Автор: Тирских Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №214 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Черемхово, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ"
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Тирских С.М., воспитатель
ДОУ «Детский сад №214 ОАО «РЖД» г. Черемхово
«Ввести
ребёнка
в
мир
человеческих
отношений
–
одна
из
важных
задач
воспитания личности ребёнка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить
среди
людей,
формируя
у
них
определённые
психологические
качества
(внимание, волю, эмоции) и навыки общения»
В.А.Сухомлинский.
Все родители без исключения хотят видеть своих детей улыбающимися,
счастливыми,
умеющими
общаться
с
окружающими
детьми
и
взрослыми.
Интеллектуальное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями
мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену
эмоций»,
они
ещё
не
могут
управлять
своими
чувствами,
что
приводит
к
импульсивному поведению, это
осложняет
общение со сверстниками и
взрослыми.
Как известно дети эгоцентричны, поэтому важно научить ребёнка смотреть на
ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка «взгляду со стороны»,
мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить
собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность
более полно и адекватно выразить себя через общение.
К сожалению, ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка
– это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультфильмов
или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми,
но и со своими сверстниками. А ведь живое человеческое общение существенно
обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
В настоящее время в детских коллективах всё чаще встречаются проблемы
взаимоотношений между дошкольниками, конфликтные ситуации в группе. В
общение
между
моими
воспитанниками
приходится
нередко
наблюдать
проявление
таких
качеств,
как
нежелание
и
неумение
помочь
сверстнику,
посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать друг другу.
Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному
общению
детей,
но
и
мешают
воспитательно-образовательному
процессу
в
целом. Поэтому актуальные задачи в работе педагога - формирование гуманных
межличностных
отношений
между
дошкольниками
и
установление
позитивного
микроклимата
в
группе.
Ведь
именно
здесь
дети
проводят
большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом
общения.
Наш детский сад осуществляет реализацию
основной
образовательной
программы
дошкольного образования, разработанную и утверждённую
в
НДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Данная программа базируется
на
положениях
комплексной
программы
развития
и
воспитания
детей
«Детство»
под
редакцией
Т.И.
Бабаевой. А.Г.Гогоберидзе,
З.А.Михайловой.
Девиз программы «Детство» - «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти слова
определяют три взаимосвязанных линии развития ребёнка,
которые
пронизывают
все
разделы
программы,
придавая
ей
целостность
и
единую направленность.
Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития
дошкольника
и
обеспечивает
эмоционально-комфортное
состояние
ребёнка,
гармонию
взаимодействия
со
сверстниками
и
взрослыми,
предметным
и
природным миром [1:10].
Начиная с младших групп, линия развития социальных и эстетических чувств
становится обязательной составляющей воспитания и развития дошкольников.
Таким образом, систематическая работа по программе уже предполагает
формирование эмпатийного поведения у детей. Но как показал опыт, этого
недостаточно. Поэтому, в дополнение к реализуемой программе в работе с
детьми использовала инновационные технологии из пособия для детей 5-7 лет
“Уроки добра” С. И. Семенака, тренинговые занятия “Давай познакомимся!” -
автор-составитель И.А. Пазухина, опыт работы С.С.Бычкова «Формирование
умения общения со сверстниками у старших дошкольников». Чтобы начать
систематическую
работу
в
данном
направлении,
мною
разработан
перспективный план работы с детьми 4-5лет.
Задачи, поставленные на данном этапе: воспитывать доброжелательное
отношение
к
взрослым
и
детям;
развивать
эмоциональную
отзывчивость;
воспитывать культуру общения со сверстниками, быть вежливыми в общении
со
старшими
и
сверстниками,
учиться
сдерживать
отрицательные
эмоции;
развивать
в
детях
положительную
самооценку,
уверенность,
стремление
к
самостоятельности, жизнерадостность.
Формирование эмпатийного поведения у детей наиболее успешно происходит
при использовании в воспитательно-образовательном процессе различных форм
и
методов
работы,
дающих
возможность
эмоционально
отзываться
на
переживания другого.
