Автор: Шешко Алина Юрьевна
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: Хабаровский край,Комсомольский район с.Хурба
Наименование материала: Конспект урока 7 класс обществознание
Тема: Обмен,торговля,реклама
Раздел: среднее образование
«Обмен, торговля, реклама» Класс: 7
Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения обмена между людьми,
экономической выгоды обмена для всех его участников, роли торговли и рекламы в жизни
современного общества;
Задачи:
а) образовательная – ознакомление учащихся с экономическим содержанием понятий –
обмен, торговля, реклама, опираясь на их жизненный опыт.
б) воспитательная – воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и
способности, стремление к получению знаний, уважение к экономической сфере в жизни
общества;
в) развивающая – продолжить развитие умения анализировать полученную информацию,
выделять главное из полученной на уроке информации, приводить примеры, относящиеся к
теме урока, устанавливать причинно-следственные связи.
Форма проведения: комбинированный.
Используемые технологии: критического мышления, диалогового общения.
Методы:
Словесные – объяснение нового материала, беседа;
Наглядные – тематическая презентация «Обмен, торговля, реклама»;
Практические
–
тематический
тест
по
пройденной
теме,
карточки
–
задания
с
дополнительным материалом.
Проблемный – задания с проблемной ситуацией.
Оборудование:
учебник
Л.Н.
Боголюбова
«Обществознание»
7
класс,
тематическая
презентация «Обмен, торговля, реклама», тематический тест по пройденному материалу,
карточки – задания с дополнительным материалом, поурочная разработка для преподавателя
по обществознанию по учебнику Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс.
Новые понятия: обмен, экономический продукт, товар, рынок, конкуренция, стоимость,
цена,
бартер,
торговля,
ассортимент,
оптовая
и
розничная
торговля,
реклама,
продавец,
потребитель.
Ход урока:
l. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, приветствие.
ll. Введение в тему урока.
Учитель: Ребята я предлагаю вам просмотреть видеоролик. (Просмотр мультфильма «Как
старик
корову
продавал»).
Скажите,
пожалуйста,
о
чем
этот
мультфильм?
Где
старик
продавал корову? Почему старик не мог продать корову? Кто ему помог? Почему старик не
захотел отдавать свою коровенку? (эвристическая беседа с детьми).
Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем мы с вами поговорим на этом уроке исходя из нашей
беседы? (учащиеся предлагают свои варианты).
Запишем тему урока на доске: «Обмен, торговля, реклама».
Дети, давайте определим цель и задачи на этот урок. (слайд на экране).
Сегодня мы с вами ознакомимся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля,
реклама, опираясь на ваш жизненный опыт. Разберём причины возникновения обмена между
людьми, узнаем об экономической выгоде обмена для всех его участников, о роли торговли и
рекламы в жизни современного общества. Эти знания помогут вам при изучении следующей
темы,
а
также
в
будущем
вы
сможете
применить
эти
знания
на
практике
в
нашем
современном мире. Но прежде чем мы с вами приступим к изучению нового материала, мы
должны вспомнить, что изучали ранее по разделу экономика.
lll. Проверка домашнего задания.
(Индивидуально-дифференцированный подход):
1)Учащимся предлагаются тематические тесты по пройденному материалу (3 человека)
(Приложение 1).
2)Учащимся
предлагается
поработать
с
основными
понятиями
и
терминами
раздела
«Экономика» (Приложение 2).
Карточка №1
Учащемуся предлагается термин или понятие, значение которого он должен раскрыть.
(экономика, производитель, заработная плата, прибыль);
Карточка №2
Учащемуся
предлагается
значение
термина,
но
сам
термин
не
оглашается,
его
должен
назвать сам ребёнок (бизнес, производство, квалификация работника);
Карточка №3
Учащемуся предлагается решить задачу. (Производство.
Задача: одна мастерица связала
шерстяной плед и продала его за 500 р. Она потратила 5 мотков шерсти по 60 р. за моток.
Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и продала её за 700 р. Она потратила
на нитки 300р. и на бисер 120р. Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясни,
почему её размеры различаются.)
3) Учащимся предлагается создать синквейн со словами (на выбор): экономика, труд,
профессия.
lV. Изучение нового.
