Напоминание

Организация проектной и исследовательской деятельности детей с ТНР в группе комбинированной направленностиости


Автор: Жиляева Юлия Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 34"
Населённый пункт: г. Курган
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектной и исследовательской деятельности детей с ТНР в группе комбинированной направленностиости
Дата публикации: 09.10.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ с ТНР В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ .

Ю.В. Жиляева г. Курган, МБДОУ «Детский сад № 34»

Для

современного дошкольника

характерна

потеря

ж и в о с т и ,

притягательности

самого

процесса

познания,

познание

мира

идёт

информативно

и

однобоко

посредством

СМИ

и

компьютерных

игр.

Визуальность и виртуальность познавательных процессов приводит к тому, что

год от года увеличивается количество детей, не желающих идти в школу.

К

этим

проблемам

прибавляются

речевые

-

продолжается

рост

количества дошкольников с речевыми и не только проблемами. Педагоги бьют

тревогу, отмечая снижение положительной мотивации к занятиям, к процессу

познания, речевую примитивность и скудность. Таких детей хочется назвать

“уставшими

от

рождения”.

Он

только

появился

на

свет,

а

ему

уже

всё

неинтересно, он не тянется к новым знаниям, к постижению глубин духовного,

внутреннего мира человека и мира, который его окружает. Что делать? Как

исправить ситуацию?

Поиск путей

решения

выше

означенных

проблем

привёл

к

попытке

применения в логопедической работе проектного метода. Нам оказались близки

характерные для него черты: слияние теории и практики, когда ставятся и

выполняются умственные задачи, при этом отправной точкой коррекционно-

развивающего обучения являются интересы ребёнка.

Основой

коррекционно

развивающего

процесса

в

речевой

группе

являются

«Программа

воспитания

и

обучения

в

детском

саду»

[1]

и

«Подготовка

к

школе

детей

с

общим

недоразвитием

речи

в

условиях

специального детского сада» [2] , на которых базируется применяемый нами в

логопедической деятельности проектный метод. Апробация данного метода в

течении

трёх

лет

и

анализ

диагностики

речевого

и

общего

развития

воспитанников убеждают, что он, вкупе с традиционным подходом в работе,

способствует всестороннему развитию дошкольников с речевыми проблемами в

согласии

с

предпосылками

и

побудительными

мотивами,

свойственными

дошкольному возрасту.

Главные

преимущества этого метода

в

работе

логопеда

-

значительное

снижение

преобладающей

активности

взрослого,

возможность

коррекции

и

обучения

через

совместный

поиск

решений,

предоставление

дошкольнику

возможности

самостоятельности,

сотрудничества,

сотворчества

на

равных,

интеллектуального и творческого саморазвития.

Исходя

из

выше

означенного,

пришли

к

выводу

о

необходимости

разработки

коррекционно-развивающих

тематических

проектов,

структура

которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов коррекции

и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает

мотивацию к успешному обучению.

Применение в деятельности логопеда практико-ориентированных проектов

более нацелено на ожидаемый результат деятельности их участников, поэтому

чаще

используется

при

работе

над

звуком,

слогом,

словом,

предложением.

Планирование

проектов

по

подготовке

к

обучению

грамоте

подводит

воспитанников к выявлению (на начальном этапе с помощью логопеда и с его

подачи)

проблем

звуковой,

слоговой

сторон

речи,

слова,

словосочетания,

предложения, поиску путей их решения. Сложность заключается в том, чтобы

ненавязчиво подвести детей к заинтересованности тем или иным вопросом

этого

раздела

программного

материала.

Чаще

всего

работа

строится

с

использованием героев детских произведений, театрализованных вкраплений и

игровых моментов, поскольку это близко, интересно и понятно дошкольникам.

Знания, приобретаемые дошкольниками в процессе реализации каждого

проекта, становятся личным достоянием каждого ребёнка, той движущей силой,

на которой взращивается личность.

Мы

убеждены,

что

содержание

образования

дошкольника

должно

строиться вокруг него самого. Детский опыт, начиная с интересов домашней

жизни, расширяется до интересов к жизни общества. В связи с этим, мы

решили в своей работе с детьми использовать метод детских проектов как

дополнительную форму воспитания и обучения.

Педагогическое

проектирование

понимается

как

одно

из

направлений

инновационной

деятельности

в

образовательном

учреждении,

как

способ

решения

задач

профессионально-личностного

развития

педагогов,

образовательно-воспитательных

задач

педагогического

процесса,

метод

проектов

как

технология

обучения,

которая

не

только

учит

детей

самостоятельно

мыслить,

а

также

делает

процесс

обучения

личностно

значимым.

Другими

словами,

достигается

результат

образованности,

под

которой мы понимаем способность решать проблемы различной сложности и

значимости,

самостоятельное

решение

социально

и

личностно

значимых

проблем на основе использования освоенного социального опыта.

Суть «метода проекта» в организации жизнедеятельности детей состоит в

реализации процесса проектирования, при котором воспитанники приобретают

знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного

отношения

к

действительности.

В

процессе

планирования

и

выполнения

практических

заданий,

в

ходе

организации

и

реализации

метода

проектирования необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить

и

решать

проблемы,

привлекая

знания

из

различных

областей,

формируя

умение

прогнозировать

результаты

и

устанавливать

причинно-следственные

связи.

