Автор: Полозова Лариса Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Смоленск, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: Система работы учителя при подготовке к ОГЭ
Раздел: среднее образование
Система работы учителя при подготовке к ОГЭ
Главная цель при подготовке к ОГЭ: формирование устойчивых навыков решения задач
базового уровня первой части экзамена.
В экзаменационной работе нашли отражение концептуальные положения Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ
Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»). КИМ
разработан с учётом положения о том, что результатом освоения основной
образовательной программы основного общего образования должна стать математическая
компетентность выпускников, т.е. они должны: овладеть специфическими для математики
знаниями и видами деятельности; научиться преобразованию знания и его применению в
учебных и внеучебных ситуациях; сформировать качества, присущие математическому
мышлению, а также овладеть математической терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приёмами.
Проблемы, возникающие при подготовке к экзамену
- недостаточно сформированы навыки вдумчивого чтения у учащихся (они не
вчитываются в содержание исходного задания, что мешает правильности выбора ответа);
- снижение мотивации к изучению предмета (В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши
замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания
учиться». Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с
постоянно возрастающим объемом информации, которую необходимо освоить,
выделением главного из обилия информации, систематизации и представлении
информации, отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по
предметам, непонимание для чего это необходимо. В результате чего у учащегося
возникает состояние психологического дискомфорта и желание избежать, отгородиться от
факторов его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества
знаний по предмету);
- недостаточно времени для повторения (особенно по геометрии, Тема: «Проценты,
изучались в 5-м классе);
- применение учащимися средств Интернета, как решебников;
- загруженность преподавателя.
Задачи, решаемые при подготовке к ОГЭ:
обучение учащихся внимательному и осмысленному прочтению текстов заданий
(задач, в том числе геометрических), а также выбору оптимальной стратегии их
решения.
Применять различные формы заданий, обеспечивая разнообразие формулировок и
приучая учащихся к пониманию сути задания, которая может выражаться по-разному.
Например,
Обучение приёму «спирального движения» по тесту. Ученик, просматривая
тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и
понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет
первыми. Затем необходимо «пробежать» глазами 2 часть работы и отметить 1-2 задания,
которые поняли сразу, в этой части есть задания которые «средний» ученик решает без
особого напряжения. К ним можно перейти, когда будет в основном закончена 1 часть
работы. Затем можно перейти вновь к 1 части работы и попробовать выполнить задания,
которые не «поддались» сразу. Если ученик не может и после этого выполнить какое-то
задание 1 части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому
заданию сначала 1 части, а затем 2 части работы. Так необходимо делать несколько раз
«по спирали» и делать то, что «созрело» к данному моменту.
умение владеть знаниями основных фактов курса и определенными логическими
приемами: умение применить общее утверждение к конкретному случаю; вывести
следствие; привести контрпример; рассмотреть частный случай;
переформулировать утверждение в эквивалентное ему утверждение или записать
его в виде формулы.
Результаты показывают, что большинство учащихся способны лишь распознавать
известные теоремы или распознать их неверное утверждение теоремы,
сформулированное с очевидной ошибкой. И даже хорошо успевающие учащиеся не
справляются с простейшими логическими операциями. Например: площадь
треугольника меньше произведения его сторон.
работа с учащимися должна носить дифференцированный характер.
Не надо навязывать «слабому» школьнику необходимость решения задач
повышенного и тем более высокого уровня, лучше дать ему возможность
проработать базовые знания и умения. Но точно так же не надо без необходимости
удерживать «сильного» ученика на решении заданий базового уровня.
Подготовка к экзамену в нашей школе ведется с 5-го класса: в 5-6 классах основное
внимание уделяется устному счету, так как овладение вычислительными навыками
очень важный этап при подготовке к экзамену, в 7-м классе основное внимание
уделяется геометрии, т.к. для учащегося это новый предмет и им важно ее
понимание, в 8-9 классах идет тематическое повторение по курсу алгебра и
геометрия.
Для успешной подготовки к итоговой аттестации требуется
систематический мониторинг продвижения отдельных учащихся по ликвидации
пробелов за основную школу.
развитие и совершенствование использования учащимися математического языка.
обучение учащихся математическому моделированию, применению
математических знаний, анализу информации, поступающей в разных формах.
совершенствовать методический инструментарий, используя задачи не только как
средство отработки технических приемов и алгоритмов, но и как средство
формирования и развития интеллектуальных навыков учащихся.
использование в работе с учащимися на уроке, во внеурочной деятельности и
организации домашнего задания ресурсы Интернет, программно-педагогические
средства.
Учителю необходимо знать сущностные вопросы содержания образования.
Целесообразно организовать повторение по этим вопросам. Работа учителя и
учащихся при повторении должна проходить в режиме объяснения. Учителю
сначала самому необходимо показать образец решения и образец рассуждений
при решении задачи, а затем требовать это от учеников. При повторении
решения задач нужно добиваться от учеников осмысления каждого шага
решения, требовать от них ссылок на соответствующие правила, формулы,
чтобы у учащихся формировались ассоциации.
Алгебра делится на основные темы, а в них определены разделы:
1. Числа и вычисления (приближенные вычисления, округления чисел, стандартный вид
числа, арифметические действия, сравнение чисел).
2. Проценты (отношения, пропорции, проценты).
