Напоминание

Современный урок технологии в аспекте содержания ФГОС НОО


Автор: Шкряба Людмила Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок технологии в аспекте содержания ФГОС НОО
Раздел: начальное образование





Назад




Современный урок технологии в аспекте содержания ФГОС НОО

Под уроком технологии понимается занятие, на котором учащиеся,

объединенные в группу (класс), под руководством учителя или

самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и

навыками.

Каждый урок представляет собой составную часть, ступень или звено в

учебном процессе. Вместе с тем, урок – это относительно самостоятельный и

логически завершенный этап на пути овладения учащимися ЗУН,

формирования УУД.

Структура урока – последовательное сочетание этапов урока. Структура урока

зависит от содержания и поставленных задач. Каждый этап урока несет на

себе определенную смысловую и эмоциональную нагрузку, а все вместе они

должны быть сведены в единое, логически стройное целое. Урок не может

быть калейдоскопом разрозненных заданий, он должен иметь свое начало,

развитие и завершение.

Не всегда нужно использовать одну и ту же схему построения урока. Зависит

от цели и задач.

Основные структурные компоненты, которые так или иначе всегда

присутствуют на уроке:

организационный момент;

мотивация учебной деятельности;

подготовка учащихся к практической работе, обратная связь;

практическая работа;

физкультминутка;

рефлексия, подведение итогов урока, оценка проделанной работы;

уборка рабочего места.

1) Организационный момент 1 – 2 мин.

Проверка готовности к работе, наличие материалов, инструментов, клеенки,

тряпки. Дежурные. Порядок на протяжении всего урока.

2) Мотивация учебной деятельности 1 мин.

Сообщение темы, цели, содержания деятельности, области применения

получаемых знаний.

Настрой на работу.

3) Подготовка к практической работе 7 - 10 мин.

Актуализация знаний и способов действий, создание проблемной ситуации.

Актуализация тех знаний, умений, способностей учащихся, которые будут

использоваться, пополняться и развиваться в процессе работы, анализ

трудового задания, планирование хода предстоящей работы.

Беседа, рассказ, обобщение и пополнение знаний, выполнение опытов и

наблюдений, использование раздаточного материала, компьютерных

средств, опрос, карточки-задания, презентации, видеоряд.

Если предусматривается творческая работа, добавляются элементы,

подготавливающие конструкторскую деятельность учащихся.

Связать материал урока с предыдущим, обобщать, использовать знания

учащихся по другим предметам, показать необходимость этих знаний, способ

их применения.

Анализ и планирование работы проводятся для создания у учеников общего

представления об объеме и характере заданий для полного и четкого

представления детьми конструкции изделия.

Вопросы для анализа образца изделия могут быть следующие:

Что это за изделие? Каково его назначение?

Из каких частей оно состоит? каково назначение каждой части?

Какая часть самая (трудоемкая) главная? Какова форма каждой части?

Из каких деталей собрано изделие? Количество его частей?

Сколько одинаковых из них? Сколько разных?

Какова форма деталей?

Как соединены детали в изделии: подвижно, неподвижно, вразъем?

С помощью чего сделано соединение? Нужны ли дополнительные

части или детали для сборки?

Какова особенность в конструкции изделия?

Из каких материалов выполнено изделие? Каковы их свойства? Почему

именно они использованы для изготовления изделия?

Какие инструменты понадобятся для работы?

Анализ помогает обосновать необходимость и назначение объекта, уточняет

конструкцию изделия, развивает навыки наблюдения, выделения и

сравнения частей и целого, увеличивает словарный запас.

Ребенок должен четко понять: что, как в какой последовательности следует

делать, продумать образ и оформление будущего изделия.

Далее планируется предстоящие трудовые действия и операции,

определяется последовательность, условия выполнения.

Составляется план работы, инструкционно -технологические карты.

Возможно построение чертежа развертки (выкройки). Обращение внимания

на трудные моменты.

Если ученику предстоит создать новые образы, осмысливать средства их

воплощения, то подготовительная работа должна пробудить художественно-

образное представление, создание особого эмоционального настроения.

4) Практическая работа. 30 мин.

Правила ТБ. Организация деятельности.

Фронтальная, по парам, группам, индивидуальная. Это основное время

урока, на котором обязательна помощь учителя, его контроль, инструктаж.

Формирование практических навыков, умения контролировать свою работу,

осуществлять взаимоконтроль. Уборка рабочих мест.

5) Подведение итогов: проверка учащимися выполненного изделия в

действии, исправление недостатков, оценка, выяснение результатов решения

поставленной задачи.

Выставка работ.

Привлечение внимания детей к полученным результатам, общая оценка

достижений, повторение и обобщение пройденного на уроке,

формулирование умения рассматривать и оценивать свою работу друг друга,

развитие интереса и внимательного отношения к труду других, оценки.

Учитель задает тон обсуждению. Важно работу ребенка оценивать с его же

прежними достижениями. Пожелание по улучшению.

Систематизация уроков технологии возможна по различным основаниям: по

обрабатываемым материалам, по учебным операциям, дидактическим

целям, по преобладающим методам обучения и т.п.

Классическая классификация по дидактическим целям:

1) уроки изучения нового материала;

2) уроки повторения и закрепления полученных знаний и умений;

3) контрольные уроки;

4) комбинированные;

5) экскурсии;

Нетрадиционные уроки: урок-игра, урок путешествие, урок- аукцион,

ярмарка, урок – защита проектов и т.д.

В плане урока технологии должны быть отражены следующие положения и

разделы:

Тема урока.

Цель урока: должна быть четко сформулирована и направлена на

разрешение определенных образовательно-воспитательных задач.

Задачи урока: список должен быть не слишком большим, но реально

осуществимым. Продумывая задачи урока, следует предельно конкретно

сформулировать те, исходя из которых будет разрабатываться содержание и

весь ход урока. Образовательные, развивающие, воспитательные.

Используемое оборудование: необходимо перечислить необходимые для

проведения данного занятия инструменты, материалы. При этом отмечается,

что должно быть у детей и что у учителя.

Наглядные пособия и дидактические материалы: учебники, рабочие тетради,

дополнительная литература, плакаты, таблицы, карточки, схемы, шаблоны,

видеоматериалы, ЦОР, технологические карты, образцы объектов труда,

материалы для контроля.

Тип урока.

Методы обучения: должны быть предусмотрены целесообразные методы

обучения, обеспечивающие активность учащихся и глубокое понимание ими

изучаемого материала.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

(индивидуальная, парная, групповая, фронтальная).

Межпредметные связи: необходимо показать связь изучаемого материала с

другими предметами.

Результаты обучения, в т.ч. УУД (лучше планировать небольшое количество

важных результатов, чем множество второстепенных).

Специальная подготовка: Это задания для учащихся на предварительные

наблюдения, подготовку сообщений.



В раздел образования