Автор: Зеленова Елена Вячеславовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУСОШ№9 Населённый пункт: город Ногинск,Московской области Наименование материала: статья Тема: "Игра на уроке математики" Раздел: начальное образование
Использование игр на уроке математики
Игра — одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания
детей. Огромное значение игре как воспитательному средству придавал А. С.
Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда
вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в
игре». В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью.
С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция. Ведущая
деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом его
деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо
заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс
осложняется
возрастными
особенности
младших
школьников:
слабой
переключаемостью
внимания,
его
неустойчивостью,
не
произвольностью
памяти и мышления. Для преодоления этого и в учении должны широко
использоваться игровые формы активности детей — учебная деятельность
младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами.
И наконец, игра — это средство, снимающее неприятные или запретные для
личности школьника переживания.
Поэтому
учение
должно
быть
организовано
таким
образом,
чтобы
оно
выступало
как
свободная
форма
активности
учащихся,
и
такой
формой
активности, уже освоенной младшими школьниками, является игра.
Для младших школьников учение — новое и непривычное дело. Поэтому при
знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между
«внешним миром знания» и психикой ребенка. Игровое действие позволяет
осваивать
то,
что
заранее
вызывает
у
младшего
школьника
страх
неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной Премудрости,
что
мешает
свободному
освоению
знаний.
Кроме
того,
установка
на
выполнение
учебной
работы
у
детей
еще
не
сформирована.
Поэтому
основным
типом
дидактических
игр,
используемых
на
начальных
этапах,
являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие
напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному
режиму.
С
чего
начать?
Как
сделать
обучение
наиболее
эффективным?
Какими
методами,
средствами
поддерживать
интерес
к
учению?
Каким
образом
стереть ту резкую грань, которая лежит между школой и детским садом?
Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии — вот далеко не
целый перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным,
помогает повысить активность детей, усвоить знания. Дети играли дома, в
детском саду, игра пришла с ними в школу.
Важно с самого начала заинтересовать ребенка, поэтому урок можно начать
с игрового момента.
Учитель говорит:
—
Сегодня
в
гости
к
нам
пришел
сказочный
герой.
Его
часто
называют
деревянным человечком, у него длинный нос и красивый колпак. Дети, как
его зовут? Он принес письмо от папы Карло. (Зачитаем письмо, в котором
изложена просьба- научить его сына грамоте.) Ребята, возьмемся обучать
Буратино?
Все хотят помочь своему любимцу. Дети стараются писать, читать так, чтобы
на них обратил внимание и похвалил наш гость.
В гости к детям приходят Веселые человечки. Они приносят в разноцветных
конвертах задания, например, сравнить числа, решить примеры или задачи.
Приводит гостей, вырезанных из пенопласта, Чиполино. Директор школы
Веселых человечков Зайка предлагает детям провести соревнование с их
школой.
Однажды
на
урок
пришли
любимые
детские
игрушки.
Среди
игрушек
и
русская Матрешка. Эта игрушка с секретом. Что за секрет? Открываем по
одной
матрешке
и
в
каждой
—
задание.
Например,
в
одной
—
счет
от
данного числа в прямом направлении, в обратном направлении, через один,
два, во второй — работа по составу числа, в третьей — составление задачи по
примеру и т. п.
На
другом
уроке
у
любимицы
куклы
Маши
был
день
рождения.
Она
обратилась с просьбой помочь красиво подписать приглашения на праздник.
Подписывать будет тот, кто лучше всех напишет в прописях.
Перед Новым годом дети встречаются с Дедом Морозом. Выполнив все
задания (нахождение ошибок в примерах и исправление их, участие в игре
«Сколько?»
по
плакатам-аппликациям,
угадывание
числа,
которое
на
несколько
единиц
больше
или
меньше
данного),
дети
помогают
Деду
Морозу вернуть похищенную Снегурочку.
Дети очень любят путешествовать, поэтому на уроках я часто провожу игры-
путешествия.
