Автор: Мишина Альбина Витальевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГКОУ
Населённый пункт: г.Вышний Волочек, Тверская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: классный час на тему "Конфликты между детьми"
Раздел: среднее образование
ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Вышневолоцкая школа-интернат №2»
Открытый классный час в рамках недели толерантности
на тему:
"Конфликты между детьми"
Провела
классный руководитель
7 класса
Мишина А. В
2018 год
1
Цель: формирование у обучающихся навыков бесконфликтного общения с
окружающими людьми.
Задачи:
Развитие внутренней активности детей.
Формирование социального доверия.
Формирование адекватной самооценки подростков.
Коррекция коммуникативной и эмоциональной сферы
Материал: мягкая игрушка, тетрадные листы и ручки, мел, доска, цветная
бумага, цветные карандаши.
2
Ход занятия
Эмоциональный настрой. Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые
взрослые! Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Я хочу, чтобы вы
их поприветствовали - повернитесь и улыбнитесь нашим гостям. Мы
подарили свои улыбки и нам ответили тем же, значит, наше занятие пройдет
сегодня в спокойной и дружеской обстановке.
Учитель : А теперь мне бы хотелось, чтобы вы поздоровались друг с
другом и в этом нам поможет мягкая игрушка.
Упражнение “Приветствие”. Цель упражнения: создание
доброжелательной атмосферы, настрой на плодотворную работу. Участники
занятия передают друг другу мягкую игрушку со словами: “Привет, я хочу
тебе подарить…”. Слайд 2
Для того, чтобы наша работа была плодотворной, мы с вами должны
соблюдать несколько правил. (Правила работы группы вывешиваются на
доске)
2. Вступительная беседа (подготовка к теме)
Субъектный опыт.
Наш классный час посвящен проблеме, как в нашем классе, так и всего
человечества. В качестве эпиграфа к нашему классному часу я бы хотела
использовать слова Генри Тэйлора: (читает ребенок) “Ничто так не
показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой
нельзя избежать”. Слайд 3
- Как бы вы прокомментировали эти слова?
Учитель: Давайте послушаем диалог ученика с учителем.
(Диалог читают два ученика.)
- Валера, почему ты ударил его?
- Он первый ударил меня.
- А он говорит, ты ударил его первым.
- Нет, не я. Он первый ударил меня.
- Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?
- Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.
- И поэтому ты его ударил?
- Он первый меня ударил... слайд 4
Учитель : Что произошло?
Дети: Драка, выяснение отношений между ребятами, учитель выясняет,
хочет понять: кто прав, кто виноват.
-Как вы думаете, какая тема нашего занятия? слайд 5
Каждый год в нашей школе проходит неделя толерантности , в течение
которой нашему вниманию представляются различные притчи. Вы их
читаете? Есть ли какая - нибудь притча, которая вам запомнилась? А мне
3
понравилась и запомнилась вот эта. Слад 6 (Зачитывание притчи). Эта
притча говорит, что ничто не проходит бесследно, всегда остаются шрамы –
она поможет нам в дальнейшей работе, но основа этих дырочек это и есть
конфликт.
Учитель:. Что означает слово "конфликт" лично для вас? Попробуйте
написать "на скорую руку" список некоторых ассоциаций, образов,
воспоминаний, связанных со словом "конфликт" (в классе). Слайд 7
Ученики пишут на тетрадных листках, а потом читают вслух: слёзы,
раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь,
замечание в дневнике, вызов родителей в школу.
Учитель: Возможно, перед вами всплыли картины разбитых носов, "кучи-
малы" в коридоре, заплаканные глаза. Что вы чувствуете, когда находитесь с
кем-нибудь в конфликте, какое у вас настроение? Были ли у вас подобные
ситуации?
Обучающиеся пишут на тетрадных листках, а затем читают вслух: гнев,
страх, расстройство, раздражение, возмущение, слёзы.
Учитель: А теперь, закрыв глаза, представьте себе абсолютно
бесконфликтный класс. Какой он? Слайд 8
Дети: Восхитительный, скучный, трудноуправляемый, неинтересный.
: Учитель: Скажите, а нужны ли конфликты? Слайд 9
Дети:
- Ой, ну зачем они нужны?
- Да, без них невозможно найти истину.
- Нет, всегда лучше найти приемлемое решение без ссоры.
- Без конфликтов в классе нельзя, настоящая жизнь такая же.
