Автор: Хачкинаян Рипсиме Аркадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Чалтырская СОШ №1
Населённый пункт: село Чалтырь, Ростовская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС"
Раздел: среднее образование
Название
презентации
Педагог – психолог МБОУ
Чалтырская СОШ №1
Хачкинаян Рипсиме
Аркадьевна.
«Особенности
психолого-
педагогического
сопровождения детей с
ОВЗ в условиях ФГОС»
«Особенности
психолого-
педагогического
сопровождения детей с
ОВЗ в условиях ФГОС»
•
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз
чужих. Мир особого ребёнка — допускает
лишь своих. Мир особого ребёнка
интересен и пуглив. Мир особого ребёнка
безобразен и красив. Неуклюж, порою
странен, добродушен и открыт. Мир
особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не
говорит? Мир особого ребёнка — он
закрыт от глаз чужих. Мир особого
ребёнка
—
допускает лишь своих.
К детям с ОВЗ относятся дети:
•
1.с нарушением слуха - не слышащие или глухие и слабослышащие дети,
позднооглохшие (может выявить педагог);
•
2.с нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием
(может выявить педагог);
•
3. дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е.
происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и
аллалия или дети «молчуны»;
•
4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
•
5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог
может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны
медиков идет полный контроль за ребенком с рождения ( диагноз ставит
невропатолог);
•
6. с нарушениями интеллекта - умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог,
психиатр);
•
7. с нарушением эмоционально-волевой сферы (таких детей выявляет психолог и
невропатолог);
•
8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
•
9 дети-инвалиды
К детям с ОВЗ не относим
детей
•
которые плохо усваивают программу и
не имеют отклонений в здоровье. Это
может быть причиной: ребенок часто
болеет, находится на домашнем режиме
либо педагогически запущен.
Психолого-педагогическая характеристика детей
с ОВЗ
•
1. У детей наблюдается низкий уровень
развития восприятия. Это проявляется в
необходимости более длительного
времени для приема и переработки
сенсорной информации, недостаточно
знаний этих детей об окружающем мире,
затруднение при узнавании контурных,
схематичных изображений предметов
•
2. Недостаточно сформированы
пространственные представления, дети с
ОВЗ часто не могут осуществлять
полноценный анализ формы, становить
симметричность, тождественность частей
конструируемых фигур, расположить
конструкцию на плоскости, соединить ее в
единое целое.
•
3. Внимание неустойчивое, рассеянное,
дети с трудом переключаются с одной
деятельности на другую. Недостатки
организации внимания обуславливаются
слабым развитием интеллектуальной
активности детей, несовершенством
навыков и умений самоконтроля,
недостаточным развитием чувства
ответственности и интереса к учению.
•
4. Память – заметное преобладание наглядной
памяти над словесной.
•
5. Снижена познавательная активность.
•
6. Мышление – выраженное отставание в
развитии наглядно-действенного и наглядно-
образного мышления.
•
7. Снижена потребность в общении как со
сверстниками, так и со взрослыми.
•
8. Игровая деятельность не сформирована.
Сюжеты игры обычны, способы общения и
сами игровые роли бедны.
•
9. Речь – все компоненты языковой
системы не сформированы.
•
10. Наблюдается низкая работоспособность
в результате повышенной истощаемости.
•
Вследствие этого у детей проявляется
недостаточная сформированность
психологических предпосылок к овладению
полноценными навыками учебной
деятельности. Возникают трудности
формирования учебных умений
(планирование предстоящей работы,
определения путей и средств достижения
учебной цели; контролирование
деятельности, умение работать в
определенном темпе) .
•
Таким образом, самым главным
приоритетом в работе с такими детьми
является индивидуальный подход с
учетом специфики психики и здоровья
каждого ребенка
•
При обучении детей с ОВЗ в ОУ необходим
индивидуальный образовательный план.
Структура индивидуального
образовательного плана
:
•
Создание «безбарьерной» среды: специальные
приспособления в помещениях школы, оборудование
рабочего места; тактильные и зрительные поддержки и др.
•
Организация освоения образовательной программы: задачи
по предметным областям, формы организации учебной
деятельности и контроля, показатели достижений.
•
Психолого-педагогическое сопровождение: направления,
задачи, формы, график работы специалистов, критерии
достижений; особенности междисциплинарного
взаимодействия.
