Напоминание

конспект логопедического занятия во 2 классе "Изменение имен прилагательных по родам и числам"


Автор: Бегеева Нина Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МКОУ "Удьдючинская сельская национальная гимназия им.О.Д.Мукаевой"
Населённый пункт: Республика Калмыкия, с.Ульдючины
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект логопедического занятия во 2 классе "Изменение имен прилагательных по родам и числам"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема

:

Изменение

имен

прилагательных

по

родам

и

числам

.

Цели

:

Коррекционно

-

образовательные

:

познакомить

детей

с

родом

существительных

;

закрепить

знания

детей

о

согласовании

прилагательных

с

существительными

в

роде

,

числе

;

развивать

навыки

согласования

.

Коррекционно

-

развивающие

:

учить

определять

род

,

окончания

существительных

,

прилагательных

;

развивать

память

.

Коррекционно

-

воспитывающая

:

развивать

коммуникативные

навыки

детей

.

Оборудование

:

карточки

для

индивидуальной

работы

;

предметные

картинки

:

баба

.

стакан

,

платье

,

часы

,

презентация

.

Содержания

занятия

1.

Артикуляционная

гимнастика

(

комплекс

упражнений

для

развития

мелкой

моторики

)

2.

Речевая

разминка

.

Для

разминки

язычка

проговорим

скороговорки

.

-

Какую

скороговорку

мы

выучили

на

прошлом

занятии

?

Корабли

лавировали

,

лавировали

,

да

не

вылавировали

.

-

Новая

скороговорка

Сшила

Саша

Сашке

шапку

Сашка

шапкой

шишку

сшиб

.

Сначала

медленно

,

потом

быстро

,

громко

тихо

.

3.

Сообщение

темы

и

целей

занятия

.

-

Повторение

изученного

материала

.

-

Отрывок

из

стихотворения

К

.

И

.

Чуковского

«

Мойдодыр

»:

Да

здравствует

мыло

душистое

,

И

полотенце

пушистое

,

И

зубной

порошок

,

И

густой

гребешок

.

-

О

каких

предметах

говорится

в

этом

отрывке

(

о

мыле

,

полотенце

.

поршке

.

гребешке

.)

-

Назовите

признаки

этих

предметов

?

-

К

какой

части

речи

относятся

слова

.

обозначающие

признаки

предмета

? (

Имя

прилагательное

).

-

На

какой

вопрос

отвечают

слова

,

обозначающие

предмет

? (

кто

,

что

)

Часть

речи

-

имя

существительное

.

-

Сегодня

мы

продолжим

работу

с

именами

существительными

и

именами

прилагательными

и

будем

учиться

правильно

употреблять

их

в

речи

-

Игра

«

Отгадай

,

кто

это

-

Ребята

,

я

буду

называть

вам

признаки

предметов

,

а

вы

отгадайте

,

о

ком

я

говорю

.

1)

Сладкий

.

белый

(

сахар

).

2)

Кислый

,

желтый

(

лимон

).

3)

Красное

.

румяное

(

яблоко

).

4)

Зеленый

,

пупырчатый

(

огурец

).

5)

Круглый

,

зеленый

.

полосатый

(

арбуз

)

Слайд

По

каким

признакам

вы

отгадали

овощи

? (

по

цвету

,

по

размеру

,

по

вкусу

)

-

Подумайте

,

что

ещё

обозначают

прилагательные

:

большой

,

маленький

(

размер

),

добрый

,

злой

,

хитрый

(

характер

),

соленый

,

сладкий

(

вкус

),

молодой

,

старый

(

возраст

),

треугольный

(

форма

)

И

многие

другие

признаки

,

с

которыми

мы

будем

знакомиться

.

4.

Физминутка

.

а

)

Развитие

пространственной

ориентировки

.

Встали

,

подняли

правую

руку

вверх

,

посмотрели

в

правый

верхний

угол

класса

,

опустили

руку

вниз

,

посмотрели

в

правый

нижний

угол

класса

(

то

же

самое

с

левой

рукой

)

б

)

Зрительная

гимнастика

.

Обведите

доску

глазками

.

Закройте

глаза

.

5.

Повторение

об

изменении

прилагательного

и

существительногопо

родам

и

числам

.

