Автор: Филиппенко Лариса Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статью
Тема: Проектирование личностного-ориентированного урока, направленного на достижение планируемых результатов
Раздел: начальное образование
Проектирование личностно-ориентированного урока, направленного на
достижение планируемых результатов
Филиппенко Лариса Константиновна
учитель начальных классов
МАОУ «Лицей №29»
г. Тамбов
Стандарты второго поколения ставят перед современным педагогом
важные
задачи
по
пересмотру
подходов
к
планированию
учебно-
воспитательного процесса. Одно из существенных нововведений стандарта –
это
предъявление
требований
к
выпускнику
на
разных
этапах
общего
образования
-
трех
уровней
результатов:
личностных,
метапредметных
и
предметных, что, несомненно, влияет на определение целей урока.
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных
программ
структурируются
по
ключевым
задачам
общего
образования,
отражающим
индивидуальные,
общественные
и
государственные
потребности, включают в себя предметные, метапредметные и личностные
результаты. Каким образом изменится процесс подготовки учителя к уроку?
Как
учителю
организовать
эффективную
работу
по
достижению
этих
результатов?
Какие
виды
деятельности
и
средства
обучения
могут
способствовать достижению запланированных результатов? Ответы на эти
вопросы позволят учителю разработать урок в соответствии с требованиями
нового стандарта.
Выделим несколько особенностей конструирования урока в условиях
работы
с
новыми
стандартами. Первая
особенность
в
конструировании
урока состоит в сопряжении требований личностных, метапредметных и
предметных
результатов
образования
с
содержательными,
методическими
возможностями
проектируемого
урока.
Поэтому
перед
планированием
конкретного
урока
учитель
предварительно
изучает
требования,
зафиксированные в стандарте, и выделяет те из них, которые необходимо
достигнуть на данном уроке.
Учителю,
работающему
в
начальной
школе,
необходимо
при
планировании учесть результаты образования, которые будут получены в
течение
4
лет,
и
ответить
самому
себе
на
вопросы:
«В
чем
именно
обучающиеся
получат
развитие
в
начальной
школе?»
и
«Как
они
будут
связаны с планируемыми достижениями учащихся в среднем звене?».
С
целью
экономии
времени
на
поиск
необходимой
информации
о
планируемых образовательных достижениях школьников на разных ступенях
образования, рекомендуем воспользоваться содержанием сводной таблицы 1.
Она составлена на основе содержания требований к результатам обучения
стандартов начального общего образования, основного общего образования и
проекта стандарта среднего (полного) общего образования.
Выделение
сквозных
линий
в
требованиях
к
личностным
и
метапредметным результатам образования школьников позволяет проследить
проявление
преемственности
в
обучении
между
начальной,
основной
и
старшей ступенями общеобразовательной школы. Развитие требований на
протяжении всего обучения в каждой сквозной линии выделено жирным
шрифтом. Большая часть достижений школьников прослеживается на всех
ступенях, но есть и такие, которые составляют предмет освоения только на
одной из ступеней общего образования.
Учитель,
выбирает
из
данной
таблицы
те
результаты,
достижение
которых возможно в планируемом курсе, разделе, теме. Педагог заносит
выделенное
содержание
в
соответствующие
графы
тематического
планирования
учебно-воспитательного
процесса
и
в
дальнейшем
они
составляют основу для проектирования целей урока.
В
таблице
1
представлены
требования
только
двух
уровней
результатов
достижений
школьников:
личностных
и
метапредметных,
которые
используются
всеми
учителями
не
зависимо
от
предмета
преподавания.
Учителю
необходимо
продолжить
заполнение
таблицы
соответствующими
графами
по
предметным
результатам
образования,
используя стандарты начального общего или основного общего образования
в своей предметной области. И только в завершенном (полном) варианте она
может быть использована для планирования целей обучения предметных
курсов основной школы.
Безусловно, на каждом уроке учитель не сможет обеспечить работу над
таким
большим
количеством
требований.
