Напоминание

"Хореография"


Автор: Осипова Светлана Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ООЦ"Олимп"
Населённый пункт: город Анжеро - Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: "Хореография"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Анжеро-Судженского городского округа

« Оздоровительно-образовательный центр «Олимп»

Принято на заседании Утверждаю:

Педагогического совета Директор МБУ ДО

от «___» __________20___г. «ООЦ «Олимп»

Протокол № ____________ _________ О.Н.

Чубарова

Приказ №__

от_________

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

Художественной направленности

«Хореография»

Возраст обучающихся – 6 - 7 лет

Срок реализации – 1 год

Автор-составитель:

Осипова Светлана Владимировна,

педагог дополнительного образования

Анжеро – Судженский городской округ, 2016

Содержание

2

Пояснительная

записка

…………………………………………………………………………………………3

Учебно

тематический

план

…………………………………………………………………………………6

Содержание

программного

материала

………………………………………………………………….7

Условия

реализации

программы

…………………………………………………………………………..12

Формы

аттестации

………………………………………………………………………………………………….13

Список

источников

и

литературы

…………………………………………………………………………..14

Планируемые

результаты

……………………………………………………………………………………….15

Методические

материалы

……………………………………………………………………………………….16

3

Пояснительная

записка

Хореографическое

искусство

массовое

искусство

доступное

всем

.

Благодаря

систематическому

образованию

и

воспитанию

учащиеся

приобретают

общую

эстетическую

и

танцевальную

культуру

,

а

развитие

танцевальных

и

музыкальных

способностей

помогает

более

тонкому

восприятию

хореографического

искусства

.

Занятия

хореографией

способствуют

развитию

общекультурного

кругозора

,

формируют

определенные

эстетические

принципы

и

ценности

,

а

также

позитивные

физиологические

показатели

человека

:

физическое

здоровье

и

выносливость

,

гармоничное

телосложение

.

Музыкально

ритмические

движения

являются

систематическим

видом

деятельности

,

следовательно

,

будут

развивать

и

музыкальный

слух

,

и

двигательные

способности

,

а

также

психические

процессы

,

которые

лежат

в

их

основе

.

Другими

словами

,

данная

программа

является

музыкально

ритмическим

психотренингом

для

детей

и

педагогов

,

развивающим

внимание

,

волю

,

память

,

подвижность

и

гибкость

мыслительных

процессов

,

направленным

также

на

развитие

музыкальности

и

эмоциональности

,

творческого

воображения

,

фантазии

,

способности

к

импровизации

в

движении

под

музыку

,

что

требует

свободного

и

осознанного

владения

телом

.

Содержание

программы

основано

на

нормативно

правовых

актов

:

-

Распоряжения

Правительства

РФ

от

24

апреля

2015

г

.

729

р

«

План

мероприятий

на

2015

2020

годы

по

реализации

Концепции

развития

дополнительного

образования

детей

» (

п

. 12, 17, 21);

-

Федеральным

Закон

Российской

Федерации

от

29.12.2012

г

.

273

«

Об

образовании

в

Российской

Федерации

» (

далее

ФЗ

№ 273);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013

г. № 1008 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ

№ 1008);

- положения Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября

2014г. № 1726-р (далее – Концепция);

4

- СанПин 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций

дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41

установлены требования к организации образовательного процесса.

Направленность программы – художественная;

Актуальность программы - соответствие современным достижениям в сфере

науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу

родителей

и

детей.

Актуальной

проблемой

в

настоящее

время

является

сохранение,

укрепление

здоровья

как

ценности,

а

также

формирование

мотивации

к

занятиям

физическими упражнениями, одним из таких путей являются занятия по хореографии.

Танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у

детей творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности – танца,

музыки и игры.

Отличительные особенности программы - заключается в том, что она дает

возможность раннего знакомства детей 6 – 7 лет с танцем и их первого активного

приобщения к этому виду художественной деятельности, обучение детей языку

танцевальных движений с целью формирования у них творчества в танце.

Характерными

особенностями

данной

программы

являются

достижение

максимальной

усвояемости

материала

за

счет

темпоритма

занятий

и

использование

инновационных

приемов

и

методов

обучения

:

мастер

классы

,

применение

психофизических

тренингов

для

создания

комфортной

обстановки

,

презентации

самостоятельных

работ

учащихся

.

Адресат программы – программа рассчитана на учащихся 6 - 7 лет.

