Автор: Башинская Татьяна Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 164
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: статья
Тема: О преподавании технологии в школе
Раздел: полное образование
Статья «О преподавании уроков технологии в
современной школе»
Учитель технологии
Башинская Татьяна Владимировна
Сегодня наши дети, и особенно подростки, погружены в
виртуальный мир до такой степени, что у многих
развивается компьютерная зависимость, от которой
приходится лечить. Поэтому очень важно переключить
детей на что-то интересное и реальное. Это могут быть
уроки технологии с интересными совместными
проектами. Причем эта работа может вестись не только в
школе на уроках технологии, но и в системе
дополнительного образования.
Предмет «Технология» является необходимым
компонентом общего образования школьников. Его
содержание предоставляет молодым людям возможность
бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной
людьми среды техники и технологий, является главной
составляющей окружающей человека действительности и
опосредует взаимодействие людей друг с другом, со
сферой природы и с социумом. Главная задача
современной школы – это раскрытие способностей
каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни
в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Технологию, по негласной традиции, относят к
второстепенным дисциплинам. Может быть,
действительно, этот предмет не такой важный среди
школьных предметов? Как учитель технологии я не могу
не задавать себе вопросы: чем же важен предмет
технологии?
Возрастающая учебная нагрузка на школьников и
соответственно увеличение времени, проводимого ими в
статичном положении, негативно отражается на их
здоровье, а на уроках технологии учащиеся имеют
возможность чаще сменять динамические позы, сменять
умственную деятельность физическим трудом.
Предметно-практическая преобразующая деятельность
необходима для развития, независимо от того будет ли
человек в дальнейшем профессионально связан с
практическими видами труда. Практическая
деятельность является необходимым звеном в
протекании познавательных процессов и направлена на
их развитие.
Конкретные задания требуют не просто изготовления
изделий, а решения задач, в которых предметно-
практическая форма их выполнения выступает как одно
из возможных средств, стимулирующих умственные
действия. Здесь же даётся широкое поле для творческой
деятельности, результаты которой воплощаются в
вещественном виде.
Отсутствие предмета технологии может привести к
снижению уровня знания и владения учащимися
инструментами и технологическим оборудованием, их
мотивации к изучению техники и продолжению
образования в технической области, а также свёртывание
профориентации сделает ещё менее престижным для
школьников профессии в сфере материального
производства. Таким образом, я прихожу к выводу, что
без изучения технического труда невозможно целостное
развитие ребёнка и формирование у него полноценного
представления об окружающем мире. Что же мне
помогает для этого сделать уроки более эффективными?
1.Внимание к проблеме преемственности между
начальной школой и средним звеном.
Она выражается в тесном контакте между учителями
начальной школы и технологии. На своих занятия по
курсу технология в начальной школе стараюсь
максимально обучить детей разным приемам выполнения
подделки , с тем чтобы придя в среднюю школу ученики
были подготовленными к более сложным задачам
2. Изучение предлагаемого разными авторами
программно-методического обеспечения с целью
сравнения и определения оптимальных путей
реализации программы.
3. Использование разнообразных средств обучения.
В соответствии с путями реализации программы
подбираю средства обучения, среди которых немало,
позволяющие использовать в процессе обучения все виды
восприятия и памяти (зрительной, слуховой,
двигательной).
По возможности стремлюсь использовать
мультимедийные средства обучения, которые позволяют
путём проецирования на экран расширить визуальный
ряд учебников и плакатов, внести разнообразие в
устоявшийся ход урока.
4.Предметно-практическая преобразующая
деятельность учащихся.
Обучение владению инструментами и технологическим
оборудованием, изготовление изделий, элементы метода
проектов.
5. Профориентация.
Практическое знакомство с рабочими профессиями,
воспитание уважения к людям труда – мастерам своего
дела. Таким образом, я стремлюсь на уроках технологии
соединять теорию с практикой, учить работать головой и
руками, созидать, формируя тем самым готовность к
самостоятельному труду, выбору профессии, больше того
– способствовать развитию ребёнка в целом.