Напоминание

"Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе"


Автор: Скулкина Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Толькинская школа-интернат СОО
Населённый пункт: село Толька ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто.

Альберт Сент-Дьерди

Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни

общества. Возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к решению

проблем во всех сферах знания и в междисциплинарных областях. Стратегия подготовки

таких людей и есть современный социальный заказ. Чтобы выполнить его, необходимо

менять не только тактику, но и стратегию обучения.

Наша педагогическая стратегия направлена на перевод детской самостоятельности в

познавательной деятельности с бессознательного на сознательно – рациональный уровень,

который создает условия для появления у ребенка автоматических навыков работы с

проблемами. Осуществление этой стратегии возможно только за счет средств организации

исследовательской и проектной деятельности.

Участие ребенка или педагога в проектной или исследовательской деятельности

требует от него совершенно особого типа сознания, типа поведения. Он становится на

позицию не просто потребителя чего-либо, а на позицию преобразователя, искателя,

творца. В проектной деятельности раскрываются те стороны личности, которые порой не

имеют возможности для реализации в повседневной жизни. Человек получает особый, ни

на что не похожий опыт, обретая различные ценные способности: рассуждения, поиска,

диалога, саморефлексии. Иногда именно эти изменения в ребенке куда более важны, чем

непосредственные результаты проекта или исследования.

Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем

это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями, но у любого ребёнка есть свои

сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них

внимание в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка:

он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Исследовательское поведение –

это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям

без исключения. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся

в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому учителя нашей начальной школы

создают

условия

для

реализации

возрастной

потребности

в

поисковой

активности,

возможности проявить себя, пережить ситуацию успеха. Свою задачу они видят не только

в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию обогащения

исследовательского опыта, а в том, чтобы помочь каждому ученику с учетом имеющегося

у

него

опыта

совершенствовать

свои

индивидуальные

способности,

развиваться

как

личность.

Здесь как, никогда будут уместны слова советского и российского педагога с

большой буквы Шалвы Александровича Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях

смелость ума, интерес к серьезной работе, самостоятельность как личностную черту,

вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей

образовывали

царство

мысли,

дай

им

возможность

почувствовать

себя

в

нем

властелином».

Как и все учителя, педагоги нашей школы мечтают об умных, активных,

жизнерадостных, открытых, честных и добрых учениках. И каждый день, приходя на

уроки, общаясь с детьми во внеурочное время, они стремятся к тому, чтобы ученики хоть

на шаг продвинулись в своем совершенствовании. Для этого, как и прежде, учителя

стараются

узнавать

новое,

исправлять

ошибки,

изучать

опыт

других,

быть

доброжелательными,

терпеливыми,

требовательными

и

чуткими,

строгими

и

великодушными. Легко ли это? Конечно, нет! Но возможно! В этом мы смогли убедиться,

посмотрев

уроки

коллег,

познакомившись

с

опытом

работы

по

управлению

познавательной деятельностью младших школьников педагогов нашей школы.

В нашей школе, уже на протяжении нескольких лет проходит школьная

конференция

проектных

и

исследовательских

работ,

в

ходе

которой

учащиеся

представляют

свои

результаты

на

различных

секциях.

Исследования

проводятся

по

гуманитарным и естественным наукам. Отрадно, что в эту деятельность включаются не

только

дети

и

учителя,

но

и

родители,

о

чем

свидетельствуют

проектные

и

исследовательские

работы

младших

школьников.

Работы

наших

учащихся

были

представлены

не

только

на

школьном

уровне,

а

нашли

признание

и

положительные

отзывы на конкурсах районного, окружного и всероссийского уровня: районные «5П» и

конкурс-фестиваль исследовательских работ и творческих проектов младших школьников

«Мои

первые

исследования»,

всероссийские

«Грани

науки»,

«Талантоха»,

«Интеллектуал», «Таланты России», «МАН Интеллект будущего» и другие.

Я может быть повторюсь, если скажу, что огромное значение для развития

способностей учащегося имеет организованная и систематизированная исследовательская

работа, готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов

мышления и поведения- это то, что поможет помочь не просто выжить в современном

мире,

а

реализовать

себя,

свой

творческий

потенциал.

Воспитание

у

детей

исследовательской

установки

по

отношению

к

жизни,

является

важнейшей

задачей

современной школы. Это прописано и в требованиях федерального государственного

образовательного стандарта.



В раздел образования