Напоминание

"Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС"


Автор: Хачкинаян Рипсиме Аркадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Чалтырская СОШ №1
Населённый пункт: село Чалтырь, Ростовская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Название

презентации

Педагог – психолог МБОУ

Чалтырская СОШ №1

Хачкинаян Рипсиме

Аркадьевна.

«Особенности

психолого-

педагогического

сопровождения детей с

ОВЗ в условиях ФГОС»

«Особенности

психолого-

педагогического

сопровождения детей с

ОВЗ в условиях ФГОС»

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз

чужих. Мир особого ребёнка — допускает

лишь своих. Мир особого ребёнка

интересен и пуглив. Мир особого ребёнка

безобразен и красив. Неуклюж, порою

странен, добродушен и открыт. Мир

особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не

говорит? Мир особого ребёнка — он

закрыт от глаз чужих. Мир особого

ребёнка

допускает лишь своих.

К детям с ОВЗ относятся дети:

1.с нарушением слуха - не слышащие или глухие и слабослышащие дети,

позднооглохшие (может выявить педагог);

2.с нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием

(может выявить педагог);

3. дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е.

происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и

аллалия или дети «молчуны»;

4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог

может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны

медиков идет полный контроль за ребенком с рождения ( диагноз ставит

невропатолог);

6. с нарушениями интеллекта - умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог,

психиатр);

7. с нарушением эмоционально-волевой сферы (таких детей выявляет психолог и

невропатолог);

8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

9 дети-инвалиды

К детям с ОВЗ не относим

детей

которые плохо усваивают программу и

не имеют отклонений в здоровье. Это

может быть причиной: ребенок часто

болеет, находится на домашнем режиме

либо педагогически запущен.

Психолого-педагогическая характеристика детей

с ОВЗ

1. У детей наблюдается низкий уровень

развития восприятия. Это проявляется в

необходимости более длительного

времени для приема и переработки

сенсорной информации, недостаточно

знаний этих детей об окружающем мире,

затруднение при узнавании контурных,

схематичных изображений предметов

2. Недостаточно сформированы

пространственные представления, дети с

ОВЗ часто не могут осуществлять

полноценный анализ формы, становить

симметричность, тождественность частей

конструируемых фигур, расположить

конструкцию на плоскости, соединить ее в

единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное,

дети с трудом переключаются с одной

деятельности на другую. Недостатки

организации внимания обуславливаются

слабым развитием интеллектуальной

активности детей, несовершенством

навыков и умений самоконтроля,

недостаточным развитием чувства

ответственности и интереса к учению.

4. Память – заметное преобладание наглядной

памяти над словесной.

5. Снижена познавательная активность.

6. Мышление – выраженное отставание в

развитии наглядно-действенного и наглядно-

образного мышления.

7. Снижена потребность в общении как со

сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована.

Сюжеты игры обычны, способы общения и

сами игровые роли бедны.

9. Речь – все компоненты языковой

системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность

в результате повышенной истощаемости.

Вследствие этого у детей проявляется

недостаточная сформированность

психологических предпосылок к овладению

полноценными навыками учебной

деятельности. Возникают трудности

формирования учебных умений

(планирование предстоящей работы,

определения путей и средств достижения

учебной цели; контролирование

деятельности, умение работать в

определенном темпе) .

Таким образом, самым главным

приоритетом в работе с такими детьми

является индивидуальный подход с

учетом специфики психики и здоровья

каждого ребенка

При обучении детей с ОВЗ в ОУ необходим

индивидуальный образовательный план.

Структура индивидуального

образовательного плана

:

Создание «безбарьерной» среды: специальные

приспособления в помещениях школы, оборудование

рабочего места; тактильные и зрительные поддержки и др.

Организация освоения образовательной программы: задачи

по предметным областям, формы организации учебной

деятельности и контроля, показатели достижений.

Психолого-педагогическое сопровождение: направления,

задачи, формы, график работы специалистов, критерии

достижений; особенности междисциплинарного

взаимодействия.

