Напоминание

История развития искусства игры на домре


Автор: Бакиева Ильгиза Илдусовна
Должность: преподаватель музыкального отделения
Учебное заведение: МБУ ДО "Сармановская детская школа искусств им. И.Г. Шакирова
Населённый пункт: Сармановский район, с. Сарманово
Наименование материала: Методическая разработка доклада
Тема: История развития искусства игры на домре
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Сармановская детская школа искусств им. И.Г.Шакирова"

Сармановского муниципального района Республики Татарстан

Методическая разработка доклада натему:

История развития искусства игры на домре

Преподаватель:

Музыкального отделения по классу домры

Бакиева Ильгиза Илдусовна

Сарманово- 2019

Испокон

веков

русский

народ

стремился

выразить

с

помощью

инструментальной

музыки

свои

мысли,

чаяния,

душевные

переживания.

Самые

разнообразные

музыкальные

инструменты

создавались

и

совершенствовались

из

поколения

в

поколение,

чтобы

лучше

выражать

мироощущение народа, его эстетические и этические представления.

Отношение духовенства к русским инструментам было двойственным и

во

многом

определялось

их

социальной

ролью.

Народные

инструменты

блюстителями православия именовались не иначе как гудебные бесовские

сосуды», орудия «песен сатанинских», «богомерзких игр» и т.п. лишь в руках

бродячих скоморохов, совершавших языческие обряды. Однако в руках самих

блюстителей

православия

народные

инструменты

могли

стать

средством

«воспевания божественной мудрости и вознесения молитвы к небесам.

Первое дошедшее до нас упоминание о домре на Руси мы находим в

Поучениях митрополита Даниила». Митрополит констатирует, что на ней, в

числе

других

русских

инструментов,

музицируют

сами

служители

православия. Даже пресвитери, и диакони, и иподиакони…играют в гусли, в

домры, в смыки.

Само название «домры» получило известность лишь в XVI столетии,

однако

первые

сведения

о

щипковых

с

грифом

(«танбуровидных»)

инструментах на Руси относятся уже к X веку. «Танбур» в числе русских

музыкальных инструментов описан арабским путешественником X века Ибн

Даста, посетившим Киев (Куяб) между 903 и 912 годами. Примечательное

наблюдение

принадлежит

Ахмеду

ибн

Фадлану,

секретарю

посольства

багдадского халифа, оставившему интересное и детальное описание своего

путешествия

по

Волге.

Оказавшись

очевидцем

погребального

обряда

у

«русов» в 921 году, он отметил, что умершему ставили в могилу, наряду с

пищей и питьем также и танбур.

На протяжении долгого периода времени с XVIII и вплоть до конца XX

века – достоверных рисунков учёные не находил. Практически единственным

источником

существования

старинной

домры

было

свидетельство,

запечатлённое в книге А. Олеария. Своё сообщение А. Олеария сопроводил

рисунком «скоморохов и двух музыкантов». Один из музыкантов играет на

струнном

смычковом

инструменте,

в

котором

без

труда

можно

опознать

древнерусский гудок. В определении же названия второго инструмента у

нескольких поколений ученых, музыкантов, писателей, возникли большие

затруднения, так как на рисунке он виден не полностью: рассмотреть можно

лишь крупный, с овальными очертаниями, корпус. Гриф же совершенно не

виден, поскольку скрыт за спиной стоящего рядом гудошника.

Для

того

чтобы

найти

достоверные

изображения

домры,

М.

И.

Имханицкий обратился к многочисленным лицевым рукописям XVI – XVII

веков

из

государственных

архивохранилищ

и

обнаружил

хорошо

сохранившиеся рисунки домры.

Древнерусская домра в XVI – XVII столетиях существовала в двух

основных

вариантах:

она

могла

иметь

форму,

чрезвычайно

близкую

к

современной домре, но могла представлять собой и разновидность лютни –

многострунного

инструмента

с

большим

корпусом,

довольно

коротким

грифом и отогнутой назад головкой.

