Напоминание

"Формы организации внеурочной деятельности по краеведению в начальной школе"


Автор: Горяинова Наталья Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Павловская СОШ№3
Населённый пункт: город Павловск Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формы организации внеурочной деятельности по краеведению в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




МКОУ Павловская СОШ №3

Учитель : Горяинова Наталья Васильевна

Формы организации внеурочной деятельности

по краеведению в начальной школе

«Любовь к родному краю,

знание его истории – основа,

на которой только и может

осуществляться рост духовной

культуры всего общества»

Д. С. Лихачёв

Действительно, любовь к Родине является внутренним,

мировоззренческим стержнем, который во многом определяет

жизненную позицию человека и гражданина. Немаловажно и то, что в

настоящее время в обществе отмечается возросший интерес к

изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего

края. Малая Родина (родной край) даёт человеку гораздо больше, чем

он в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления о

добре и зле, красоте окружающего мира берут начало здесь и всю

жизнь затем соотносятся с изначальными образами и понятиями.

Учитывая это, я в своей работе использую сочетание программного

материала (литературоведческого, исторического, природоведческого)

с краеведческим с целью формирования у обучающихся

общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира,

природы, общества и человека в них, развития основы правильных

мировоззренческих взглядов младших школьников, становления их

активными участниками творческого обновления и преобразования

своей малой Родины.

Я думаю, что важнейшими особенностями школьного

краеведения на современном этапе является его общественно

полезная направленность, а также поисково-исследовательский

характер.

Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели

и осуществляется учащимися под руководством учителей.

Поэтому, я считаю, что первым условием успешной краеведческой

работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории,

культуры, природы своего края, владение методикой его изучения.

Вторым условием успешной краеведческой работы является

систематическое использование местного материала на уроках,

постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в

масштабе класса, школы. Третье условие – школьному краеведению

во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.

Краеведческая работа в школе проводится на уроках и во внеурочной

деятельности.

Основными особенностями внеурочной краеведческой работы

являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития

индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся,

широкие возможности использования разнообразных форм и методов

работы.

Формы работы могут быть различными:

1.

Игры -путешествия.

2.

Занятия-исследования.

3.

Экскурсии.

4.

Аукционы знаний

5.

Практические занятия.

6.

Праздники, связанные с народными традициями.

7.

Поисковая работа.

8.

Встречи с интересными людьми.

9.

Проекты и. д.

Внеурочная работа по краеведению может быть коллективной,

групповой и индивидуальной.

Коллективные и групповые формы внеурочной деятельности,

проводимые мной – экскурсии, вечера, олимпиады, викторины,

конференции, издание журналов, стенгазет, праздники. Сюда же

можно отнести создание школьных уголков-музеев, встречи с

участниками и свидетелями исторических событий, знаменитыми

людьми нашего города, краеведческие игры, внеклассное чтение.

Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение

литературы по местной истории, работу с документальными

материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку

рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников

истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого

народа, выполнение познавательных заданий, изготовление

наглядных пособий и др.

Одна из самых любимых учащимися форм краеведческой

работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в

их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к

историческим памятникам и памятным местам, а также историко-

производственные экскурсии. В первом классе мы совершаем

экскурсии по памятным местам нашего города .

Знакомясь с православными традициями, мы с ребятами

посещаем храмы и монастыри нашего края.

Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где

экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной

ценности, идейно-политического характера, педагогического значения

и периодизации, принятой в исторической науке.

В детской районной библиотеке д\к «Современник» мы тоже

частые гости. Здесь ребята узнают много интересных фактов из

истории нашего города.

Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых,

они дают возможность учащимся знакомиться с историко-

краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в

педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как

предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность

события прошлого непосредственно связать с конкретными

историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что

помогает учащимся создать более верные представления о далеком

прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы

современниками исторических событий прошлого. В-третьих,

экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.

Историю нашего края мы узнаём не только благодаря

экскурсиям, но и непосредственно, встречаясь со знаменитыми

людьми нашего города, с ветеранами войны, приглашая их на наши

уроки и внеклассные мероприятия. Они рассказывают ребятам много

нового, интересного, познавательного.

Ребята так же интересуются своими предками, кем они были, как

они жили, где работали. Детей заинтересовало и составление

генеалогического дерева « Моя родословная».

Традиционно в мае месяце дети вместе с родителями участвуют

в шествии «Бессмертного полка», где каждый несёт фотографии своих

родных – участников Великой Отечественной войны.

Изучая предметы обихода и домашней утвари, ребята устраивают в

классе выставки предметов старины.

Свои знания, которые дети получили на уроках, во время

экскурсий, внеклассных мероприятий, они применяют при

изготовлении разных поделок, рисунков, творческих,

исследовательских, проектных работ. Лучшие из которых были

отправлены на творческие конкурсы различных уровней и стали

призёрами.

Уже традицией стала роспись пасхальных яиц.

Краеведческая работа – это работа не одного дня и не одного

года, она должна вестись постоянно. Потому что, она действительно

способствует формированию у обучающихся целостной картины

окружающего мира и привитию любви к малой родине через

знакомство младших школьников с культурно-историческим, духовным

наследием и природно-географическим богатством Воронежского

края.



В раздел образования