Автор: Кобылинская Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №40"
Населённый пункт: г. Петропавловска - Камчатского
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока по литературному чтению по произведению В. Осеевой "Сыновья"
Раздел: начальное образование
Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс потеме:
В. Осеева « Сыновья».
Цели:
-показать значение семьи в жизни каждого ,
-научить ценить любовь матери,
-довести до сознания что мама –это самое дорогое, что есть у человека,
-учить проявлять познавательную инициативу,
-Формировать духовно-нравственные ценности внутри семьи.
Планируемые результаты:
Личностные: определение характера взаимоотношений в семье,
- формирование духовно-нравственных ценностей внутри семьи.
Метапредметные: проведение исследований , наблюдений,
умение анализировать, делать выводы.
Предметные: развивать устную речь,
правильно строить предложения,
совершенствовать технику чтения.
Ход урока:
1.
Орг. Момент.
Улыбнитесь!
Почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри.
А ведь улыбка-Это знак хорошего настроения , взаимного доброго расположения друг к другу.
Улыбнитесь гостям!
2.
Актуализация знаний.
Вы задумывались когда- нибудь, что такое семья? Слово это понятно, как хлеб и вода.
Посовещайтесь в группах, поразмышляйте…
Работа в группах.
Ответы детей.
Почему семья так важна каждому человеку?
Что нужно делать, чтобы в семье было жить хорошо?
Какие произведения подтверждают ваши суждения?
( Аксаков « Моя сестра», Е. Пермяк « Случай с кошельком», В .Осеева « Бабка» ).
Какое чувство вызывают эти рассказы?
Какие мудрые слова вы запомнили? ( « От хороших поступков душа зацветает».
Проблемный вопрос:
А что необходимо делать, чтобы вашей маме жилось хорошо?
Сегодня мы познакомимся с произведением В. Осеевой …Прочтите название рассказа…
О чем будет рассказ? ( Ответы детей).
Презентация « Биография В. Осеевой». (ученица рассказывает биографию)
Прочтите слова
: « Мало уметь читать- надо уметь думать..»
Давайте послушаем
письмо В. Осеевой. Ученик читает письмо:
Письмо Валентины Александровны Осеевой.
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила и за то, что могла
читать их без помощи родителей.. Один раз мама спросила: « Понравился ли тебе рассказ?»
Я ответила: « Не знаю. Я о нем не думала…» Мама очень огорчилась.
« Мало уметь читать, надо уметь думать..»-сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и
мальчиков, а иногда и о собственных….»
Так давайте же будем учиться читать и думать…
4.Работа с текстом.
Вопросы после чтения:
Сколько было мальчиков? А сыновей?
Слайд. Раньше воду носили в ведрах , брали ее из колодца. Носили в больших ведрах, надевая их
на коромысло. ( слайд)
Как вы думаете, легко ли было мамам нести эти ведра? ( Подтвердите словами автора)
5. Чтение текста детьми.
Что говорит о сыне первая мама?( слайд)
А что говорит вторая мама? ( слайд)
А что сказала третья мама?
Какой была мама третьего мальчика? (скромной)
Какой из сыновей заслуживает уважения?
На него можно положиться?
А вы видите себя среди этих мальчиков?
Так что же должны делать дети, чтобы в семье было комфортно и надежно?
На доске написаны предложения, вы постарайтесь выбрать правильный ответ:
Быть помощником для родителей.
Беречь здоровье родителей.
Кувыркаться.
Петь хорошо.
Хорошо танцевать.
Помогать друг другу.
Радовать родителей.
Учиться заботиться друг о друге.
Оправдывать надежды.
Правильно, ребята. Молодцы. Вы правильно понимаете, а значит вы читали вдумчиво…
Какова же главная мысль рассказа?
Чему хотела вас научить Валентина Осеева?
6. Инсценировка стихотворения Лифшиц « Разговор».
7.Составление пословиц. Работа в группах.
Пословицы:
« Всякой матери свое дитя мило».
« При солнышке тепло, при матери добро»
Чтение цитат детьми:
« Не было в моей жизни лучшего подарка чем твое присутствие»
« Ты была величайшим моим достоянием, ибо твоя любовь научила меня
видеть и радоваться всему хорошему, что предлагала жизнь».
Ты меня научила, что отдавая и отдавая, ничего не ожидая взамен,
становишься богаче».
Ты мне показала, что познание своих корней и любовь к ним не опускают на
землю, а наоборот возвышают».
Итог урока.
О чем заставила нас поразмышлять Валентина Александровна Осеева?( о
наших поступках)
Да, « От хороших поступков душа зацветает».
.
ра