Автор: Жиляева Юлия Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 34"
Населённый пункт: г. Курган
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектной и исследовательской деятельности детей с ТНР в группе комбинированной направленностиости
Раздел: дошкольное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ с ТНР В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ .
Ю.В. Жиляева г. Курган, МБДОУ «Детский сад № 34»
Для
современного дошкольника
характерна
потеря
ж и в о с т и ,
притягательности
самого
процесса
познания,
познание
мира
идёт
информативно
и
однобоко
посредством
СМИ
и
компьютерных
игр.
Визуальность и виртуальность познавательных процессов приводит к тому, что
год от года увеличивается количество детей, не желающих идти в школу.
К
этим
проблемам
прибавляются
речевые
-
продолжается
рост
количества дошкольников с речевыми и не только проблемами. Педагоги бьют
тревогу, отмечая снижение положительной мотивации к занятиям, к процессу
познания, речевую примитивность и скудность. Таких детей хочется назвать
“уставшими
от
рождения”.
Он
только
появился
на
свет,
а
ему
уже
всё
неинтересно, он не тянется к новым знаниям, к постижению глубин духовного,
внутреннего мира человека и мира, который его окружает. Что делать? Как
исправить ситуацию?
Поиск путей
решения
выше
означенных
проблем
привёл
к
попытке
применения в логопедической работе проектного метода. Нам оказались близки
характерные для него черты: слияние теории и практики, когда ставятся и
выполняются умственные задачи, при этом отправной точкой коррекционно-
развивающего обучения являются интересы ребёнка.
Основой
коррекционно
–
развивающего
процесса
в
речевой
группе
являются
«Программа
воспитания
и
обучения
в
детском
саду»
[1]
и
«Подготовка
к
школе
детей
с
общим
недоразвитием
речи
в
условиях
специального детского сада» [2] , на которых базируется применяемый нами в
логопедической деятельности проектный метод. Апробация данного метода в
течении
трёх
лет
и
анализ
диагностики
речевого
и
общего
развития
воспитанников убеждают, что он, вкупе с традиционным подходом в работе,
способствует всестороннему развитию дошкольников с речевыми проблемами в
согласии
с
предпосылками
и
побудительными
мотивами,
свойственными
дошкольному возрасту.
Главные
преимущества этого метода
в
работе
логопеда
-
значительное
снижение
преобладающей
активности
взрослого,
возможность
коррекции
и
обучения
через
совместный
поиск
решений,
предоставление
дошкольнику
возможности
самостоятельности,
сотрудничества,
сотворчества
на
равных,
интеллектуального и творческого саморазвития.
Исходя
из
выше
означенного,
пришли
к
выводу
о
необходимости
разработки
коррекционно-развивающих
тематических
проектов,
структура
которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов коррекции
и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает
мотивацию к успешному обучению.
Применение в деятельности логопеда практико-ориентированных проектов
более нацелено на ожидаемый результат деятельности их участников, поэтому
чаще
используется
при
работе
над
звуком,
слогом,
словом,
предложением.
Планирование
проектов
по
подготовке
к
обучению
грамоте
подводит
воспитанников к выявлению (на начальном этапе с помощью логопеда и с его
подачи)
проблем
звуковой,
слоговой
сторон
речи,
слова,
словосочетания,
предложения, поиску путей их решения. Сложность заключается в том, чтобы
ненавязчиво подвести детей к заинтересованности тем или иным вопросом
этого
раздела
программного
материала.
Чаще
всего
работа
строится
с
использованием героев детских произведений, театрализованных вкраплений и
игровых моментов, поскольку это близко, интересно и понятно дошкольникам.
Знания, приобретаемые дошкольниками в процессе реализации каждого
проекта, становятся личным достоянием каждого ребёнка, той движущей силой,
на которой взращивается личность.
Мы
убеждены,
что
содержание
образования
дошкольника
должно
строиться вокруг него самого. Детский опыт, начиная с интересов домашней
жизни, расширяется до интересов к жизни общества. В связи с этим, мы
решили в своей работе с детьми использовать метод детских проектов как
дополнительную форму воспитания и обучения.
Педагогическое
проектирование
понимается
как
одно
из
направлений
инновационной
деятельности
в
образовательном
учреждении,
как
способ
решения
задач
профессионально-личностного
развития
педагогов,
образовательно-воспитательных
задач
педагогического
процесса,
метод
проектов
как
технология
обучения,
которая
не
только
учит
детей
самостоятельно
мыслить,
а
также
делает
процесс
обучения
личностно
значимым.
Другими
словами,
достигается
результат
образованности,
под
которой мы понимаем способность решать проблемы различной сложности и
значимости,
самостоятельное
решение
социально
и
личностно
значимых
проблем на основе использования освоенного социального опыта.
Суть «метода проекта» в организации жизнедеятельности детей состоит в
реализации процесса проектирования, при котором воспитанники приобретают
знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного
отношения
к
действительности.
В
процессе
планирования
и
выполнения
практических
заданий,
в
ходе
организации
и
реализации
метода
проектирования необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить
и
решать
проблемы,
привлекая
знания
из
различных
областей,
формируя
умение
прогнозировать
результаты
и
устанавливать
причинно-следственные
связи.
