Напоминание

Экологический десант


Автор: Федорова Зоя Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Кривле- Илюшкино муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан»
Населённый пункт: с.Кривле- Илюшкино
Наименование материала: социальный проект
Тема: Экологический десант
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Кривле- Илюшкино

муниципального района Куюргазинский район

Республики Башкортостан

Социальный проект

«Экологический десант"

Выполнила: ученица 3 класса

Терентьева Ангелина Артемовна

Руководитель проекта:

учитель обслуживающего труда

Федорова Зоя Андреевна

Цель проекта:

Популяризация в молодёжной среде практической природоохранной,

эколого-просветительской деятельности, распространение в доступном виде

информации о принципах рационального природопользования, о

современном состоянии в охране окружающей среды, содействие

пропаганде экологически грамотного поведения людей в природе. Очистить

улицы села Кривле- Илюшкино и берега реки Кривля от бытового мусора.

Задачи:

Сформировать и организовать проектные группы;

Организовать и провести природоохранные и просветительские акции.

Провести конкурсы рисунков и плакатов.

Подготовить и провести демонстрацию презентаций и видеороликов.

Организовать уборку села и прилежащей территории;

Предоставить отчёт о результатах проекта.

Представить опыт работы на районном конкурсе социальных проектов

«Экология моей малой Родины».

Гипотеза:

Если благоустроить наше село, очистить его от мусора, то произойдет

экологическое улучшение, и нам будет приятно жить в таком месте.

Объект исследования:

Объектом исследования является территория села Кривле-Илюшкино и

близлежащая местность.

Метод

исследования:

Наблюдение, опрос, анкетирование, изучение

Социальная значимость:

Личным примером показать, как улучшить чистоту нашего села,

взаимодействуя с органами местного самоуправления и жителями села.

Обратить внимание учащихся и их родителей на уважение чужого труда.

Реализация проекта будет способствовать повышению культуры поведения

в общественных местах, формированию у населения правильного

экологического поведения и недопущения несанкционированных свалок в

селе.

Целевые группы: учащиеся 6-11 классов, педагоги, семьи учащихся,

жители села.

Сроки реализации

проекта: Ноябрь 2016 по ноябрь 2017 год

Введение

Развитие и становление экологической культуры в современном мире –

несомненная актуальная задача. Экологическая безграмотность населения

представляет собой одну из серьёзных проблем современности, тесно

связанную со здоровьем людей и состоянием окружающей среды. Основным

приоритетом в её разрешении является экологическое образование

населения. Также несомненно, что ситуация в этой области всё ещё не

может считаться благополучной, необходим охват как можно большего

числа возрастных групп.

Очевидна необходимость развития программ направленных на развитие у

детей чувства причастности к решению локальных экологических проблем

через включение их в различные виды деятельности по изучению и

улучшению экологической обстановки в своём селе, районе, по

привлечению внимания общественности к местным экологическим

проблемам.

Актуальность и важность проблемы для села.

Мы живем в удивительном крае, который природа щедро одарила

огромными богатствами. На нас лежит огромная ответственность за

сохранение и рачительное отношение к тому, что досталось нам от Природы.

Эта ответственность начинается с малого, ответственности за чистоту и

красоту вокруг себя и своего дома. С этого начинается формирование

личности и осознанная выработка нравственной позиции: "Если не я, то кто

же? "Будущим поколениям, тоже нужны чистый воздух, чистая вода и

прекрасная природа родного края. Решать экологические проблемы лишь

административными мерами и техническими способами невозможно.

Необходимо активное участие в этом процессе каждого жителя, причем

участие осознанное и добровольное. Экологическое воспитание школьников

является одним из важных направлений работы нашей школы, которая

проводится как в учебном процессе, так и во внеурочное время.

«Человек, посмотри по сторонам: это твоя страна, твой город,

посёлок, твои поля, реки, озера. И, к сожалению, мусор тоже твой!»

Мы думаем, у каждого человека возникает внутреннее недовольство,

вызванное окружающим мусором, так привычно вписанным в ландшафт

лесов, скверов, парков, да и просто жилых дворов.

Вот и мы, когда идем в школу, на речку или просто гуляем, часто видим

разноцветье мусора! Он располагается где угодно, только не там, где надо.

Интересно: неужели людям приятно смотреть, как село превращается в

свалку? Ведь мусор на улицах – это наше отношение к малой родине, к

людям, к самому себе. Глядя на всё это, понимаешь, что себя мы просто не

уважаем.

