Автор: Нелюбова Надежда Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 17
Населённый пункт: г. Волжский, Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование положительной учебной мотивации младших школьников."
Раздел: начальное образование
Формирование положительной учебной мотивации младших школьников.
Как говорил Василий Александрович Сухомлинский «Все наши замыслы, все поиски и
построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» Все чаще можно
слышать, что у современных детей нет интереса к учению, нет потребности в знаниях.
Понятно, что если обучающийся относится к получению знаний, к учению равнодушно,
без
интереса,
не
осознает
потребности
в
знаниях,
то
успешного
обучения
и
положительного
результата
не
будет.
Поэтому
перед
педагогами
стоит
задача
сформировать
у
младшего
школьника
положительную
мотивацию
к
учебной
деятельности.
Так
что
же
такое
мотивация?
Мотивация
это
некое
эмоциональное
состояние,
которое побуждает ученика к самостоятельным действиям, основное условие успешного
обучения. Формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых
появятся
внутренние
побуждения
(мотивы,
цели,
эмоции)
к
учению;
осознание
их
учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Важную роль в
стимулировании познавательного интереса имеет :
позитивная психологическая атмосфера урока;
гуманные отношения между учителем и учеником;
принятие
своих
учеников
независимо
от
их
учебных
успехов,
преобладание
побуждения, поощрения, понимания и поддержки;
психологическое
поглаживание
учеников:
приветствие,
проявления
внимания
к
возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.
Условия, при которых возникает и развивается интерес к учению, т.е. внутренняя
мотивация учебной деятельности:
Понимание нужности, важности , целесообразности изучения данного предмета в
целом и отдельных его разделов.
Организация
обучения,
при
которой
ученик
вовлекается
в
проце сс
самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного
характера.
Учебный
труд,
как
и
всякий
другой,
интересен
тогда,
когда
он
разнообразен.
Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают
скуку.
Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями, с жизнью .
Ситуация успеха.
Существует множество приемов, которые помогают формировать положительную
мотивацию у учащихся. Вот некоторые из них:
«Аппеляция»-опора на жизненный опыт детей.
«Ссылка» – связь с последующим материалом.
«Проблемная ситуация».
Деловая
игра
«Вертушка»-
выполнение
задания
передаётся
от
группы
к
группе.
Задания на смекалку.
Игра «Дерево ожиданий»- после выведения темы, дети вывешивают свои
цели, которые ставят перед собой.
«Магазин»- я покупаю зайчика потому что, слово обозначает предмет, стоит в
ед. числе .
Творческое
задание-
придумай
концовку,
сочини
своё,
иллюстрация
к
стихотворению, картинный план к тексту, письму другу.
«Оратор» – за 1 мин убеди, что эта тема необходима.
«Практик» – приведи 5 способов применения в жизни
«Фантастическая добавка»- перескажи сказку с позиции необычного героя
«Отсроченная
загадка»
-
вводится
в
конце
урока,
чтобы
с
неё
начать
следующий.
«Привлекательная цель».
«Рекордсмен»- большее количество «5»
«Тетрадь без «2»
«Профи»- например, ты врач, как поможет тебе эта тема…
«Стратег» - что необходимо знать, чтобы написать к\р на «5»
Эффективные приёмы
Этапы урока
Примеры
Начало урока
Интеллектуальный марафон, удивляй, «да - нетка»,
театрализация, фантастическая добавка, дидактическая игра
Объяснение нового
материала
Привлекательная цель, проблемная ситуация, прогнозирование,
вопрос к тексту, лови ошибку
Закрепление,
отработка умений
Игры-тренинги, дидактическая игра кроссворды, загадки, ребусы,
сочинение сказок, составление заданий, самопроверка,
взаимопроверка
Повторение
«да - нетка», дидактическая игра, творческие задания
Домашнее задание
Три уровня, необычная обычность
Конец урока
Отсроченная загадка
ИГРА «ДА-НЕТКА»
Суть игры заключается в разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает –
другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, ситуацию и т. д.
Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и
«нет».Один из игроков загадал какую-то часть речи, а другой должен отгадать, используя
(примерные) вопросы:
1) Это служебная часть речи? Нет.
2) Это самостоятельная часть речи? Да.
3) Обозначает предмет? Нет.
4) Действие предмета? Да.
5) Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Да.
Это глагол!
Прием «Лови ошибку!»
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее
предупреждаются об этом. Иногда можно даже подсказать “опасные места” интонацией
или жестом. Главное научить детей предупреждать ошибки. Цель этого приема – добиться
понимания орфограмм, а не механического запоминания правильного ответа.
«Составление загадок»
При составлении загадок используем модель
Какой? Кто такой же?
У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка
объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем
между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например:
Какая? Кто такая же?
нарядная барышня Нарядная, как барышня.
сверкающая звезда Сверкающая, как звезда.
привлекающая модница Привлекающая внимание, но не модница.
Ответ: новогодняя елка.
Прием «Отсроченная загадка». (начало урока)
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности
учащихся на уроке.
Формирует:
умение анализировать и сопоставлять факты;
умение определять противоречие;
умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант приема. В начале урока даю загадку (удивительный факт), отгадка к которой
(ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать с нее
следующее занятие.
Тема: “Из чего что сделано”
Учитель: А знаете ли вы, что качество вашей зимней шерстяной варежки частично
зависит от сочности травы летом?
Также способствуют развитию положительной учебной мотивации использование
на уроках :
ИКТ
Тренажеры, презентации, программки…Наглядность
Аудио записи
Тематические мультфильмы
Исследования
Словари, энциклопедии.
Групповая форма работы
Работа в парах
Проектно-исследовательская работа учащихся
Творческие работы.
Сюрпризы.
Причина
эффективной
школьной
мотивации
на
самом
деле
ОДНА!!!
ЭТО
ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС он же любопытство, он же удовольствие, он же внутренняя
мотивация (самая честная, верная, настоящая!)