Напоминание

классный час на тему "Конфликты между детьми"


Автор: Мишина Альбина Витальевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГКОУ
Населённый пункт: г.Вышний Волочек, Тверская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: классный час на тему "Конфликты между детьми"
Дата публикации: 09.10.2019
Раздел: среднее образование





Назад




ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Вышневолоцкая школа-интернат №2»

Открытый классный час в рамках недели толерантности

на тему:

"Конфликты между детьми"

Провела

классный руководитель

7 класса

Мишина А. В

2018 год

1

Цель: формирование у обучающихся навыков бесконфликтного общения с

окружающими людьми.

Задачи:

Развитие внутренней активности детей.

Формирование социального доверия.

Формирование адекватной самооценки подростков.

Коррекция коммуникативной и эмоциональной сферы

Материал: мягкая игрушка, тетрадные листы и ручки, мел, доска, цветная

бумага, цветные карандаши.

2

Ход занятия

Эмоциональный настрой. Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые

взрослые! Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Я хочу, чтобы вы

их поприветствовали - повернитесь и улыбнитесь нашим гостям. Мы

подарили свои улыбки и нам ответили тем же, значит, наше занятие пройдет

сегодня в спокойной и дружеской обстановке.

Учитель : А теперь мне бы хотелось, чтобы вы поздоровались друг с

другом и в этом нам поможет мягкая игрушка.

Упражнение “Приветствие”. Цель упражнения: создание

доброжелательной атмосферы, настрой на плодотворную работу. Участники

занятия передают друг другу мягкую игрушку со словами: “Привет, я хочу

тебе подарить…”. Слайд 2

Для того, чтобы наша работа была плодотворной, мы с вами должны

соблюдать несколько правил. (Правила работы группы вывешиваются на

доске)

2. Вступительная беседа (подготовка к теме)

Субъектный опыт.

Наш классный час посвящен проблеме, как в нашем классе, так и всего

человечества. В качестве эпиграфа к нашему классному часу я бы хотела

использовать слова Генри Тэйлора: (читает ребенок) “Ничто так не

показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой

нельзя избежать”. Слайд 3

- Как бы вы прокомментировали эти слова?

Учитель: Давайте послушаем диалог ученика с учителем.

(Диалог читают два ученика.)

- Валера, почему ты ударил его?

- Он первый ударил меня.

- А он говорит, ты ударил его первым.

- Нет, не я. Он первый ударил меня.

- Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?

- Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.

- И поэтому ты его ударил?

- Он первый меня ударил... слайд 4

Учитель : Что произошло?

Дети: Драка, выяснение отношений между ребятами, учитель выясняет,

хочет понять: кто прав, кто виноват.

-Как вы думаете, какая тема нашего занятия? слайд 5

Каждый год в нашей школе проходит неделя толерантности , в течение

которой нашему вниманию представляются различные притчи. Вы их

читаете? Есть ли какая - нибудь притча, которая вам запомнилась? А мне

3

понравилась и запомнилась вот эта. Слад 6 (Зачитывание притчи). Эта

притча говорит, что ничто не проходит бесследно, всегда остаются шрамы –

она поможет нам в дальнейшей работе, но основа этих дырочек это и есть

конфликт.

Учитель:. Что означает слово "конфликт" лично для вас? Попробуйте

написать "на скорую руку" список некоторых ассоциаций, образов,

воспоминаний, связанных со словом "конфликт" (в классе). Слайд 7

Ученики пишут на тетрадных листках, а потом читают вслух: слёзы,

раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь,

замечание в дневнике, вызов родителей в школу.

Учитель: Возможно, перед вами всплыли картины разбитых носов, "кучи-

малы" в коридоре, заплаканные глаза. Что вы чувствуете, когда находитесь с

кем-нибудь в конфликте, какое у вас настроение? Были ли у вас подобные

ситуации?

Обучающиеся пишут на тетрадных листках, а затем читают вслух: гнев,

страх, расстройство, раздражение, возмущение, слёзы.

Учитель: А теперь, закрыв глаза, представьте себе абсолютно

бесконфликтный класс. Какой он? Слайд 8

Дети: Восхитительный, скучный, трудноуправляемый, неинтересный.

: Учитель: Скажите, а нужны ли конфликты? Слайд 9

Дети:

- Ой, ну зачем они нужны?

- Да, без них невозможно найти истину.

- Нет, всегда лучше найти приемлемое решение без ссоры.

- Без конфликтов в классе нельзя, настоящая жизнь такая же.

