Напоминание

"Игра на уроке математики"


Автор: Зеленова Елена Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ№9
Населённый пункт: город Ногинск,Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Игра на уроке математики"
Раздел: начальное образование





Назад





Использование игр на уроке математики
Игра — одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре как воспитательному средству придавал А. С. Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция. Ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом его деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенности младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, не произвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого и в учении должны широко использоваться игровые формы активности детей — учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами. И наконец, игра — это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Поэтому учение должно быть организовано таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, уже освоенной младшими школьниками, является игра. Для младших школьников учение — новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной Премудрости, что мешает свободному освоению знаний. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму. С чего начать? Как сделать обучение наиболее эффективным? Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению? Каким образом стереть ту резкую грань, которая лежит между школой и детским садом?
Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии — вот далеко не целый перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания. Дети играли дома, в детском саду, игра пришла с ними в школу. Важно с самого начала заинтересовать ребенка, поэтому урок можно начать с игрового момента. Учитель говорит: — Сегодня в гости к нам пришел сказочный герой. Его часто называют деревянным человечком, у него длинный нос и красивый колпак. Дети, как его зовут? Он принес письмо от папы Карло. (Зачитаем письмо, в котором изложена просьба- научить его сына грамоте.) Ребята, возьмемся обучать Буратино? Все хотят помочь своему любимцу. Дети стараются писать, читать так, чтобы на них обратил внимание и похвалил наш гость. В гости к детям приходят Веселые человечки. Они приносят в разноцветных конвертах задания, например, сравнить числа, решить примеры или задачи. Приводит гостей, вырезанных из пенопласта, Чиполино. Директор школы Веселых человечков Зайка предлагает детям провести соревнование с их школой. Однажды на урок пришли любимые детские игрушки. Среди игрушек и русская Матрешка. Эта игрушка с секретом. Что за секрет? Открываем по одной матрешке и в каждой — задание. Например, в одной — счет от данного числа в прямом направлении, в обратном направлении, через один, два, во второй — работа по составу числа, в третьей — составление задачи по примеру и т. п. На другом уроке у любимицы куклы Маши был день рождения. Она обратилась с просьбой помочь красиво подписать приглашения на праздник. Подписывать будет тот, кто лучше всех напишет в прописях. Перед Новым годом дети встречаются с Дедом Морозом. Выполнив все задания (нахождение ошибок в примерах и исправление их, участие в игре «Сколько?» по плакатам-аппликациям, угадывание числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного), дети помогают Деду Морозу вернуть похищенную Снегурочку.
Дети очень любят путешествовать, поэтому на уроках я часто провожу игры- путешествия. Так, в один из дней мы отправляемся на паруснике (выясняем, из каких геометрических фигур состоит он) открывать новые острова — острова цветных цифр (красные — счет от 1 до 10 или счет через 1, 2, синие — счет от 10 до 1), задачные — жители, которых только и делают, что решают задачи. Пробуем и мы решить их. Но что это? Начинается шторм — это разгневался Черномор. Он требует выкупа, мы отгадываем все его загадки. Черномор отпускает нас. В страну Математики отправляемся на поезде, который составляем сами. Там увидели много интересного: удивительное дерево, на котором растут цифры и арифметические знаки. Нам пришлось расселить их по квартирам. Заглянули в домик, в котором поссорились числа. Помогли им занять свои места. Встретили первого жителя страны — мудреца математики. Он предложил нам решить интересные задачи, посмотрел, как мы пишем в тетрадях. Попали еще в одну страну. Удивительная и непонятная эта страна. Все здесь странно. Деревья растут вверх корнями, пятерки находятся в плену у двоек, необычные животные выглядывают из-за кустов. Решив правильно задачи и примеры, мы навели порядок в этой стране: освободили пятерки, правильно посадили деревья и т. д. В солнечный день мы отправляемся на экскурсию в «Волшебный лес». Вначале мы собираем отряд и даем ему название, затем выясняем количество детей в отряде. В пути с нами происходят необыкновенные приключения. В лесу мы находим грибную поляну, но грибы можно положить в корзинку только тогда, когда правильно решишь пример. Затем попадаем на поляну. Ягоду можно сорвать тогда, когда в пример правильно вставишь пропущенное число. Так же собираем шишки, орехи, цветы. На привале занимаемся зарядкой. Иногда на уроке использую сюжеты любимых сказок. С интересом работаю со сказкой. «Теремок». Дети ее хорошо знают. Только всем, кто просится пожить в домике, дается задание, например, взобраться по числовой лесенке, составить примеры с ответом 2, 3, 4, 5. Дети помогают всем, потому что хотят, чтобы все жили дружно под одной крышей.
Работая с детьми над усвоением последовательности чисел, счета предметов, таблиц сложения, предлагаю игры: «Угадай-ка» Вызванному к доске ученику завязываем глаза. Он берет с наборного полотна цифру. Остальным предлагаю такие задания: счет от данного числа в прямом направлении, счет в обратном, счет через 1, 2 от заданного числа, не называя этого числа, назвать числа большие, меньшие того числа, которое в руке ученика. Отвечающий у доски должен отгадать число. «Лыжная эстафета» На доске самодельный плакат лыжни с прорезями, отдельно набор пронумерованных зверюшек. Они проводят лыжную эстафету. Задания: расставить зверюшек по порядку номеров, назвать, кто едет последним, первым, между, перед, после... и т. д. «Удивительное дерево» На доске плакат-аппликация «Дерево» с прорезями. На нем цифры, вырезанные из цветной бумаги. Красные — счет от данного числа в прямом направлении, синие — в обратном, желтые — через 1, черные — через 2. Используя самодельные плакаты, провожу такую же работу во время игр «Кормушка», «Аквариум», «Елочка» (вешаем самодельные игрушки), «Санки» (зверюшки катаются с горки), «Посадим сад», «Строители» (расставляем пронумерованные домики), «Составление букета». Планируя проведение игры на уроке, никогда не забываю, что урок — это труд, кропотливая работа. Игра — лишь небольшой элемент урока, который служит достижению главной цели.


В раздел образования