Задача
учителя
состоит
в
том,
чтобы
отобрать
лишь
те
результаты,
которые
реально
могут
быть
сформированы или получат свое дальнейшее развитие на основе содержания
материала текущего урока.
Учитывая продолжительность срока достижения требований стандарта,
необходимо
спланировать
работу
по
последовательному,
пошаговому
достижению
поставленных
целей.
Имеет
смысл
внести
в
тематическое
планирование
соответствующие
графы,
позволяющие
с
одной
стороны
спланировать соответствующую работу там, где это возможно и необходимо,
с другой - контролировать успешность ее выполнения. Измененная форма
тематического планирования представлена в таблице 2.
Таблица 2
Тематическое планирование
Раздел (тема) «……………» ( 3 часа)
Тема урока
1…..
2…..
3…..
Основное теоретическое
содержание
Основное практическое
содержание (практические, лабораторные
работы, опыты)
Планиру
емые
результат
ы
личностные
метапредметные
предметные
Характеристика основных видов деятельности
ученика
(на
уровне
учебных
действий:
универсальных и специальных)
В первой строке рекомендуется расположить темы уроков одного из
разделов
школьного
курса
(количество
столбцов
зависит
от
количества
уроков в разделе). Распределение часов на изучение отдельных тем учитель
определяет самостоятельно в зависимости от поставленных целей, уровня
изучения
материала
(базовый,
повышенный,
углубленный),
учитывая
подготовку
школьников,
а
также
возможности
материально-технического
обеспечения кабинета или пришкольной площадки.
Во
вторую
строку
тематического
планирования
раздела
заносится
теоретическое содержание программы, относящееся к соответствующей теме
урока. В третью строку вносится тематика практических или лабораторных
работ, демонстрационных опытов, наблюдений, составляющих практическую
часть содержания программы.
Четвертая
строка
«планируемые
результаты»
подразделена
на
три
части, отражающие их уровень (личностные, метапредметные и предметные)
и выбранные учителем из ФГОС ООО
1
.
В
пятой
строке
учителю
предлагается
прописать
основные
виды
деятельности
ученика
на
уроке
в
соответствии
с
запланированными
на
данный
урок
результатами,
позволяющие
формировать,
развивать
и
самостоятельно
применять
опыт
творческой
деятельности,
опыт
эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности. Здесь должны
найти свое отражение возможное использование и развитие различных видов
универсальных
учебных
действий
(личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных),
и
предметных
учебных
действий
в
соответствии с требованиями программы и возможностями используемого
учебно-методического комплекса.
Необходимые
примеры рекомендуется
найти в тематическом планировании примерных программ.
Такое построчное заполнение таблицы, распределяющее содержание
образования
по
урокам
одного
раздела,
позволяет
с
одной
стороны
не
упустить
что-то
из
содержания
и
заложить
разнообразие
уроков
внутри
раздела. С другой стороны, прочитав заполненную таблицу по столбцам, мы
видим основу для проектирования целей и структуры отдельно взятого урока,
что не только значительно сокращает подготовку учителя к уроку, но и
позволяет
держать
в
поле
зрения
весь
раздел,
не
упуская
важные
его
элементы.
Вторая
особенность
конструирования
урока
заключается
в
определении условий для успешного достижения планируемых результатов.
На успешность достижений планируемых результатов оказывают влияние
несколько
условий
(рис.
1).
Прежде
всего,
это стратегия
образования,
определяющая
характер
отношений
учителя
и
ученика
на
уроке,
взаимодействия ученика с другими учениками и с источниками информации.
Наиболее востребованной для реализации ФГОС является интерактивная
1
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования / М-во
образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с., С.7-9.
стратегия образования, направленная на реализацию взаимодействия ученика
с источниками информации в информационно-образовательной среде. Этому
способствуют как готовые среды, например, ИОС «Сферы», так и новые
учебно-методические комплексы с электронными приложениями к учебным
пособиям (учебники-навигаторы и т.п.).
Рис. 1 Условия формирования результатов различного уровня
Комплекс
источников
информации
также
влияет
на
достижение
различного
уровня
планируемых
результатов
образования.