Изменение

прилагательных

по

родам

.

-

На

наборном

полотне

стоят

картинки

:

баба

стакан

,

платье

.

часы

и

написаны

словосочетания

:

баба

из

снега

,

стакан

из

стекла

.

платье

из

шелка

.

часы

из

золота

.

-

Какая

баба

? -

снежная

баба

.

-

Какое

платье

? –

шелковое

платье

.

-

Какой

стакан

? –

Стеклянный

стакан

.

-

Какие

часы

? –

Золотые

часы

.

-

Вывод

:

у

имен

прилагательных

,

которые

отвечают

на

вопрос

какой

?

пишется

окончание

ый

,-

ой

,

ий

;

какая

: -

ая

, -

яя

,

какое

: -

ое

,

-

ее

;

Какие

: -

ые

, -

ие

-

Запись

словосочетаний

на

доске

и

в

тетрадях

с

вопросами

.

6.

Работа

по

индивидуальным

карточкам

.

-

На

карточках

наклеены

картинки

и

даны

словосочетания

,

учащиеся

должны

образовать

имена

прилагательные

и

назвать

их

вместе

с

существительными

.

-

Крыша

из

железа

железная

крыша

-

Сумка

из

кожи

кожаная

сумка

-

Стол

из

дерева

деревянный

стол

Дом

из

кирпича

кирпичный

дом

7.

Пальчиковая

гимнастика

«

Помощники

»

Вот

помощники

мои

,

Как

их

хочешь

поверни

.

Раз

,

два

,

три

,

четыре

,

пять

.

Не

сидится

им

опять

.

Постучали

,

повертели

И

работать

захотели

.

Поработали

немного

,

Но

дадим

им

отдохнуть

.

(

Выполнять

движения

пальцами

в

соответствии

с

содержанием

стихотворения

.)

8.

Работа

с

текстом

.

Подобрать

слова

противоположногозначения

.

-

Железо

тяжелое

,

а

вата

(

какая

?)

-

Стебель

тонкий

,

а

ствол

(

какой

?)

-

Кипяток

горячий

,

а

лед

(

какой

?)

-

Ручей

мелкий

,

а

море

(

какое

?)

-

Калитка

узкая

.

а

ворота

(

какие

?)

Слова

для

справок

:

широкие

,

толстый

.

глубокое

.

легкая

,

холодный

.

9.

Подбери

слово

по

вопросу

и

прочитай

предложение

Рыбная

ловля

.

Был

(

какой

?)----

день

.

Витя

вышел

из

(

какого

?) -----

сарая

с

удочкой

.

Он

пошел

(

к

какому

?) -----

другу

.

Друзья

отправились

на

(

какую

?)------

ловлю

.

Они

наловили

много

(

какой

?)------

рыбы

.

Ребята

были

довольны

(

каким

?) -----

уловом

.

Мальчики

рассказали

о

(

какой

?)

рыбалке

.

Слова

для

справок

:

теплых

,

летний

,

деревянного

,

рыбную

,

лучшему

,

разной

,

богатым

,

удачной

.

-

Работа

проводится

устно

.

11.-

Обобщение

:

-

Какие

слова

вы

вставили

вместо

точек

?

-

Что

они

обозначают

?

12.

Итог

занятий

-

С

урока

выйдет

тот

,

кто

образует

от

существительных

имена

прилагательные

.

(

Грусть

)

песня

-

грустная

песня

. (

Радость

)

труд

. (

Ласка

)

слово

.

(

Веселье

)

игра

.

(

Скука

)

занятие

. (

Верность

)

товарищ

.

-

Использованная

литература

1.

Ефименкова

Л

.

Н

.

Коррекция

звуков

речи

у

детей

,

М

.,

Просвещение

,1997

2.

Ирина

Лопухова

.

Логопедия

.

Санкт

-

Петербург

,2014

3.

И

.

Н

.

Садовникова

.

Нарушения

письменной

речи

их

преодоление

у

младших

школьников

.

Москва

.

Владос

,1997

4.

Обучение

,

воспитание

и

развитие

детей

шестилетнего

возраста

.

И

.

А

.

Петрова

.

М

.,

Просвещение

, 1990



В раздел образования