Автор: Андреасян Джулета Жоржиковна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 261 Кировского района
Населённый пункт: Санкт -Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Толерантное воспитание "
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В последнее
время в современной научной среде проблеме толерантности уделяется достаточно много
внимания. Проводятся конференции, издаются монографии, научные публикации,
организовываются специальные программы, так или иначе затрагивающие феномен
толерантности. Феномен толерантности – одна из актуальнейших тем современности,
привлекающая внимание ученых из разных областей знания, как в социо-гуманитарных науках –
этнической, культурной и политической психологии, социологии, философии, культурной
антропологии, так и в естественных, в том числе в генетике, биологии, медицине. Несмотря на то,
что разговоры о толерантности ведутся уже довольно давно, единого определения понятия
толерантности не существует. В широком смысле слово «толерантность» (происходит от
латинского tolerantia, то есть терпение), означает терпимость к чужим мнениям и поступкам,
способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой
чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою
исключительную правоту. В статье 1 Декларации принципов терпимости, принятой в Париже
16.11.1995 Резолюцией 5.61 на 28-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, указано
следующее ее определение: «Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание
богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений
человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли,
совести и убеждений. Терпимость – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг,
но и политическая и правовая потребность. Терпимость – это добродетель, которая делает
возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». Однако в
современном обществе считается неправильным понимание толерантности как терпимости. 1
Необходимо учитывать, что при толерантном отношении необходимо работать над сохранением
собственной культуры, иначе толерантность как таковая приведет к поглощению одной культуры
другой. Специфика существования человека как социального существа связана с тем, что его
формирование и дальнейший процесс функционирования возможен только в процессе
совместного проживания, в результате которого происходит процесс социализации. Особенностью
социального уклада жизни людей является необходимость их совместного существования,
которое реализуется в различных сферах повседневного взаимодействия: политической,
экономической, правовой, религиозной, этнонациональной, художественной и др. Разнообразие
этих сфер тесно связано и с конкретными условиями развития и существования человека на
каждом из исторических этапов, что характеризуется особенностями занимаемой экологической
ниши, социокультурного уклада, способов жизнедеятельности, социально–политических и
экономических условий и т.д. Следовательно, рассматривать толерантность необходимо в
контексте существования в конкретном обществе. В условиях глобализации проблема
толерантности приобретает принципиально важное значение, так как выступает одной из
возможных парадигм взаимодействия и взаимовлияния культур, способной противостоять
тенденции снижения этнокультурного разнообразия, их унификации. Проявление толерантности
способствует сохранению и развитию этнического многообразия, согласия, единства.
Толерантность принесла человечеству куда больше прогресса и возможностей, а личности –
свободы и прав, чем национальный эгоизм, религиозная и этническая нетерпимость. В России
сегодня проблема толерантности также очень важна. Причем, различные ее аспекты. Так, очень
остро сегодня стоит вопрос межэтнической толерантности, так как в России проживает большое
количество народов и групп различной этнической принадлежности. А так как все мы живем в
одном государстве, взаимодействие разных народов неизбежно. Однако, далеко не все люди
сегодня согласны уживаться по соседству с представителями других народов. 2 Суть большинства