Автор: Климонова Ольга Борисовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ Юрцовская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: д. Юрцово, Егорьевский район, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ
Раздел: среднее образование
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ
Познавательная мотивация к учебной деятельности является одним из важнейших
факторов при изучении иностранных языков. Именно такая мотивация побуждает учащихся к
упорной,
систематической
учебной
работе.
Мотивация
является
как
бы
«запускным
механизмом» (И.А.Зимняя), источником активности и направленности личности на предметы
и
явления
действительности,
в
результате
чего
и
возникает
активность.
В
основе
познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление
познать
все
новое
и
новое.
При
такой
мотивации
учащиеся
с
большой
легкостью
воспринимают учебный материал и справляются с трудностями.
Следует
различать
внешнюю
мотивацию
и
внутреннюю
мотивацию.
Внешняя
мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними
обстоятельствами. Примерами могут служить:
- мотив достижения – вызван стремлением человека достигать успехов и высоких
результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка. Например,
для отличных оценок и т. д.;
- мотив самоутверждения – стремление утвердить себя, получить одобрение других
людей. Человек учит иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе;
- мотив идентификации – стремление человека быть похожим на другого человека, а
также быть ближе к своим кумирам и героям (например, чтобы понимать тексты песен
любимой группы);
- мотив аффилиации – стремление к общению с другими людьми. Человек может
учить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями–иностранцами;
- мотив саморазвития – стремление к самоусовершенствованию. Иностранный язык
служит средством для духовного обогащения и общего развития человека;
-
просоциальный
мотив
–
связан
с
осознанием
общественного
значения
деятельности.
Человек
изучает
иностранный
язык,
потому
что
осознает
социальную
значимость учения.
Внутренняя же
мотивация
связана
не
с
внешними
обстоятельствами,
а
непосредственно с самим предметом. Её еще часто называют процессуальной мотивацией.
Ребенку
нравится
непосредственно
иностранный
язык,
нравится
проявлять
свою
интеллектуальную активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и
т.д.)
может
усиливать
внутреннюю
мотивацию,
но
они
не
имеют
непосредственного
отношения к содержанию и процессу деятельности.
Весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на
каждом уровне испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфических для
предмета "иностранный язык". Эти потребности соответствуют следующим разновидностям
внутренней
мотивации,
предложенным
психологом
С.Т.Григоряном:
коммуникативной,
лингвопознавательной и инструментальной.
Коммуникативную
разновидность
внутренней
мотивации можно
назвать
основной, так как коммуникативность – это первая естественная потребность, изучающих
иностранный язык. Предпосылками для возникновения коммуникативной мотивации могут
быть созданы при постановке задач урока, соответствующих содержанию и соответствующих
организационным формам работы.
Сама формулировка
задач урока
должна
импонировать
ребятам,
открывать
перед
ними ясную речевую перспективу. Формулировка задачи зависит от ступени обучения, от
возрастных и психологических особенностей.
Содержание урока, как и его задачи, тоже должно быть принято учащимися. Это
может быть достигнуто путём усиления личностной ориентации, использования на уроке
актуальных
событий,
привлечения
познавательного
материала.
Личностная
ориентация
предполагает, адресованность не только непосредственно к самому ученику и его "Я", но и к
более широкой среде, причастность к которой он ощущает (моя семья, моя улица, мой город,
моя страна, страна изучающего языка).
События актуальной действительности также могут обогатить содержание урока,
показав
учащимся,
что
они
учатся
не
для
школы,
а
для
жизни,
и
это,
несомненно,
поддерживает
коммуникативную
мотивацию.
Поэтому
на
уроке
следует
использовать
информацию из газет и журналов страны изучаемого языка и "связать" её с темой урока.
Познавательный
характер
материала
урока
играет
немаловажную
роль
в
коммуникативной мотивации и должен быть подчинён правилу равновесия между новой и
уже известной информацией. Это можно достигнуть путём сообщения нового об известном.
Н а п р и м е р ,
в
5 - м
к л а с с е
у ч а щ и е с я
т о л ь ко
н а з ы в а ю т
н е ко т о р ы е
д о с т о п р и м еч ат е л ь н о с т и
Ло н д о н а ,
в
6 - м
о н и
е щ ё
бл и ж е
з н а ком я т с я
с
достопримечательностями
города
и
могут
рассказать,
где
находится
та
или
иная
достопримечательность и чем она знаменита.
