Автор: Юлтыева Наталья Евгеньевна
Должность: Методист по учебным дисциплинам информационно-методического отдела
Учебное заведение: МКУ "Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования"
Населённый пункт: Г. Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Организация работы по устранению пробелов в знаниях учащихся
Раздел: начальное образование
Организация работы по устранению пробелов в знаниях учащихся
Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся — неотъемлемая часть
деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы — залог
высоких результатов обучения.
Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не уделять данному
вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные ученики погрязнут в
ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на самотек, что называется, от случая
к случаю. Необходимо проводить мероприятия по выявлению и устранению пробелов в
знаниях систематически и планомерно.
Трудно вычленить данный вид педагогической деятельности из целостного процесса —
процесса обучения, в котором все взаимосвязано.
Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях
учащихся — одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен
использовать
общепринятые
формы
и
изобретать,
внедрять
свои
средства
контроля,
умелое владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу
каждого учащегося.
Цели работы:
формирование прочных знаний;
обучение приемам самоконтроля;
формирование потребности в самоконтроле;
воспитание ответственности за выполненную работу;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.
Задачи, решаемые в ходе работы
Контролирующая.
Выявление
состояния
знаний
и
умений
учащихся,
уровня
их
умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности,
навыков
рационального
учебного
труда.
Сравнение
планируемого
результата
с
действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств
обучения.
Обучающая. Совершенствование
знаний
и
умений,
их
обобщение
и
систематизация.
Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые
знания и умения становятся более ясными и точными.
Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и
порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать
более
интенсивную
методику
обучения,
а
также
уточнить
направление
дальнейшего
совершенствования методов и средств обучения.
Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы
конкретные
знания,
умения
и
навыки
для
усвоения
следующей
порции
учебного
материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения
учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные
пробелы в системе приемов познавательной деятельности.
Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи,
памяти, внимания, воображения, воли, мышления.
Ориентирующая.
Получение
информации
о
степени
достижения
цели
обучения
отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и
достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения
сил по совершенствованию знаний и умений.
Воспитывающая. Воспитание
у
учащихся
ответственного
отношения
к
учению,
дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в
самоконтроле.
Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на
этапы:
выявление
ошибок;
фиксирование
ошибок;
анализ
допущенных
ошибок;
планирование
работы
по
устранению
пробелов;
устранение
пробелов
ЗУН;
меры
профилактики.
I этап. Выявление ошибок
Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само- и взаимоконт-
роля.
Письменные
работы проводите
регулярно.
Строго
следите
за
самостоятельностью
выполнения. Наиболее эффективными (для выявления ошибок) формами письменных
работ считаю:
в начале и конце учебного года — тестирование с последующим составлением
матрицы данных (см. табл.1, в которой четко видны ошибки каждого в отдельности и
класса в целом) (копии таких матриц выдаются на каждый стол для индивидуальной
самостоятельной работы по анализу ошибок);
в течение учебного года — традиционные контрольные и предшествующие им
самостоятельные работы, письменный опрос теоретического материала;
для усвоения контроля «узкой» темы: математические диктанты («Закончи фразу»,
«Заполни
пропуски»,
«Сформулируй
вопрос»,
«Вычисли
устно
и
запиши
ответ»),
«Цепочки»
(для
проверки
усвоения
знаний
с
числами
и
многочленами),
минитесты
(«Согласен с утверждением — ставь “+”, иначе — “–”»). Задания такого типа позволяют
быстро и, главное, своевременно обнаружить пробелы в знаниях по изучаемой теме, что
полезно и учителю, и ученику.
Устная проверка ЗУН направлена на выявление типичных ошибок конкретной темы и
общеучебных
умений
и
навыков.
Она
эффективна,
если
направлена
на
выявление
осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если стимулирует
самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется
характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос.
Поэтому среди проверочных заданий выделяются вопросы, активизирующие память (на
воспроизведение
изученного),
мышление
(на
сравнение,
доказательство,
обобщение),
речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять
полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от
подбора вопросов и последовательности их постановки. Каждый вопрос должен быть
логически завершенным, предельно сжатым и точным. Выделю два условия качественного
выявления знаний:
— ученику никто не мешает (ответ комментируется потом);
— прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а
уклоняется в сторону.
Приемы устной проверки использую на различных этапах урока.
Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля не только позволяет им находить
собственные
ошибки,
но
и
благотворно
с
воспитательной,
психолого-педагогической
точки зрения. Формы: «Найти и объясни ошибку» (свою, допущенную одноклассником,
запланированную учителем), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».
Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности школьников помогает
учителю осуществлять проверку знаний учащихся и содействует выработке таких качеств
личности, как честность и справедливость, коллективизм. «Задай вопрос», «Найди дыру в
решении (как в математическом бое) и задай вопрос» (чтобы помочь отвечающему самому
найти ошибку), «Дай рецензию ответа», «Объясни решение товарищу», взаимопроверка
домашних и проверочных работ, правил, формул, теорем, определений — вот далеко не
все
формы
взаимоконтроля.
Положительно
еще
и
то,
что
взаимопроверку
можно
проводить и во внеурочное время. Взаимопроверка знаний активизирует деятельность
учащихся, повышает интерес к знаниям и нравится им. В ходе взаимного контроля
раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается интерес к знаниям.
Ребятам нравится сам процесс, укрепляются их взаимоотношения с товарищами.
На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала,
вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в
работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их
преодолению и устранению.
II этап. Фиксирование ошибок
Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению, но далеко не каждый
ученик способен усвоить материал и выработать прочные умения и навыки даже после
классической цепочки: учитель показал — ученик сам порешал — учитель указал на
ошибки — ученик выполнил работу над ошибками. Приступая к изучению новой темы,
школьник часто забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного,
продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных»
тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов в
обучении математике. Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно
работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не
будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует
терпения и времени. Но цель оправдывает средства. И тот, кто пройдет этот путь, будет
вознагражден
учебными
достижениями
своих
учеников.
Рациональными
формами
фиксирования ошибок, на мой взгляд, являются следующие:
Матрица данных — таблица, в которую заносятся результаты проверки теста. Она
позволяет увидеть картину «справляемости» по классу в целом и каждого ученика в
отдельности (табл.1).
Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит
список
класса
и
мониторинг
«справляемости»
со
всеми
письменными
работами.
На
каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация
о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие
проблемы, кто чего не сдал (табл.2).
По
ходу
урока,
при
выполнении
домашних
работ
настоятельно
рекомендуйте
ученикам, если что-то не смогли сразу понять, ставить пометки на полях (типа «?»), чтобы
потом
подумать
или
воспользоваться
помощью
учителя,
одноклассника.
Нацеливайте
учеников на то, чтобы не оставляли «непонятных» участков без внимания.
III этап. Анализ допущенных ошибок
Анализ
допущенных
ошибок
выполняется
после
каждого
вида
работы
устно
или
письменно, учителем или учеником — в зависимости от рода деятельности. Проводится
количественный
и
качественный
анализ.
Тщательно
проведенный
анализ
позволяет
глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки
и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их
устранения.
IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях
Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.
Учитель
намечает,
когда,
кого,
с
какой
целью
спросить
и
какие
для
этого
использовать средства.
Работа над ошибками проводится после каждой письменной работы, повторный
зачет — после неудовлетворительной отметки.
Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все
контрольные и зачетные работы (даже если пропустил).
Таблица 1
Матрица данных
Класс
Часть 1
Часть 2
Итого
Отметка
№ задания
1
2
3
...
15
16
17
Сумма
баллов
18
19
20
21
22
23
24
Сумма
баллов
Верный ответ
А
Б
Б
...
В
Б
Г
34
5
6
6
4
6
4
6
37
71
1. Иванов И.
А
Б
Б
...
В
Б
А
30
5
5
6
3
6
4
6
35
65
5
Верно
8
9
9
...
8
7
9
6
0
1
1
6
4
6
Средний балл
...
30
22,2
48,6
3,7
V этап.
Устранение пробелов в знаниях
Анализ работы в классе.
Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.
Работа
над
ошибками,
индивидуальная
и
фронтальная,
с
обязательной
последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).
Задания
на
повторение
во
время
фронтального
опроса
и
индивидуально
(до
получения положительной отметки).
VI этап. Меры профилактики
Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки — тоже своего рода недуг. Свести
их к минимуму способствуют следующие профилактические меры.
Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно
сформулированными, хорошо читаемыми.
Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.
При
объяснении
нового
материала
предугадать
ошибку
и
подобрать
систему
заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом
элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к
минимуму.
Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.
Прочному
усвоению
(а
значит,
отсутствию
ошибок)
способствуют
правила,
удобные
для
запоминания,
четкие
алгоритмы,
следуя
которым
заведомо
придешь
к
намеченной цели.
Систематическое
приучение
к
самоконтролю
позволяет
добиться
заметных
результатов.
