Автор: Барыбина Татьяна Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г. Губкинский ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Новые подходы к преподаванию: нужно ли меняться педагогу"?
Раздел: полное образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» г. Губкинский
_____________________________________________________________
дом 31, микрорайон 2, город Губкинский, ЯНАО, 629830
Код 34936 телефон: (факс) 3-23-48, 5-30-50; 5-30-69; 5-40-20; 5-28-95;
E-mail: s
1-secretar@uo-
gub.
ru
Новые подходы к преподаванию: нужно ли меняться педагогу?
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ №1» города Губкинский ЯНАО,
Барыбина Татьяна Викторовна.
(контактный т. 89220520873)
Почтовый адрес: ЯНАО, г. Губкинский,
мкрн. 2, МОУ «СОШ №1» т. 5-30-50
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном
деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»
(К.Д. Ушинский).
В
стремительно
меняющемся
открытом
мире
главным
профессиональным
качеством,
которое
педагог
должен
постоянно
демонстрировать
своим
ученикам,
становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к
нестандартным
трудовым
действиям,
ответственность
и
самостоятельность
в
принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в
полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без
расширения
пространства
педагогического
творчества
(Из
Профессионального
стандарта педагога).
Почему учителям необходимо меняться? Учитель не должен меняться только
потому, что от него этого требуют. Это должно быть его добровольным желанием,
стремлением, потребностью, так как именно учитель – находится на самом первом
плане
для
своих
учеников.
Его
интеллектуальный
и
духовный
уровеень,
манера
поведения, способность к сопереживанию, умение выходить из сложных жизненных
ситуаций, - все это является образцом для его учеников.
Заинтересованность
в
своем
развитии,
стремление
повышать
свой
информационный уровень – это требование нынешнего времени для каждого учителя.
Некомпетентность,
незнание
современных
информационных
технологий,
неиспользование новых форм и методов обучения делают учителя невостребованным.
Современный образовательный мир требует от учителя постоянного саморазвития и
самосовершенствования.
Чтобы
быть
конкурентноспособным,
востребованным,
учителю необходимо быть в постоянном поиске нового, креативного, удивляющего.
Наши ученики, как лакмусовая бумага. Они чувствуют уверенность, силу учителя. А
сила
учителя
–
в
его
знании,
энергетическом
заряде,
профессиональном
кураже.
Современный учитель сам должен быть влюблен в свою профессию, должен быть
проникнут своей идеей, убежден в правильном выборе своих методов обучения, только
тогда дети будут учиться с интересом. «Успеть» и «успешность» - слова одного и того
же корня. Тот человек, который во всем успевает, становится успешным, а стремление
в
достижении
успеха
–
отличное
качество
учителя,
стремящегося
к
прогрессу.
Успешный
учитель
–
самодостаточный,
уверенный
в
себе,
счастливый
человек
современного общества. Вот здесь и таится опасность. Как найти ту грань, которая
отделяет здоровое стремление к успеху от тщеславия? Уверенность в себе и своих
силах от честолюбия и стремления добиваться цели любыми средствами? В этой
ситуации все зависит от моральных качеств педагога.
Сегодня вопрос о высоком профессионализме и нравственных качествах учителя
является
особенно
актуальным.
В
Содержании
профессионального
стандарта
к
современному учителю предъявляются требования не только в сфере образования, но
и в воспитательной сфере и в сфере развития. Такой подход к педагогу предполагает
постоянное совершенствование не только его профессиональных, но и личностных
качеств.
Деятельность учителя в проекте Концепции рассматривется одновременно
как
синтез
навыков,
способностей
и
особых
личностных
качеств
педагога
и
тех
задач,
на
достижение
которых
направлены
его
усилия.
Таким
образом,
эффективность работы педагога сегодня включает в себя одновременно: действия
(демонстрируемые
профессиональные
качества)
и
результат
(компетентность).
Профессиональные
качества
-
это
демонстрируемые
характеристики
личности
педагогического
работника:
его
квалификация,
знания,
особые
личностные
качества,
которые
определяют
эффективное
выполнение
работы.
Результаты
деятельности
педагога
–
это
измеримые
показатели
эффективности
его
деятельности.
Для
образовательного
учреждения
важен
не
только
результат
деятельности педагогического работника, но и понимание того, как он пришел к
полученному результату. Только на основе такого понимания можно организовать
эффективный обмен опытом, наставничество, постоянное повышение квалификации
педагогов.
Почему учителям нужно меняться? Мы должны измениться, потому что от нас
зависит
«цепь
мироздания».
