Напоминание

Информационные (мультимедиа) технологии в пространстве художественного воспитания учащихся


Автор: Селевко Андрей Германович
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МОУ Средняя школа № 59
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Информационные (мультимедиа) технологии в пространстве художественного воспитания учащихся
Дата публикации: 09.10.2019
Раздел: полное образование





Назад




Информационные (мультимедиа) технологии в пространстве художественного

воспитания учащихся

Селевко А. Г.

Информационные технологии представляют собой совокупность систематических и массовых

способов и приемов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с

использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и

программного обеспечения.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии,

использующие специальные технические информационные средства (ПЭВМ, аудио, кино,

видео).

Появление мультимедиа технологий вывело взаимодействие компьютера и человека на новый

уровень Сегодня ученик на своем .рабочем месте может просмотреть видео-сюжет доку-

ментальной или художественной кинохроники, прослушать голоса природы, наблюдать

социальные и физические явления в высококачественной анимации, пройти аудио-тренинг по

иностранному языку, стать участником общественного мероприятия, и т.д.

Компьютер значительно раздвигает возрастные возможности обучения. Используя

возможности компьютера, можно научить ребенка многому из того, что недавно было доступно

лишь специалистам.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики,

медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, часто стесняются поднимать

руку, задавать вопросы. Имея в качестве партнера компьютер, они могут многократно

повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью

«откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет

главную особенность методик компьютерного обучения.

Помимо развития индивидуальных форм обучения появляются и новые многообещающие

формы совместного компьютерного обучения В перспективе создание компьютерных сетей

позволит ученикам различных школ, и даже регионов, работать совместно, не выходя из своего

дома, класса.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении

(введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребенка он

выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения,

сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Компьютер значительно расширил возможности представления информации. Главная

методическая проблема преподавания сместилась от «как лучше рассказать материал» к тому,

«как лучше его показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех

современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности

(например, позволяет «погрузить» учащегося в конкретную историческую эпоху, поставив его

в положение участника исторических событий, первооткрывателя земель) и т.д.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в

жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективными;

компьютерная трафика помогает детям эффективно, с интересом усваивать материал. Интерес

создается разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет). Этому

способствует не только новизна работы с компьютером, но и возможность регулировать

предъявление учебных задач по трудности, поощрение правильных ответов, решений.

Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость

изучаемого материала, предоставляя им возможность испробовать умственные силы и про-

явить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать

любые решения без риска получить за это низкий балл, - все это способствует формированию

положительного отношения к учебе.

Программное обеспечение компьютера вообще создает общий игровой фон общения человека

с машиной. Эта особенность не ограничивается сугубо игровыми моделями компьютера.

Предлагая интерфейс, имеющий иронически-шутливую окраску, компьютер привносит

положительный эмоциональный характер в мыслительный и творческий процесс.

Наконец, достоинством компьютера, неоценимым в процессе обучения являются его

«выдержка» и «спокойствие», «дружественность» по отношению к ученику.

Весьма эффективно и перспективно использование информационных (мультимедиа)

технологий в области художественно-эстетического воспитания и обучения. О гигантском мно-

гообразии культурной информации, которое предоставляет мультимедиа библиотеки и

всемирная сеть ИНТЕРНЕТ, нет смысла говорить. Кроме того, кохмпьютерное рисование в

программных средах Pain-brash, Corel Draw, чертежи, дизайн на компьютере и др.

В музыке, звучание нот, обучение сольфеджио. Программы «Музыкальные инструменты»,

«Великие композиторы». Простые мелодии, композиция, аранжировка.

В образовательной области «Технология»: программы практического обучения по

дисциплинам художественно-эстетической области.

Компьютер не может заменить преподавателя, но компьютер обладает практически

неограниченной памятью. В него и на его емкие носители информации можно заложить всю

имеющуюся литературу по изобразительному искусству вместе с иллюстрациями. При этом

надо иметь в виду, что физиологические возможности человеческого организма таковы, что

ученик может без вреда для здоровья работать непрерывно у экрана дисплея 20-30 минут.

Этого времени мало для вдумчивого прочтения объемного текста, но вполне достаточно для

знакомства с небольшими комментариями к художественным репродукциям.