При
этом
растет
общая
математическая
культура
школьников,
их
работы и ответы становятся более грамотными.
Таблица 2
Фрагмент тетради учета ошибок
1 0
к л а с с
У ч е н и к
А р о н о в
С .
Р а з д е л
п р о г р а м м ы :
«Тригонометрические функции»
Элемент содержания
Усвоение знаний
Числовая окружность
+
Определения тригонометрической функции
+
Радианная мера
–
+
+
Основные формулы
+
Формулы приведения
–
+
Свойства функций
–
+
<
Период
+
Графики тригонометрических функций
–
+
+
Далее я расскажу о тех работах, которые предстоит выполнить обучающимся .
Русский язык
Часть 1 ВПР содержит 3 задания, одно из них написание диктанта, которое проверяет
традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под
диктовку, соблюдая при письме изученные орфограммы и пунктуационные нормы.
При подготовке учащихся к диктанту можно использовать следующие виды работ:
Орфографические минутки.
Зрительные диктанты по системе профессора И.Т.Федоренко.
Объяснительные, предупредительные и проверочные диктанты.
Списывание
текстов
с
«пропущенными
буквами», с
исправлением
орфографических
ошибок, с «пропуском» пунктационных знаков.
Классификация слов по наличию морфем в корне слова.
Заполни таблицу, распределив слова по трём столбикам в зависимости от того, какая
орфограмма есть в слове.
Часть 2 ВПР содержит 11 заданий.
Упражнения в классификации согласных звуков.
Виды
работ,
которые
можно
использовать
на
уроках
окружающего
мира при
подготовке к ВПР
Диагностическая работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию,
форме и количеству заданий.
Задания
1 части
работы
относятся
к
сфере
социально-гуманитарного
знания.
Они
направлены
на
выявление
уровня
освоения
начальных
сведений
о
сущности
и
особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
Лучше
всего
учащиеся
выполняют
задания,
требующие
распознавания
предмета
и
указания его назначения . С данным заданием справляются почти все обучающиеся: все
они смогли назвать изображенный предмет и пояснить его назначение.
Задание
ДВА имело
более
сложную
структуру:
требовалось
определить
профессию,
представитель которой изображен на фотографии; дать пояснения о том, какую работу
выполняют люди этой профессии; назвать наиболее важные для представителей этой
профессии качества и пояснить свой выбор качеств.
Здесь в помощь обучающимся можно разработать упражнения, направленные на умение
осознанно строить речевое высказывание и инструкции для детей, которые позволяет
сконцентрировать
внимание
учащихся
на
том,
что
ОТВЕТЫ
В
ВЫСКАЗЫВАНИИ
ДОЛЖНЫ ПОЛНОСТЬЮ ОТРАЖАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ.
Задание ТРИ представляло собой небольшое сочинение (объемом 7–8 предложений). Оно
имело альтернативный характер: на выбор учащимся предлагалось две темы. Ответы
учеников на задание 3 проверялись с точки зрения как содержания (критерий 1), так и
языкового оформления (критерий Не все учащиеся могут выразить свою мысль. Типичной
ошибкой при составлении текста было отсутствие достаточного количества аргументов.
Исходя из этого можно составить памятки для составления текстов – рассуждений и
упражнения для формирования умения акцентировать ответ на ключевом слове вопроса.
2
Часть
работы
содержит
задания,
традиционно
проверяющие
содержание
раздела
«Человек и природа».
Задания 4 и 5 работы направлены на проверку базовых понятий раздела, к которым
традиционно
относятся
знания
(узнавание)
тел
живой
и
неживой
природы,
а
также
характерных явлений природы.
Задания
6
и
7 позволяют
проконтролировать
умение
понимать
условно-графическую
информацию, представленную в средствах массовой информации в разделе описания и
прогноза погоды.
Задание 8 дает возможность выявить у обучающихся умение различать в описании опыта
его
цель,
ход
опыта
и
выводы,
тогда
как
задание
9
позволяет
проверить
умение
устанавливать
причинно-следственные
связи
этапов
осуществления
определенной
деятельности.
Задания 10 и 11 проверяют умение работать с географической картой/схемой, на которой
обучающиеся должны определить выделенную территорию, а после указать типичных ее
обитателей из числа изображенных животных.
Задание
12 контролирует
умение
работать
с
естественнонаучным
текстом,
где
обучающиеся должны не только понять его содержание, но и, самостоятельно определив
основания, провести сравнение двух описанных объектов.
Задания 13 и 17 позволяют проверить умение проводить классификацию объектов по
одному или нескольким заданным основаниям.
