Напоминание

Методика и этапы чтения научных текстов


Автор: Кулагина Ирина Александровна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 2 "Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино Томской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методика и этапы чтения научных текстов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методика чтения научной литературы. Этапы чтения научной литературы.

Изучение любой научной книги начинается с первоначального знакомства с ней. Такое знакомство

осуществляется в два этапа. Первый этап - это беглый просмотр научной книги с целью создания самого

общего впечатления о ней (ознакомительное чтение), и второй этап — более обстоятельный просмотр для

уяснения основного ее содержания (просмотровое чтение).

Существенную помощь в первоначальном ознакомлении с содержанием научной книги могут оказать

некоторые элементы ее справочно-сопроводительного аппарата, предваряющие основной текст, Это

прикнижная аннотация, предисловие и вступительная статья.

В прикнижной аннотации приводятся краткие сведения о содержании и читательском назначении,

раскрывается основная идея, показывается научное и практическое значение издания. Из аннотации можно

уточнить его основную тему, задачи, поставленные автором, и метод, которым он пользовался, а также

принадлежность к определенной научной школе (или научному направлению), общую структуру книги и

т.п.

Предисловие к научной книге может даваться в различных вариантах(собственно предисловие, «от автора»,

«от редактора», «от переводчика», «от редакции» и т.п.). В предисловии чаще всего объясняются мотивы

написания книги, особенности ее содержания и построения, степень полноты освещения тех или иных

проблем, указывается круг потенциальных читателей, а также лиц, принимавших участие в создании и

рецензировании издания.

Вступительная статья (одна из разновидностей предисловия) обычно предваряет труды крупного ученого

или научного коллектива,

отдельныепроизведенияилисобраниясочиненийклассиковнауки.Вовступительнойстатьедается оценка работ,

входящих в состав данного издания, характеризуется мировоззрение ученого, система его научных и

общественных взглядов, перечисляются наиболее крупные труды и т.п. При знакомстве с научной книгой

особенно внимательно нужно читать еевведение,котороенепринадлежиткнаучно-

справочномуаппаратутакойкниги,аявляетсявступительнымразделомкееосновномутексту.

Во введении к большинству научно-теоретических работ дается общая характеристика предмета

исследования и краткая история его разработки в научной литературе (т.е. историографическая справка),

обосновываетсяактуальностьтемыисообщаетсяобисточникахфактическогоматериала,атакжеформулируются

цель и задачи описанного исследования. Эти сведения

даютвозможностьполучитьпервоначальноевпечатлениеосодержаниинаучнойкнигисточкизрениясуществапре

дмета,окоторомвнейидетречь.На первом этапе работы с научной литературой целесообразно также

осуществить разметку исходных источников информации.

Разметка - система условных обозначений (пометок, закладок и пр.) для предварительной рубрикации

исходного материала. Различают несколько методов разметки исходного материала.

Закладочныйметолоснованнаприменениисистемызакладок,снабженныхврядеслучаевкраткимипояснительны

мизаписями.Система закладок подразумевает рациональное, однообразное использование закладок

различного вида. Закладки могут отличаться друг от Друга по ширине, цвету бумаги, из которой они

вырезаны, порядковым номером, объединяющим закладки, указывающие на фрагменты содержания,

объединенные одной темой. Каждый вид закладок используется по-разному. Например, широкие закладки

почти всегда снабжаются пояснительными надписями, цветные- указывают

напринадлежностьфрагментасодержанияисходногоисточникаинформацииктойили иной части содержания

письменной работы, нумерованные – на последовательность изучения фрагментов. Целесообразно снабжать

закладкикраткиминадписями,указываянанихномерстраницыисточника,ключевоесловодля быстрого поиска

нужного фрагмента источника, краткие замечания, определяющие суть предстоящей работы сданным

фрагментом.

Пометочный метод предполагает осуществление разметки с помощью системы графических условных

обозначений. Применение средств предварительной разметки текста(пометок и закладок),в сочетании с

дополнительными записями, значительно повышают эффективность последующей работы над текстом. На

втором этапе изучения научной литературы очень полезно развивать свою память. Для лучшего

запоминания разработано много различных приемов и способов. Первое условие хорошего запоминания -

это сосредоточение внимания на объекте. Если внимание сконцентрировано на характерных особенностях

объекта, то их запоминание происходит почти в 10раз быстрее и надежнее, чем при рассеянном внимании.

Конечно, нет необходимости держать в памяти повседневно всю ту массу информации, с которой

исследователю приходится иметь дело. Многое из такой полезной информации можно сохранить, не

перегружая свою память, если собранную научную информацию

своевременнорегистрировать.Формытакойрегистрацииразличны.Этомогутбыть:записи самого различного

характера, в том числе выписки из

протоколовопытов,заседанийкафедры,лабораторныхжурналов;регистрация новой информации на

специальных бланках, анкетах,магнитныхносителях,Flash-

картах;регистрациянаучнойинформацииметодамифотографии;графики,рисунки,схемы;расчеты,выполненны

еспомощьюкомпьютера;выпискиизанализируемыхдокументовилитературныхисточников(статей,книг,авторе

фератов,диссертацийидр.).Записи ценных мыслей, пришедших как бы неожиданно, рекомендуется делать,

не откладывая. Иначе, как это часто бывает, мысли эти забываются, и воспроизвести их потом трудно.

