно

в

школе

выявить

всех,

кто

интересуется

различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их

планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни,

помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе

особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в

красивую, полную сил звезду.

Многие

годы

отечественная

школа

ориентировалась

на

так

называемого

«среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в

последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не

только

особый

интерес

к

определенным

наукам,

увлеченных

ими,

но

и

добивающихся успехов на этом поприще. Творческие возможности человека

прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они

далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных

концепций

одаренность

и

предпосылки

к

еѐ

развитию

связывают

с

творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как

креативность

(относительно

незави

симый

фактор

одарѐнности).

Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах

деятельности.

Сегодня

мы

часто

будем

обращаться

к

таким

словам

как

«одарѐнность, одарѐнный ребѐнок, креативность». Определение одарѐнности

ребѐнка–сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так

и опросом родителей, учителей, сверстников. Одарѐнность—

это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,

которое определяет возможность достижения человеком более высоких

(необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах

деятельности по сравнениюс другими людьми.

Одарѐнный ребенок—

это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,

иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки

для

таких

достижений)

в

том

или

ином

виде

деятельности.

Признаки

одаренности— это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются

в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за

характером его действий.

Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик:

интеллектуальных

способностей,

превышающих

средний

уровень,

креативности и настойчивости.

Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно

входитинтеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня,

так

как

только

такой

уровень

обеспечивает

основу

для

творческой

продуктивности.

(Специальные

исследования

школьников

позволили

выделить

следующие

4

группы

детей,

отличающихся

уровнями

развития

интеллекта и креативности:

1)высокий интеллект-высокая креативность;

2)высокий интеллект-низкий уровень креативности;

3)низкий интеллект-высокая креативность;

4)низкий интеллект-низкий уровень креативности.

Только

в

том

случае,

когда

высокая

креативность

сочетается

с

высоким

уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде,

эмоциональная

уравновешенно сть,

независимо сть,

высокая

и

продолжительная творческаяактивность.)

*

Виды одарѐнности.

Существуют

различные

виды

классификации

одарѐнности,

например,

скрытая и ярко выраженная, общая и специальная. Общая проявляется

по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве

основы

их

продуктивности.

Психологическим

ядром

общей

одарѐнности

являются

интеллектуальные

способности,

вокруг

которых

выстраиваются

эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.

Специальная одарѐнность обнаруживает себя

в

конкретных

видах

деятельности

и

может

быть

определена

лишь

в

отношении отдельных областях деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д

При

работе

с

одаренными

детьми

необходимо

учитывать

следующие

принципы :- у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня

интеллектуальных

возможностей

необходимо

развивать

их

креативные

качества.

Вместе

с

тем

с

детьми,

отличающимися

повышенными

возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;-

.работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только

в

направлении

их

интеллектуальных

и

творческих

возможностей.

Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой

основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;

-

необходимо

постоянное

соотнесение

учебных

и

индивидуальных

способностей.

Как

правило,

одаренным

детям

интересна

любая

область

науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний.

Задача педагогов- поддержать их и помочь самореализоваться.

В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:

возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,

с

другой

стороны–публичного

принижения

достоинства

или

игнорирования

интеллектуальных успехов во время борьбы со ―звездностью‖.

ОД– это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же

высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не

имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься

самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они

могут

иметь

некоторое

отставание

в

физическом

развитии

(плохая

координация

движений

и

корявый

почерк),

застенчивость,

отсутствие

внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к

достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе.

Одна

из

важнейших

целей

при

работе

с

ОД—создание

условий,

стимулирующих развитие творческого мышления.

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОД

1.Создать систему выявления ОД:—психолого-педагогическое исследование

первоклассников;—системное наблюдение за детьми из класса в класс,—

выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,—

системное диагностирование психологом.

2.

Организация

учебного

процесса:—нестандартные

уроки,—включение

детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,

—работа

с

дополнительной

литературой,—обдумывание

и

размышление,

высказывание своего мнения, нестандартные задания,—выставка творческих

работ.

3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи

уроков с внеклассной работой по предмету—организация исследовательской

работы учащихся,—опережающие задания творческого плана,—

участие

детей

в

олимпиадах,

конференциях,

конкурсах,—обеспечение

базового

дополнительного

образования:

(организация

факультативов,

элективных курсов, работа предметных кружков),—проведение научно

-практических конференций

4. Общеразвивающие мероприятия—традиционные мероприятия в школе—

предметные декады.

Разминка:

Предлагаю

коллегам

перечень

личностных

и

деловых

качеств,

которые

учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком +, те свойства, которые

Вам нравятся в учениках, а знаком ―, те, что не нравятся.