Задание 14 связано с логическим установлением следствий определенных событий.
Задание 15, 16 проверяют умение находить части целого на схематических рисунках.
Задание 18 позволяет выявить умение преобразовывать модель в целях выявления общих
принципов
поведения.
Выполнение
данного
задания
отражает
также
понимание
обучающимися принятых социальных норм.
Естественно, что перед вами встает вопрос о том, как организовать работу по устранению
всех выявленных недочетов с учетом индивидуальных особенностей учеников.
Работу надо строить по следующим направлениям:
- в рамках урока
- в рамках дополнительных консультаций по подготовке к ВПР
Составить
банк
тренировочных
заданий,
которые
ежедневно
включать
в
урок.
При
выполнении данных заданий обсуждать с детьми, как составлено задание, в чем его
особенность
и
обращать
внимание
класса
на
то,
какой
планируемый
результат
оценивается.
В
рамках
дополнительных
консультаций
проводить
блочные
задания,
состоящие из 4-6 упражнений и рассчитанные на 10-20 минут. Каждая работа позволяет
ученику проверить свои силы по одной теме (блоку) и оценить результат выполнения с
помощью
карточки
для
самопроверки.
Данную
работу
проводить,
опираясь
на
методические материалы сборника «Готовимся к ВПР. Окружающий мир»
ВПР по математике
Вводную беседу начинайте так:
- На выполнение работы отводится 45 минут. Работа содержит 12 заданий.
- Рассмотрим и выполним некоторые задания из пробных работ ВПР текущего учебного
года, окунемся в образовательную среду четвероклассников.
- Перед вами – самые простые задания из работы – задания, направленные на проверку
вычислительных навыов. Данные приемы вычислений отрабатываются на каждом уроке.
Давайте проверим ваши математические способности
- Все мы с вами систематически ходим в магазин, но иногда приходится отправлять за
покупками и детей. ФГОС ориентирует на решение жизненных бытовых задач, которые
помогут детям быть самостоятельными в принятии решений.
- В каждой контрольной работе встречаются задачи геометрического характера. Вот одна
из них.
- С 1 класса на уроках математики дети выполняют задачи на развитие логического
мышления. Эти задания вам очень интересны. Давайте каждый из вас попробует решить
такую задачу.
- Как вы заметили, задания построены по принципу «От простого – к сложному».
Все
задания,
приведенные
выше, направлены
на
оценку
обязательных
результатов
обучения по предметам Обучающие упражнения помогут смоделировать ситуацию, в
которой окажется ученик при выполнении Всероссийской работы. Важно, чтобы любые
итоговые работы не вызывали у детей паники, неуверенности в своих силах. Ребёнок
должен быть психологически готов к написанию работы, не бояться её. Важно не
натренировать ученика на определенной тип работы, а помочь ему понять, насколько
хорошо он усвоил материал, как у него получается выполнять разные по типу задания на
время, переключать свое внимание, выбирать наилучший путь для выполнения задний и
всей работы в целом.
Мои
союзники -
это
родители
обучающихся.
Совместно
с
родителями
мы
создаем
оптимальные условия для успешной работы по подготовке к Всероссийской проверочной
работе.
Завершающий этап работы - это контроль, оценка, коррекция.
Русский язык
Мониторинг качества обученности по русскому языку опирался на результаты:
- входных, промежуточных и итоговых контрольных работ;
- тематических контрольных срезов знаний;
- промежуточной и итоговой аттестации.
Анализируя причины ошибок, допущенных учащимися можно выделить наиболее
важные из них, такие как:
- отсутствие у части учащихся орфографической зоркости, врожденной грамотности,
достаточного уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля;
- непрочное усвоение некоторыми учащимися теоретических сведений русского языка ;
отсутствие во многих случаях систематической работы над ошибками;
-
отсутствие
должного
контроля
за
выполнением
учащимися
домашних
заданий
со
стороны родителей.
Проблема
формирования
навыков
грамотной
письменной
речи
и
письма
на
сегодняшний день остается одной из главных проблем, стоящих перед начальной школой.
Большую роль в решении этой проблемы может и должен оказать обмен опытом и
совместное определение направлений в работе всего методического объединения учителей
начальных классов и тесная связь с методическим объединением учителей словесности
старшей школы.
Одним
из
главных
направлений
работы
по
русскому
языку
остается
развитие
речи.
Посещенные
уроки
показали
недостаточную
систематичность
работы
учителей
по
данному направлению, это дает недостаточно высокие результаты
при выполнений
творческих работ.