Большой интерес представляет миниатюра «Давид – псалмопевец» из

«Псалтыри

толковой»,

созданной

в

1654году.

Царь

Давид,

согласно

библейской

легенде

-

песнопевец,

покровитель

музыки.

Он

часто

изображался

в

древнерусских

псалтырях

собирающим

вокруг

себя

музыкантов. Огромную ценность миниатюры в том, что безвестный древний

живописец

сделал

прекрасно

сохранившиеся

до

наших

дней,

чётко

обозначенные

надписи

названий

инструментов

или

указания

конкретной

специализации музыканта у изображений каждого из инструменталистов.

Древнерусская

домра

являлась

инструментом,

предназначенным,

в

первую

очередь,

для

коллективного

музицирования,

и

существовала

в

различных тесситурных разновидностях.

К

началу XVI

века

была

создана

Государева

Потешная

палата,

предназначенная для увеселения царя и его приближенных, немалое место в

ней

отводилось

скоморохам.

Наряду

с

искусством

шутов,

плясунов,

рассказчиков,

большое

развитие

получило

и

народно

инструментально

исполнительство.

Об

этом

свидетельствует

наличие

в

ней

целого

штата

высококвалифицированных «домрачеев», «гусельников», «скрыпотчиков» и

других инструменталистов.

XVII столетии спрос на домры был настолько велик, что на московских

рынках

существовал

целые

домерные

ряды,

где

продавались

самые

различные по размеру домры домришко, домра, домра басистая.

В 1648 году последовал «высочайший» указ царя Алексея Михайловича

«Об исправлении нравов и уничтожении суеверий». Этот беспрецедентный

по

своей

жестокости

документ

был

направлен

на

полное

истребление

скоморошества. Царский указ был разослан воеводам всех русских городов.

Предписания

Алексея

Михайловича

старательно

осуществлялись

на

практике.

Русские

народные

инструменты

безжалостно

уничтожались.

Широко

известный

факт:

по

велению

патриарха

Никона

пять

доверху

груженых телег с музыкальными инструментами были вывезены на Москву –

реку и там публично сожжены.

Русские народные музыкальные инструменты не могли развиваться

изолированно

от

инструментов

других

народов,

живущих

по

соседству.

Действительно,

у

многих

восточных

народов,

которые

входили

в

состав

Российской

империи,

нетрудно

обнаружить

целый

ряд

инструментов,

чрезвычайно схожих с домрой. Это домбра - у казахов, домр –у калмыков,

думбыра – у башкир, танбур – у узбеков, думбра – у киргизов и .т.д. Связь,

например, русской домры и казахской домбры не случайно проявляется даже

в

названии;

они

настолько

родственны,

что

нередко

и

сегодня

многие

музыканты путают термины «домра» и «домбра» .

С искоренением бродячего скоморошества изменяется инструментарий

и в народном быту. К концу XVII столетия домра полностью выходит из

употребления,

фактически

исчезает

даже

упоминание

о

ней.

Исчезает

профессиональное исполнительство музыкантов – домрачеев, прекращается

производство

домр.

Однако

народу

по-прежнему

нужен

был

струнный

щипковый инструмент, подобный домре, и главное, максимально простой в

изготовлении. Именно так, изготовляемый кустарным способом, и возник

новый вариант домры – балалайка.

Домра

же

была

возрождена

в

1896

году.

В

1895

году

студент

технологического

института

Мартынов,

находясь

на

практике

в

Вятской

губернии,

случайно

обнаружил

на

чердаке

дома,

в

котором

жил,

заброшенное, ветхое музыкальное орудия с овальным корпусом, находящееся

в полуразрушенном состоянии. Причём для местных жителей оно якобы

было

предметом

совершенно

неведомым.

Когда

«диковинную»

вещь

привезли в Петербург, на совещании специалистов, созванном по инициативе

Андреева

и

возглавляемом

Фаминциным,

в

ней

и

была

опознана

древнерусская домра.