Довольно часто можно увидеть такую картину в подъезде - выбиты

окна и разбиты лампочки, неприличные надписи на стенах и "ароматные"

пакеты с мусором возле квартир и на улице. Вряд ли кто-то у себя дома

бросит на пол окурок или обертку от конфет, а подъезд и улица - это уже "не

моя территория", "кто-нибудь уберет". Почему? Можно ли, вынося мусор из

дома, "промахнуться" мимо мусорного бака или вытряхнуть прямо на

тротуар пепельницу из машины?! После пикников и дачных застолий

остаются тонны пустых бутылок, пакетов, банок - всего, что превращает

место, где мы живем, в огромную помойку. А ведь, что мешает нам самим

убрать за собой?

Может, не стоит ждать какого-то доброго волшебника, который придет

и наведет чистоту в нашем подъезде, дворе и посёлке, а попробовать хоть

что-нибудь самим сделать для этого?

Среди фото - свалки мусора на берегу реки Кривля, где люди просто

самопроизвольно вываливают мусор не имея на то разрешение.

Но только говорить, о данной проблеме мало, от этого не становится

вокруг чище. Эту проблему нужно решать практическими действиями.

Настало время придать этому процессу чёткую форму и организацию.

И вот, пришла нам такая идея – привлечь учащихся, местные власти и

население к решению этой проблемы. Мы сделаем это сами. А для того,

чтобы воплотить эту идею в жизнь, мы решили подойти к делу по-

взрослому. Мы разработали самый настоящий проект.

Нам предстоит проанализировать ситуацию загрязнения в селе и за его

пределами, вести пропаганду среди учеников нашей школы, привлечь

внимание всех жителей задуматься над проблемой мусора в селе и на

территории вокруг него, ведь не только у нас возникла эта проблема. А что

делается за пределами населенного пункта, как утилизируется мусор и куда

вывозится – это более глобальная экологическая проблема.

Мы считаем, что общими усилиями можно если не решить всю

проблему, то хотя бы сдвинуть ее с мертвой точки.

Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме.

Мы разделились на микро-группы и проделали следующую работу:

1.

Микро-группа «Социологи» провели анкетирование среди учащихся

школы, родителей, взрослого населения села.

Социологический опрос школьников:

Были предложены следующие вопросы:

1.

Беспокоит ли тебя проблема мусора в нашем селе

2.

Готов ли ты принять участие в субботнике по уборке мусора?

Результаты соцопроса:

Опрошено - 50 человек .

1-й вопрос: Беспокоит ли тебя проблема мусора в нашем поселке?

Да - 50;

Нет – 0;

2-й вопрос: Готов ли ты принять участие в субботнике по уборке мусора?

Да – 45;

Нет – 5;

Социологический опрос взрослого населения села:

1.

Беспокоит ли Вас проблема мусора в нашем селе?

2.

В чем именно состоит эта проблема?

3.

Что, по - Вашему мнению, необходимо сделать для решения проблемы

мусора?

4.

Готовы ли Вы принять участие в субботнике?

5.

Что еще Вы могли бы и хотели бы сделать для решения проблемы?

В начале мая нами был проведён социологический опрос жителей села

Кривле- Илюшкино. Анкета была посвящена проблеме мусора в нашем селе

и его окрестностях.

Цель проведенного социологического опроса – узнать

отношение жителей села к проблеме мусора: насколько их беспокоит эта

проблема, готовы ли они сами чем-либо помочь в ее решении.

Всего было опрошено 62 человека. Возраст опрашиваемых от 18 до 68

лет

Первой из задач опроса было выяснение, беспокоит ли население

проблема мусора и в чем она состоит.

Вопрос 1. Беспокоит ли Вас проблема мусора в вашем селе?

В целом, по селу, жителей обеспокоены сложившейся ситуацией и

считают, что на данный момент проблема стоит достаточно остро.

Вопрос 2. В чем именно состоит эта проблема?

По мнению большинства опрошенных, проблема состоит в том, что в

селе не достаточно налажен сбор мусора (81%), нет урн, контейнеров (90%),

низок культурный уровень жителей (50%), нет штата коммунальных

работников по уборке мусора. Это приводит к захламлению села и

окрестностей, возникновению несанкционированных свалок.