Рекомендации:
1.В целях повышения грамотности учащихся начальных классов обучения необходимо:
- повысить результативность работы по совершенствованию у учащихся навыков чтения и
письма;
- повысить качество обучения по русскому языку;
- добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать
теорию с практикой;
- систематически осуществлять работу над ошибками, довести до сведения учащихся и
родителей алгоритм работы над каждой орфограммой;
- повысить ответственность учащихся и родителей за выполнение учащимися домашнего
задания;
2. Всем учителям рекомендуется обратить внимание на типичные ошибки, их причины и
возможные пути устранения пробелов.
3.
Объективно
оценивать
работы
учащихся,
руководствуясь
принятыми
нормами
оценивания.
Математика
Математическая
подготовка
младших
школьников
анализировалась
по
уровню
сформированности вычислительных навыков, знания табличного умножения и деления,
решения задач.
Задачи, поставленные перед курсом математики в начальной школе:
- обеспечение числовой грамотности учащихся в объеме государственного стандарта;
- развитие логического и образного мышления, воображения, формирование предметных
умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач,
продолжения образования;
- развитие умения точно и ясно выражать свои мысли;
- развитие смысловой памяти;
- формирование способности к анализу и синтезу;
-
воспитание
интереса
к
математике,
стремления
использовать
полученные
знания
в
повседневной жизни;
-
освоение
основ
математических
и
информационных
знаний,
формирование
первоначальных представлений об этих дисциплинах.
Анализируя результаты работы по математике, можно сделать следующие выводы:
среди причин, лежащих в основе выявленных в ходе проведения монитроинговых работ
по математике ошибок, допущенных учащимися, можно выделить следующие, наиболее
существенные:
1) недостаточный уровень сформированности у учащихся умения решать задачи:
- недостаточный уровень сформированности у учащихся младших классов общего способа
работы
над
задачей
(анализ
условия
задачи,
составление
плана
решения
задачи,
реализация принятого плана с пояснением действий и проверка решения);
- средний уровень образного и логического мышления у ряда учащихся;
- решение задач на уроках еще не стало предметом самостоятельности учащихся (в
классах преобладают фронтальные формы в процессе разбора и решения задач);
- трудности в уяснении смысла задачи (особенно, если задача дана в косвенной форме);
- слабый навык сформированности у обучающихся контроля и самоконтроля;
2) отрыв отдельных теоретических знаний от практики (от умения применять на практике
полученные знания);
3) недостаточно прочно отработаны приемы работы учащихся с таблицами сложения и
вычитания, умножения и деления на этапе доведения навыков до уровня автоматизма;
4) невысокий уровень усвоения учащимися алгоритма вычислений, в записи множителей,
при умножении чисел «в столбик», в делении чисел с нулем «в середине», в определении
числа цифр в частном, в действиях с многозначными числами;
5) отсутствие единых требований к учащимся при выполнении заданий по математике в
школе и дома;
6) отсутствие должного контроля со стороны родителей за выполнением учащимися
домашнего задания.
Основываясь на результатах стартового контроля можно сделать вывод, что у
учащихся начальных классов в достаточной мере сохранились знания за предыдущий
период обучения.
Проблема повышения уровня математической подготовки учащихся начальных
классов, как в плане развития, так и в плане формирования вычислительных навыков и
умений решать задачи, остается важной для методического объединения в ближайшее
время.
Рекомендации:
В целях повышения уровня математической подготовленности учащихся младших классов
необходимо:
- повысить персональную ответственность каждого учителя за результат работы;
- добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать
теорию с практикой;
- совершенствовать навыки решения всех типов задач.
