Автор: Федорова Зоя Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Кривле- Илюшкино муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан»
Населённый пункт: с.Кривле- Илюшкино
Наименование материала: социальный проект
Тема: Экологический десант
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Кривле- Илюшкино
муниципального района Куюргазинский район
Республики Башкортостан
Социальный проект
«Экологический десант"
Выполнила: ученица 3 класса
Терентьева Ангелина Артемовна
Руководитель проекта:
учитель обслуживающего труда
Федорова Зоя Андреевна
Цель проекта:
Популяризация в молодёжной среде практической природоохранной,
эколого-просветительской деятельности, распространение в доступном виде
информации о принципах рационального природопользования, о
современном состоянии в охране окружающей среды, содействие
пропаганде экологически грамотного поведения людей в природе. Очистить
улицы села Кривле- Илюшкино и берега реки Кривля от бытового мусора.
Задачи:
Сформировать и организовать проектные группы;
Организовать и провести природоохранные и просветительские акции.
Провести конкурсы рисунков и плакатов.
Подготовить и провести демонстрацию презентаций и видеороликов.
Организовать уборку села и прилежащей территории;
Предоставить отчёт о результатах проекта.
Представить опыт работы на районном конкурсе социальных проектов
«Экология моей малой Родины».
Гипотеза:
Если благоустроить наше село, очистить его от мусора, то произойдет
экологическое улучшение, и нам будет приятно жить в таком месте.
Объект исследования:
Объектом исследования является территория села Кривле-Илюшкино и
близлежащая местность.
Метод
исследования:
Наблюдение, опрос, анкетирование, изучение
Социальная значимость:
Личным примером показать, как улучшить чистоту нашего села,
взаимодействуя с органами местного самоуправления и жителями села.
Обратить внимание учащихся и их родителей на уважение чужого труда.
Реализация проекта будет способствовать повышению культуры поведения
в общественных местах, формированию у населения правильного
экологического поведения и недопущения несанкционированных свалок в
селе.
Целевые группы: учащиеся 6-11 классов, педагоги, семьи учащихся,
жители села.
Сроки реализации
проекта: Ноябрь 2016 по ноябрь 2017 год
Введение
Развитие и становление экологической культуры в современном мире –
несомненная актуальная задача. Экологическая безграмотность населения
представляет собой одну из серьёзных проблем современности, тесно
связанную со здоровьем людей и состоянием окружающей среды. Основным
приоритетом в её разрешении является экологическое образование
населения. Также несомненно, что ситуация в этой области всё ещё не
может считаться благополучной, необходим охват как можно большего
числа возрастных групп.
Очевидна необходимость развития программ направленных на развитие у
детей чувства причастности к решению локальных экологических проблем
через включение их в различные виды деятельности по изучению и
улучшению экологической обстановки в своём селе, районе, по
привлечению внимания общественности к местным экологическим
проблемам.
Актуальность и важность проблемы для села.
Мы живем в удивительном крае, который природа щедро одарила
огромными богатствами. На нас лежит огромная ответственность за
сохранение и рачительное отношение к тому, что досталось нам от Природы.
Эта ответственность начинается с малого, ответственности за чистоту и
красоту вокруг себя и своего дома. С этого начинается формирование
личности и осознанная выработка нравственной позиции: "Если не я, то кто
же? "Будущим поколениям, тоже нужны чистый воздух, чистая вода и
прекрасная природа родного края. Решать экологические проблемы лишь
административными мерами и техническими способами невозможно.
Необходимо активное участие в этом процессе каждого жителя, причем
участие осознанное и добровольное. Экологическое воспитание школьников
является одним из важных направлений работы нашей школы, которая
проводится как в учебном процессе, так и во внеурочное время.
«Человек, посмотри по сторонам: это твоя страна, твой город,
посёлок, твои поля, реки, озера. И, к сожалению, мусор тоже твой!»
Мы думаем, у каждого человека возникает внутреннее недовольство,
вызванное окружающим мусором, так привычно вписанным в ландшафт
лесов, скверов, парков, да и просто жилых дворов.
Вот и мы, когда идем в школу, на речку или просто гуляем, часто видим
разноцветье мусора! Он располагается где угодно, только не там, где надо.
Интересно: неужели людям приятно смотреть, как село превращается в
свалку? Ведь мусор на улицах – это наше отношение к малой родине, к
людям, к самому себе. Глядя на всё это, понимаешь, что себя мы просто не
уважаем.