Объём программы – учебный

план строится из расчета 36 недель, сроком

реализации – 1 год. Кратность и длительность занятий составляет 4 раза в неделю по 2

час, всего 144 часа.

Формы организации образовательного процесса – фронтальная – это выполнение

учащимися всей группы одинакового задания под руководством педагога; групповая – это

временное деление коллектива на группы (звенья, пары

др.) и выполнение каждой

группой «своих» заданий по указанию педагога; индивидуальная – каждый учащийся

выполняет индивидуальное задание независимо от других; поточная – предусматривает

непрерывность

выполнения

комплекса

упражнений,

т.е.

без

пауз

и

остановок,

что

значительно повышает плотность занятий.

Методы

обучения - изучение базовых движений может осуществляться

несколькими методами: словесным, показ, целостного разучивания упражнения и метод

5

расчлененного разучивания упражнения. Широко используется зеркальный показ, а также

метод

опосредованной наглядности, к которому относятся:

демонстрация наглядных

пособий,

учебных

видео

и

кинофильмов,

использование

различных

муляжей.

Используется

акцентируемый

показ

отдельных

фаз

движения.

Показ

обязательно

сопровождается

подсчетом

и

методическим

комментарием.

При

этом

необходимо

осуществлять

визуальный

контроль

за

учащимися,

что

обеспечит

безопасность

на

занятиях.

Формы обучения: теоретические и практические занятия.

Цель обучения - формирование творческой личности посредством обучения

детей

языку танца,

приобщение

учащихся

к миру танцевального

искусства,

являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.

В соответствии с данной целью формируются задачи, решаемые в процессе реализации

данной программы:

- способствовать созданию необходимых условий для личностного развития учащихся,

позитивной социализации и профессионального самоопределения;

-

способствовать

удовлетворению

индивидуальных

потребностей

учащихся

в

нравственном развитии и в занятиях физической культурой и спортом;

- способствовать выявлению, развитию и поддержки талантливых учащихся;

- содействовать духовно – нравственному и трудовому воспитанию учащихся;

-

способствовать

формированию

культуры

здорового

и

безопасного

образа

жизни,

укрепления

здоровья

учащихся,

содействовать

организации

свободного

времени

и

адаптации к жизни в обществе;

-

способствовать удовлетворению иных образовательных потребностей и интересов

учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Санитарно – гигиенические требования - занятия должны проводиться в зале,

соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Зал

должен

хорошо освещаться и

периодически

проветриваться.

Необходимо также

наличие раздевалки и душевой комнаты.

6

Учебно

тематический

план

Название

раздела

,

темы

Количество

часов

Формы

аттестации

(

контроля

)

всего

теория

практика

1.

Теоретическая

1.1

Техника

безопасности

на

учебном

занятии

.

4

4

-

1.2

История

танца

4

4

-

1.3

Терминология

2

2

-

Итого

10

10

-

Викторина

2.

ОФП

2.1

Гимнастические

упражнения

36

2

34

2.2

Акробатические

упражнения

18

2

16

2.3

Ритмика

44

-

44

Итого

98

4

94

Зачет

3.

СФП

3.1

Азбука

танцевального

движения

18

2

16

3.2

Классический

танец

36

2

34

3.3

Рисунки

танца

18

2

16

3.4

Черлидинг

36

2

34

3.5

Танец

на

воде

.

72

2

70

Итого

180

10

170

Показательны

е

выступления

Всего

288

24

264

7

Содержание

разделов

программы

1.

Теоретическая

подготовка

1.1

Техника безопасности на учебном занятии

Соблюдение основных санитарно - эпидемиологических требований к учебному занятию

в учреждении дополнительного образования детей. Правила поведения в спортивном зале,

бассейне, сауне, улице.

1.2 История танца.

Происхождение

танца

и

хореографии.

Периоды

развития

танца.

Истоки

русского

хореографического творчества.

1.3 Терминология

Словарь терминов (приложение №1).

2.

Общая

физическая

подготовка

2.1

Гимнастические

упражнения

В

программу

входят

:

-

с

продвижением

шаги

вперед

на

полупальцах

стоя

и

в

полуприседе

;

-

шаги

с

продвижением

вперед

на

стопе

,

сочетаемые

с

отведением

рук

назад

на

горизонтальном

уровне

;

-

бег

,

отведение

ног

назад

(

или

махи

),

наклоны

туловища

,

упражнения

для

стоп

;

-

упражнения

для

укрепления

мышц

ног

и

брюшного

пресса

;

-

упражнения

для

развития

гибкости

позвоночника

,

для

мышц

спины

;

-

упражнения

для

укрепления

мышц

бедер

,

голеностопных

суставов

;

-

подводящие

упражнения

к

продольным

шпагатам

и

непосредственно

шпагаты

.

