Напоминание

логопедическое занятие "Праздник Весны"


Автор: Бегеева Нина Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МКОУ "Ульдючинская сельская национальная гимназия им.О.Д.Мукаевой"
Населённый пункт: Республика Калмыкия, село Ульдючины
Наименование материала: методическая разработка
Тема: логопедическое занятие "Праздник Весны"
Дата публикации: 09.10.2019
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект открытого

логопедического занятия

по развитию речи

во 2 классе

«Праздник Весны»

Подготовила

учитель – логопед

Бегеева Н.В.

с. Ульдючины

2019

Тема: Развитие связной речи. «Праздник Весны»

Лексическая тема : Калмыцкие народные праздники.

Цели и задачи:

1.

Расширить знания и представления детей о калмыцких народных праздни-

ках.

2.

Развивать слуховое внимание, логическое мышление.

3.

Активизировать активный словарь. Развивать монологическую речь.

4.

Совершенствовать умение ориентироваться во времени.

5.

Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и

ритм речи, творческое воображение.

6.

Приобщать детей к народной истории.

7.

Учить уважительному отношению к истокам народной культуры

Оборудование:

Мультимедийная установка с презентацией занятия по теме «Цаган Сар»,

соленое тесто, дощечка, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1

Организационный момент

Логопед: Ребята! Догадайтесь , о каком празднике я говорю.

Белый месяц, белый месяц

Подношеньем будет чай.

Белый месяц, белый месяц,

Будем дружно отмечать.

Логопед: Ребята, вы поняли ,о каком празднике идет речь? (Этот праздник Цаган

Сар.)

2. Речевая разминка.

Начнем наше занятие с чистоговорки, которую учили на прошлом занятии.

Она нам поможет красиво и четко выговаривать слова.

- Дождик накрапывал: кап-кап

Полз по краю камня краб

Дождик скоро прекратился

Крапинками краб покрылся

Сначала медленно, потом быстро, громко – тихо.

3. Объявление темы

Логопед: Молодцы!» Сегодня мы поговорим о празднике Цаган Сар и о обычаях,

с которыми встречали этот праздник. Почему этот праздник так называется ?

Логопед: Цаган Сар —это истинно народный праздник , символизирующий

приход весны. Название имело несколько значений: белый, счастливый, месяц

приветствий, поздравлений . Белый цвет – символ чистоты, благополучия,

счастья.

4. Основная часть.

Логопед: А как готовились к празднику ?

К празднику готовились тщательно : приобретали новую одежду ,убирали и

украшали кибитки, заготавливали продукты ,а самое главное – пекли борцики

Эджа жарит борцики

Веселый тарарам

Тогш, хорха ,хавтхарики

Гости едут к нам

Важным моментом праздника было приготовление национального мучного

блюда — борцик , их готовили из сдобного пресного теста и жарили в кипящем

жире.

Рецепт их прост: посыпаем стол мукой

И тесто раскатываем в тонкий слой,

Затем дадим фантазии простор мы:

Квадраты, ромбы и кружочки кроя…

Упражнение на развитие тонкой моторики рук: лепка «Борцик».

Сегодня мы с вами будем из теста будем лепить борцики: целвг,тогш и шовун.О

других видах борциков мы поговорим позже. А какие борцики пекут ваши мамы?

I. Логопед. Первым мы лепим деедж борциг - целвг. А вы знаете, какую форму

имеет зтот борциг? Он похож на солнышко . Его вылепить нетрудно.

1.этап- делаем круглые шарики. (Показать приемы раскатывания).

2.этап –раскатываем глину .

3.этап - по краям делаем защипы

2.Логопед: Помоем руки , вытремся и приступим к следующему заданию ..Мы

с вами слепили солнышко и ощутим его тепло на своем лице.

1. (Проводится массаж лица).

Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.

Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

Какую форму имеет борциг целвг.)? Нарисуйте. (Дети рисуют пальчиком в

воздухе круг.) Правильно. Теперь я уверена, что у вас получатся замечательные

борцики

3.

II. Второй борцик - тогш .Кто знает , на что он похож Он похож на бублик .

1. этап – раскатываем из комочков глины прямые палочки .

2 .этап – соединяем оба конца .

3. этап – получили маленький круг.

Логопед: Теперь немного отдохнем и проведем под музыку физминутку

5 . Физминутка под музыку «Цаган Сар».

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по борцику

А для милой мамочки

Испеку два борцика

Кушай, кушай мамочка

Вкусные два борцика

Я ребяток позову,

Борциками угощу.

(Дети выполняют действия в соответствии с текстом по образцу логопеда).

5. Попробуем вылепить еще один борцик мошкмр(барание кишки, мошк-

крути)

1. этап – опять раскатываем глину.

2. этап – получаем круглую полоску на подобие колбаски.

В. этап – затем скручиваем в жгут и соединяем оба конца.

Логопед : Каждый борцик имел свое значение.(Рассказ логопеда о видах

борцика).( Слайд 3-10)

Виды борциков: целвг(символ солнца) , китэ и джола(внутренности животных)-

обычно преподносили пожилым и уважаемым людям,тогш (бублик),хорха

(насекомые) отдавали детям,темян(верблюд),шовун(птица),белг(подарок),хуцин

толга(баранья голова),мошкмр(накрученные).

Логопед: А теперь посмотрим , как вы хорошо разбираетесь в названиях

борциков.

Виды борциков ( Слайд 3 -10 )

6. Игра « Праздничные борцики».( Слайд 11).

Задание:1. Назови вид борцика и положи его на поднос.

2. Какие они борцики ? (дать определение, используя опорные слова.).

Опорные слова: вкусные, праздничные , сладкие, ароматные, мягкие,

хрустящие.

8.

Коллективное составление рассказа по картинкам, предоставленным

логопедом. (Слайд 12).

План рассказа

1. Внимательно рассмотрите сюжетные картинки.

2. По картинкам составьте рассказ «Цаган Сар».

7. Итог занятия.

Изготовленные изделия выкладываются на красивый поднос, который ставят

перед родителями.

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. Как много дел мы успели

сделать. Что вам запомнилось? Что вам показалось трудным? Какое задание

далось вам легче всего? Я вас всех хвалю, вы были внимательными и активными.

А у нас как раз испеклись наши «борцики. Мамы достают настоящие

борцики и угощают всех.

Приложение

Ингредиенты самого простого рецепта соленого теста для лепки выглядят

следующим образом:

полкило муки

стакан холодной воды

200 гр. мелкой соли

Также как и для выпечки, тесто для лепки следует правильно замесить. Сначала в

ход идут такие составляющие рецепта, как соль и вода – создается соляной

раствор. После полного растворения соли в воде следует приступать к плавному

добавлению муки (как и в случае с выпечкой, лучше высшего сорта) равномерно

помешивая получающуюся массу. Готовой ее можно считать, когда она станет

эластичной и не будет липнуть к рукам.

В процессе лепки из соленого теста ребенок

Развивает мелкую моторику

Развивает образное и ассоциативное мышление

Получает навыки работы с кухонными принадлежностями и продуктами

Усваивает разницу между "съедобным" тестом и соленым.

Использованная литература:

1. Ользеева С.З. Калмыцкие народные традиции. Элиста, 2007.

2. Эрдниев У.Э. Калмыкии. Элиста,1986.

3. Левина Р Е. Основы теории и практики логопедии.М.Прсвещение»,1968.

4.Волкова Л.С. Логопедия. М. «Просвещение»,1995.

5. Богомолова А.И.Логопедические пособия для работы с детьми Издательство

«Библиоанализ», 1995.



В раздел образования