Равновесие между новой и известной информацией может быть соблюдено также
путём актуализации межпредметных связей. В этом случае факты и события, усвоенные на
других
уроках
по
другим
областям
знаний,
предстают
перед
учащимися
на
уроках
иностранного языка как бы в новой языковой оболочке. Узнавание их доставляет учащимся
радость познания.
Следующим
важным
моментом,
способствующим
вызову
и
сохранению
коммуникативной мотивации, является организация урока.
Хотелось бы остановиться на некоторых интересных моментах организации урока,
способствующих развитию коммуникативной активности. Игровые упражнения позволяют
организовать
целенаправленную
речевую
практику
на
уроках
иностранного
языка,
тренировку
и
активизацию
навыков
и
умений
монологической
и
диалогической
речи,
различных типов взаимодействия партнёров по общению, формирования и формулирования
многообразных типов высказываний (описания, сообщения, информации, доказательства,
выражения мнения, согласия и т.п.).
Обычно урок начинается с речевой разминки, игровых упражнений, которые можно
использовать для активизации иноязычного общения. Игровые упражнения уже в самом
начале урока настраивают ребят на дальнейшую активную речевую деятельность. Но, чтобы
этот интерес не угас, следует придавать игровой характер большинству упражнений на уроке,
особенно
если
они
связаны
с
запоминанием
и
тренировкой
речевых
образцов
по
определённой теме, что само по себе является довольно скучным занятием. Интересны в
этом плане психотехнические игры. Основными их функциями в обучении иностранному
языку
являются
создание
у
обучаемых
внутренней
наглядности,
необходимой
для
представления
на
учебном
занятии
определённой
ситуации,
интенсивная
тренировка
употребления изучаемого лексического и грамматического материала. Например игры «В
магазине», «Животные»
Можно
успешно
выучить
иностранный
язык,
если
только
сам
почувствуешь
необходимость в этом, то есть будешь замотивирован.
И учителю важно создание условий по формированию внутренней мотивации у
учащихся
средней
ступени
обучения
английского
языка,
формирование
личной
заинтересованности
и
потребности
в
изучении
языка.
С
этой
целью
необходимо
разрабатывать
дополнительные
ситуации
и
материалы,
способствующие
повышению
мотивации к изучению английского языка, формированию метапредметных компетенций.
Для этого необходимо наличие яркой эмоциональной составляющей, которая бы
пробуждала интерес к обучению и способствовала формированию метапредметных умений.
Я считаю, что в решении данной проблемы могут помочь использование элементов
арт-педагогической технологии, метода проектов, научно-исследовательская деятельность.
Арт-педагогическая технология — это обучение и воспитание средствами искусства
в
совокупности
с
содержанием
конкретного
школьного
предмета.
Арт-педагогическая
технология
акцентируется
на
использовании
живописи,
музыки,
пения,
танца,
театра,
литературы, прикладного творчества и т. д., то есть различные виды искусства являются
инструментом для достижения образовательных целей.
В работе я использую музыкальный и литературный приёмы, коллаж.
1. Музыкальный приём
При изучении темы «Мир вокруг нас» в 8 классе я использую песню группы Битлз
«Жёлтая подводная лодка». Сначала провожу работу по снятию лексико-грамматических
трудностей. Потом прослушивание, обучающиеся выделяют и объясняют главную идею
текста песни.
Вместе с тем использую и приём перевода песни на русский язык в стихотворной
форме, для того чтобы повысить интерес к английскому языку, привлечь большее количество
учащихся
к
внеурочной
деятельности,
развить
информационные,
коммуникативные
и
личностные
компетенции
(ребята
самостоятельно
исследуют
текст,
анализируют
его
и
отбирают необходимую информацию и лексику, преобразовывают её таким образом, чтобы
сохранить и передать смысл песни, развивают творческие способности, навыки работы в
группе, коллективе).
Данный вид деятельности очень привлекает учащихся, так как цель перевода — не
только передать главную идею и смысл текста в стихотворной форме, но и попасть в
мелодию песни и сохранить рифму.
2. Приём литературного творчества
Цель: перевод английского стихотворения на русский язык в стихотворной форме
для
развития
учебно-познавательной,
коммуникативной
и
личностной
компетентностей
(умение учиться, оперировать знаниями, развитие языковых и творческих способностей,
самоанализ и контроль своей деятельности)
Выбираю стихи по изученной теме: еда, друзья, семья, взаимоотношения людей,
современные достижения науки и т. д. Сначала кратко рассказываю об авторе, его биографии,
истории написания стихотворения. После прочтения анализируем, выделяем главную идею
текста, лексические и грамматические особенности стихотворения. Определяем настроение и
цель
произведения.
