Напоминание

Проектная леятельность в активизации познавательной активности обучающихся


Автор: Никитина Елена Варнавовна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГАПОУ Ядринский агротехнический техникум Минобразования Чувашии
Населённый пункт: город Ядрин, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная леятельность в активизации познавательной активности обучающихся
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проектная деятельность в активизации познавательной активности обучающихся

Традиционное

образование

не

дает

возможности

в

полной

мере

развивать

интеллектуальный

потенциал

личности. В педагогике неизбежно возникают вопросы:

“чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как

учить

результативно?”

Среди

разнообразных

направлений

новых

педагогических

технологий,

на

мой

взгляд,

наиболее

адекватными

поставленным

целям

и

наиболее

универсальными

являются

обучение

в

сотрудничестве,

метод

проектов,

игровые

технологии и дифференцированный подход к обучению.

Метод проектов (от греч. – путь исследования) – это система обучения, при которой уча-

щиеся

приобретают

знания

в

процессе

планирования

и

выполнения

постепенно

усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ.

Положительные стороны метода

проектов. Это – развитие инициативы учащихся, навыков к плановой работе, умение

взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в

достижении цели, приучает к самостоятельности. Подросток чувствует себя творцом. Он

создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым.

Учащийся видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно относится к ней.

С

ц е л ь ю

п о в ы ш е н и я

п о з н а в ат е л ь н о й

а к т и в н о с т и

н а

у р о к а х

ф и з и к и

студентам Ядринского агротехнического техникума были предложены и претворены в

жизнь следующие учебные проекты:

Тип проекта

Название проекта

Продукт

Ролево-игровой

«Суд над

автомобилем»

Судебное заседание

Исследовательский

«Влияние сотового

телефона на здоровье

человека»

Опрос-анкета,сбор

материала, выступ-

ление перед уч-ся

Практико-

ориентированный

«У светофора»

Результат практи-

ческой работы на

перекрёстке

автотрассы

Личный опыт подростка состоит в освоении им способа самостоятельного познания

окружающего мира.

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно

ориентированных технологий.

Личностно ориентированные технологии базируются на основе активизации

деятельности учащихся и повышении эффективности учебного процесса.

Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных

форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный

опыт учащихся.

При этом перед преподавателем встают новые задачи:

Создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе класса

Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов

выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.

Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего учащемуся

выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания

Оценка деятельности учащегося не только по конечному результату (правильно-

неправильно), но и по процессу его достижения

Поощрение стремления учащегося находить свой способ работы (решения задачи),

анализировать

способы

работы

других

учащихся

в

ходе

урока,

выбирать

и

осваивать наиболее рациональные

Создание

педагогических

ситуаций

общения

на

уроке,

позволяющих

каждому

ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах

работы; создание обстановки для естественного самовыражения учащегося

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд,

наиболее

адекватными

поставленным

целям

и

наиболее

универсальными

являются

обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный

подход к обучению.

Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и

в

образовании,

главной

отличительной

чертой

которого

является

особое

внимание

к

индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие

самостоятельного критического мышления.

Ниже в таблице приводится сравнительная характеристика традиционного обучения и

личностно-ориентированного подхода, применимая на уроках физики для повышения

эффективности развития логического мышления учащихся.

таблица

Виды обучения

Обучение

Традиционное обучение

Личностно-ориентированный

подход

в

современной системе обучения

О р и е н т и р

н а

к о л л е к т и в н у ю

и

фронтальную работу учеников

Ориентир

на

самостоятельную

работу,

собственные открытия учащегося

Р а б о т а

с

г р у п п а м и

р а з л и ч н о й

успеваемости

Работа с каждым учеником, выявление и учёт

его склонностей и предпочтений

Используется

дидактический

материал,

рассчитанный

на

определённый

объём

знаний “среднего ученика”

Используется

дидактический

материал,

с о о т в е т с т ву ю щ и й

у с п е в а е м о с т и

и

способностям того или иного ученика

Устанавливается

одинаковый

для

всех

учащихся

объём

знаний

и

подбирается

связанный с ним учебный материал.

Устанавливается объём знаний для каждого

ученика

с

учётом

его

индивидуальных

с п о с о б н о с т е й

и

п о д б и р а е т с я

соответствующий учебный материал

Учебные задания следуют от простого к

сложному

и

делятся

на

определённые

группы сложности.

Сложность учебного материала выбирается

учеником и варьируется учителем.

Стимулируется

активность

класса

(как

группы)

Стимулируется активность каждого ученика

с

у ч ё т о м

е г о

в о з м о ж н о с т е й

и

индивидуальных склонностей.

Преподаватель планирует индивидуальную

или групповую работу учеников.

Преподаватель

предоставляет

возможность

выбора групповой или только собственной

работы.

Педагог

задаёт

для

изучения

общие

для

всех темы.