Формирование социальной компетентности: направления и

задачи, ответственные, формы деятельности, показатели и

формы оценки

достижений

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно

использовать следующие активные методы и приёмы

обучения:

1. Использование сигнальных карточек при

выполнении заданий (с одной стороны на ней

изображен плюс, с другой – минус; круги разного

цвета по звукам, карточки с буквами). Дети

выполняют задание, либо оценивают его

правильность. Карточки могут использоваться

при изучении любой темы с целью проверки

знаний учащихся, выявления пробелов в

пройденном материале. Удобство и

эффективность их заключаются в том, что сразу

видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы,

слова) при выполнении задания, разгадывания

кроссворда и т. д.Детям очень нравится

соревновательный момент в ходе выполнения

данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить

свою карточку на доску, им нужно правильно

ответить на вопрос, или выполнить предложенное

задание лучше других.

3. Узелки на память(составление, запись и

вывешивание на доску основных моментов

изучения темы, выводов, которые нужно

запомнить).

Данный приём можно использовать в

конце изучения темы – для закрепления,

подведения итогов; в ходе изучения

материала – для оказания помощи при

выполнении заданий

4. Восприятие материала на

определённом этапе занятия с

закрытыми глазами используется для

развития слухового восприятия, внимания и

памяти; переключения эмоционального

состояния детей в ходе занятия; для

настроя детей на занятие после активной

деятельности (после урока физкультуры),

после выполнения задания повышенной

трудности и т. д.

5.Использование презентации и фрагментов

презентации по ходу занятия.

Внедрение современных компьютерных

технологий в школьную практику позволяет

сделать работу учителя более продуктивной и

эффективной. Использование ИКТ органично

дополняет традиционные формы работы,

расширяя возможности организации

взаимодействия учителя с другими участниками

образовательного процесса

Использование программы создания презентаций

представляется очень удобным. На слайдах можно

разместить необходимый картинный материал, цифровые

фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и

голосовое сопровождение к демонстрации презентации.

При такой организации материала включаются три вида

памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это

позволяет сформировать устойчивые визуально-

кинестетические и визуально-аудиальные условно-

рефлекторные связи центральной нервной системы. В

процессе коррекционной работы на их основе у детей

формируются правильные речевые навыки, а в

дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Мультимедийные презентации привносят

эффект наглядности в занятие, повышают

мотивационную активность, способствуют

более тесной взаимосвязи учителя-

логопеда и ребёнка. Благодаря

последовательному появлению

изображений на экране, дети имеют

возможность выполнять упражнения более

внимательно и в полном объеме..

6. Использование картинного материала

для смены вида деятельности в ходе

занятия, развития зрительного восприятия,

внимания и памяти, активизации

словарного запаса, развития связной речи.

7. Активные методы рефлексии.

В педагогической литературе существует следующая классификация

видов рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно

использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание

пройденного материала);

3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать

содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей

работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так

и коллективно.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель

занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия,

способы и методы обучения, возрастные и психологические

особенности учащихся.

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто

используется рефлексия настроения и эмоционального

состояния

Широко используется приём с различными цветовыми

изображениями.

У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в

соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном

случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние

ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить

изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная

информация для размышления и корректировки своей деятельности.

«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево

яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно,

или зелёного, если ощущают дискомфорт. «Море радости» и «Море

грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Все вышеперечисленные методы и приёмы

организации обучения в той или иной степени

стимулируют познавательную активность учащихся с

ОВЗ.

Таким образом, применение активных методов и приёмов

обучения повышает познавательную активность учащихся,

развивает их творческие способности, активно вовлекает

обучающихся в образовательный процесс, стимулирует

самостоятельную деятельность учащихся, что в равной

мере относится и к детям с ОВЗ.

Переключение с одного вида деятельности на другой,

предохраняет от переутомления, и в то же время не дает

отвлечься от изучаемого материала

, а также обеспечивает его

восприятие с различных сторон.

Учителю необходимо:

следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного

материала проверять, понял ли его ребенок;

посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз

усиливает внимание;

поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая

замечание, если что-то делают неправильно;

разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги.

Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы

понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;

требовать структурирования действий при выполнении заданий;

предоставлять дополнительное время для завершения задания;

чередовать занятий и физкультурные паузы;

осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о

необходимости применения медикаментозных средств или указывают на

переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья;

стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен

деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита

времени на их выполнение.

Спасибо за

внимание !



В раздел образования