Учитывая
данные
факты,
учащиеся
получают
задание
перевести
стихотворение, сохранив смысл и используя необходимый ритм и рифму.
Не у всех получается подобрать рифму, но если есть хотя бы две-три рифмы, то
ставлю отметку «5». Все обычно очень стараются, получаются необычные и иногда забавные
переводы.
Проявляются
скрытые
таланты:
отдельные
учащиеся
сочиняют
отличные
стихотворения.
Во
время
декады
английского
языка
проводим
конкурс
литературного
перевода стихотворений с английского на русский в стихотворной форме.
Результат: повышение интереса к предмету, ребята научились соотносить факты с
общей
идеей
текста,
устанавливать
простые
связи,
не
показанные
в
тексте
напрямую,
учащиеся
с
удовольствием
выполняют
творческий
перевод,
выросло
число
учащихся,
способных к сочинению стихотворений.
3. Приём коллажирования
При изучении темы «Мир профессий» в 8 классе обучающиеся получают задания по
различным профессиям своих родителей, родственников (готовят сообщения, фото, рисунки),
во
время
изучения
темы
защищают
свою
работу
и
составляют
коллаж:
на
ватман
наклеиваются и оформляются по возможности все работы. Затем этот коллаж вывешиваем на
доску, обсуждаем, выявляем самую популярную профессию в классе, самую интересную,
самую высокооплачиваемую и т. д.
Я привела только несколько примеров использования элементов арт-педагогической
технологии
на
уроках
английского
языка
на
средней
ступени
обучения.
Технология
действительно работает. Во-первых, это делает процесс обучения более интересным, во-
вторых, развивает у обучающихся метапредметные компетентности.
Особо хочется отметить метод проектов, который вводится в структуру школьных
уроков. Я использую три вида проектов в зависимости от изучаемой темы и от уровня
подготовленности ребят.
1.
Групповой проект.
2.
Мини-исследование (соцопрос, анкетирования и интервью).
3.
Проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение.
Разработаны
проекты
по
страноведению
—
это
различные
страны,
их
достопримечательности и культура, выдающиеся деятели искусства и науки, современные
достижения и изобретения будущего и многие другие.
В
результате проектной
работы
по
предмету
учащиеся
научились
пользоваться
компьютерными технологиями: работать с программами PowerPoint, Excel, выступать со
своими
презентациями,
не
бояться
аудитории,
реагировать
на
вопросы
слушателей,
оценивать
себя
и
работу
других,
работать
с
несколькими
источниками
информации;
преобразовывать полученную информацию, пересказывать текст подробно и сжато, устно и
письменно,
делать
несложные
выводы,
основываясь
на
тексте,
находить
аргументы,
подтверждающие вывод, составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном.
Новая школа должна готовить обучающихся к жизни в современном мире. Этот мир
бурно
развивается,
и,
возможно,
нашим
выпускникам
в
будущем
придется
непрерывно
учиться. Соответственно, важно, чтобы они умели учиться.
Таким образом, можно считать, что развитие интереса к изучению английского языка
в
среднем
звене
основной
школы
будет
более
успешным
при
наличии
у
школьников
мотивации, формируемой за счет привлечения дополнительных инструментов обучения,
учебных
материалов.
Использование
элементов
различных
технологий
на
уроках
и
внеурочная
деятельность
может
помочь
повысить
интерес
и
совершенствовать
метапредметные компетенции по английскому языку.
Е щ е
о д и н
м ом е н т
о р г а н и з а ц и и
у р о ка , способствующий
сохранению
коммуникативной мотивации, - это рациональное сочетание различных форм работы.
В
практике
школьного
обучения
иностранному
языку,
особенно
на
начальной
ступени, наиболее широкое распространение получили фронтальные формы работы, что
позволяет
учителю
обучать
весь
класс
одновременно.
Совершенствовать
фронтальную
работу
можно,
если
использовать
на
уроке
игровые
формы
деятельности,
ставить
проблемные
вопросы,
требующие
использования
элементов
творчества,
а
также
путём
сочетания фронтальных и групповых форм работы.
Индивидуальная
работа
школьников
чаще
всего
протекает
на
уроке
в
русле
фронтальной.
При
формировании
умений
в
диалогической
речи,
при
формировании
лексических и грамматических навыков.