3. Функции и графики (исследование функций и построение графика, представление
данных в виде таблиц, диаграмм и графиков).
4. Алгебраические выражения (числовые подстановки в буквенные выражения, формулы,
степень с целым показателем; многочлены; алгебраические дроби, область допустимых
значений буквенного выражения, квадратные корни).
5. Уравнения и неравенства (линейные уравнения, квадратные уравнения, неравенства с
одной переменной, системы двух уравнений с двумя неизвестными, системы неравенств).
6. Текстовые задачи (составление математической модели по условию текстовой задачи,
задачи на движение, задачи на проценты, задачи на совместную работу, задачи на смеси).
7. Числовые последовательности (арифметическая и геометрическая прогрессии).
8. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности.
Геометрия делится на основные темы, а в них определены разделы:
1. Основные понятия и утверждения (виды линий и углов, параллельные прямые:
аксиома, следствия из аксиомы, признаки, углы, образованные двумя перпендикулярными
прямыми и секущей; перпендикуляр: расстояние от точки до прямой, расстояние между
параллельными прямыми)
2. Треугольники (медиана, биссектрисы и высоты треугольника; виды треугольников по
сторонам, по углам; свойство равнобедренного и равностороннего треугольников;
признаки равенства треугольников, сумма углов треугольника, соотношения между
сторонами и углами треугольника, свойства прямоугольных треугольников, признаки
равенства прямоугольных треугольников, формулы площади треугольников; теорема
Пифагора; подобные треугольники, признаки и свойства подобных треугольников; средняя
линия треугольника, соотношения между сторонами и углами прямоугольного
треугольника).
3. Четырехугольники (параллелограмм, его свойства и признаки; прямоугольник, его
свойства и признаки, квадрат; ромб, его свойства и признаки; трапеция).
4. Окружность и круг (основные свойства окружности; касательная к окружности, углы,
связанные с окружностью; свойства хорд окружности; вписанная и описанная
окружности).
5. Векторы на плоскости.
Типичные ошибки при выполнении
заданий первой части
Невнимательное чтение условия.
Элементарная невнимательность при переносе ответа в бланк.
Подготовка к экзамену осуществляется не в ходе массированного решения вариантов –
аналогов экзаменационных работ, а в ходе всего учебного процесса и состоит в
формировании у учащихся некоторых общих учебных действий, способствующих более
эффективному усвоению изучаемых вопросов.
Подготовка к экзамену ведется как на уроках, так и при подготовке домашних заданий.
Самостоятельные и контрольные работы делятся на две части (одна часть представлена в
виде теста, вторую часть решить и получить ответ (или доказать)). Базовые навыки
отрабатываются при проведении устных разминок, математических диктантов. По
геометрии обязательно в контрольной работе или самостоятельной есть задание с выбором
верного утверждения.
Домашние задания предлагаются в виде творческих мини-проектов.
В помощь для подготовки к ОГЭ мы используем следующую литературу:
1. ОГЭ 3000 задач с ответами. МАТЕМАТИКА, под редакцией И.В. Ященко, Москва, 2017.
2. Математика ОГЭ – 2017. Тематический тренинг. 9 класс, под редакцией Ф.Ф. Лысенко,
С.Ю. Кулабухова, Легион, Ростов-на-Дону, 2016.
3. Геометрия. Задачи с развернутым ответом. 9 класс, под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю.
Кулабухова, Легион, Ростов-на-Дону, 2016.
Памятка для решения задач по геометрии
o
Сразу же начинай чертить по заданным условиям – размышлять будешь
потом!
o
Хороший чертеж – хороший помощник, с ним идея решения «придет сама».
Плохой же чертеж не только затруднит решение, но еще и заведет тебя в тупик при
попытке «доказать» то, чего нет в действительности. Делай четкий чертеж в середине
листа – линейка, треугольник, циркуль, транспортир помогут тебе и в «задачах на
построение». Если условия позволяют – черти (хотя бы примерно) в масштабе!
o
Избегай чертить частные случаи (прямоугольный, равнобедренный,
равносторонние треугольники, равные окружности и т.п.), если они не предусмотрены
условием задачи – глядя на такой чертеж, ты скоро «поверишь», что так будет всегда, и
твоя мысль будет направлена на ложный след!
o
Наноси на чертеж все данные! Что-то забудешь – решить задачу не
сможешь!
o
«Задано» - рисуй синим! «Найти» - красным! Этим ты обеспечишь
концентрацию мысли на главном!
o
Вспомни и выпиши рядом с рисунком все геометрические определения,
аксиомы, теоремы, свойства и следствия по данному вопросу – это тоже необходимая
информация для твоих мозговых ячеек к моменту, когда они начнут логическое
конструирование решения задачи!
o
Потрать 2-3 минуты на тщательный общий анализ особенностей условия
задачи – это окупится сторицей! Если за эти минуты ты используешь всю силу своего
геометрического воображения, то даже и при сложном условии задачи сможешь
обнаружить рациональное (краткое и изящное) решение. Приняв сразу бездумное
шаблонное решение, ты увеличишь объем вычислительной работы и шансы появления
ошибок.
o
Если задача сложная – найди «логику» решения задачи, напиши план
решения задачи. В запутанной и особо «неподдающейся» задаче план решения обязателен.
o
Не волнуйся!