1.

Дисциплинированный.

2.

Неровно успевающий.

3.

Организованный.

4.

Выбивающийся из общего темпа.

5.

Эрудированный.

6.

Странный в поведении, непонятный.

7.

Умеющий поддержать общее дело.

8.

Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9.

Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10.

Занятый своими делами (индивидуалист).

11.

Быстро, ―на лету‖ схватывающий.

12.

Не умеющий общаться, конфликтный.

13.

Общающийся легко, приятный в общении.

14.

Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15.

Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

16.

Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному

руководителю.

Каких

+

у

Вас

больше?

Если

чѐтных

+

больше,

то

Вы–нестандартный

учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную

одарѐнность. На практике такие учителя встречаются редко!

*

Работа

с

ОД

диктует

определенные

требования

к

личности

педагога:-

желание работать нестандартно;

-поисковая активность, любознательность;

-знание психологии подростка и психологии одаренных детей;

-готовность педагога к работе с одаренными детьми.

Уровень сотрудничества в учебной деятельности—актуальная проблема для

педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество

должно

характеризоваться:

созданием

на

уроке

доверительных

межличностных

отношений,

взаимной

личной

информированностью,

признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и

задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного к

онтроля учащихся и применением отметок вкачестве побудительного стимула

к учению. Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна

при использовании современных технологий группового обучения, метода

проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся

—проявить

самостоятельность

в

планировании,

организации

и

контроле

своей деятельности.

* Работа по развитию творческих способностей может быть организована

припроведении предметных декад, которые в системе проводятся в нашей

школе. По окончанию учебного года руководитель МО определяет сроки

декад и 1–2 крупных мероприятия, которые заносятся в общешкольный план

работы.

Многие,

но

далеко

не

все

мероприятия

проводятся

на

высоком

уровне.

Поэтому

не

надо

работать

на

количество,

лучше

стремиться

к

качеству.

С

кем

работает

учитель-предметник,

готовясь

к

мероприятию?

Конечно, с самым способным, надѐжным, творческим. В чѐм сложность–

выбор среди детей– небольшой, поэтому приходится учителям работать часто

с одними и теми же учениками. Мы их перезагружаем? Да! Отнимаем у них

свободное время? Да! Но мы их раскручиваем, помогаем им и себе выявить,

развивать

и

реализовать

академические,

художественно-артистические,

лидерские способности. Помогаем участвовать в олимпиадах и викторинах

различного уровня, заниматься

исследовательской работой.

Только тот учитель, который занимается этой работой, знает насколько это

неимоверный труд, но он и благодарный. Дело не только в призовых местах,

конкретных знаниях, вы помогаете сделать ученику шаг в будущее.

Исследовательская деятельность развивает свойства мышления, необходимые

не только для адаптации к дальнейшей жизни, но и для плодотворного

влияния на саму жизнь.

1. Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления,—

одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам

многих

психологических

исследований,

развитие

креативности

учащихся

происходит

при

обеспечении

на

занятиях

условий,

благоприятных

для

творчества: создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых

проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к

эвристическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов,

огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы!), использование

различных видов мышления, стимулирование оценкой для анализа ответов, а

не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания. Кроме того,

необходимо

постоянно

подчеркивать

ответственность

и

независимость,

акцентировать

внимание

родителей

к

интересам

детей.

В

то

же

время

целесообразно

уделять

внимание

и

специальному

обучению

различным

аспектам

творческого

мышления:

поиску

проблем,

выдвижению

гипотез

альтернативности и оригинальности.

2. Как учить?

—учить находить необычные нестандартные решения. Диапазон творческой

задачи необычайно широк по сложности

—от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения

этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и

т. д.

—все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку

с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь

высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы,

встречаются

редко,

однако

та

же

природа

наделила

каждого

ребенка

возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда

человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и

подготовка спортсмена,—длительный процесс. Поэтому и начинать ее нужно

как можно раньше.

*Сейчас в жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать

им и. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе:

навалом,

без

активного

применения.

Для

того

чтобы

оживить

их,

надо

научить почувствовать свои творческие возможности. Одаренные школьники

часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении

с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога.

Знания

об

одаренных

детях,

их

особенностях

необходимы

школьному

психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не

допустить их изоляции, способствовать более успешному социально

-психологическому развитию.

Каждый человек талант посвоему, у каждого есть значительный творческий

потенциал. Но возможность творить–это не талант, а умение, которое каждый

всебе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является

признаком одарѐнности. Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить»

способность каждого конкретного ребѐнка.



В раздел образования