Посмотрите на доску. Здесь размещены пословицы и поговорки: «Дорожиться – товар
залежится, продешевить – барыша не нажить», «Без ума торговать – долги наживать»,
«Хороший товар сам себя кормит», «Купил не купил, а поторговаться можно», «Лучше
торговать, чем воровать», «Меняю шило на мыло». О чем эти пословицы и поговорки? А как
вы думаете, зачем вам нужны знания о торговле? А хотели бы вы узнать по этой теме
больше? Давайте разберемся вместе.
Просмотр видеоролика Ералаш «Давай меняться».
О чем этот ролик? Зачем люди меняются?
Экскурс в прошлое. Рассказ учителя о бартере в древние времена, о появление денег.
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ
1.
Как вы относитесь к поговорке «Не обманешь – не продашь»? Всегда ли обмен бывает
справедливым и равным? Кто выигрывает от торговли – продавец или покупатель?
Зачем люди обмениваются?
Вы уже знаете, что человек может удовлетворить свои потребности двумя способами:
изготовить
всё
необходимое
для
жизни
самостоятельно
или
обменять
часть
излишков,
созданных своим трудом, на необходимые вещи, изготовленные другими. С появлением
общественного
разделения
труда
начал
бурно
развиваться
обмен,
и
люди
убедились
в
преимуществах этого способа.
В чём преимущества обмена? Во-первых, человеку при обмене не нужно было всё
добывать или делать самому. Во-вторых, в результате можно получить в своё пользование
больше разнообразных благ. Это побудило людей сделать обмен основой своей жизни.
Что
необходимо,
чтобы
обмен
состоялся?
Произвести
экономический
продукт
и
вывести его на рынок для продажи, т. е. сделать его товаром. Но этого недостаточно. Любая
продукция, чтобы стать товаром, должна обладать ещё двумя свойствами: потребительной
стоимостью, т. е. быть полезной, нужной людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью
обмениваться на другие экономические продукты.
Работа с термином – ОБМЕН, БАРТЕР. Перед вами термин, подумайте и попробуйте
сами сформулировать к нему определение. Сверимся с текстом учебника.
2
Обмен и рынок тесно связаны между собой. Из обмена появляется торговля, а из нее -
рынок.
Он
может
принимать
самые
разные
формы
и
размеры:
от
местного
до
международного,
от
небольшого
рыночка
до
охватывающей
весь
земной
шар
системы
обменных
отношений.
Склонность
к
обмену
–
одна
из
черт
человеческой
природы,
отличающая
человека
от
других
живых
существ
земли.
Она
играет
огромную
роль
в
экономическом механизме. Обмен создаёт богатство в каждой из торговых сделок.
Учащиеся
делятся
на
пары
(можно
по
партам).
Каждой
паре
выдается
карточка
с
наименованием товара. (Приложение 3)
Задание: У вас есть товар (Книга, Карандаш, Куртка, Велосипед, Рюкзак, Пальто, Ручка,
Фотоальбом, Сапоги, Костюм, Телевизор, Магнитофон, Шарф, Лыжи, Кроссовки, Утюг, Фен,
Косынка). Вам нужно его обменять на другой товар. У вас есть 3 минуты.
Беседа по вопросам:
У кого произошел обмен?
Какой товар вы обменивали?
Какой товар приобрели в результате обмена?
Почему у вас произошел обмен?
Что вы предприняли для этого? У кого не произошел обмен? Почему?
Прочитайте материал рубрики «Жил на свете человек» и ответьте на вопрос:
Какую роль, по
мнению А. Смита, в экономике играет обмен? Согласны ли вы с автором? Свой ответ
аргументируйте.
2.
Регулярный обмен товарами и услугами стал основой ещё для одного вида
экономической деятельности и сотрудничества людей - торговли.
Работа с термином. Точный ответ, что такое торговля мы найдём в учебнике на стр. 130.
Давайте прочитаем и выпишем.
Торговля – обмен товарами и услугами путём купли-
продаджи.
Ребята, а как вы считаете почему возникла торговля ?
Люди для удовлетворения своих потребностей стремятся получить как можно больше
разнообразных товаров и услуг, но каждый при этом может изготовить лишь ограниченный
набор
видов
продукции.
Это
противоречие
и
позволяет
разрешить
торговля.