Темы

согласуются

с

познавательными

особенностями учащегося.

Сообщ е ние

нов ы х

з на ний

т о л ь ко

преподавателем.

Получение

новых

знаний

при

совместной

деятельности преподавателя и учащихся.

О ц е н ка

от в е т а

у ч а щ е го с я

т о л ь ко

преподавателем.

Сначала

оценка

ответа

самим

учащимся,

потом преподавателем.

Использование

только

количественных

способов оценки знаний (баллы, %).

И с п о л ь з о в а н и е

ко л и ч е с т в е н н ы х

и

качественных способов оценки и результатов

познания.

Определение объёма, сложности и формы

домашнего задания учителем.

Возможность

выбора

учащимся

объёма,

сложности и формы домашнего задания.

преподаватель

не

интересуют

стратегии

п о з н а н и я

у ч а щ и х с я ,

а

в а ж н ы

и с к л ю ч и т е л ь н о

к о н е ч н ы е

и л и

промежуточные результаты обучения.

преподаватель помогает учащимся осознать

их познавательные стратегии, организует их

обсуждение и “обмен” способами познания.

Определение

педагогом,

обладающим

собственны м

обучаю щим

с т и л е м ,

“маршрута”

познания

и

подстройка

учащегося под стиль его работы.

Согласование

педагогом

собственного

обучающего

стиля

с

познавательными

предпочтениями

и

стилем

учебной

работы

учащихся.

2. История возникновения и развития метода учебных проектов

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но

вместе

с

тем

его

сегодня

относят

к

педагогическим

технологиям

ХХI

века

как

предусматривающий

умение

адаптироваться

в

стремительно

изменяющемся

мире.

Он

возник

в

США

во

второй

половине

19

в.

Его

теоретической

основой

была

«прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 –

1952).

Основные положения его теории:

• истинным и ценным является только то, что дает практический результат;

• ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира

(от частного к общему, индуктивным методом);

• усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;

• ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в

знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:

• проблематизация учебного материала;

• познавательная активность ребенка;

• связь обучения с жизненным опытом ребенка;

• организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу преобразование абстрактного,

оторванного

от

жизни,

направленного

на

простое

заучивание

теоретических

знаний

современного ему образования в систему школьного обучения «путём делания», которое

обогащает личный опыт ребёнка и состоит в освоении им способа самостоятельного

познания

окружающего

мира.

Идеи

Д.

Дьюи

оказали

огромное

влияние

на

систему

образования XX века.

Метод проектов (от греч. – путь исследования) – это система обучения, при которой

уча-щиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно

усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ.

Положительные стороны метода проектов. Это – развитие инициативы учащихся,

навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности.

Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.

В настоящее время в связи с модернизацией российского образования вста-ла проблема

возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого

метода далеки от простого переноса с англо-американской педагогики метода проектов в

нашу

школу.

В

России,

одной

из

богатейших

стран

мира

по

природным

ресурсам,

принесшей миру наиболее крупные открытия, метод проектов имеет свои особенности.

Этот

метод

использовался

и

в

России

в

школьном

и

вузовском

обучении

в

20-х

годах

прошлого

столетия

(например,

в

педагогической

практике

С.

Т.

Шацкого, А. С. Макаренко и др.). В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов

был осуждён, поскольку он не способствовал формированию глубоких теоретических

знаний

учащихся.

До

середины

80-х

годов

он

не

практиковался

в

отечественной

педагогике. За эти годы наше образование под влиянием авторитарно-бюрократического

государства

превратилось

в

тотализированную

систему,

в

которую

индивидуальность

ребёнка не вписывалась. В зарубежной же педагогике метод проектов активно и успешно

развивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 80-х годов, когда на волне

демократизации нашего общества положение в российском образовании стало меняться.

Начали возрождаться идеи приоритетности субъективности ребёнка в образовательном

процессе, ориентации на его личные интересы и особенности, нацеленности образования

на

интеллектуальное,

нравственное

и

физиче ское

развитие

у ч а щ и хс я .

При этом роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой школьников и их

мотивации.

Формирование проектной деятельности учащихся необходимо для вооружения их

универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В

современной

педагогике

проектная

деятельность

должна

использоваться

не

вместо

классно

урочной

системы

обучения,

а

наряду

с

ней,

как

компонент

системы

о б р а з о в а н и я ,

к а к

н а

у р о к е ,

т а к

и

в о

в н е у р о ч н о й

д е я т е л ь н о с т и .

Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер

его личности, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство

активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения

качества образовательного процесса.

Проектная

деятельность

способствует

преобразованию

процесса

обучения

в

процесс

самообучения,

позволяет

каждому

ученику

увидеть

себя

как

человека

способного и компетентного.

Подросток чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который

доставляет радость и ему, и взрослым. Учащийся видит, как серьёзно оценивают его

работу,

и

сам

серьёзно

относится

к

ней.

