Напоминание

"Толерантное воспитание "


Автор: Андреасян Джулета Жоржиковна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 261 Кировского района
Населённый пункт: Санкт -Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Толерантное воспитание "
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В последнее

время в современной научной среде проблеме толерантности уделяется достаточно много

внимания. Проводятся конференции, издаются монографии, научные публикации,

организовываются специальные программы, так или иначе затрагивающие феномен

толерантности. Феномен толерантности – одна из актуальнейших тем современности,

привлекающая внимание ученых из разных областей знания, как в социо-гуманитарных науках –

этнической, культурной и политической психологии, социологии, философии, культурной

антропологии, так и в естественных, в том числе в генетике, биологии, медицине. Несмотря на то,

что разговоры о толерантности ведутся уже довольно давно, единого определения понятия

толерантности не существует. В широком смысле слово «толерантность» (происходит от

латинского tolerantia, то есть терпение), означает терпимость к чужим мнениям и поступкам,

способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой

чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою

исключительную правоту. В статье 1 Декларации принципов терпимости, принятой в Париже

16.11.1995 Резолюцией 5.61 на 28-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, указано

следующее ее определение: «Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание

богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений

человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли,

совести и убеждений. Терпимость – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг,

но и политическая и правовая потребность. Терпимость – это добродетель, которая делает

возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». Однако в

современном обществе считается неправильным понимание толерантности как терпимости. 1

Необходимо учитывать, что при толерантном отношении необходимо работать над сохранением

собственной культуры, иначе толерантность как таковая приведет к поглощению одной культуры

другой. Специфика существования человека как социального существа связана с тем, что его

формирование и дальнейший процесс функционирования возможен только в процессе

совместного проживания, в результате которого происходит процесс социализации. Особенностью

социального уклада жизни людей является необходимость их совместного существования,

которое реализуется в различных сферах повседневного взаимодействия: политической,

экономической, правовой, религиозной, этнонациональной, художественной и др. Разнообразие

этих сфер тесно связано и с конкретными условиями развития и существования человека на

каждом из исторических этапов, что характеризуется особенностями занимаемой экологической

ниши, социокультурного уклада, способов жизнедеятельности, социально–политических и

экономических условий и т.д. Следовательно, рассматривать толерантность необходимо в

контексте существования в конкретном обществе. В условиях глобализации проблема

толерантности приобретает принципиально важное значение, так как выступает одной из

возможных парадигм взаимодействия и взаимовлияния культур, способной противостоять

тенденции снижения этнокультурного разнообразия, их унификации. Проявление толерантности

способствует сохранению и развитию этнического многообразия, согласия, единства.

Толерантность принесла человечеству куда больше прогресса и возможностей, а личности –

свободы и прав, чем национальный эгоизм, религиозная и этническая нетерпимость. В России

сегодня проблема толерантности также очень важна. Причем, различные ее аспекты. Так, очень

остро сегодня стоит вопрос межэтнической толерантности, так как в России проживает большое

количество народов и групп различной этнической принадлежности. А так как все мы живем в

одном государстве, взаимодействие разных народов неизбежно. Однако, далеко не все люди

сегодня согласны уживаться по соседству с представителями других народов. 2 Суть большинства



В раздел образования