Компьютер помогает педагогу в управлении учебным процессом, выдает результаты

выполнения учащимися контрольных задании с учетом допущенных в теме ошибок и

затраченного времени; сравнивать показатели различных учащихся по решению одних и тех же

задач или показатели одного учащегося за определенный промежуток времени.

При наличии новых «компьютерных» инструментов меняется вся существующая в традиции

педагогическая ситуация: учитель перестает быть для ученика единственным источником

информации, носителем истины и становится партнером:

Компьютер - это средство, а не субъект обучающей деятельности, он помощник педагогу, а не

его замена.

Диалоговый характер обучения: компьютерное обучение - это общение ребенка с

компьютером.

Взаимодействие ребенка с компьютером происходит по всем типам: субъект - объект,

субъект - субъект, объект - субъект.

Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям

ребенка.

Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

Оптимальность в применении компьютера: нельзя недооценивать возможности

компьютера как средства наглядности, самостоятельной работы учащихся, но нельзя и

считать компьютер идеальным учителем, который всегда лучше, чем натуральный.

Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

Психологический комфорт ученика при общении с компьютером.

Неограниченное обучение: расширение и углубление содержания и его приложений как

угодно велики.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие действия.

Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график

учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест,

инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи,

индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера

достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визу-

альные и слуховые образы.

Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного,

демонстрационного оборудования, сопрягаемого с персональным компьютером,

программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с

предметным содержанием определенного учебного курса.

Современные компьютерные классы сегодня поступают в школы вместе с комплектами

компакт-дисков различного назначения: справочники, энциклопедии, программные средства

проектирования методических материалов, инструментальные средства и, наконец, средства

поддержки отдельных предметов в отдельных классах. К сожалению, они не являются

программнометодическими комплексами, т.е., не содержат методического сопровождения,

помогающего учителю найти место применения данного программного средства на

конкретных уроках, либо указаний на виды учебной деятельности, которые можно с его

помощью организовать при изучении соответствующих тем курса.

В электронных учебных пособиях, содержащих систематизированный материал в рамках

программы учебной дисциплины, информация, как правило, подается в мультимедиа-среде,

содержащей фото, видео, графику, анимацию, речь, музыку и

некоторое количество текста. В некоторые пособия включается также упражнения или

практикум, который может быть организован на базе моделирования предметной области и

система аттестации (тесты, контрольные задания).

Такие издания ставят своей педагогической целью поддержку учебной работы в направлении

расширения возможностей учителя в классе. Учитель, используя проекционное оборудование,

включает в свое объяснение эффектные аудиовизуальные фрагменты для иллюстрации

учебного материала. Несомненно, с использованием таких фрагментов можно успешно

формировать и развивать образное мышление за счет визуализации материала, однако при этом

не активизируется деятельность самих учащихся, они остаются пассивными участниками про-

цесса обучения.

Одним из способов активизации деятельности учащихся может быть создание ситуации,

требующей поиска информации на заданную тему. Для этого учителю следует продумать

заранее ряд вопросов и предложить учащимся найти на них ответы, используя материал

электронного пособия.

К информационно-справочным источникам относятся энциклопедии, справочники, словари,

хрестоматии, атласы и т.д. Они не привязаны к определенному курсу, программе, дидакти-

ческой схеме и предназначены для индивидуализированного, вариативного образования,

формирования общекультурной компетентности ; эти источники используются для индивиду-

альной работы учащихся во внеурочное время в процессе творческой работы.

Издания общекультурного характера предназначены для создания культурной среды. Это

виртуальные экскурсии по музеям мира, путешествия по городам, странам и континентам, из-

дания, посвященные классикам мировой культуры, шедеврам архитектуры, живописи, музыки.

Цель - предоставить равные возможности воспитания общей культуры, широты мировоззрения

всем учащимся.

При подготовке учителя к уроку встречаются следующие задачи:

некоторое количество текста. В некоторые пособия включается также упражнения или

практикум, который может быть организован на базе моделирования предметной области и

система аттестации (тесты, контрольные задания).

