Автор: Скулкина Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Толькинская школа-интернат СОО
Населённый пункт: село Толька ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто.
Альберт Сент-Дьерди
Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни
общества. Возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к решению
проблем во всех сферах знания и в междисциплинарных областях. Стратегия подготовки
таких людей и есть современный социальный заказ. Чтобы выполнить его, необходимо
менять не только тактику, но и стратегию обучения.
Наша педагогическая стратегия направлена на перевод детской самостоятельности в
познавательной деятельности с бессознательного на сознательно – рациональный уровень,
который создает условия для появления у ребенка автоматических навыков работы с
проблемами. Осуществление этой стратегии возможно только за счет средств организации
исследовательской и проектной деятельности.
Участие ребенка или педагога в проектной или исследовательской деятельности
требует от него совершенно особого типа сознания, типа поведения. Он становится на
позицию не просто потребителя чего-либо, а на позицию преобразователя, искателя,
творца. В проектной деятельности раскрываются те стороны личности, которые порой не
имеют возможности для реализации в повседневной жизни. Человек получает особый, ни
на что не похожий опыт, обретая различные ценные способности: рассуждения, поиска,
диалога, саморефлексии. Иногда именно эти изменения в ребенке куда более важны, чем
непосредственные результаты проекта или исследования.
Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем
это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями, но у любого ребёнка есть свои
сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них
внимание в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка:
он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Исследовательское поведение –
это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям
без исключения. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся
в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому учителя нашей начальной школы
создают
условия
для
реализации
возрастной
потребности
в
поисковой
активности,
возможности проявить себя, пережить ситуацию успеха. Свою задачу они видят не только
в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию обогащения
исследовательского опыта, а в том, чтобы помочь каждому ученику с учетом имеющегося
у
него
опыта
совершенствовать
свои
индивидуальные
способности,
развиваться
как
личность.
Здесь как, никогда будут уместны слова советского и российского педагога с
большой буквы Шалвы Александровича Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях
смелость ума, интерес к серьезной работе, самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей
образовывали
царство
мысли,
дай
им
возможность
почувствовать
себя
в
нем
властелином».
Как и все учителя, педагоги нашей школы мечтают об умных, активных,
жизнерадостных, открытых, честных и добрых учениках. И каждый день, приходя на
уроки, общаясь с детьми во внеурочное время, они стремятся к тому, чтобы ученики хоть
на шаг продвинулись в своем совершенствовании. Для этого, как и прежде, учителя
стараются
узнавать
новое,
исправлять
ошибки,
изучать
опыт
других,
быть
доброжелательными,
терпеливыми,
требовательными
и
чуткими,
строгими
и
великодушными. Легко ли это? Конечно, нет! Но возможно! В этом мы смогли убедиться,
посмотрев
уроки
коллег,
познакомившись
с
опытом
работы
по
управлению
познавательной деятельностью младших школьников педагогов нашей школы.
В нашей школе, уже на протяжении нескольких лет проходит школьная
конференция
проектных
и
исследовательских
работ,
в
ходе
которой
учащиеся
представляют
свои
результаты
на
различных
секциях.
Исследования
проводятся
по
гуманитарным и естественным наукам. Отрадно, что в эту деятельность включаются не
только
дети
и
учителя,
но
и
родители,
о
чем
свидетельствуют
проектные
и
исследовательские
работы
младших
школьников.
Работы
наших
учащихся
были
представлены
не
только
на
школьном
уровне,
а
нашли
признание
и
положительные
отзывы на конкурсах районного, окружного и всероссийского уровня: районные «5П» и
конкурс-фестиваль исследовательских работ и творческих проектов младших школьников
«Мои
первые
исследования»,
всероссийские
«Грани
науки»,
«Талантоха»,
«Интеллектуал», «Таланты России», «МАН Интеллект будущего» и другие.
Я может быть повторюсь, если скажу, что огромное значение для развития
способностей учащегося имеет организованная и систематизированная исследовательская
работа, готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов
мышления и поведения- это то, что поможет помочь не просто выжить в современном
мире,
а
реализовать
себя,
свой
творческий
потенциал.
Воспитание
у
детей
исследовательской
установки
по
отношению
к
жизни,
является
важнейшей
задачей
современной школы. Это прописано и в требованиях федерального государственного
образовательного стандарта.