Так, в один из дней мы отправляемся на паруснике (выясняем, из каких
геометрических
фигур
состоит
он)
открывать
новые
острова
—
острова
цветных цифр (красные — счет от 1 до 10 или счет через 1, 2, синие — счет от
10 до 1), задачные — жители, которых только и делают, что решают задачи.
Пробуем и мы решить их. Но что это? Начинается шторм — это разгневался
Черномор. Он требует выкупа, мы отгадываем все его загадки. Черномор
отпускает нас.
В страну Математики отправляемся на поезде, который составляем сами. Там
увидели много интересного: удивительное дерево, на котором растут цифры
и
арифметические
знаки.
Нам
пришлось
расселить
их
по
квартирам.
Заглянули в домик, в котором поссорились числа. Помогли им занять свои
места.
Встретили
первого
жителя
страны
—
мудреца
математики.
Он
предложил нам решить интересные задачи, посмотрел, как мы пишем в
тетрадях.
Попали еще в одну страну. Удивительная и непонятная эта страна. Все здесь
странно. Деревья растут вверх корнями, пятерки находятся в плену у двоек,
необычные животные выглядывают из-за кустов. Решив правильно задачи и
примеры, мы навели порядок в этой стране: освободили пятерки, правильно
посадили деревья и т. д.
В
солнечный
день
мы
отправляемся
на
экскурсию
в
«Волшебный
лес».
Вначале
мы
собираем
отряд
и
даем
ему
название,
затем
выясняем
количество
детей
в
отряде.
В
пути
с
нами
происходят
необыкновенные
приключения.
В
лесу
мы
находим
грибную
поляну,
но
грибы
можно
положить в корзинку только тогда, когда правильно решишь пример. Затем
попадаем на поляну. Ягоду можно сорвать тогда, когда в пример правильно
вставишь пропущенное число. Так же собираем шишки, орехи, цветы. На
привале занимаемся зарядкой.
Иногда на уроке использую сюжеты любимых сказок.
С интересом работаю со сказкой. «Теремок». Дети ее хорошо знают. Только
всем, кто просится пожить в домике, дается задание, например, взобраться
по числовой лесенке, составить примеры с ответом 2, 3, 4, 5. Дети помогают
всем, потому что хотят, чтобы все жили дружно под одной крышей.
Работая
с
детьми
над
усвоением
последовательности
чисел,
счета
предметов, таблиц сложения, предлагаю игры:
«Угадай-ка»
Вызванному
к
доске
ученику
завязываем
глаза.
Он
берет
с
наборного
полотна цифру. Остальным предлагаю такие задания: счет от данного числа в
прямом направлении, счет в обратном, счет через 1, 2 от заданного числа, не
называя этого числа, назвать числа большие, меньшие того числа, которое в
руке ученика. Отвечающий у доски должен отгадать число.
«Лыжная эстафета»
На
доске
самодельный
плакат
лыжни
с
прорезями,
отдельно
набор
пронумерованных
зверюшек.
Они
проводят
лыжную
эстафету.
Задания:
расставить зверюшек по порядку номеров, назвать, кто едет последним,
первым, между, перед, после... и т. д.
«Удивительное дерево»
На
доске
плакат-аппликация
«Дерево»
с
прорезями.
На
нем
цифры,
вырезанные из цветной бумаги. Красные — счет от данного числа в прямом
направлении, синие — в обратном, желтые — через 1, черные — через 2.
Используя самодельные плакаты, провожу такую же работу во время игр
«Кормушка»,
«Аквариум»,
«Елочка»
(вешаем
самодельные
игрушки),
«Санки»
(зверюшки
катаются
с
горки),
«Посадим
сад»,
«Строители»
(расставляем пронумерованные домики), «Составление букета».
Планируя проведение игры на уроке, никогда не забываю, что урок — это
труд, кропотливая работа. Игра — лишь небольшой элемент урока, который
служит достижению главной цели.