Такие издания ставят своей педагогической целью поддержку учебной работы в направлении

расширения возможностей учителя в классе. Учитель, используя проекционное оборудование,

включает в свое объяснение эффектные аудиовизуальные фрагменты для иллюстрации

учебного материала. Несомненно, с использованием таких фрагментов можно успешно

формировать и развивать образное мышление за счет визуализации материала, однако при этом

не активизируется деятельность самих учащихся, они остаются пассивными участниками про-

цесса обучения.

Одним из способов активизации деятельности учащихся может быть создание ситуации,

требующей поиска информации на заданную тему. Для этого учителю следует продумать

заранее ряд вопросов и предложить учащимся найти на них ответы, используя материал

электронного пособия.

К информационно-справочным источникам относятся энциклопедии, справочники, словари,

хрестоматии, атласы и т.д. Они не привязаны к определенному курсу, программе, дидакти-

ческой схеме и предназначены для индивидуализированного, вариативного образования,

формирования общекультурной компетентности ; эти источники используются для индивиду-

альной работы учащихся во внеурочное время в процессе творческой работы.

Издания общекультурного характера предназначены для создания культурной среды. Эго

виртуальные экскурсии по музеям мира, путешествия по городам, странам и континентам, из-

дания, посвященные классикам мировой культуры, шедеврам архитектуры, живописи, музыки.

Цель - предоставить равные возможности воспитания общей культуры, широты мировоззрения

всем учащимся.

При подготовке учителя к уроку встречаются следующие задачи:

Составление выборки (презентации) из программного продукта.

Создание авторской обучающей программы:

а)

с дикторским текстом;

б)

с музыкальным сопровождением;

в)

со статическими иллюстрациями;

г)

с видеовставками;

д)

с интерактивным взаимодействием учащийся - компьютер;

е)

с включением Internet.

Носители программных продуктов - компьютерные (обучающие) диски:

CD - постоянная память, реализованная на компакт-дисках и предназначенная для хранения

значительных объемов информации (550 Мбайт и более).

CD-RW- перезаписываемый компакт-диск.

DVD - универсальный диск для лазерной записи и воспроизведения цифровой аудио и

видеоинформации.

Структура диска (обучающей программы).

В диске имеется перечень и краткая аннотация разделов диска.

Тексты для обучения.

Тексты для контроля.

В диске заложены способы получения информации

практических занятий

проверки знаний

В диске заложены способы использования диска в учебном процессе - возможности

индивидуального обучения

Работа с текстами. Создание и редактирование текста - одно из основных направлений

использования компьютера. Каждый доступный учителям компьютер является рабочим местом

для создания текста. Для печати текста на бумаге служит принтер.

Сохраняют текст либо в компьютере (в виде файла), либо выводят на внешний носитель (CD-

диск, дискету), что позволяет легко переносить его на другой компьютер.

Работа со звуком Звук воспроизводится с носителей (дискет, компакт-дисков) помощью

встроенных программ.

нообразно использовать обучающий продукт, но в заданных им самим режимах - сценариях

(например, просмотр содержания электронного учебника в соответствии с заданной схемой

навигации «назад - вперед»).

Имеется ряд программ, которые, будучи установлены на данном компьютере, позволяют

выполнять более качественно и более широкий спектр функций (например, просмотр только

иллюстраций, поиск и др.).

FineReader (Файнридер) - программа для распознавания отсканированного текста

Fotoshop (Фотошоп) - просмотр и редактирование и создание иллюстраций

Corel Draw (Корел Дро) - рисование (дорисовка иллюстраций)

Sound Foyge (Саунд фодж) - просмотр и редактирование звуковых файлов

WINDVD - просмотр DVD

LA - просмотр видеофайлов

ACDSee, - просмотр графических файлов и иллюстраций!

Для изобразительного творчества нужны специальные программы - графические редакторы

(самый простой - Paint brush, PHOTSHOP, Coreldraw), при этом на рабочем месте очень

полезен сканер и цветной принтер. Для музыкального творчества к компьютеру с хорошей

звуковой картой должна быть подключена музыкальная клавиатура, а на компьютере установ-

лена специальная программа - музыкальный редактор. Компьютер с подключенной

музыкальной клавиатурой и установленным специальным программным обеспечением будет

хорошим синтезатором.

