Автор: Бегеева Нина Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МКОУ "Удьдючинская сельская национальная гимназия им.О.Д.Мукаевой"
Населённый пункт: Республика Калмыкия, с.Ульдючины
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект логопедического занятия во 2 классе "Изменение имен прилагательных по родам и числам"
Раздел: среднее образование
Тема
:
Изменение
имен
прилагательных
по
родам
и
числам
.
Цели
:
Коррекционно
-
образовательные
:
познакомить
детей
с
родом
существительных
;
закрепить
знания
детей
о
согласовании
прилагательных
с
существительными
в
роде
,
числе
;
развивать
навыки
согласования
.
Коррекционно
-
развивающие
:
учить
определять
род
,
окончания
существительных
,
прилагательных
;
развивать
память
.
Коррекционно
-
воспитывающая
:
развивать
коммуникативные
навыки
детей
.
Оборудование
:
карточки
для
индивидуальной
работы
;
предметные
картинки
:
баба
.
стакан
,
платье
,
часы
,
презентация
.
Содержания
занятия
1.
Артикуляционная
гимнастика
(
комплекс
упражнений
для
развития
мелкой
моторики
)
2.
Речевая
разминка
.
Для
разминки
язычка
проговорим
скороговорки
.
-
Какую
скороговорку
мы
выучили
на
прошлом
занятии
?
Корабли
лавировали
,
лавировали
,
да
не
вылавировали
.
-
Новая
скороговорка
Сшила
Саша
Сашке
шапку
Сашка
шапкой
шишку
сшиб
.
Сначала
медленно
,
потом
быстро
,
громко
–
тихо
.
3.
Сообщение
темы
и
целей
занятия
.
-
Повторение
изученного
материала
.
-
Отрывок
из
стихотворения
К
.
И
.
Чуковского
«
Мойдодыр
»:
Да
здравствует
мыло
душистое
,
И
полотенце
пушистое
,
И
зубной
порошок
,
И
густой
гребешок
.
-
О
каких
предметах
говорится
в
этом
отрывке
(
о
мыле
,
полотенце
.
поршке
.
гребешке
.)
-
Назовите
признаки
этих
предметов
?
-
К
какой
части
речи
относятся
слова
.
обозначающие
признаки
предмета
? (
Имя
прилагательное
).
-
На
какой
вопрос
отвечают
слова
,
обозначающие
предмет
? (
кто
,
что
)
Часть
речи
-
имя
существительное
.
-
Сегодня
мы
продолжим
работу
с
именами
существительными
и
именами
прилагательными
и
будем
учиться
правильно
употреблять
их
в
речи
-
Игра
«
Отгадай
,
кто
это
?»
-
Ребята
,
я
буду
называть
вам
признаки
предметов
,
а
вы
отгадайте
,
о
ком
я
говорю
.
1)
Сладкий
.
белый
(
сахар
).
2)
Кислый
,
желтый
(
лимон
).
3)
Красное
.
румяное
(
яблоко
).
4)
Зеленый
,
пупырчатый
(
огурец
).
5)
Круглый
,
зеленый
.
полосатый
(
арбуз
)
Слайд
По
каким
признакам
вы
отгадали
овощи
? (
по
цвету
,
по
размеру
,
по
вкусу
)
-
Подумайте
,
что
ещё
обозначают
прилагательные
:
большой
,
маленький
(
размер
),
добрый
,
злой
,
хитрый
(
характер
),
соленый
,
сладкий
(
вкус
),
молодой
,
старый
(
возраст
),
треугольный
(
форма
)
И
многие
другие
признаки
,
с
которыми
мы
будем
знакомиться
.
4.
Физминутка
.
а
)
Развитие
пространственной
ориентировки
.
Встали
,
подняли
правую
руку
вверх
,
посмотрели
в
правый
верхний
угол
класса
,
опустили
руку
вниз
,
посмотрели
в
правый
нижний
угол
класса
(
то
же
самое
с
левой
рукой
)
б
)
Зрительная
гимнастика
.
Обведите
доску
глазками
.
Закройте
глаза
.
5.
Повторение
об
изменении
прилагательного
и
существительногопо
родам
и
числам
.