Учитель: Что же такое конфликт?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: итак, мы выяснили, что конфликт – это напряжение между двумя
взаимодействующими сторонами и каждый из вас понимает конфликт по-
разному. А вот одно из определений понятия конфликт означает следующее:
Конфликт (лат. Conflictus) — активные взаимонаправленные действия
каждой из сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными
эмоциональными переживаниями. Слайд 10
Конфликт может привести или к улучшению климата в классе, к
взаимопониманию, такой выход из конфликта называется – конструктивный
(ассоциация - «конструировать», создавать). Когда конфликт приводит к
большей несправедливости, разрушению отношений - деструктивный.
Конфликты присутствуют в жизни каждого человека, группы.
Очень часто причиной конфликта выступает недовольство собой, чувство
неполноценности, потребность в самоутверждении, мысль о своей
исключительности, неудовлетворенное желание занять достойное место в
коллективе.
4
- А сейчас мы отдохнём и физкультминутку проведём. Слайд 11
- Молодцы, ребята!
Продолжаем наше занятие
- Скажите можно ли избежать конфликтов? (Выслушиваются ответы детей.)
Слайд 12
- Может ли, по-вашему, конфликт принести пользу? Какую? Слайд 13
ВЫВОД: Да, действительно, в конфликте часто мы находит новые,
нестандартные способы решения проблемы. Но также необходимо сказать о
таком неблагоприятном действии конфликта, как разрыв отношений между
конфликтующими сторонами.
Однако конфликты присутствуют в жизни каждого человека, независимо от
его желания. Конфликт может привести или к улучшению жизни в
коллективе, или, наоборот, большей несправедливости. Но разрешение
конфликта во многом зависит от нашего поведения.
Как вы считаете, как же можно решать конфликты? Слайд 14
Дети предлагают ситуации, в которых определяются совместно стороны
конфликта и определяется способ выхода из конфликта с записью на доске.
Учитель:
В совместном рассуждении мы пришли к тому, что определили
существование способов выхода из конфликтов.
Это конструктивное разрешение и деструктивное. Более подробно со
способами разрешения конфликтов мы с вами познакомимся на следующем
занятии Слайд 15-16
А сейчас я предлагаю вам внимательно посмотреть короткометражный
анимационный мультфильм «Bridge» (в переводе с английского обозначает
… (ответ детей) «Мост».) Слайд 17
Была ли в мультфильме затронута тема конфликта?
Как поступили герои данного мультфильма?
Кто из героев на ваш взгляд поступил правильно?
Учитель: Отлично!
А теперь я попрошу вас еще раз посмотреть ваши записи. В начале занятия
вы записывали свои воспоминания, связанные со словом "конфликт", и свои
эмоциональные реакции на конфликт. Прочитайте. Представьте, что эти
записи исчезают. А теперь зачеркните их. Скомкайте, если хотите - порвите
на мелкие кусочки. Поместим все в мусорный пакет, я унесу его, чтобы
сжечь.
Удалось ли вам увидеть, как исчезают все эмоции, которые там записаны?
Что приходит им на смену? Какие чувства вы испытываете?
Дети: Радость, облегчение, успокоение, как будто груз свалился с плеч.
III. Анкетирование.
Теперь, когда мы с вами уже многое узнали о конфликтах, рассмотрим
особенности вашего поведения в конфликтных ситуациях. Для этого вам
5
необходимо будет ответить на поставленные вопросы.
(Бланк с заготовками раздается обучающимся) слайд 18
Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации
Инструкция. Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно
ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то
или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после
каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Если подобным образом вы ведете себя
ЧАСТО – поставьте 3 балла;
ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла;
РЕДКО – 1 балл.
ВОПРОС: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной
ситуации?»
ОТВЕТЫ:
1) Угрожаю или дерусь.
2) Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3) Ищу компромиссы.
4) Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5) Избегаю противника.
6) Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
7) Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
8) Иду на компромисс.
9) Сдаюсь.
10) Меняю тему…
11) Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12) Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13) Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14) Предлагаю мир.
15) Пытаюсь обратить все в шутку.
Бланк ответа
№
вопроса
балл
ы
№
вопроса
балл
ы
№
вопроса
балл
ы
Сумма
А 1
6
11
Б 2
7
12
В 3
8
13
Г 4
9
14
Д 5
10
15
6
Обработка результатов и интерпретация
Подсчитайте
количество
баллов
по
строчкам
А,
Б,
В,
Г,
Д
–
соответственно. Каждая буква соответствует определенному типу поведения,
проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий
т и п
п о в е д е н и я .
Е с л и
в ы
н а б р а л и
б о л ь ш е
в с е г о
б а л л о в
п о д
б у к в а м и :
«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего
стоите
на
своем,
защищая
свою
позицию.
Во
что
бы
то
ни
стало,
вы
стремитесь
выиграть.