Довольно часто можно увидеть такую картину в подъезде - выбиты
окна и разбиты лампочки, неприличные надписи на стенах и "ароматные"
пакеты с мусором возле квартир и на улице. Вряд ли кто-то у себя дома
бросит на пол окурок или обертку от конфет, а подъезд и улица - это уже "не
моя территория", "кто-нибудь уберет". Почему? Можно ли, вынося мусор из
дома, "промахнуться" мимо мусорного бака или вытряхнуть прямо на
тротуар пепельницу из машины?! После пикников и дачных застолий
остаются тонны пустых бутылок, пакетов, банок - всего, что превращает
место, где мы живем, в огромную помойку. А ведь, что мешает нам самим
убрать за собой?
Может, не стоит ждать какого-то доброго волшебника, который придет
и наведет чистоту в нашем подъезде, дворе и посёлке, а попробовать хоть
что-нибудь самим сделать для этого?
Среди фото - свалки мусора на берегу реки Кривля, где люди просто
самопроизвольно вываливают мусор не имея на то разрешение.
Но только говорить, о данной проблеме мало, от этого не становится
вокруг чище. Эту проблему нужно решать практическими действиями.
Настало время придать этому процессу чёткую форму и организацию.
И вот, пришла нам такая идея – привлечь учащихся, местные власти и
население к решению этой проблемы. Мы сделаем это сами. А для того,
чтобы воплотить эту идею в жизнь, мы решили подойти к делу по-
взрослому. Мы разработали самый настоящий проект.
Нам предстоит проанализировать ситуацию загрязнения в селе и за его
пределами, вести пропаганду среди учеников нашей школы, привлечь
внимание всех жителей задуматься над проблемой мусора в селе и на
территории вокруг него, ведь не только у нас возникла эта проблема. А что
делается за пределами населенного пункта, как утилизируется мусор и куда
вывозится – это более глобальная экологическая проблема.
Мы считаем, что общими усилиями можно если не решить всю
проблему, то хотя бы сдвинуть ее с мертвой точки.
Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме.
Мы разделились на микро-группы и проделали следующую работу:
1.
Микро-группа «Социологи» провели анкетирование среди учащихся
школы, родителей, взрослого населения села.
Социологический опрос школьников:
Были предложены следующие вопросы:
1.
Беспокоит ли тебя проблема мусора в нашем селе
2.
Готов ли ты принять участие в субботнике по уборке мусора?
Результаты соцопроса:
Опрошено - 50 человек .
1-й вопрос: Беспокоит ли тебя проблема мусора в нашем поселке?
Да - 50;
Нет – 0;
2-й вопрос: Готов ли ты принять участие в субботнике по уборке мусора?
Да – 45;
Нет – 5;
Социологический опрос взрослого населения села:
1.
Беспокоит ли Вас проблема мусора в нашем селе?
2.
В чем именно состоит эта проблема?
3.
Что, по - Вашему мнению, необходимо сделать для решения проблемы
мусора?
4.
Готовы ли Вы принять участие в субботнике?
5.
Что еще Вы могли бы и хотели бы сделать для решения проблемы?
В начале мая нами был проведён социологический опрос жителей села
Кривле- Илюшкино. Анкета была посвящена проблеме мусора в нашем селе
и его окрестностях.
Цель проведенного социологического опроса – узнать
отношение жителей села к проблеме мусора: насколько их беспокоит эта
проблема, готовы ли они сами чем-либо помочь в ее решении.
Всего было опрошено 62 человека. Возраст опрашиваемых от 18 до 68
лет
Первой из задач опроса было выяснение, беспокоит ли население
проблема мусора и в чем она состоит.
Вопрос 1. Беспокоит ли Вас проблема мусора в вашем селе?
В целом, по селу, жителей обеспокоены сложившейся ситуацией и
считают, что на данный момент проблема стоит достаточно остро.
Вопрос 2. В чем именно состоит эта проблема?
По мнению большинства опрошенных, проблема состоит в том, что в
селе не достаточно налажен сбор мусора (81%), нет урн, контейнеров (90%),
низок культурный уровень жителей (50%), нет штата коммунальных
работников по уборке мусора. Это приводит к захламлению села и
окрестностей, возникновению несанкционированных свалок.
Следующая задача состояла в том, чтобы выяснить, как жители села
видят пути решения проблемы мусора и свое возможное участие в ее
решении.