Предполагается,

что

на

самом

деле

Мартынов

передал

Андрееву

инструмент,

который

представлял

собой

современную

региональную

разновидность балалайки, сделанную кустарём.

На основе инструмента, найденного в Вятской губернии, по чертежам

В. Андреева, основателя первого русского оркестра, и при участии Николая

Петровича

Фомина

к

концу

1896

года

музыкальным

мастером

Семеном

Ивановичем

Налимовым

была

изготовлена

первая

возрожденная

домра

.Назвали ее домрой малой. Раскладка ладов на гриф была дана Фоминым,

конструктивное же решение в целом принадлежало Налимову.

Вслед за домрой малой Налимов сконструировал домру-альт со строем

на октаву ниже, а затем и домру-бас – на две октавы ниже малой домры.

Внешне оба инструмента мало чем отличались от домры малой, но были,

соответственно, большего размера. В дальнейшем инструменты домровой

группы изменились.

Все разновидности домры имели единый квартовый строй. Диапазон

домры малой составлял чуть больше двух октав от ми первой октавы до фа

третьей. Спустя двенадцать лет московский музыкант Григорий Павлович

Любимов расширил возможности андреевской домры за счет увеличения

диапазона, изменения квартового строя на квинтовый, увеличения кузова и

добавления

струны.

Сегодня

диапазон

современной

трехструнной

домры

увеличен еще на одну октаву от ми первой до фа четвертой, что значительно

расширило возможности исполнителей.

Заняв важное место в составе русского народного оркестра, домра

долгое

время

представлялась

инструментом,

предназначенным

исключительно для оркестрового исполнительства. Лишь спустя несколько

лет при Великорусском оркестре начал функционировать квартет домр.

Первыми профессиональными домристом был П. П. Каркин. Именно

ему

обязаны

разработкой

основных

приемов

звукоизвлечения.

П.

П.

Каркиным в начале века осуществлены первые издания для домры. Это были

в основном переложения произведений зарубежных исполнителей. В 1909

году

состоялось

первое

сольное

выступление

домриста.

В

1926

году

на

рабфаке Московской консерватории, наряду с классами других народных

инструментов,

был

открыт

класс

домры,

а

в

конце

20-х

годов

класс

трехструнной домры открылся и в Музыкальном училище им. Октябрьской

революции,

которое

стало

готовить

специалистов

для

профессиональных

оркестров русских народных инструментов.

В

30-е

годы

классы

домры

открыты

в

некоторых

консерваториях

Украины,

в

музыкальных

техникумах,

детских

и

вечерних

музыкальных

школах большинства областных центров страны. Если в 20-х годах домра

была в основном ориентирована на рабочий класс, то уже к концу 30-х

именно

классиче ская

музыка

по ставила

домру

(пока

т ол ь ко

четырехструнную) в ряд современных сольных инструментов и выдвинула ее

на концертную эстраду.

В 1948 году в Москве открывается первая в России кафедра народных

инструментов при Государственном музыкально-педагогическом институте

им. Гнесиных. Первым педагогом по домре стал выдающийся композитор Ю.

Шишаков, а затем молодые солисты оркестра им. Осипова В. Мироманов и А.

Александров

создатель

первой

школы

игры

на

трехструнной

домре.

Благодаря высшему профессиональному образованию народный изначально

инструмент домра за короткий срок прошёл на академической сцене путь, на

который инструментам симфонического оркестра потребовались столетия.

Основные

приемы

виртуозной

техники,

нашедшие

применение

в

исполнительской

практике

на

классических

струнных

инструментах,

-

быстрые и трудные пассажи, флажолеты, сложные ритмические фигуры,

разнообразие штрихов и приемов, игра двойными и тройными нотами – все

это блестящие продемонстрировали исполнители на русских инструментах.