2. Всем учителям начальных классов необходимо придерживаться следующего плана
действий:
- тщательно отрабатывать с учащимися таблицу сложения чисел в пределах 10, 20, уделяя
достаточно
внимания
формированию
соответствующих
вычислительных
приемов,
добиваясь знания таблицы каждым учащимся наизусть;
- добиваться усвоения состава каждого числа первого десятка из двух слагаемых;
- добиваться усвоения каждым учащимся таблицы сложения однозначных чисел;
- добиваться высокого уровня усвоения соответствующих правил, лежащих в основе
вычислительных навыков и приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- во избежание появления ошибок, связанных с нахождением неизвестного компонента
арифметического
действия
необходимо
формировать
осознание
зависимости
между
компонентами
и
результатами
действий;
-
добиваться
твердого
усвоения
каждым
учащимся последовательности чисел в натуральном ряду;
- отрабатывать навыки записи многозначных чисел с нулями на конце и в середине с
целью усвоения учащимися того факта, что количество цифр в числе определяется местом
высшего разряда этого числа;
- отрабатывать навыки сложения и вычитания многозначных чисел, особенно тех случаев,
когда
идет
«переход
через
десяток»
и
когда
в
компонентах
указанных
действий
встречаются нули (навыки должны быть осознанными, алгоритм действий доведен до
автоматизма);
- при решении задач на движение (и серии других) рекомендуется использование чертежей
(схем, рисунков) и обязательное усвоение зависимости между величинами;
- для устранения ошибок в делении многозначного числа на однозначное необходимо
добиваться от учащихся прочных знаний таблицы умножения и алгоритма движения чисел
с остатком;
- ошибки в ходе выполнения письменного деления объясняются неумением некоторых
учащихся определить количество цифр в частном;
- при делении на двузначное и трехзначное числа учащиеся из-за слабого знания правила
деления суммы на число затрудняются в образовании неполного делимого.
Административная проверка норм техники чтения показала достаточно хороший уровень:
Литературное чтение
Формирование навыка чтения - одна из важнейших задач, стоящих перед начальной
школой.
Анализируя причины ошибок, допущенными учащимися в ходе проверки техники чтения,
можно выделить наиболее существенные из них, такие как:
- неэффективное использование приемов работы по развитию фонематического слуха;
- явные методические ошибки в процессе обучения учащихся чтению в букварный период;
- недостаточная реализация требований к контролю за техникой чтения в классе, ГПД и
дома;
-
недостаточный
уровень
сформированности
у
учащихся
потребности
в
ежедневном
чтении;
- снижение интереса к чтению вообще и особенно к чтению вслух;
- отмирание традиций семейного чтения, ведения читательских дневников и др.
Рекомендации:
В целях ликвидации и предупреждения пробелов по составляющим техники чтения
необходимо:
- регулярно проводить индивидуальный контроль за ходом формирования у учащихся
технической стороны чтения; - вести строгий учет пробелов, наглядно отражать динамику
овладения учащимися приемов чтения; - вести читательские дневники;
- добиваться осуществления регулярного контроля за чтением учащихся дома, обсуждения
прочитанного, а также оценке прочитанного самими учащимися;
-
на
уроках
чтения
больше
внимания
уделять
применению
различных
методик,
способствующих повышению технике чтения, такие как «чтение с карандашом», «чтение
по линейке», «жужжащее» чтение (в течение 3-5 минут в начале каждого урока), чтение
«парами», «по цепочке», «по ролям», выборочное чтение и т.п.
В целях лучшего формирования навыков осознанного чтения необходимо:
- практиковать применение различных форм работы с текстом, для достижения
- усвоения всеми учащимися умения пересказывать прочитанное, отрабатывать умения
выделять
в
тексте
главную
мысль,
идею,
сюжет,
выражать
свое
отношение
к
прочитанному.
-
повысить
эффективность
работы
над
развитием
устной
связанной
речи
младших
школьников,
привитием
и
поддержанием
устойчивого
интереса
учащихся
к
чтению,
расширением
читательского
кругозора
младших
школьников,
проведением
конкурсов
чтецов (как поэзии, так и прозы), чаще использовать на уроках ТСО по художественному
чтению произведений мастерами художественного слова. Добиваться формирования у
учащихся
навыков
безошибочного,
беглого,
осознанного,
выразительного
чтения.
Каждому учителю повысить персональную ответственность за результатами труда по
формированию навыков чтения учащихся.
Начиная самостоятельные занятия с детьми необходимо учесть следующее:
1.Работа
потребует
от
вас
напряжения
и
выдержки:
ведь
положительные
результаты
проявятся не сразу, и радость небольших успехов довольно долго будут чередоваться с
новыми
огорчениями.
Даже
то,
что
получалось
уже
хорошо,
вдруг
может
серьезно
осложниться.
2.Занятия должны быть систематическими.
3.Начиная занятие, необходимо постоянно возвращаться к уже пройденному;
4.Упорно добиваться того, чтобы ребенок усвоил материал.
5.Не переходить к новому материалу, если не усвоено предыдущее правило.
6.Вести строгий контроль за тем, что ребенок уже усвоил и какие трудности испытывает.
7.Помимо
работы
над
формированием
фонематического
восприятия
проводить
параллельно работу по общему развитию речи.
8.Занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны ребенку.
9.Не следует перегружать урок коррекционными заданиями.