Вопрос 3. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для
решения проблемы с мусором?
Значительная часть населения села (29% ответов) уверена, что в
первую очередь необходимо поставить урна. Многие в качестве возможных
путей решения проблемы называли увеличение штрафов (40 %), субботники
(28 %), воспитание подрастающего поколения (32 %)
Вопрос 4. Готовы ли Вы принять участие в субботнике по уборке
мусора
Большинство жителей села (66 %) готовы принимать участие в
субботниках и считают, что только сами смогут решить проблему. Но есть и
такие, которые полагают, что этим должны заниматься коммунальные
службы (29%), которые за это получают зарплату. Практически все
упоминают то, что количество уборщиков мусора необходимо увеличить, а
так же повысить им зарплату.
Процент желающих выйти на субботники достаточно велик. Однако,
по их мнению, необходима правильная организация субботников. Также
можно разработать способы поощрения для тех, кто участвует в
субботниках.
Вопрос 5. Что еще Вы лично могли бы и хотели бы сделать для
решения проблемы с мусором?
Жители видят решение проблемы мусора собственными силами:
- в воспитании у подрастающего поколения культуры, аккуратности,
уважения к чужому труду;
- в организации, проведении и участии в субботниках;
- в изменении собственного поведения («не мусорить, следить в
первую очередь за собой»).
По мнению значительной части населения , для решения проблемы
мусора необходимы усилия как самих жителей, так и органов власти.
Важное значение, по мнению опрошенных, имеет воспитание и
просвещение, как подрастающего поколения, так и взрослого населения.
Большинство людей готовы лично участвовать в уборке мусора.
Нужна продуманная организация субботников, трудовых акций, разработка
способов поощрения их участников, проведение конкурсов по
благоустройству и озеленению придомовых территорий.
2.
Микро-группа «Аналитики»
Петрова Инна, Федорова Ангелина, Никитин Артем, изучили
литературу и публикации по вопросу утилизации бытового мусора, его
влияние на окружающую среду и здоровье человека. Собранную
информацию мы использовали для подготовки и проведения единого
классного часа «Мусор – угроза для человечества», с целью
пропаганды экологических знаний учащихся 5 – 11 классов.
Темы исследований:
1) «Характеристика основных типов бытового мусора» - Петрова Инна
2) «Утилизация бытовых отходов» - Федорова Ангелина.
3) «Вторичное использование упаковок или отслуживших свой век вещей» -
Никитин Артем.
По материалам своих исследований ребята подготовили краткие
выступления для проведения классного часа.
Связавшись по телефону с редакцией «Куюргаза», его корреспондентом ,
они выяснили, что проблема мусора актуальна не только для нашего села, но
и для всего района и эта тема не раз затрагивалась на страницах газеты. Она
сообщила, что жители Куюргазинского района неоднократно обращались в
редакцию по данному вопросу, но вот решить эту проблему газета одна не в
силах.
3.
Микро-группа «Специалисты по работе с общественностью»
Терентьева Ангелина, Фролова Татьяна, Григорьев Михаил
провели встречу с главой администрации Кривле –Илюшинского
сельского поселения - Ворошиловым И.Л и егерем Наказбашевского
Госзаказника – Михайловым Н.Б.
Данная проблема интересует местные власти и неоднократно
обсуждалась. Администрацией разработаны и опубликованы «Правила по
благоустройству территории села Кривле- Илюшкинского сельского
совета», реализуется план благоустройства территории на 2017 год. Ребята
вышли с предложением провести субботник по уборке территории в
определенные сроки с работниками СДК, дет.сад, школы.
4.
Микро-группа «Юристы»
Макарова Вера, Ильина Ксения, Федоров Никита изучили
правовую информативную базу проблемы:
- «Правила по благоустройству территории муниципального
образования», где прописаны обязанности населения посёлка по уборке
придомовых территорий;
- План администрации, где намечены даты проведения субботников на
территории посёлка.
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях", где они
выяснили, что запрета на уборку мусора с улиц в данном документе нет, а
значит, школьники могут принимать посильное участие в субботниках.
5.
Микро-группа «Исследователи»
Ефимова Вероника, Кириллова Елена, Рахимов Алмаз
собрали информацию по размещению несанкционированных свалок
на территории села и нанесли данные на карту, провели мини-исследование,
необходимое для обеспечения теоретической базы проекта, согласно
учебным вопросам.