8

2.2

Акробатические

упражнения

В

программу

входят

:

- «

Мост

»,

стойка

на

лопатках

с

последующим

переворотом

на

одно

колено

;

-

кувырки

в

сторону

,

вперед

,

назад

;

переворот

боком

– «

Колесо

»;

-

серии

и

комбинации

переворотов

.

2.3

Ритмика

В

программу

входят

основные

движения

:

-

шаги

с

носка

по

кругу

,

шаги

с

высоким

подъёмом

колена

,

шаги

на

полупальцах

и

пятках

,

шаги

в

комбинации

с

хлопками

,

галоп

;

- «

Звереритмика

» -

движения

имитирующие

повадки

зверей

и

птиц

;

-

сказочная

ритмика

,

включает

элементы

имитации

движений

героев

сказок

;

-

упражнения

на

развитие

музыкальности

и

чувства

ритма

;

-

упражнения

и

игры

по

ориентации

в

пространстве

;

-

упражнения

с

предметами

:

мячи

,

скакалки

,

пампушки

,

игрушки

,

платочки

и

т

.

д

.

3.

Специальная

физическая

подготовка

3.1

Азбука

танцевального

движения

-

понятие

:

осанка

,

постановка

корпуса

,

положение

головы

,

поклон

приветствие

;

-

хлопки

в

ладоши

,

простые

и

ритмические

.

Положение

рук

:

перед

собой

,

вверху

,

внизу

,

справа

и

слева

на

уровне

головы

;

-

музыкальные

темпы

:

вальс

,

полька

.

Импровизационные

движения

в

соответствии

с

каждым

темпом

;

9

- «

пружинка

» -

легкое

приседание

; «

мячик

» -

прыжки

по

6

позиции

;

-

понятия

«

птичка

», «

утюжок

», «

флажок

»;

- «

Топотушки

» -

притопы

в

небольшом

приседании

на

месте

и

в

продвижении

.

3.2

Классический

танец

В

программу

входят

:

-

экзерсис

у

станка

:

постановка

корпуса

лицом

к

станку

,

позиции

ног

1,2, 3

и

4.

Позиции

рук

:

подготовительное

положение

, I, II, III (

вначале

изучаются

на

середине

зала

при

неполной

выворотности

ног

. Demi – plies: I, II, III

позиции

.

Battements tendus

в

сторону

,

вперёд

,

назад

по

I

позиции

; Releves

по

I, II

позициям

с

вытянутых

ног

и

с

demi – plie.

-

экзерсис

на

середине

зала

:

позиции

рук

:

подготовительное

положение

, I, II, III.

Поклон

по

I

позиции

. Demi – plies

по

I, II, III,

позициям

. Battements tendus

в

сторону

,

вперёд

,

назад

:

по

I

позиции

.

3.3

Рисунки

танца

-

Понятие

пространственных

перестроений

:

линия

,

колонна

,

круг

.

Отработка

навыков

двигаться

по

кругу

:

лицом

и

спиной

;

по

одному

и

в

парах

.

Собираться

в

маленький

круг

и

расходиться

в

большой

круг

.

Перестроения

из

свободного

расположения

в

круг

и

обратно

.

Линия

.

Движения

в

линиях

,

смены

линиями

,

движение

в

линиях

вправо

и

влево

,

вперед

и

назад

. «

Змейка

» -

движение

по

линии

друг

за

другом

,

перестраиваясь

в

круг

.

Колонна

.

Понятие

«

колонна

».

Движение

в

колонне

вперед

.

Движения

в

колонне

на

месте

:

наклоны

в

стороны

через

одного

и

все

вместе

.

3.4

Черлидинг

-

Положения

кистей

рук

:

клинок

,

кулак

,

класп

-

хлопок

,

клэпы

,

вёдра

,

свечи

,

руки

на

бедрах

,

хай

ви

,

лоу

ви

,

Т

,

ломаное

Т

,

верхний

панч

,

Л

влево

,

Л

вправо

,

кинжалы

,

рамка

,

тачдаун

.

-

кричалки

:

чиры

и

сайдлайны

.

10

-

прыжки

: .

прыжки

со

страховкой

,

простой

прыжок

,

прыжок

в

группировку

,

лягушка

,

складка

.