•
Формирование социальной компетентности: направления и
задачи, ответственные, формы деятельности, показатели и
формы оценки
достижений
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно
использовать следующие активные методы и приёмы
обучения:
•
1. Использование сигнальных карточек при
выполнении заданий (с одной стороны на ней
изображен плюс, с другой – минус; круги разного
цвета по звукам, карточки с буквами). Дети
выполняют задание, либо оценивают его
правильность. Карточки могут использоваться
при изучении любой темы с целью проверки
знаний учащихся, выявления пробелов в
пройденном материале. Удобство и
эффективность их заключаются в том, что сразу
видна работа каждого ребёнка.
•
2. Использование вставок на доску (буквы,
слова) при выполнении задания, разгадывания
кроссворда и т. д.Детям очень нравится
соревновательный момент в ходе выполнения
данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить
свою карточку на доску, им нужно правильно
ответить на вопрос, или выполнить предложенное
задание лучше других.
•
3. Узелки на память(составление, запись и
вывешивание на доску основных моментов
изучения темы, выводов, которые нужно
запомнить).
Данный приём можно использовать в
конце изучения темы – для закрепления,
подведения итогов; в ходе изучения
материала – для оказания помощи при
выполнении заданий
•
4. Восприятие материала на
определённом этапе занятия с
закрытыми глазами используется для
развития слухового восприятия, внимания и
памяти; переключения эмоционального
состояния детей в ходе занятия; для
настроя детей на занятие после активной
деятельности (после урока физкультуры),
после выполнения задания повышенной
трудности и т. д.
•
5.Использование презентации и фрагментов
презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных
технологий в школьную практику позволяет
сделать работу учителя более продуктивной и
эффективной. Использование ИКТ органично
дополняет традиционные формы работы,
расширяя возможности организации
взаимодействия учителя с другими участниками
образовательного процесса
•
Использование программы создания презентаций
представляется очень удобным. На слайдах можно
разместить необходимый картинный материал, цифровые
фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и
голосовое сопровождение к демонстрации презентации.
При такой организации материала включаются три вида
памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это
позволяет сформировать устойчивые визуально-
кинестетические и визуально-аудиальные условно-
рефлекторные связи центральной нервной системы. В
процессе коррекционной работы на их основе у детей
формируются правильные речевые навыки, а в
дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
•
Мультимедийные презентации привносят
эффект наглядности в занятие, повышают
мотивационную активность, способствуют
более тесной взаимосвязи учителя-
логопеда и ребёнка. Благодаря
последовательному появлению
изображений на экране, дети имеют
возможность выполнять упражнения более
внимательно и в полном объеме..
•
6. Использование картинного материала
для смены вида деятельности в ходе
занятия, развития зрительного восприятия,
внимания и памяти, активизации
словарного запаса, развития связной речи.
•
7. Активные методы рефлексии.
В педагогической литературе существует следующая классификация
видов рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно
использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание
пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать
содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей
работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так
и коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель
занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия,
способы и методы обучения, возрастные и психологические
особенности учащихся.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто
используется рефлексия настроения и эмоционального
состояния
•
Широко используется приём с различными цветовыми
изображениями.
У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в
соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном
случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние
ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить
изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная
информация для размышления и корректировки своей деятельности.
«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево
яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно,
или зелёного, если ощущают дискомфорт. «Море радости» и «Море
грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
•
Все вышеперечисленные методы и приёмы
организации обучения в той или иной степени
стимулируют познавательную активность учащихся с
ОВЗ.
Таким образом, применение активных методов и приёмов
обучения повышает познавательную активность учащихся,
развивает их творческие способности, активно вовлекает
обучающихся в образовательный процесс, стимулирует
самостоятельную деятельность учащихся, что в равной
мере относится и к детям с ОВЗ.
•
Переключение с одного вида деятельности на другой,
предохраняет от переутомления, и в то же время не дает
отвлечься от изучаемого материала
, а также обеспечивает его
восприятие с различных сторон.
•
Учителю необходимо:
•
следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного
материала проверять, понял ли его ребенок;
•
посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз
усиливает внимание;
•
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая
замечание, если что-то делают неправильно;
•
разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги.
Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы
понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
•
требовать структурирования действий при выполнении заданий;
•
предоставлять дополнительное время для завершения задания;
•
чередовать занятий и физкультурные паузы;
•
осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о
необходимости применения медикаментозных средств или указывают на
переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья;
•
стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен
деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита
времени на их выполнение.
Спасибо за
внимание !