Особенно
это
касается
предметных
и
метапредметных
результатов.
Чем
больше
таких
источников и, самое главное, чем они разнообразнее, тем чаще и успешнее
используются универсальные учебные действия и развиваются различные
виды
компетентностей
в
процессе
освоения
предметных
знаний.
Первоначальные
навыки
работы
с
простыми
источниками
информации
формируются еще в начальной школе. В основной школе они находят свое
развитие и продолжение в более сложных действиях, как со знакомыми, так и
с незнакомыми источниками информации.
Именно разнообразие источников информации позволяет организовать
деятельностный подход в обучении, который обеспечивается использованием
системы деятельностно-ориентированных и личностно-ориенти-рованным
заданиям.
Они позволяют достигать в большей степени метапредметных и
личностных
результатов
образования,
осуществляя
с
предметными
источниками
информации
различные
виды
работы
(описание,
сравнение,
установление причинно-следственных связей, анализ, оценка и т.д.).
Персонифицированные индивидуальные высказывания также являются
важным условием достижения личностных и метапредметных результатов
обучения
школьников.
Они
могут
составлять
основу
индивидуальных
письменных и устных ответов при выполнении таких заданий.
Метапредметные
результаты
Личностные
результаты
Предметные
результаты
Уровень познавательной
деятельности
Характер вопросов (открытые,
закрытые) и ответов
(персонифицированные высказывания,
индивидуальные)
Деятельностно-ориентированные и
личностно-ориентированные задания
Комплекс источников информации
Кроме того, на уровень достижения школьником метапредметных и
личностных
результатов
образования
может
оказать
влияние
открытый
характер вопросов и ответов (в отличие от закрытых вопросов, которые в
основном направлены на достижение предметных результатов).
Уровень
познавательной
деятельности
также
является
одним
из
факторов, определяющих возможности достижения планируемых результатов
образования. Их уровень определяет возможности выбора вида деятельности
школьников
на
уроке
(табл.
2):
достижению
личностных
результатов
способствует
организация
на
уроке
творческой
де яте л ь н о с ти ,
метапредметных
–
преобразующей
и
творческой,
предметных
–
репродуктивной,
преобразующей,
творческой.
Если
для
репродуктивной
деятельности форма организации обучения большого значения не имеет, то
для преобразующей и творческой деятельность наиболее предпочтительнее
индивидуальная и групповая формы.
Таблица 2
Виды познавательной деятельности школьников, ориентированные на
достижение различных результатов обучения
Уровень
Результаты обучения
Виды деятельности
III
Личностные
Творческая
II
Метапредметные
Преобразующая
I
Предметные
Репродуктивная
Третья особенность проектирования урока состоит в выборе видов
деятельности,
направленных
на
достижение
планируемых
результатов
данного
урока:
репродуктивная
(воспроизведение,
повторение),
преобразующая (продуктивная по образцу), творческая (креативная).
Организация
активной
познавательной
деятельности
школьников
зависит
от
использования
того
или
иного
вида
деятельности,
с
одной
стороны,
и
наиболее
эффективного
сочетания
разнообразных
источников
информации, с другой стороны. Кроме того, использование интерактивных
форм и методов обучения, информационно-коммуникационных технологий,
исследовательских и проектных работ также будет способствовать усилению
познавательной активности школьников.
При
организации
различных
видов
деятельности
рекомендуется
учитывать
возможности
многочисленных
видов
источников
информации
различающиеся
характером
представленной
информации
(текстовая,
иллюстративная,
условно-графическая).
В
таблице
3
представлены
возможности
их
использования
для
успешного
достижения
планируемых
результатов различного уровня.