Аудирование, как правило, происходит как фронтальный вид работы в классе, хотя
коммуникативные
задачи
в
связи
с
прослушанным
могут
р а с п р ед е л я т ь с я
дифференцированно в виде индивидуальных или групповых заданий.
Для развития умений в смысловой переработке информации, умений вести беседу-
полилог неоценимо значение групповых форм совместной деятельности.
Важно объединить действия учащихся общностью какой-то цели, интересного для
них дела. Как известно, подростки тянутся к коллективности, к каким-то объединенным
действиям. Эту тягу надо использовать в организации групповой и коллективной работы по
иностранному языку, создавая тем самым положительную мотивацию учения.
В
групповую
работу
целесообразно
включать
не
более
пяти
и
не
менее
трех
учащихся. На первых порах учитель сам определяет состав группы, поясняет цели, задачи и
способы выполнения группового задания. По мере накопления опыта совместной групповой
деятельности учащиеся сами распределяют свои функции в выполнении группового задания
и сами корректируют ход своей работы.
В непринужденной обстановке общения, осознавая право каждого члена группы
советоваться с товарищами, ученики обращаются друг к другу и к учителю за помощью,
пользуются справочным материалом. Каждый член группы старается быть не хуже других и,
чувствуя
"плечо
товарища",
скорее
приобщается
к
активной
деятельности.
Поэтому
групповая работа способствует повышению мотивации на уроках иностранного языка.
Итак, предпосылки для возникновения коммуникативной мотивации могут быть
созданы при постановке задач урока, соответствующем содержании и соответствующих
организационных формах урока. Все это опосредуется учителем и полностью зависит от его
стиля работы.
Лингвопознавательная
мотивация является
разновидностью
внутренней
мотивации и заключается в положительном отношении учащихся к самой языковой материи.
Возможны
два
пути
ее
формирования:
опосредованный,
то
есть
через
коммуникативную
мотивацию,
и
непосредственный,
путем
стимулирования
поисковой
деятельности учащихся в языковом материале.
Учащиеся должны ощущать необходимость в языковом материале для расширения и
углубления
своих
речевых
возможностей.
Целесообразно
поэтому
время
от
времени
прибегать к приему, делающему эту связь наглядной. Учитель говорит: «Сегодня мы будем
говорить о… Какие слова и выражения нам могут для этого понадобиться?" Таким образом,
создается потребность в новых словах. Учащиеся называют на родном языке нужные им
слова, учитель сообщает их им, лучше же, если учащиеся, используя словарь, сами найдут
значения этих слов на иностранном языке, а учитель поможет выбрать в каждом конкретном
случае
подходящее
слово
из
множества
вариантов
его
значения.
Мотивация
при
этом
возрастает. Замечено также, что и запечатление в памяти лексики тоже усиливается. Работа
над
каким-либо
проектом
является
отличным
стимулом
для
расширения
и
углубления
языкового материала.
Большую роль играет также развитие языковой догадки. Внезапное "озарение" по
поводу того или иного значения слова, выражения и грамматической формы доставляет
учащимся большое удовольствие и мотивирует дальнейший лингвистический поиск.
Важно также побудить учащихся к накоплению языкового материала. Для этого
рекомендуется применять различные языковые игры, органично включая их в урок.
Важным
видом
внутренней
мотивации
является
также инструментальная
мотивация, то есть мотивация, вытекающая из положительного отношения учащихся к
определенным видам работы.
Известно, что педагогический эффект может быть достигнут в большей мере в
результате собственной активности учащихся. Здесь можно применить такую тавтологию:
нужно учить учащихся учиться. В форме нейтрально-пассивного восприятия его получить
нельзя.
Методически
высоко
эффективными,
реализующими
нетрадиционные
формы
обучения, развития и воспитания учащихся являются урок –спектакль, урок – праздник,
видеоурок, урок –интервью и другие формы занятий.
Названные виды и подвиды мотивации представляют собой в известном смысле
"скрытые силы, тонизирующие учение". Будут ли они "разбужены", превратятся ли они в
реальную движущую силу процесса обучения на всем его протяжении, зависит от учителя. В
его
функцию,
следовательно,
входит
воспитание
мотивов
учения,
то
есть
создание
средствами данного предмета оснований для вызова соответствующих мотивов. Л.Н.Толстой
сказал: "Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем
легче
ученику.
Чем
больше
будет
учитель
сам
учиться,
обдумывать
каждый
урок
и
соизмерять с силами ученика …чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет
учиться ученик"