Это
тип
человека,
который
всегда
прав.
«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда
можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу,
и щ и т е
р е ш е н и я ,
кот о р ы е
уд о вл е т в о р и л и
б ы
о б е
с т о р о н ы .
«В» -
это
«компромиссный»
стиль.
С
самого
начала
вы
согласны
на
компромисс.
«Г» -
«мягкий»
стиль.
Своего
противника
вы
уничтожаете
добротой.
С
готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.
«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не
обострять
ситуацию,
не
доводить
конфликт
до
открытого
столкновения
Рефлексия:
Учитель: Сегодня мы говорили о конфликтах. Что было для вас интересным?
Что запомнилось?
Хотелось бы вам узнать о приёмах разрешения конфликтов? Почему?
Дети:(примерные ответы)
- Да, это интересно и полезно, потому что у нас в группе бывают конфликты.
Я сейчас понимаю, что иногда неправильно сама себя веду в конфликте.
- Было бы хорошо, если бы мы научились правильно реагировать на
конфликтные ситуации, научились разрешать конфликты.
- Нам это поможет в любой жизненной ситуации.
- Мы могли бы поменьше ссориться с друзьями и со взрослыми.
Как я уже говорила, с ними мы познакомимся на следующем занятии.
IV.Практическая часть. А сейчас я хочу предложить всем вместе сделать
оригами щенка. Щенки, как правило, очень добрые и забавные. Мне бы
хотелось, чтобы этот щенок оберегал вас от возможных неприятностей и
конфликтных ситуаций.
5. Упражнение “Оригами “Щенок-оберег” слайд 19
В качестве завершения предыдущей работы предлагается всем сделать себе
или нашим гостям оберег – фигурку из бумаги, которая будет всегда помогать
и оберегать во всех делах и ситуациях. В виде символа предлагается фигурка
собаки, как наиболее употребительный вариант стража
7
По вашим собачкам можно предположить понравилось или не понравилось
вам занятие путем выбранного вами цвета и изображения его мордочки.
Анализ работы, охарактеризуйте свою собачку в двух - трех словах.
- Но прежде чем закончить нашу встречу, я хотела бы прочитать одно
стихотворение, которое, на мой взгляд, очень точно даёт программу действия
каждому человеку в воспитании себя как личности: слайд 20
Заповедь
Учитесь управлять собой,
Во всём ищите добрые начала,
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала –
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору.
При быстром продвиженье в гору,
Друзей в пути не растерять.
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Поверьте, беды все уйдут,
Несчастья тоже устают.
И завтра будет день
Счастливый!
- Благодарю вас за работу, желаю, чтобы в вашей жизни было как можно
меньше конфликтов. Я уверена, что знания, которые вы сегодня получили,
помогут вам устоять перед соблазном быть в этом конфликте. Пусть у вас всё
получится! Слайд 21
8
Самоанализ
Тема: «Конфликты между детьми»
Классный час
08.11.2018 год
Цель: формирование у обучающихся навыков бесконфликтного
общения с окружающими людьми.
Задачи:
Развитие внутренней активности детей.
Формирование социального доверия.
Формирование адекватной самооценки подростков.
Коррекция коммуникативной и эмоциональной сферы
Актуальность темы в соответствии программы коррекционных занятий.
I этап: эмоциональный настрой – настроить детей на спокойную,
доверительную работу, не бояться присутствия гостей, расположить детей
друг другу.
II этап: субъектный опыт – путем зачитывания эпиграфа и показа диалога
между учителем и ребенком пыталась подвести детей к самостоятельному
оглашению темы нашего занятия. Напомнила детям о неделях психологии,
заинтересовала притчей о конфликтах, дала возможность детям высказать
свои предположения значения слова «конфликт». Вспомнить свои ситуации и
рассказать о них.
Сказала детям, что конфликт имеет две стороны медали: как плохую, так и
хорошую.
Дети высказались по поводу предположения о разрешениях конфликтов.
III этап: Анкетирование – провела, давая возможность детям
самостоятельного выбора ситуации, сформировав их адекватную самооценку.
IV этап: практическая часть – оригами «собачка-оберег», для развития
мелкой моторики.
Используемые методы:
Интерактивный;
Здоровьесберегающий;
Субъективный опыт;
Игровой;
Проблемного обучения;
Стимулирования.
Дети были раскрепощены, слышалиучителя, были активны и, на мой взгляд,
им понравилось занятие в целом.
Запланированный материал был дан не в полном объеме, так как время было
ограничено.
Продолжить занятие по заданной теме в полном объеме.
9