Следующая задача состояла в том, чтобы выяснить, как жители села

видят пути решения проблемы мусора и свое возможное участие в ее

решении.

Вопрос 3. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для

решения проблемы с мусором?

Значительная часть населения села (29% ответов) уверена, что в

первую очередь необходимо поставить урна. Многие в качестве возможных

путей решения проблемы называли увеличение штрафов (40 %), субботники

(28 %), воспитание подрастающего поколения (32 %)

Вопрос 4. Готовы ли Вы принять участие в субботнике по уборке

мусора

Большинство жителей села (66 %) готовы принимать участие в

субботниках и считают, что только сами смогут решить проблему. Но есть и

такие, которые полагают, что этим должны заниматься коммунальные

службы (29%), которые за это получают зарплату. Практически все

упоминают то, что количество уборщиков мусора необходимо увеличить, а

так же повысить им зарплату.

Процент желающих выйти на субботники достаточно велик. Однако,

по их мнению, необходима правильная организация субботников. Также

можно разработать способы поощрения для тех, кто участвует в

субботниках.

Вопрос 5. Что еще Вы лично могли бы и хотели бы сделать для

решения проблемы с мусором?

Жители видят решение проблемы мусора собственными силами:

- в воспитании у подрастающего поколения культуры, аккуратности,

уважения к чужому труду;

- в организации, проведении и участии в субботниках;

- в изменении собственного поведения («не мусорить, следить в

первую очередь за собой»).

По мнению значительной части населения , для решения проблемы

мусора необходимы усилия как самих жителей, так и органов власти.

Важное значение, по мнению опрошенных, имеет воспитание и

просвещение, как подрастающего поколения, так и взрослого населения.

Большинство людей готовы лично участвовать в уборке мусора.

Нужна продуманная организация субботников, трудовых акций, разработка

способов поощрения их участников, проведение конкурсов по

благоустройству и озеленению придомовых территорий.

2.

Микро-группа «Аналитики»

Петрова Инна, Федорова Ангелина, Никитин Артем, изучили

литературу и публикации по вопросу утилизации бытового мусора, его

влияние на окружающую среду и здоровье человека. Собранную

информацию мы использовали для подготовки и проведения единого

классного часа «Мусор – угроза для человечества», с целью

пропаганды экологических знаний учащихся 5 – 11 классов.

Темы исследований:

1) «Характеристика основных типов бытового мусора» - Петрова Инна

2) «Утилизация бытовых отходов» - Федорова Ангелина.

3) «Вторичное использование упаковок или отслуживших свой век вещей» -

Никитин Артем.

По материалам своих исследований ребята подготовили краткие

выступления для проведения классного часа.

Связавшись по телефону с редакцией «Куюргаза», его корреспондентом ,

они выяснили, что проблема мусора актуальна не только для нашего села, но

и для всего района и эта тема не раз затрагивалась на страницах газеты. Она

сообщила, что жители Куюргазинского района неоднократно обращались в

редакцию по данному вопросу, но вот решить эту проблему газета одна не в

силах.

3.

Микро-группа «Специалисты по работе с общественностью»

Терентьева Ангелина, Фролова Татьяна, Григорьев Михаил

провели встречу с главой администрации Кривле –Илюшинского

сельского поселения - Ворошиловым И.Л и егерем Наказбашевского

Госзаказника – Михайловым Н.Б.

Данная проблема интересует местные власти и неоднократно

обсуждалась. Администрацией разработаны и опубликованы «Правила по

благоустройству территории села Кривле- Илюшкинского сельского

совета», реализуется план благоустройства территории на 2017 год. Ребята

вышли с предложением провести субботник по уборке территории в

определенные сроки с работниками СДК, дет.сад, школы.

4.

Микро-группа «Юристы»

Макарова Вера, Ильина Ксения, Федоров Никита изучили

правовую информативную базу проблемы:

- «Правила по благоустройству территории муниципального

образования», где прописаны обязанности населения посёлка по уборке

придомовых территорий;

- План администрации, где намечены даты проведения субботников на

территории посёлка.

- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

организации обучения в общеобразовательных учреждениях", где они

выяснили, что запрета на уборку мусора с улиц в данном документе нет, а

значит, школьники могут принимать посильное участие в субботниках.

5.

Микро-группа «Исследователи»

Ефимова Вероника, Кириллова Елена, Рахимов Алмаз

собрали информацию по размещению несанкционированных свалок

на территории села и нанесли данные на карту, провели мини-исследование,

необходимое для обеспечения теоретической базы проекта, согласно

учебным вопросам.