Реализация
содержания
образовательно-воспитательного
процесса
по
основным
программам,
особенности
контингента
детей,
профессиональные
интересы позволили нам
выбрать и реализовать приоритетные направления
развития проектной деятельности с детьми.
В качестве значимой темы был выбран проект «Продукты питания», затем,
продолжая тему питания, дети проявили интерес к хлебу и хлебобулочным
изделиям и пришли к единому мнению: несмотря на то, что главным продуктом
для нас является хлеб – они недостаточно знают о том, откуда он «пришел».
Таким образом, определилась тема проекта – «Хлебец ржаной – отец наш
родной».
Каждый проект имел свою цель, задачи, модель реализации и поэтапный
план действий. На этапе подготовки к детской проектной деятельности мы
опирались на ряд положений и правил С.М. Оберемок «Метод проектов в
дошкольном
образовании».
Проект
проходил
определенные
этапы,
продолжительность
каждого
зависела
от
темы
и
регламентировалась
интересами детей:
1. ВЫБОР
ТЕМЫ
(планирование
познавательной
деятельности)
–
постижение нового.
2. СБОР СВЕДЕНИЙ.
3. ВЫБОР ПРОЕКТОВ.
4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ – осуществление замысла.
5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ – осуществление замысла.
Первый этап «Выбор темы». На этом этапе мы выбирали тему, исходя из
интересов
детей,
так
как
это
обеспечивало
лучшую
мотивацию
и
более
успешную работу. Тема должна быть достаточно богатой по содержанию, чтобы
каждый ребенок мог найти в ней какой-либо интересующий аспект; вместе с
детьми составляли план предстоящей познавательной деятельности. Один из
наиболее эффективных способов введения в тему связан с моделями «трех
вопросов». Суть этой модели заключается в том, что мы задавали детям три
вопроса:
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?
По мере того, как дети отвечали на вопросы, их ответы записывались.
Ответы определяли задачи и направления познавательной деятельности. Таким
образом, дети участвовали в общем планировании предстоящей деятельности.
Второй
этап
–
«Сбор
сведений». Здесь
создавались
условия
для
реализации
познавательной
деятельности
детей:
подбор
соответствующего
материала; встречи со специалистами и родителями; организация экскурсий и
т.д.
В
учебном
плане
отражались
все
интересы
детей,
последовательность
мероприятий. Большую роль отводили участию родителей в проектах: они
помогали
подобрать
материал
из
книг;
сочиняли
вместе
с
детьми
сказки,
истории, которые потом обсуждались в группе, для презентации выбирали
наиболее удачную сказку; оказывали помощь в организации выставок, детских
работ, предоставляли необходимый материал для проведения дидактических и
сюжетно-ролевых игр.
Третий этап – «Выбор проектов». На данном этапе мы помогали детям
выбрать проект, который они смогли бы выполнить индивидуально, в малых
группах
или
коллективно,
при
этом
учитывалась
роль
ребенка
в
проекте.
Обязательно
задавались
детям
вопросы:
«Почему
именно
этот
проект
выбрали?», «Что именно они хотят получить?», «Что им необходимо для этого
проекта?»
Четвертый этап – «Реализация проекта». В группе создавались условия
для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходила через
разные
виды
детской
деятельности:
творческую,
экспериментальную,
продуктивную
и
т.д.,
которые
способствовали
формированию
у
детей
специфических знаний в разных областях изучаемой темы. При работе над
проектом дети учились использовать полученные сведения для создания нового
продукта. Каждый проект был доведен до логического завершения, оставляя у
ребенка чувство гордости за достигнутый результат. После завершения работы
детям была дана возможность предъявить результат окружающим.
Пятый этап – «Презентация проекта». Детям создавались условия для
того,
чтобы
они
имели
возможность
рассказать
о
своей
работе,
испытать
чувство
компетенции,
гордости
за
достижения,
осмыслить
результаты
деятельности. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок,
альбомов организовывали специально, обсуждая с детьми, где будет размещена
экспозиция. Дети презентовали проекты в виде рассказов, участия в спектакле.
Результат реализации детской проектной деятельности на уровне данных
тем
показал,
что
у
воспитанников
повысился
интеллектуальный
уровень
развития,
расширился
круг
общения
со
сверстниками
и
взрослыми,
дети
научились
представлять
продукт
своей
исследовательской
деятельности,
представлять его другим людям, объяснять свой выбор и решение. Участвуя в
проектной
деятельности,
воспитанники
получили
радостные
эмоции,
способствующие формированию у них ряда положительных личных качеств.
Мы
убеждены,
что
проектирование
–
интересная
комплексная
деятельность, которая охватывает все стороны жизни ребенка и объединяет
участников
образовательного
процесса,
формирует
навыки
и
способности,
потребность
саморазвития
детей,
способствует
не
только
росту
нашего
педагогического
мастерства,
но
и
повышению
результативности
работы
в
целом.
Список литературы
1.
«От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования»/ Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2.
Филичева
Т.Б.,
Чиркина
Г.В.
Подготовка
к
школе
детей
с
общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1. Первый
год обучения. - М.: "Гном-Пресс", 1999.