3.5

Танец

на

воде

-

правила

техники

безопасности

в

бассейне

,

общеукрепляющие

упражнения

;

-

упражнения

для

ознакомления

с

основными

свойствами

воды

:

ходьба

по

дну

,

бег

,

ходьба

спиной

вперёд

,

ходьба

приставными

шагами

,

бег

вперед

с

помощью

попеременных

гребковых

движений

руками

.

-

погружение

в

воду

с

головой

:

упражнение

«

сядь

на

дно

».

Всплывание

и

лежание

: «

поплавок

», «

медуза

», «

звёздочка

на

груди

», «

звёздочка

на

спине

».

Скольжение

на

воде

.

-

игры

на

воде

:

море

волнуется

,

карпы

и

караси

,

подпрыгни

до

игрушки

,

дельфины

на

прогулке

,

лягушата

,

водолазы

,

морской

бой

,

подводный

телеграф

,

искатели

морских

сокровищ

,

насос

,

пятнашки

.

11

Знания, умения и навыки учащихся

Учащиеся должны знать:

1.Технику безопасности при проведении учебных

занятий в зале, центре, спортивном

зале, бассейне, сауне, улице.

2. Историю развития танца.

3. Словарь терминов.

Учащиеся должны уметь:

1.Выполнять основные элементы гимнастики, акробатики и ритмики

2. Создавать образы приемами подражания и имитации.

3.Начинать и заканчивать движения с началом и концом музыки, определять темп, ритм

музыки,

выполнять

движения

с

различной

силой

и

амплитудой

в

зависимости

от

динамических оттенков музыки.

12

Условия

реализации

программы

Материально-техническое обеспечение:

Для проведения занятий по аэробике желательно, при наличии отдельного зала:

высота потолка - не менее 3м;

размещение зеркал - не менее 2-х (по длине и ширине зала) - на расстоянии от пола -15 см,

при высоте- 2,2-2,5 м.;

структура полов - деревянная предпочтительно-плавающий паркет;

стены, дверь – звукоизоляция.

Необходимое оборудование: музыкальный центр, CD - Player , I - Pod/Pad подключение

микрофоны (A - mic), стойка для музыкального оборудования, хореографический станок,

экранно – звуковые пособия, маты гимнастические, коврики гимнастические, скакалки,

мячи, конусы.

Температурный режим от 18 до 20 градусов С, влажность - менее 60%, частота

воздухообмена-8-12 в час.

13

Формы

аттестации

Формой

реализации

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

«

Хореография

»

предполагаются

:

открытые

уроки

,

мониторинг

(

приложение

№ 2 ) ,

показательные

выступления

в

различных

концертных

программах

,

конкурсах

,

фестивалях

.

Реализация

этой

программы

возможна

на

основе

следующих

принципов

:

целенаправленность

учебного

процесса

;

систематичность

и

регулярность

занятий

;

постепенность

развития

природных

данных

учащихся

;

строгая

последовательность

в

овладении

лексикой

и

техническими

приёмами

танца

;

доступность

учебного

материала

;

учёт

возрастных

физических

и

технологических

возможностей

детей

;

результативность

обучения

;

индивидуальный

подход

в

обучении

;

комфортная

эмоциональная

среда

на

занятиях

в

коллективе

.

14

Список

источников

и

литературы

1.

Майстрова

,

Л

.

А

.

Хореография

,

ребёнок

и

природа

. [

Текст

]

Воспитание

эмоционально

нравственного

отношения

к

природе

у

детей

6 – 10

лет

по

программе

«

Экотанцпластика

» /

Л

.

Ф

.

Майстрова

. –

М

.:

Издательство

ГНОМ

, 2012. – 224

с

.

2.

Соколова

,

Е

.

Черлидинг

.

Как

подготовить

команду

. [

Текст

]

Методическое

пособие

для

тренеров

по

черлидингу

./

Е

.

Соколова

. –

Москва

, 2008. – 44

с

.

3.

Винер,

И.А.,

Горбулина

Н.М.,

Цыганкова

О.Д.

Программа

дополнительного

образования [Текст]/ под редакцией И.А. Винер. – Москва: «Просвещение», 2011. –

22с.

4.

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условии реализации

требований федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования [Текст]: учебно – методическое пособие: в 3 ч./ авторы – сост.:

В.Г. Черемисина, Е.А. Пахомова, О,Б. Лысых.; под общей ред. Н.Э. Касаткиной,

Е.Л. Рудневой. - Кемерово: Изд – во КРИПКиПРО, 2011. – 269 с.