Учебные вопросы:
Что входит в понятие "экология" и "экологическая культура"?
Что такое мусор? Какие виды мусора можно найти на улицах и
прилегающих территориях?
Какое время необходимо для разложения различного вида
мусора в почве?
Как нужно утилизировать различные виды мусора, не причиняя
вреда природе?
Как и куда нужно вывозить собранный мусор?
Какие обязанности должен выполнять каждый человек в
отношении окружающей среды?
Как охраняют и заботятся об окружающей среде другие страны
(их положительный опыт)?
Как и где можно применить бытовые отходы.
Программа действий
Реализация социального проекта «Экологический десант»
предполагает проведение работы в пять этапов:
1 этап – замысел проекта:
методом наблюдения и изучения общественного
мнения выявилась проблема - а именно, грязные улицы села и берега реки ,
низкая активность населения по уборке территории села - которую
захотелось решить.
2 этап – планирование:
формирование проектной группы;
разработка проекта: определение целей, задач, результатов и
эффектов проекта;
деление участников проекта на микро-группы, каждая из
которых имела свои задачи.
3 этап - подготовительный:
информирование общественности, об экологических проблемах
в селе;
проведение мини-исследований по учебным вопросам для
подготовки теоретической базы проекта;
работа проектных групп над своими задачами и отчеты о
готовности.
презентация проекта на районном конкурсе социальных
проектов «Экология моей малой Родины»;
4 этап – реализация проекта:
участие школьников и жителей села в акции: «Чистый двор,
«Чистая улица», «Чистое село», «Чистые реки», «Лучший цветник»
вывоз мусора на свалку;
размещение плакатов с призывами к чистоте.
5 этап - диссеминация результатов проекта:
рефлексия (анкетный опрос);
информирование школьного сообщества и жителей об итогах
проекта через сеть школьный сайт, группу «В контакте», в газете
«Куюргаза», общешкольное родительское собрание
Ожидаемые результаты проекта
Чистое село и прилегающая к нему территория. С помощью плакатов и
буклетов призывать к чистоте и порядку. Изменить отношение жителей и
отдыхающих к чистоте на улицах села
Изменить сознание участников проекта и их отношение к проблемам
окружающей среды.
Желание участников проекта продолжать работу в этом направлении;
привлечение учащихся и жителей к участию в проекте на следующий год.
Планы действий
по реализации социального проекта «Экологический десант»
№
Мероприятия
Дата
Ответственные
1.
Создание проектной
группы и мини-групп
Ноябрь
Координаторы
2.
Обучение азам социального
проектирования
Ноябрь
Координаторы
3.
Разработка социального
проекта
Декабрь
Проектная
группа,
координаторы
4.
Провести социологическое
исследование по проблеме
мусора в селе Кривле -
Илюшкино
Декабрь
Мини-группа
«Социологи»
5.
Собрать информацию об
актуальности проблемы в СМИ и
Интернете
Декабрь
«Аналитики»
6.
Изучить правовую
информативную базу проблемы с
использование нормативных
документов
Декабрь
«Юристы»
7.
Провести мини-
исследование, необходимое для
обеспечения теоретической базы
проекта, согласно учебным
вопросам.
Декабрь
«Исследователи»
8.
Провести конкурс
сочинений о чистоте нашего села
среди учащихся 5-6 классов.
Провести общешкольное
внеклассное мероприятие
«Берегите природу, лес наше
богатство»
Январь
«Сценаристы»
9.
Встретиться с администрац
ией села, старостами по улицам;
Февраль
«Специалисты по
работе с
общественностью»
10.
Изготовить листовки,
плакаты и разместить их на
зданиях, информационных
стендах.
апрель
«Агитаторы»
11.
Создать в социальной сети
«В контакте» группу по
поддержке акции «Чистый двор,
чистая улица, чистое село»
апрель
«Журналисты»
12.
Провести акцию:
«Отходы в доходы»
- поделки из бросового
материала
Конкурс рисунков-
призывов к чистоте среди
учащихся 1-4 классов.
В течение
года
Апрель
«Сценаристы»
13.
Собрать информацию по
размещению
несанкционированных свалок на
территории села и нанести
данные на карту;
Апрель -
май
«Исследователи»
14.
Подготовить статью о
проделанной работе для
районной газеты «Куюргаза».
Май
«Журналисты»
15.