Учебные вопросы:

Что входит в понятие "экология" и "экологическая культура"?

Что такое мусор? Какие виды мусора можно найти на улицах и

прилегающих территориях?

Какое время необходимо для разложения различного вида

мусора в почве?

Как нужно утилизировать различные виды мусора, не причиняя

вреда природе?

Как и куда нужно вывозить собранный мусор?

Какие обязанности должен выполнять каждый человек в

отношении окружающей среды?

Как охраняют и заботятся об окружающей среде другие страны

(их положительный опыт)?

Как и где можно применить бытовые отходы.

Программа действий

Реализация социального проекта «Экологический десант»

предполагает проведение работы в пять этапов:

1 этап – замысел проекта:

методом наблюдения и изучения общественного

мнения выявилась проблема - а именно, грязные улицы села и берега реки ,

низкая активность населения по уборке территории села - которую

захотелось решить.

2 этап – планирование:

формирование проектной группы;

разработка проекта: определение целей, задач, результатов и

эффектов проекта;

деление участников проекта на микро-группы, каждая из

которых имела свои задачи.

3 этап - подготовительный:

информирование общественности, об экологических проблемах

в селе;

проведение мини-исследований по учебным вопросам для

подготовки теоретической базы проекта;

работа проектных групп над своими задачами и отчеты о

готовности.

презентация проекта на районном конкурсе социальных

проектов «Экология моей малой Родины»;

4 этап – реализация проекта:

участие школьников и жителей села в акции: «Чистый двор,

«Чистая улица», «Чистое село», «Чистые реки», «Лучший цветник»

вывоз мусора на свалку;

размещение плакатов с призывами к чистоте.

5 этап - диссеминация результатов проекта:

рефлексия (анкетный опрос);

информирование школьного сообщества и жителей об итогах

проекта через сеть школьный сайт, группу «В контакте», в газете

«Куюргаза», общешкольное родительское собрание

Ожидаемые результаты проекта

Чистое село и прилегающая к нему территория. С помощью плакатов и

буклетов призывать к чистоте и порядку. Изменить отношение жителей и

отдыхающих к чистоте на улицах села

Изменить сознание участников проекта и их отношение к проблемам

окружающей среды.

Желание участников проекта продолжать работу в этом направлении;

привлечение учащихся и жителей к участию в проекте на следующий год.

Планы действий

по реализации социального проекта «Экологический десант»

Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Создание проектной

группы и мини-групп

Ноябрь

Координаторы

2.

Обучение азам социального

проектирования

Ноябрь

Координаторы

3.

Разработка социального

проекта

Декабрь

Проектная

группа,

координаторы

4.

Провести социологическое

исследование по проблеме

мусора в селе Кривле -

Илюшкино

Декабрь

Мини-группа

«Социологи»

5.

Собрать информацию об

актуальности проблемы в СМИ и

Интернете

Декабрь

«Аналитики»

6.

Изучить правовую

информативную базу проблемы с

использование нормативных

документов

Декабрь

«Юристы»

7.

Провести мини-

исследование, необходимое для

обеспечения теоретической базы

проекта, согласно учебным

вопросам.

Декабрь

«Исследователи»

8.

Провести конкурс

сочинений о чистоте нашего села

среди учащихся 5-6 классов.

Провести общешкольное

внеклассное мероприятие

«Берегите природу, лес наше

богатство»

Январь

«Сценаристы»

9.

Встретиться с администрац

ией села, старостами по улицам;

Февраль

«Специалисты по

работе с

общественностью»

10.

Изготовить листовки,

плакаты и разместить их на

зданиях, информационных

стендах.

апрель

«Агитаторы»

11.

Создать в социальной сети

«В контакте» группу по

поддержке акции «Чистый двор,

чистая улица, чистое село»

апрель

«Журналисты»

12.

Провести акцию:

«Отходы в доходы»

- поделки из бросового

материала

Конкурс рисунков-

призывов к чистоте среди

учащихся 1-4 классов.

В течение

года

Апрель

«Сценаристы»

13.

Собрать информацию по

размещению

несанкционированных свалок на

территории села и нанести

данные на карту;

Апрель -

май

«Исследователи»

14.

Подготовить статью о

проделанной работе для

районной газеты «Куюргаза».

Май

«Журналисты»

15.