Мультипликация - один из наиболее популярных современных видов изобразительного

творчества. Для создания мультфильмов необходимо установить на компьютере специальную

программу. Простейшие программы - «ЛогоМиры» и «ПервоЛого».

В настоящее время различные центры новых технологий, издательства электронной

продукции, например «С-1», «Кирилл и Мефодий», «Просвещение», «Интерсофт» и др.

выпускают интерактивные программы энциклопедического характера

(словари, справочники, путешествия по экспозициям знаменитых музеев). Эта мультимедийная

продукция, хотя и имеет спрос на рынке услуг, прямо не предназначена к использованию в

школе в качестве обучающих программ, но может быть подспорьем в преподавании

художественной культуры и изобразительного искусства.

Например, «Электронная художественная энциклопедия «Эрмитаж. Искусство Западной

Европы» (разработки «йнтерсофт») является учебной компьютерной программой,

предназначенной для осуществления вспомогательной, дополняющей и иллюстрирующей

функций (информационнодемонстративных функций) по отношению к основному процессу

обучения, построенному на использовании традиционных средств, в том числе «бумажного»

учебника. В ней представлены 310 работ Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Ти-

циана, Эль Греко, Веласкеса, Гойи, Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, Дюрера, Кранаха,

Пуссена, Моне, Ван Гога, Гогена, Матисса, Пикассо и других европейских мастеров, имеющих

общемировое значение и составляющих гордость государственного Эрмитажа.

Истории искусства Западной Европы и работы великих мастеров представлены в виде 72

музыкально-литературных интерактивных рассказов обхцей продолжительности более трех

часов.

Речевые комментарии к каждому из 310 произведений искусства имеют продолжительность

более двух часов. В энцик- ) лопедии предусмотрены индивидуальная работа с каждым изо-

бражением, панорамирование изображений с высоким разрешением, а также ведение

индивидуального альбома с собственными комментариями.

Компакт-диск «Энциклопедия классической музыки» предназначен для оказания помощи

учителям школ в подготовке уроков музыки, МХК, интегрированных уроков с целью повы-

шения эффективности урока и использования ТСО в учебном процессе.

В «Главном меню» диска четыре крупных раздела: «Статьи», «Экскурсии», «Викторина»,

«Хронология».

Раздел «Статьи» содержит большой банк данных, систематизированных но разным

направлениям:

биографические справки о композиторах и исполнителях;

сведения о музыкальных произведениях (сюжет, история содержания, премьера);

данные о культурных особенностях той или иной эпохи;

характеристика музыкальных инструментов с использованием фрагментов звучания;

словарь музыкальных терминов;

данные о национальной принадлежности того или иного композитора (подраздел «Страны»);

данные о композиторах и исполнителях, живших в определенное время (подраздел «Время»);

трехминутные фрагменты музыкальных произведений и одноминутные видеофрагменты опер

и балетов, иллюстраций инструментов, портреты композиторов, исполнителей (подраздел

«Медиа»);

подробный рассказ о строении музыкальных инструментов, принадлежащих к различным

группам симфонического оркестра: скрипки, рояля, флейты, трубы с использованием

спецэффектов (подраздел «Анимация»),

Раздел «Экскурсии» знакомит с историей развития музыкальной культуры разных стран

(Россия, Италия, Испания, Германия, Франция, Польша, Венгрия, Великобритания, США), на-

чиная с X-XI веков и до наших дней (время звучания одной экскурсии - 8-12 мин.)

Раздел «Викторина» дает возможность проверить знания в области классической музыки в

трех временных режимах: 10 заданий за три минуты, 50 заданий за 15 минут, 100 заданий за 30

минут. Задания повышенной сложности, рассчитанные на углубленное изучение предметов

эстетического цикла, содержат вопросы о фактах биографии композиторов, о выразительных

средствах музыки, об элементах музыкального языка, особенностях стиля композиторов или

эпохи и т.д.

Раздел «Хронология» поможет узнать о важнейших событиях музыкальной культуры с VTI,

века и до наших дней и включает подобранных в хронологическом порядке перечень истори-

ческих событий, фактов, биографических данных композиторов, Кроме того, возможна

организация поиска нужной информации через слово или часть фразы (раздел «Статьи»,

подраздел «Поиск»),



В раздел образования