Возможности

солирующей

домры

по-настоящему

открылись

в

середине 40-х годов, когда для нее были созданы оригинальные сочинения. И

первым из них по праву следует назвать «Концерт для трехструнной домры с

оркестром»

Николая

Павловича

Будашкина,

написанный

и

впервые

исполненный в 1945 году. Можно смело сказать, что с этого произведения

начинается новый период в истории домрового исполнительства, поскольку

концерт послужил началом создания оригинальной литературы.

В 1951 году Ю. Шишаков написал одночастный «Концерт №1 для

трехструнной

домры

с

русским

народным

оркестром»,

ставший

новым

этапом в раскрытии ее художественных возможностей. В начале 60-х годов

домровая литература пополнилась концертом Б. Кравченко, а также чуть

ранее написанным концертом Ю. Зарицкого. В конце 50-х и начале 60-х

появляется еще ряд превосходных исполнителей – домристов (В. Никулин, Ф.

Коровай, М. Васильев).

Теперь

исполнители

на

домре

выходят

на

сцены

крупных

филармонических

залов

с

сольными

концертами

в

одном

или

двух

отделениях.

Первым,

кому

Министерство

культуры

СССР

предоставило

официальное

право

на

сольные

филармонические

концерты

в

двух

отделениях, стал в 1990-е годы Рудольф Васильевич Белов. Он, как и другие

лучшие

исполнители-домристы,

лауреаты

всесоюзных

и

всероссийских

конкурсов В. Яковлев, В. Никулин, В. Красноярцев, а несколько позднее – Т.

Вольская, В. Круглов, А. Цыганков, С. Лукин, Б. Михеев, В. Ивко, возвели

солирующую домру в ранг полноправных академических инструментов. В

домровом репертуаре художественно полноценными оказались, например,

транскрипции сонат для скрипки и чембало, скрипичных концертов И.С.

Баха,

вальс-скерцо

П.И.

Чайковского,

фантазий

Г.

Венявского,

образцов

флейтовой музыки – скерцо из Сюиты h-moll И.С. Баха, сонаты Ф. Пуленка,

вокализа М.И. Глинки или «Сапатеадо» П. Сарасате.

Широкое общественное признание с 70-х годов получает творчество

Александра

Андреевича

Цыганкова.

Благодаря

его

самобытной

игре

авторитет

трехструнной

домры

стал

еще

выше

в

глазах

музыкальной

общественности и самых разнообразных аудиторий слушателей. Именно ему

удалось в транскрипциях и в собственных пьесах, концертных обработках и

фантазиях на темы народных песен привнести в домровое исполнительство

целый ряд новых приемов игры, таких, как двойные флажолеты, сочетание

флажолетов с pizzicato правой и левой рукой и т.д.

На основе изученного материала нами были выделены четыре этапа в

развитии домрового искусства:

1.

Первое упоминание о домре X

– XVI в.– Упоминание о домре

сохранились в летописях, в старинных дворцовых записях, в «Поучениях

митрополита Даниила». Домра получила известность лишь в XVI веке. На

домре играли сами служители православия.

2.

Золотой

век

домры XVI

– XVII в. – закончился с воцарением

Алексея Михайловича. Период его царствования – одна из самых мрачных

страниц в истории русской музыки. XVI – XVII в домра была одним из самых

распространённых и любимых инструментов. Вместе с тем была создана

Государева Потешная палата.

3.

Возрождения

домры XVIII

- XIX в. - Благодаря талантливому

исследователю,

музыканту

и

подвижнику

В.В.

Андрееву

домра

была

возрождена в 1896году.

4.

Популяризация

домры- XX

– XX в. В этот период отмечается

неизменный

рост

интереса

к

этому

инструменту

и

его

популярности

в

широких

кругах.

Композиторами

разных

стран

сочиняется

музыка,

предназначенная

специально

для

этого

инструмента.

Значительно

повышается

уровень

исполнительской

культуры,

связанной

с

домрой,

расширяется концертный репертуар, совершенствуется методика обучения

игре на этом инструменте.



В раздел образования