Разместить информацию о

проекте на школьном сайте;

Март -

май

«Журналисты»

16.

Участие в акции «Наш

школьный двор»

Май

Участники проекта

17.

Акция «Чистый берег»

Май

Координаторы

18.

Экологический поход

Май -

октябрь

Координаторы

19.

Провести конкурс слайд

фильмов «Моё любимое село»

среди учащихся

6 - 11классов

Сентябрь

«Сценаристы»

20.

Анкетный опрос

участников проекта

Май -

июнь

«Социологи»

21.

Информирование о

результатах проекта на школьном

сайте, «В контакте»

Октябрь

«Журналисты»

22.

Выступление с

результатами проекта на

общешкольном родительском

собрании

Октябрь

Проектная

группа, мини-группы

Затраты на реализацию проекта

Наименование

Колич

ество

Цена

Общая

сумма

Бумага для принтера

250шт

(белая,

цветная),

200 руб.

200

Файлы

50 шт.

50 руб.

50

Гуашь

2 шт.

200 руб.

200

Ватман

6 шт.

60 руб.

60

Кисти

10 шт.

15 руб.

150

Пакеты для мусора (60

литров)

6

упаковок

35 руб.

210

За счёт

средств

администрации

посёлка

Перчатки

30 пар

15 руб.

450

За счёт

средств

родителей

Транспорт для перевозки

мусора

-

За счёт

средств

администрации

села

Экологический поход

-

За счёт средств

школьного

бюджета

ИТОГО

-

1320 рублей

Анкета

Уважаемый участник проекта «Экологический десант»,

просим ответить на наши вопросы.

1. Что изменилось в тебе самом в отношении к окружающему

миру (к природе, людям и др.)

2. Что, как ты думаешь, изменилось в твоих товарищах по

проекту?

3. Участвовали ли твои родители в проекте (поставь галочку, в

чем именно?)

- в подготовке

- в уборке двора, улицы, берега водохранилища

- в размещении плакатов

- другое

4. Как твои родители отнеслись к приглашению участвовать в

проекте?

5. Как ты считаешь, нужны ли такие проекты и почему?

6. Будешь ли ты в дальнейшем участвовать в аналогичных

проектах?

7. Предложи, какие социальные проекты (проекты, приносящие

пользу окружающим можно провести).

Несколько правил, способствующих уменьшению свалок.

1. Невзирая на навязчивую рекламу, покупайте долговечные товары.

2. По возможности сведите к минимуму потребление предметов

одноразового пользования - тех, что произведены для того, чтобы сразу

стать мусором.

3. Покупайте продукты в многоразовых упаковках и сдавайте пустую

тару.

4. Выбирайте не упакованные товары: развесное печенье или крупа на

вкус не хуже тех, что завернуты в несколько оберток.

5. Прихватите сумку, корзинку и несколько пакетов, когда идете в

магазин - тогда не придется покупать новый пластиковый пакет, а

потом выбрасывать его.

6. Разбирая старую библиотеку, не выбрасывайте старые журналы и

надоевшие книги, отдайте их тому, кто хочет прочесть, или в

библиотеку.

7. Подпишитесь на газету или журнал вместе с соседями - бумажных

отходов станет меньше.

8. В магазине можно найти недорогую одежду на любой вкус, и вы,

наверняка, не встретите на улице или на дискотеке кого-то, одетого, как

ваш двойник.

9. Попробуйте научиться штопать, ставить заплатки, чинить обувь,

мебель и бытовую технику - вы продлите жизнь всем вещам в доме, а со

временем от соседских заказов не будет отбоя.

10. Устройте с соседями по подъезду или дому ярмарку "Вторая жизнь

вещей", на которой вы сможете обменять или купить по символической

цене не только одежду для детей, но и кухонную утварь и даже мебель.

(В здании администрации сельского поселения села Кривле –

Илюшкино есть уголок «Букроссинг» и «Вторая жизнь вещам».)

11. Узнайте адреса детских домов, приютов для беспризорников и

бездомных предложите там вещи, которые вам стали не нужны.

12. Отыщите в своем районе все пункты приема стекла, макулатуры,

текстиля и познакомьте с их адресами своих соседей.

13. Не выбрасывайте пищевые отходы, даже если у вас нет огородного

участка или он далеко- сделайте компостную яму во дворе, деревья в

огороде остро нуждаются в органической подкормке.



В раздел образования