Люди
постепенно убедились в её преимуществе, ведь возможность торговать позволяла получить
не только большее количество благ, но и быстрее, и в большем ассортименте. Торговля, как и
обмен возникла на рынке ещё в древности в V в. до н.э., на границах расселения различных
племён. Что же изменилось сейчас? Где происходит торговля?
Виды торговли:
Оптовая
Розничная
Внутренняя
Внешняя
3
Торговля играет огромную роль в жизни общества. Она всегда выступает важным
источником экономического благополучия страны, роста её доходов и богатства граждан.
Она
заставляет
народы
дружить
или
враждовать,
способствует
их
разорению
или
обогащению.
Без чего не может существовать торговля? Загадка: Угадай, как то зовётся, что за
деньги продаётся.
Работа с термином. Товар – продукт труда, произведённый для обмена (продажи)
Без товаров торговли просто не может быть. Люди удовлетворяют свои потребности с
помощью
торговли.
При
этом
цели
у
покупателя
и
продавца
совершенно
разные.
Покупатель стремиться приобрести как можно больше качественных товаров и за меньшую
стоимость, продавец же стремиться продать свой товар подороже и побольше. Продажа
товаров должна быть выгодна как покупателю, так и продавцу.
Различают следующие виды товаров. Потребительские, производственные, краткого
и
длительного
пользования
и
…. дополните
самостоятельно,
приведите
примеры
к
каждой из групп товаров (работа с учебником стр ).
3. В настоящее время торговлю нельзя представить без рекламы. Насколько велика роль
рекламы нам говорит следующий анекдот:
- Реклама – великая сила!
- Как вы можете это доказать?
- Очень просто. Когда курица снесёт яйцо, она громко кудахчет, когда гусыня снесёт
яйцо, она молчит.
- Ну и что?
- А то, что все покупают куриные яйца и почти никто не покупает гусиных!
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ
Реклама – двигатель торговли
Вам, наверное, знакомо это утверждение. Попробуем разобраться, так ли это. Реклама
(от
лат. reclamo – выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товара или
услуги с целью продажи.
Устная и письменная реклама появилась ещё в Древней Греции и Древнем Риме.
Вспомните, как жители средневекового города узнавали о товаре или услуге, которые им
предлагал булочник или сапожник, цирюльник или портной.
Родина современной рекламы – Соединённые Штаты Америки. Там в XIX в. возникли
рекламные
агентства,
превратившие
рекламу
в
самостоятельный
вид
деятельности.
Современная реклама – доходный бизнес, целая отрасль экономики. Здесь трудятся люди
разных
специальностей
(художники,
инженеры,
артисты
и
др.)
и
используются
все
современные средства информации – печать, телевидение, радио, Интернет. Реклама стала
частью облика современных городов.
Реклама
использует
различные
способы
и
средства
обращения
производителей
к
потребителям и преследует одновременно несколько целей: информация (рассказ о новом
товаре с описанием выгод от его потребления, создание образа фирмы), формирование
предпочтения
(убеждение
в
преимуществах
уже
известного
потребителям
товара,
аргументация в его пользу), напоминание (поддержка на высоком уровне осведомлённости
об известном товаре).
Творческое задание: (работа в парах) вам предлагается придумать слоган к рекламе какого
либо предмета находящегося у вас на столе, так чтобы она заинтересовала покупателей. Не
забудьте,
что
реклама
должна
быть
лаконичной,
но
в
тоже
время
содержательной.
(3
минуты)
V. Закрепление изученного. (фронтальный опрос).
Сегодня мы на уроке работали с тремя понятиями: обмен, торговля, реклама. Как они
связаны между собой?
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1)
Что такое обмен? Зачем он нужен?
2)
Что необходимо для выгодного обмена?
3)
Что такое торговля? Зачем люди и страны торгуют?
4)
Почему торговлю считают источником богатства страны?
5)
Что такое реклама? Для чего нужна реклама товаров и услуг?
6)
Какие
способы
привлечения
внимания
потребителей
к
товару
или
услуге
используют производители?
Vl. Рефлексия. Подведение итогов, оценивание.
Закончи предложения:
Мне понравилось на уроке…
Я хотел бы…
Я начал задумываться….
Постараюсь никогда….
Vll. Домашнее задание: параграф № 16 , подготовить рекламные проекты товаров для
школы.