Учитель: Что же такое конфликт?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: итак, мы выяснили, что конфликт – это напряжение между двумя

взаимодействующими сторонами и каждый из вас понимает конфликт по-

разному. А вот одно из определений понятия конфликт означает следующее:

Конфликт (лат. Conflictus) — активные взаимонаправленные действия

каждой из сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными

эмоциональными переживаниями. Слайд 10

Конфликт может привести или к улучшению климата в классе, к

взаимопониманию, такой выход из конфликта называется – конструктивный

(ассоциация - «конструировать», создавать). Когда конфликт приводит к

большей несправедливости, разрушению отношений - деструктивный.

Конфликты присутствуют в жизни каждого человека, группы.

Очень часто причиной конфликта выступает недовольство собой, чувство

неполноценности, потребность в самоутверждении, мысль о своей

исключительности, неудовлетворенное желание занять достойное место в

коллективе.

4

- А сейчас мы отдохнём и физкультминутку проведём. Слайд 11

- Молодцы, ребята!

Продолжаем наше занятие

- Скажите можно ли избежать конфликтов? (Выслушиваются ответы детей.)

Слайд 12

- Может ли, по-вашему, конфликт принести пользу? Какую? Слайд 13

ВЫВОД: Да, действительно, в конфликте часто мы находит новые,

нестандартные способы решения проблемы. Но также необходимо сказать о

таком неблагоприятном действии конфликта, как разрыв отношений между

конфликтующими сторонами.

Однако конфликты присутствуют в жизни каждого человека, независимо от

его желания. Конфликт может привести или к улучшению жизни в

коллективе, или, наоборот, большей несправедливости. Но разрешение

конфликта во многом зависит от нашего поведения.

Как вы считаете, как же можно решать конфликты? Слайд 14

Дети предлагают ситуации, в которых определяются совместно стороны

конфликта и определяется способ выхода из конфликта с записью на доске.

Учитель:

В совместном рассуждении мы пришли к тому, что определили

существование способов выхода из конфликтов.

Это конструктивное разрешение и деструктивное. Более подробно со

способами разрешения конфликтов мы с вами познакомимся на следующем

занятии Слайд 15-16

А сейчас я предлагаю вам внимательно посмотреть короткометражный

анимационный мультфильм «Bridge» (в переводе с английского обозначает

… (ответ детей) «Мост».) Слайд 17

Была ли в мультфильме затронута тема конфликта?

Как поступили герои данного мультфильма?

Кто из героев на ваш взгляд поступил правильно?

Учитель: Отлично!

А теперь я попрошу вас еще раз посмотреть ваши записи. В начале занятия

вы записывали свои воспоминания, связанные со словом "конфликт", и свои

эмоциональные реакции на конфликт. Прочитайте. Представьте, что эти

записи исчезают. А теперь зачеркните их. Скомкайте, если хотите - порвите

на мелкие кусочки. Поместим все в мусорный пакет, я унесу его, чтобы

сжечь.

Удалось ли вам увидеть, как исчезают все эмоции, которые там записаны?

Что приходит им на смену? Какие чувства вы испытываете?

Дети: Радость, облегчение, успокоение, как будто груз свалился с плеч.

III. Анкетирование.

Теперь, когда мы с вами уже многое узнали о конфликтах, рассмотрим

особенности вашего поведения в конфликтных ситуациях. Для этого вам

5

необходимо будет ответить на поставленные вопросы.

(Бланк с заготовками раздается обучающимся) слайд 18

Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации

Инструкция. Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно

ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то

или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после

каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя

ЧАСТО – поставьте 3 балла;

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла;

РЕДКО – 1 балл.

ВОПРОС: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной

ситуации?»

ОТВЕТЫ:

1) Угрожаю или дерусь.

2) Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.

3) Ищу компромиссы.

4) Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5) Избегаю противника.

6) Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.

7) Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.

8) Иду на компромисс.

9) Сдаюсь.

10) Меняю тему…

11) Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12) Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13) Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14) Предлагаю мир.

15) Пытаюсь обратить все в шутку.

Бланк ответа

вопроса

балл

ы

вопроса

балл

ы

вопроса

балл

ы

Сумма

А 1

6

11

Б 2

7

12

В 3

8

13

Г 4

9

14

Д 5

10

15

6

Обработка результатов и интерпретация

Подсчитайте

количество

баллов

по

строчкам

А,

Б,

В,

Г,

Д

соответственно. Каждая буква соответствует определенному типу поведения,

проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий

т и п

п о в е д е н и я .

Е с л и

в ы

н а б р а л и

б о л ь ш е

в с е г о

б а л л о в

п о д

б у к в а м и :

«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего

стоите

на

своем,

защищая

свою

позицию.