Реализация

содержания

образовательно-воспитательного

процесса

по

основным

программам,

особенности

контингента

детей,

профессиональные

интересы позволили нам

выбрать и реализовать приоритетные направления

развития проектной деятельности с детьми.

В качестве значимой темы был выбран проект «Продукты питания», затем,

продолжая тему питания, дети проявили интерес к хлебу и хлебобулочным

изделиям и пришли к единому мнению: несмотря на то, что главным продуктом

для нас является хлеб – они недостаточно знают о том, откуда он «пришел».

Таким образом, определилась тема проекта – «Хлебец ржаной – отец наш

родной».

Каждый проект имел свою цель, задачи, модель реализации и поэтапный

план действий. На этапе подготовки к детской проектной деятельности мы

опирались на ряд положений и правил С.М. Оберемок «Метод проектов в

дошкольном

образовании».

Проект

проходил

определенные

этапы,

продолжительность

каждого

зависела

от

темы

и

регламентировалась

интересами детей:

1. ВЫБОР

ТЕМЫ

(планирование

познавательной

деятельности)

постижение нового.

2. СБОР СВЕДЕНИЙ.

3. ВЫБОР ПРОЕКТОВ.

4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ – осуществление замысла.

5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ – осуществление замысла.

Первый этап «Выбор темы». На этом этапе мы выбирали тему, исходя из

интересов

детей,

так

как

это

обеспечивало

лучшую

мотивацию

и

более

успешную работу. Тема должна быть достаточно богатой по содержанию, чтобы

каждый ребенок мог найти в ней какой-либо интересующий аспект; вместе с

детьми составляли план предстоящей познавательной деятельности. Один из

наиболее эффективных способов введения в тему связан с моделями «трех

вопросов». Суть этой модели заключается в том, что мы задавали детям три

вопроса:

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?

По мере того, как дети отвечали на вопросы, их ответы записывались.

Ответы определяли задачи и направления познавательной деятельности. Таким

образом, дети участвовали в общем планировании предстоящей деятельности.

Второй

этап

«Сбор

сведений». Здесь

создавались

условия

для

реализации

познавательной

деятельности

детей:

подбор

соответствующего

материала; встречи со специалистами и родителями; организация экскурсий и

т.д.

В

учебном

плане

отражались

все

интересы

детей,

последовательность

мероприятий. Большую роль отводили участию родителей в проектах: они

помогали

подобрать

материал

из

книг;

сочиняли

вместе

с

детьми

сказки,

истории, которые потом обсуждались в группе, для презентации выбирали

наиболее удачную сказку; оказывали помощь в организации выставок, детских

работ, предоставляли необходимый материал для проведения дидактических и

сюжетно-ролевых игр.

Третий этап – «Выбор проектов». На данном этапе мы помогали детям

выбрать проект, который они смогли бы выполнить индивидуально, в малых

группах

или

коллективно,

при

этом

учитывалась

роль

ребенка

в

проекте.

Обязательно

задавались

детям

вопросы:

«Почему

именно

этот

проект

выбрали?», «Что именно они хотят получить?», «Что им необходимо для этого

проекта?»

Четвертый этап – «Реализация проекта». В группе создавались условия

для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходила через

разные

виды

детской

деятельности:

творческую,

экспериментальную,

продуктивную

и

т.д.,

которые

способствовали

формированию

у

детей

специфических знаний в разных областях изучаемой темы. При работе над

проектом дети учились использовать полученные сведения для создания нового

продукта. Каждый проект был доведен до логического завершения, оставляя у

ребенка чувство гордости за достигнутый результат. После завершения работы

детям была дана возможность предъявить результат окружающим.

Пятый этап – «Презентация проекта». Детям создавались условия для

того,

чтобы

они

имели

возможность

рассказать

о

своей

работе,

испытать

чувство

компетенции,

гордости

за

достижения,

осмыслить

результаты

деятельности. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок,

альбомов организовывали специально, обсуждая с детьми, где будет размещена

экспозиция. Дети презентовали проекты в виде рассказов, участия в спектакле.

Результат реализации детской проектной деятельности на уровне данных

тем

показал,

что

у

воспитанников

повысился

интеллектуальный

уровень

развития,

расширился

круг

общения

со

сверстниками

и

взрослыми,

дети

научились

представлять

продукт

своей

исследовательской

деятельности,

представлять его другим людям, объяснять свой выбор и решение. Участвуя в

проектной

деятельности,

воспитанники

получили

радостные

эмоции,

способствующие формированию у них ряда положительных личных качеств.

Мы

убеждены,

что

проектирование

интересная

комплексная

деятельность, которая охватывает все стороны жизни ребенка и объединяет

участников

образовательного

процесса,

формирует

навыки

и

способности,

потребность

саморазвития

детей,

способствует

не

только

росту

нашего

педагогического

мастерства,

но

и

повышению

результативности

работы

в

целом.

Список литературы

1.

«От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная

программа дошкольного образования»/ Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2.

Филичева

Т.Б.,

Чиркина

Г.В.

Подготовка

к

школе

детей

с

общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1. Первый

год обучения. - М.: "Гном-Пресс", 1999.



В раздел образования