Изменение
прилагательных
по
родам
.
-
На
наборном
полотне
стоят
картинки
:
баба
стакан
,
платье
.
часы
и
написаны
словосочетания
:
баба
из
снега
,
стакан
из
стекла
.
платье
из
шелка
.
часы
из
золота
.
-
Какая
баба
? -
снежная
баба
.
-
Какое
платье
? –
шелковое
платье
.
-
Какой
стакан
? –
Стеклянный
стакан
.
-
Какие
часы
? –
Золотые
часы
.
-
Вывод
:
у
имен
прилагательных
,
которые
отвечают
на
вопрос
какой
?
пишется
окончание
–
ый
,-
ой
,
ий
;
какая
: -
ая
, -
яя
,
какое
: -
ое
,
-
ее
;
Какие
: -
ые
, -
ие
-
Запись
словосочетаний
на
доске
и
в
тетрадях
с
вопросами
.
6.
Работа
по
индивидуальным
карточкам
.
-
На
карточках
наклеены
картинки
и
даны
словосочетания
,
учащиеся
должны
образовать
имена
прилагательные
и
назвать
их
вместе
с
существительными
.
-
Крыша
из
железа
–
железная
крыша
-
Сумка
из
кожи
–
кожаная
сумка
-
Стол
из
дерева
–
деревянный
стол
Дом
из
кирпича
–
кирпичный
дом
7.
Пальчиковая
гимнастика
«
Помощники
»
Вот
помощники
мои
,
Как
их
хочешь
поверни
.
Раз
,
два
,
три
,
четыре
,
пять
.
Не
сидится
им
опять
.
Постучали
,
повертели
И
работать
захотели
.
Поработали
немного
,
Но
дадим
им
отдохнуть
.
(
Выполнять
движения
пальцами
в
соответствии
с
содержанием
стихотворения
.)
8.
Работа
с
текстом
.
Подобрать
слова
противоположногозначения
.
-
Железо
тяжелое
,
а
вата
(
какая
?)
-
Стебель
тонкий
,
а
ствол
(
какой
?)
-
Кипяток
горячий
,
а
лед
(
какой
?)
-
Ручей
мелкий
,
а
море
(
какое
?)
-
Калитка
узкая
.
а
ворота
(
какие
?)
Слова
для
справок
:
широкие
,
толстый
.
глубокое
.
легкая
,
холодный
.
9.
Подбери
слово
по
вопросу
и
прочитай
предложение
Рыбная
ловля
.
Был
(
какой
?)----
день
.
Витя
вышел
из
(
какого
?) -----
сарая
с
удочкой
.
Он
пошел
(
к
какому
?) -----
другу
.
Друзья
отправились
на
(
какую
?)------
ловлю
.
Они
наловили
много
(
какой
?)------
рыбы
.
Ребята
были
довольны
(
каким
?) -----
уловом
.
Мальчики
рассказали
о
(
какой
?)
рыбалке
.
Слова
для
справок
:
теплых
,
летний
,
деревянного
,
рыбную
,
лучшему
,
разной
,
богатым
,
удачной
.
-
Работа
проводится
устно
.
11.-
Обобщение
:
-
Какие
слова
вы
вставили
вместо
точек
?
-
Что
они
обозначают
?
12.
Итог
занятий
-
С
урока
выйдет
тот
,
кто
образует
от
существительных
имена
прилагательные
.
(
Грусть
)
песня
-
грустная
песня
. (
Радость
)
труд
. (
Ласка
)
слово
.
(
Веселье
)
игра
.
(
Скука
)
занятие
. (
Верность
)
товарищ
.
-
Использованная
литература
1.
Ефименкова
Л
.
Н
.
Коррекция
звуков
речи
у
детей
,
М
.,
Просвещение
,1997
2.
Ирина
Лопухова
.
Логопедия
.
Санкт
-
Петербург
,2014
3.
И
.
Н
.
Садовникова
.
Нарушения
письменной
речи
их
преодоление
у
младших
школьников
.
Москва
.
Владос
,1997
4.
Обучение
,
воспитание
и
развитие
детей
шестилетнего
возраста
.
И
.
А
.
Петрова
.
М
.,
Просвещение
, 1990