Во

что

бы

то

ни

стало,

вы

стремитесь

выиграть.

Это

тип

человека,

который

всегда

прав.

«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда

можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу,

и щ и т е

р е ш е н и я ,

кот о р ы е

уд о вл е т в о р и л и

б ы

о б е

с т о р о н ы .

«В» -

это

«компромиссный»

стиль.

С

самого

начала

вы

согласны

на

компромисс.

«Г» -

«мягкий»

стиль.

Своего

противника

вы

уничтожаете

добротой.

С

готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не

обострять

ситуацию,

не

доводить

конфликт

до

открытого

столкновения

Рефлексия:

Учитель: Сегодня мы говорили о конфликтах. Что было для вас интересным?

Что запомнилось?

Хотелось бы вам узнать о приёмах разрешения конфликтов? Почему?

Дети:(примерные ответы)

- Да, это интересно и полезно, потому что у нас в группе бывают конфликты.

Я сейчас понимаю, что иногда неправильно сама себя веду в конфликте.

- Было бы хорошо, если бы мы научились правильно реагировать на

конфликтные ситуации, научились разрешать конфликты.

- Нам это поможет в любой жизненной ситуации.

- Мы могли бы поменьше ссориться с друзьями и со взрослыми.

Как я уже говорила, с ними мы познакомимся на следующем занятии.

IV.Практическая часть. А сейчас я хочу предложить всем вместе сделать

оригами щенка. Щенки, как правило, очень добрые и забавные. Мне бы

хотелось, чтобы этот щенок оберегал вас от возможных неприятностей и

конфликтных ситуаций.

5. Упражнение “Оригами “Щенок-оберег” слайд 19

В качестве завершения предыдущей работы предлагается всем сделать себе

или нашим гостям оберег – фигурку из бумаги, которая будет всегда помогать

и оберегать во всех делах и ситуациях. В виде символа предлагается фигурка

собаки, как наиболее употребительный вариант стража

7

По вашим собачкам можно предположить понравилось или не понравилось

вам занятие путем выбранного вами цвета и изображения его мордочки.

Анализ работы, охарактеризуйте свою собачку в двух - трех словах.

- Но прежде чем закончить нашу встречу, я хотела бы прочитать одно

стихотворение, которое, на мой взгляд, очень точно даёт программу действия

каждому человеку в воспитании себя как личности: слайд 20

Заповедь

Учитесь управлять собой,

Во всём ищите добрые начала,

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала –

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору.

При быстром продвиженье в гору,

Друзей в пути не растерять.

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Поверьте, беды все уйдут,

Несчастья тоже устают.

И завтра будет день

Счастливый!

- Благодарю вас за работу, желаю, чтобы в вашей жизни было как можно

меньше конфликтов. Я уверена, что знания, которые вы сегодня получили,

помогут вам устоять перед соблазном быть в этом конфликте. Пусть у вас всё

получится! Слайд 21

8

Самоанализ

Тема: «Конфликты между детьми»

Классный час

08.11.2018 год

Цель: формирование у обучающихся навыков бесконфликтного

общения с окружающими людьми.

Задачи:

Развитие внутренней активности детей.

Формирование социального доверия.

Формирование адекватной самооценки подростков.

Коррекция коммуникативной и эмоциональной сферы

Актуальность темы в соответствии программы коррекционных занятий.

I этап: эмоциональный настрой – настроить детей на спокойную,

доверительную работу, не бояться присутствия гостей, расположить детей

друг другу.

II этап: субъектный опыт – путем зачитывания эпиграфа и показа диалога

между учителем и ребенком пыталась подвести детей к самостоятельному

оглашению темы нашего занятия. Напомнила детям о неделях психологии,

заинтересовала притчей о конфликтах, дала возможность детям высказать

свои предположения значения слова «конфликт». Вспомнить свои ситуации и

рассказать о них.

Сказала детям, что конфликт имеет две стороны медали: как плохую, так и

хорошую.

Дети высказались по поводу предположения о разрешениях конфликтов.

III этап: Анкетирование – провела, давая возможность детям

самостоятельного выбора ситуации, сформировав их адекватную самооценку.

IV этап: практическая часть – оригами «собачка-оберег», для развития

мелкой моторики.

Используемые методы:

Интерактивный;

Здоровьесберегающий;

Субъективный опыт;

Игровой;

Проблемного обучения;

Стимулирования.

Дети были раскрепощены, слышалиучителя, были активны и, на мой взгляд,

им понравилось занятие в целом.

Запланированный материал был дан не в полном объеме, так как время было

ограничено.

Продолжить занятие по заданной теме в полном объеме.

9



В раздел образования