Вся работа по формированию эмпатийного поведения у детей велась в трёх
направлениях:
работа
с
детьми,
работа
с
родителями,
взаимодействие
с
педагогом-психологом. При работе с детьми использовалась художественная
литература,
которая
помогала
научить
детей
выделять
добрые
и
плохие
поступки по отношению к старшим и сверстникам (В.Маяковский «Что такое
хорошо,
что
такое
плохо»,
В.Драгунский
«Денискины
рассказы»,
рассказы
Н.Носова, С.Маршак «Урок вежливости», М. Пляцковский «Урок вежливости»,
русские народные сказки).
Создавались проблемных ситуаций, велись беседы, что
помогало детям
анализировать и оценивать свои поступки и поступки других, с осознанием
необходимости
выполнять
правила
этикета,
развивать
чувство
доброты,
сопереживания,
желание
поддержать
других
(«Как
поступают
друзья»,
«Лучший друг», «Что было бы, если люди перестали благодарить друг другу?»,
«Хорошо-плохо», «Ссора», «Как бы ты поступил?», «Антошка разбил вазу» и
другие).
Проводились игры, направленные на формирование эмпатийного поведения, в
которых формировались навыки культурного поведения, умения чувствовать
друг
друга,
понимать
настроение
другого
(«Гномики»,
«Оживи
камень»,
«Поссорились
-
помирились»,
«Волшебное
слово»,
«Добрые
волшебники»,
«Школа улыбок», «Комплементы», «Волшебные очки» и другие).
Не менее важную роль в формировании эмпатийного поведения играет и
предметно-развивающая
среда.
Для
этого
в
группе
было
создано:
панно
«Солнышко», где дети с помощью цветовой гаммы оценивали своё настроение;
«Уголок
дружбы»;
«Уголок
приветствия».
Для
оценки
своих
поступков
и
поступков
сверстников
в
группе
появилась
«Шкатулка
добрых
дел»,
где
оценивались поступки «добринками».
В формировании у детей чувство сопереживания, сочувствия, отзывчивости
большую роль играет семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в
семье,
он
сохраняет
в
течение
всей
последующей
жизни.
Поэтому
при
планировании работы по формированию эмпатийного поведения у детей особое
внимание
уделялось
работе
с
родителями.
Проводились:
консультации,
тренинги, круглый стол, клуб, фотовыставки, памятки, конкурсы для родителей,
папки- передвижки.
Совместно
с
педагогом
–
психологом
была
разработана
тематика
интегрированных занятий, направленных на сопереживание детей, совершение
добрых поступков, бесконфликтное общение друг с другом, знание и умение
применять вежливые слова, делать приятное людям («Тайна моего имени»,
«Что
такое
дружба?»,
«Что
значить
быть
вежливым»,
«Вредное
чувство-
обида», «Совершаем добрые поступки», «Эмоциональное состояние детей и
взрослых»).
Наблюдая взаимоотношения детей в группе, как они оценивают свои
поступки и поступки сверстников, как понимают эмоциональное состояние
взрослых
и
сверстников,
выполняют
нормы
поведения,
правила
этикета,
стараются
сделать
приятное
друг
другу
и
взрослому,
я
понимаю,
что
проведённая работа имеет положительные результаты.
Общение – очень важная составляющая успешности каждого человека. Дети
должны как можно раньше научиться общаться, дружно играть и гармонично
развиваться.
Список литературы
1.Бабаева
Т.И.,
Гогоберидзе
А.Г.
,Михайлова
З.А.
Примерная
основная
общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» - СПб,
2011г.
2.Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших
дошкольников» - М.:АРКТИ, 2003г.
3.Дурова Н.В. «Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с
детьми дошкольного возраста» - М.: Мозаика-Синтез, 2000г.
4.Пазухина И.А. «Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция
эмоционального мира дошкольников 4-6 лет»- СПб: «Детство-пресс», 2008 г.
5.Семенака
С.И.
«Уроки
добра:
коррекционно-развивающая
программа
для
детей 5-7 лет» - М: АРКТИ, 2004 г.