Учителю
необходимо
возрождаться,
потому
что
он
находится в постоянном взаимодействии с молодежью и должен шагать в ногу со
временем Мы должны помнить о том, что мы будем жить в таком обществе, какое
поколение мы выучим и воспитаем. Научим «на тройку»- пожинай свои плоды: плохой
парикмахер – плохое настроение; плохая сфера обслуживания – лишняя нервозность;
плохой врач опасен для здоровья; плохой учитель- угроза для всего общества! Эту
цепь можно продолжать до бесконечности. Чтобы изменить мир к лучшему, нужно
успеть измениться самому.
Учитель призван совершать чудеса. Их ждут от него ученики. И это происходит,
если
смоделированы
такие
условия,
при
которых
личность
ребёнка
получает
наибольшее
развитие.
Традиционная
система
обучения,
основанная
на
передаче
готовых
знаний,
что
не
всегда
способствует
успешному
их
усвоению,
развитию
глубокого понимания, взаимодействию с уже имеющимися знаниями. В такой системе
ученик – это объект обучения.
Современное образование предполагает такие подходы, при которых знания для
себя ученик добывает и конструирует сам. Это возможно при создании творческой
атмосферы в классе, когда ученики проявляют инициативу в обучении, когда у них
есть
возможность
в
учебной
деятельности
общаться
друг
с
другом,
принимать
решения, смело высказывать их.
Известный американский психолог Авраам Маслоу
обосновавший
гуманистический
подход
к
обучению,
считал,
что
первоочередной
целью человека является самореализация. По его теории каждая личность заключает в
себе чувственный, социальный, когнитивный опыт развития общества. В то же время
Авраам Маслоу считал, что личностей, которые достигли высокого духовного уровня
единицы. Почему? Он считает, что для самореализации личности особое значение
имеет
такой
свойство
личности,
как кретивность.
Креативность
-
это
творческая
направленность,
врождённо
свойственная
всем,
но
теряемая
большинством
под
воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
Согласно
культурно-исторической
концепции
Л.С.
Выготского,
личность
является
участником
историко-эволюционного
процесса,
выступает
носителем
социальных ролей и обладает возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого
осуществляется
преобразование
природы,
общества
и
самого
себя.
Выдающийся
педагог
утверждал,
что
на
процесс
обучения
и
воспитания
влияют
культурные
ценности
общества,
то
есть
развитие
личности
происходит
от
социального
к
индивидуальному. По его мнению, ученик развивается в результате взаимодействия с
более знающими людьми. Зоной ближайшего развития он назвал расстояние между
уровнем интеллектуального развития в настоящий момент и возможного развития в
результате взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Американский психолог и психотерапевт Карл Роджерс, предложил свою модель
образования – модель концентрации на личности. Он выделил 9 основных положений
в деятельности педагога: уважения к себе и учащемуся, который учится для себя,
несёт
ответственность
за
обучение
и
воспитание,
руководствуется
собственным
опытом, учащийся выстраивает и развивает свою собственную программу, результат
измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед, самодисциплина заменяет
внешнюю
дисциплину,
обучаемый
сам
оценивает
уровень
обученности
и
воспитанности, собирает информацию от других членов группы и педагога. Как мы
видим, уважение к себе Карл Роджерс ставит на первое место.
При
таких
условиях
учебно-воспитательный
процесс
имеет
тенденцию
к
углублению, быстрому продвижению и связью с жизнью. Это происходит потому, что
направление
обучения
является
личным
выбором,
обучение
–
собственной
инициативой, а личность полностью сориентирована на саморазвитие. А.А. Бизяева
«Психология
думающего
учителя»,
автор
размышляет
об
учителе,
способном
на
рефлексию, утверждая, что у каждого должно быть зеркало заднего вида, чтобы
учитель
мог
неспешно
анализировать
события
прошлого.
А
впервые
мысль
о
рефлективной практике в педагогике высказал великий философ Джон Дьюи в книге
«Моё педагогическое кредо». Именно способность к рефлексии позволяет учителю,
постоянно изменяясь, двигаться дальше.
Завершая своё размышление на тему должен ли меняться учитель, мне хотелось
бы привести высказывание Джорджа Шоу, которое очень точно отражает ответ на
вопрос о моем отношении к рассматриваемому вопросу: «Единственный разумный
человек был мой портной: он каждый раз снимал заново с меня мерку, тогда как все
остальные подходили ко мне со старой, и воображали, что она еще отражает мои
старые размеры».