Только

тогда

можно

ожидать

хороших

результатов,

когда

процесс

творчества

учащихся

имеет

серьёзную

организацию.

Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний.

Значит, эти знания он должен получить на уроке. Учитель также обязан научить ученика

навыкам

и

приёмам

работы,

которые

были

бы

нужны

ему

для

создания

запроектированных

изделий.

Кроме

того,

творческий

процесс

не

исключает

знаний

технологии выполнения изделий, правил безопасности труда. Здесь от преподавателя

требуются

огромные

усилия,

такт,

чтобы

поддержать

учащихся,

не

допускать

ра зоч а рова н и я

в

с вои х

с и ла х,

от ка зу

от

т ворч е с т ва

п о

" н е у м е н и ю " .

Выполнение

учащимися

творческих

проектов

следует

рассматривать

не

только

как

процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и

развитием

их

способностей,

но

и

как

один

из

эффективных

способов

трудового

воспитания.

Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место

в жизни находят отражение в резко повышенной потребности оценить самого себя как

полезного для общества.

Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: потребность, мотив,

цель, задачи, действия, операции.

Потребность – состояние человека, отражающее его нужду в чём-либо или в ком-либо.

Всякие

де й с т в и я

и

п о с туп к и

ч е лове ка

оп реде ля ют с я

п о т р е б н о с т я м и .

Мотивация – процесс преобразования потребности в деятельность, направленную на

удовлетворение этойпотребности.

Деятельность учащихся можно рассматривать в 2 этапа: трудовую и учебную. На

трудовом этапе происходит становление деятельности, а на втором – приобретённые

знания,

умения

и

навыки

выступают

средством

выполнения

деятельности,

а

также

у ч а щ и е с я

з д е с ь

п о л у ч а ю т

н о в ы е

з н а н и я .

В процессе выполнения творческих проектов – целенаправленная проектная

деятельность имеет прямым и главным результатом изменение самого субъект.

3. Этапы выполнения проекта.

Выделяют

4

основных

этапа

проектной

деятельности: подготовительный,

конструкторский, технологический, заключительный.

На 1 этапе перед учащимися ставится проблема – осознание нужд и потребностей во

всех сферах деятельности человека. На этом этапе учащиеся должны осознать, уяснить,

зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни

общества.

Перед

ними

ставится

цель

получение

в

итоге

деятельности

полезного

продукта,

который

может

носить

как

социальный,

так

и

личностный

характер.

На 2 этапе возникающие образы будущего проекта должны найти своё воплощение в

графических документах, планировании, где учащиеся осуществляют такие действия, как

подбор инструментов и оборудования, определение последовательности операций, выбор

оптимального пути. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт

учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами

деятельности

учащихся

является

приобретение

новых

знаний,

умений,

графические

документы. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.

На 3 технологическом этапе учащиеся выполняют операции, корректируют свою

деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Предмет деятельности –

создаваемый

материальный

продукт,

з н а н и я ,

у м е н и я

и

н а в ы к и .

Средства

инструменты

и

оборудование,

с

которыми

работает

учащийся.

Результат – приобретение знаний, умений и навыков.

На 4 заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование

проекта.

Учащиеся

проводят

расчеты,

анализируют

проделанную

ими

работу,

устанавливают,

до стигли

ли

они

своей

цели,

каков

результат

их

т руд а .

В

завершении

всего

обучаемые

оформляют

результаты

проектных

исследований,

з а щ и щ а ю т

с в о й

п р о е к т

п е р е д

о д н о г р у п п н и к а м и .

На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения преподавателем

проводятся

практические

занятия

с

группой,

при

этом

уделяется

внимание

каждому

учащемуся. Работая в малых группах, учащиеся приобретают важные умения по культуре

ч е л о в е ч е с к и х

о т н о ш е н и й .

Необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и

умения, которыми овладел учащийся ранее. Следует учитывать межпредметные связи,

возрастные

и

физиологические

возможности

школьников,

общественно-полезную

или

личностную значимость проекта

Критерии оценки проектов: оригинальность; доступность; надежность; техническое

совершенство; эстетические достоинства; безопасность; экологичность; соответствие

общественным потребностям;

Практическая деятельность

С

ц е л ь ю

п о в ы ш е н и я

п о з н а в ат е л ь н о й

а к т и в н о с т и

н а

у р о к а х

ф и з и к и

учащимся ПЛ -25 были предложены и претворены в жизнь следующие учебные проекты:

Тип проекта

Название проекта

Продукт

Ролево-игровой

«Суд над

автомобилем»

Судебное заседание

Исследовательский

«Влияние сотового

телефона на здоровье

человека»

Опрос-анкета,сбор

материала, выступ-

ление перед уч-ся

Практико-

ориентированный

«У светофора»

Результат практи-

ческой работы на

перекрёстке

автотрассы

Подготовка к работе



В раздел образования