5.

Сулим

,

Е

.

В

.

Детский

фитнес

. [

Текст

]

Физкультурные

занятия

для

детей

3 –

т

5

лет

./

авт

. –

сост

.

Е

.

В

.

Сулим

. –

М

.:

ТЦ

Сфера

, 2014. – 160

с

.

6.

Подольская, Е.И. Оздоровительная гимнастика [Текст] / авт. – сост. Е.И.Подольская.

– Волгоград: Учитель, 2013. – 143 с.

7.

Пинаева

,

Е

.

А

.

Ритмика

и

танец

. [

Текст

]

Примерная

программа

для

детских

хореографических

школ

и

хореографических

отделений

детских

школ

искусств

(

подготовительные

классы

)./

Е

.

А

.

Пинаева

. –

Москва

, 2006.

8.

Шершнев

,

В

.

Г

.

От

ритмики

к

танцу

. [

Текст

]

Развитие

художественно

-

творческих

способностей

детей

4-7

лет

средствами

ритмики

и

хореографии

.

Программа

для

образовательных

учреждений

дополнительного

образования

детей

Московской

области

. /

В

.

Г

.

Шершнева

. –

М

.:

Издательский

дом

«

Один

из

лучших

», 2008.

9.

Горшкова

,

Е

.

От

жеста

к

танцу

. [

Текст

]

Методика

и

конспекты

занятий

по

развитию

у

детей

5 – 7

лет

творчества

в

танце

./

Е

.

Горшкова

. –

М

.:

Издательство

«

Гном

и

Д

»., 2002. – 120

с

.

15

Планируемые

результаты

В

результате

обучения

по

программе

учащиеся

будут

иметь

:

-

представление

о

хореографическом

искусстве

;

-

владеть

практическими

умениями

и

навыками

,

теоретическими

знаниями

в

объёме

данной

программы

;

-

научаться

чувствовать

собственное

тело

,

как

в

физических

аспектах

,

так

и

духовных

его

проявлениях

;

-

приобретут

общую

эстетическую

и

танцевальную

культуру

;

научаться

самостоятельно

пользоваться

полученными

практическими

навыками

и

теоретическими

.

-

у

учащихся

сформируется

определенная

нравственная

культура

;

-

выработается

социальная

адаптация

,

помогающей

им

преодолевать

сложные

жизненные

ситуации

;

-

сформируется

выраженное

желание

и

умение

самостоятельного

образовательного

,

творческого

и

духовного

развития

;

-

сформируется

готовность

к

обучению

в

школе

за

счёт

повышенной

работоспособности

,

конкурентоспособности

,

укрепиться

здоровье

и

физическая

выносливость

16

Методические

материалы

Приложение

№1

Словарь терминов

Аэробика – гимнастика под ритмическую музыку, которая помогает соблюдать ритм

выполнения упражнений.

Выносливость – способность человека сопротивляться действию повторных нагрузок.

Гибкость – способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой.

Гимнастика – вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в

вольных упражнениях и опорных прыжках.

Дыхание – совокупность

процессов, обеспечивающих

поступление

в

организм

кислорода.

Здоровье – состояние живого организма, при котором он способен полностью выполнять

свои функции.

Здоровый

образ

жизни-

образ

жизни

человека

с

целью

профилактики

болезней

и

укрепления здоровья.

И г р ы

д е т с к и е

вид

активной

деятельности

детей,

заключающийся

обычно

воспроизведении ими окружающейся жизни.

Организм

тело,

обладающее

совокупностью

свойств,

отличающих

его

от

неживой

материи.

Партерная гимнастика – выполнение различного рода упражнений в положении сидя,

лежа на боку, из различных упоров.

Полька – быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки.

Пульс – колебания стенок кровеносных сосудов.

Режим дня – заранее точно установленный, размеренный образ жизни.

Танец

вид

искусства,

в

котором

художественный

образ

создаётся

посредством

ритмичных пластичных движений и смены выразительных положений человеческого тела.

С и л а

способность

человека

преодолевать

внешнее

сопротивление

или

противодействовать внешним силам за счет мышечных усилий.

Спортивная

гимнастика

вид спорта, включающий соревнования на гимнастических

снарядах, в вольных упражнениях и опорных прыжках.

Физическая культура – сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и

укрепления

здоровья,

развитие

психофизических

способностей

человека

в

процессе

осознанной двигательной активности.

Фитнес – это общая физическая подготовленность организма человека.

17

Приложение №2



В раздел образования