Разместить информацию о
проекте на школьном сайте;
Март -
май
«Журналисты»
16.
Участие в акции «Наш
школьный двор»
Май
Участники проекта
17.
Акция «Чистый берег»
Май
Координаторы
18.
Экологический поход
Май -
октябрь
Координаторы
19.
Провести конкурс слайд
фильмов «Моё любимое село»
среди учащихся
6 - 11классов
Сентябрь
«Сценаристы»
20.
Анкетный опрос
участников проекта
Май -
июнь
«Социологи»
21.
Информирование о
результатах проекта на школьном
сайте, «В контакте»
Октябрь
«Журналисты»
22.
Выступление с
результатами проекта на
общешкольном родительском
собрании
Октябрь
Проектная
группа, мини-группы
Затраты на реализацию проекта
Наименование
Колич
ество
Цена
Общая
сумма
Бумага для принтера
250шт
(белая,
цветная),
200 руб.
200
Файлы
50 шт.
50 руб.
50
Гуашь
2 шт.
200 руб.
200
Ватман
6 шт.
60 руб.
60
Кисти
10 шт.
15 руб.
150
Пакеты для мусора (60
литров)
6
упаковок
35 руб.
210
За счёт
средств
администрации
посёлка
Перчатки
30 пар
15 руб.
450
За счёт
средств
родителей
Транспорт для перевозки
мусора
-
За счёт
средств
администрации
села
Экологический поход
-
За счёт средств
школьного
бюджета
ИТОГО
-
1320 рублей
Анкета
Уважаемый участник проекта «Экологический десант»,
просим ответить на наши вопросы.
1. Что изменилось в тебе самом в отношении к окружающему
миру (к природе, людям и др.)
2. Что, как ты думаешь, изменилось в твоих товарищах по
проекту?
3. Участвовали ли твои родители в проекте (поставь галочку, в
чем именно?)
- в подготовке
- в уборке двора, улицы, берега водохранилища
- в размещении плакатов
- другое
4. Как твои родители отнеслись к приглашению участвовать в
проекте?
5. Как ты считаешь, нужны ли такие проекты и почему?
6. Будешь ли ты в дальнейшем участвовать в аналогичных
проектах?
7. Предложи, какие социальные проекты (проекты, приносящие
пользу окружающим можно провести).
Несколько правил, способствующих уменьшению свалок.
1. Невзирая на навязчивую рекламу, покупайте долговечные товары.
2. По возможности сведите к минимуму потребление предметов
одноразового пользования - тех, что произведены для того, чтобы сразу
стать мусором.
3. Покупайте продукты в многоразовых упаковках и сдавайте пустую
тару.
4. Выбирайте не упакованные товары: развесное печенье или крупа на
вкус не хуже тех, что завернуты в несколько оберток.
5. Прихватите сумку, корзинку и несколько пакетов, когда идете в
магазин - тогда не придется покупать новый пластиковый пакет, а
потом выбрасывать его.
6. Разбирая старую библиотеку, не выбрасывайте старые журналы и
надоевшие книги, отдайте их тому, кто хочет прочесть, или в
библиотеку.
7. Подпишитесь на газету или журнал вместе с соседями - бумажных
отходов станет меньше.
8. В магазине можно найти недорогую одежду на любой вкус, и вы,
наверняка, не встретите на улице или на дискотеке кого-то, одетого, как
ваш двойник.
9. Попробуйте научиться штопать, ставить заплатки, чинить обувь,
мебель и бытовую технику - вы продлите жизнь всем вещам в доме, а со
временем от соседских заказов не будет отбоя.
10. Устройте с соседями по подъезду или дому ярмарку "Вторая жизнь
вещей", на которой вы сможете обменять или купить по символической
цене не только одежду для детей, но и кухонную утварь и даже мебель.
(В здании администрации сельского поселения села Кривле –
Илюшкино есть уголок «Букроссинг» и «Вторая жизнь вещам».)
11. Узнайте адреса детских домов, приютов для беспризорников и
бездомных предложите там вещи, которые вам стали не нужны.
12. Отыщите в своем районе все пункты приема стекла, макулатуры,
текстиля и познакомьте с их адресами своих соседей.
13. Не выбрасывайте пищевые отходы, даже если у вас нет огородного
участка или он далеко- сделайте компостную яму во дворе, деревья в
огороде остро нуждаются в органической подкормке.