Таблица 3
Возможности различных источников информации в достижении планируемых
результатов обучения различного уровня
Виды
информации
Подвиды
информации
Особенности формулирования заданий
для достижения результатов
Личностные:
-
эмоциональные
отношения
- оценочные
высказывания
- собственная
позиция
Метапредметные:
- методологические
знания
- умения работать с
информацией
- умение работать в
группе
Предметные
- теоретические,
эмпирические
знания
- специальные
умения
Текстовая
учебная
документальная
художественная
публицистическая
мемуарная
+
+
+++
++
+++
+++
+
++
+++
+
+++
+
+
+
+
Иллюстративная
рисунки
фотографии
модели
анимации
видео
+
++
+
+
++
+
++
++
++
++
+++
++
+++
++
++
Условно-
графическая
таблицы
графики
диаграммы
карты
схемы
+
+
+
+
+
+++
+++
+++
++
++
++
++
++
++
+++
+++ традиционно используется для достижения соответствующего уровня результата
++ используется при деятельном и компетентностном подходе
+ может использоваться при особых условиях (личностно-ориентированном подходе)
В чем заключаются особенности построения заданий с
разнообразными источниками информации, направленными на достижение
различных результатов?
Личностные
результаты
в
силу
своей
специфики,
отражающей
отношение, эмоции, переживание, убеждения, взгляды, мировоззренческие
идеи
и
другие
внутренние
процессы,
требуют
особенной
формулировки
заданий
и
подбор
средств
обучения.
В
большинстве
случаев
для
их
достижения
необходимо
использование
дополнительных
текстов,
обеспечивающих
сопоставление
позиций
разных
авторов
или
автора
и
ученика, размышление о личном отношении к авторскому высказыванию,
поиск аргументов в защиту принятой позиции и т.д. Это, прежде всего,
открытые тексты, в которых:
не создается впечатления, что автор текста знает все и во всем прав –
читатели могут сомневаться в авторских суждениях;
автор не настаивает на единственной версии и оценке – читатели
могут выдвигать свои предположения и т.п.;
информация
незавершена
– у
читателя могут
остаться
или
появиться вопросы
Если в учебном пособии, в книге для чтения или хрестоматии учитель
не находит подходящих для работы текстов, ему рекомендуется обратиться к
первоисточникам
(документам,
дневникам)
с
фактическим
описанием
объектов, процессов или к современным текстам (статьи в журналах, газетах)
с авторским взглядом на факты, процессы, события.
Задания,
направленные
на
достижение
личностных
результатов,
рекомендуется
начинать
со
слов:
«Как
Вы
думаете,
почему…»,
«Предположите, что повлияло на …», «Какой способ, по Вашему мнению,
…». «Дайте оценку…» и т.д. В некоторых учебниках уже появились рубрики,
содержащие задания такого типа: «Как вы считаете?», «Моя точка зрения»,
«Проблема ждет вашего решения» и др.
Развитию личностных достижений и диагностике их результативности
способствуют
уроки
обобщающего
повторения
и
систематизации
полученных знаний и умений.
Метапредметные
результаты
д е м о н с т р и р у ю т
у р о в е н ь
сформированности у учащегося универсальных учебных действий и знаний
алгоритма действий в различных ситуациях и возможных их комбинациях
при использовании в незнакомой ситуации. В учебных пособиях последних
лет
стали
появляться
такие
рубрики
как
«Мои
первые
исследования»,
«Подготовь проект….» и дополнительные тексты в учебнике, содержащие
пошаговые
инструкции
по
осуществлению
действий
для
успешного
выполнения задания.
Успешное
достижение
метапредметных
результатов
возможно
при
активном
использовании
уроков-практикумов,
уроков-экскурсий,
уроков-
исследований и т.п.
Работу с предметными результатами, включающими знания учебного
предмета
и
специфические
умения,
в
достаточном
объеме
отражают
многочисленные
задания
в
различных
пособиях
современных
учебно-
методических комплексов. В новых стандартах уменьшился их объем, и
увеличилось соотношение знаний и умений в сторону последних.
Предложенные выше рекомендации по проектированию урока с учетом
требований
к
достижению
личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов
образования
школьников
помогут
учителю
определить
цели
урока, его структуру и выбрать адекватные поставленным целям средства и
методы обучения, виды познавательной деятельности, а также спланировать
формы и методы контроля, диагностики планируемых результатов.