Весьма полезно всегда иметь «под рукой» бумагу и карандаш. Еще на ранней стадии организации научного

исследования представляется необходимым выбрать наиболее приемлемую систему хранения

первичнойдокументации.Этопоможетсберечьвдальнейшеммноговременииоблегчитьиспользованиесобранны

хматериалов.

Чтобы успешно работать с учебной и научной литературой, необходимо владеть культурой чтения. Культура

чтения включает в себя: регулярность чтения, скорость чтения, виды чтения, умение работать с

информационно-поисковыми системами и каталогами библиотек, рациональность чтения, умение вести

различные виды записей.

Чтобы овладеть как можно большим пластом литературного материала, необходимо уметь быстро читать.

Скорость чтения — не самоцель. Она обязательно должна сопровождаться качеством усвоения содержания

текста, его воспринимаемостью, осмыслением и запоминанием самой существенной информации.

Для исследователя важно уметь определять цели чтения, владеть различными видами чтения.

Различают следующие цели чтения:

· информационно-поисковая — найти нужную информацию;

· усваивающая — понять информацию и логику рассуждения;

· аналитико-критическая — осмыслить текст, определить к нему свое отношение;

· творческая — на основе осмысления информации дополнить и развить ее.

Чаще всего специалисты говорят о трех основных видах чтения:

1. Поисковое (просмотровое, ориентировочное): используется для предварительного ознакомления с книгой

(статьей). Главная задача – обнаружить, есть ли в книге необходимая информация. Для этого, обычно

просматривается оглавление, аннотация, предисловие, заключение. Иногда такого чтения бывает вполне

достаточно, чтобы составить представление о книге, об основных идеях автора, некоторых особенностях

работы.

Если попытаться определить последовательность действий при этом виде чтения, то получиться следующее:

а) выделите заголовки и pубpики для того, чтобы получить общее представление о содержании и стpуктуpе

текста. Заголовок или pубpику можно представить в виде вопроса. Напpимеp, заголовок "Система

воспитания как условие развития личности" можно пpеобpазовать в вопpос "Какова должна быть система

воспитания, чтобы сфоpмиpовать растущего человека как личность?";

б) пpосмотpите первый и последний абзацы с тем, чтобы получить общее представление о содержании;

в) бегло пpосмотpите весь текст;

г) поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: "Что мне известно по данной теме?", "Что мне

предстоит узнать?" Благодаря пpосмотpу подзаголовков и pубpик и пpеобpазования их в вопросы, ваше

чтение становится активным, становится понятной цель чтения, появляется связь между новой

информацией и имеющимися знаниями.

2. Выборочное чтение (ознакомительное, конспективное) используется при вторичном чтении, если есть

необходимость более подробно уяснить какую-то определенную информацию. В этом случае мы обращаем

внимание только на те разделы книги (текста), которые нам необходимы.

3. Углубленное чтение (изучающее, аналитическое, критическое) - его главная задача – понять и запомнить

прочитанное. При этом мы обращаем внимание на детали, анализируем информацию, даем ей оценку,

критически осмысливаем и оцениваем прочитанное. Это самый серьезный вид чтения, требующий

вдумчивого отношения.

Для эффективного чтения можно предложить такую последовательность действий:

· Обзор и просмотр: пpосмотpите введение, оглавление, pезюме для того, чтобы получить общее

пpедставление.

· Анализ - задумайтесь над тем, для чего вы читаете именно эту книгу, чем мотивиpован ваш выбоp.

· Активное чтение - по мере чтения выделяйте основные мысли, сфоpмулиpуйте их письменно. Запишите

возникающие вопpосы. Закончив работу, пpовеpьте, насколько хорошо вы усвоили прочитанное.

· Развитие мысли - попытайтесь изложить свою собственную точку зрения относительно прочитанного.

Все виды чтения взаимосвязаны между собой и нужно уметь читать по-разному. Результативность чтения

определяется степенью усвоения материала и количеством затраченного на это времени. Читать быстро –

немаловажное умение для исследователя. Средней скоростью чтения считается 200-250 слов в минуту.

Однако истории известны люди, которые читали очень быстро, (О.Бальзак, А.Эдисон и др.). Джон Кеннеди,

например, читал со скоростью примерно 1200 слов в минуту.

Для того, чтобы читать быстро, нужна тренировка по специальным упражнениям. Но уже сегодня вы

можете повысить скорость, если обpатите внимание на следующие рекомендации. Они помогут избежать

некотоpых недостатков, которые мы часто допускаем при чтении:

· читайте без артикуляции, не пpоговаpивайте слова, внутpенняя pечь значительно снижает скоpость чтения;

· читайте сверху вниз, скользя глазами по центру страницы, а не по строчкам;

· читайте не словами, а целыми строками, расширяя перефирийное зрение;

· читайте без регрессий, т.е не возвращайтесь к уже прочитанным словам, фразам;

· читайте внимательно, отсутствие внимания пpи чтении пpиводит к тому, что чтение пpоисходит

механически и смысл пpочитанного не доходит до сознания;

· читайте с интересом, легко читается и запоминается то, что нам интересно, поэтому мотивируйте себя при

чтении.



В раздел образования