Автор: Осипова Светлана Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ООЦ"Олимп"
Населённый пункт: город Анжеро - Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: "Хореография"
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Анжеро-Судженского городского округа
« Оздоровительно-образовательный центр «Олимп»
Принято на заседании Утверждаю:
Педагогического совета Директор МБУ ДО
от «___» __________20___г. «ООЦ «Олимп»
Протокол № ____________ _________ О.Н.
Чубарова
Приказ №__
от_________
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Хореография»
Возраст обучающихся – 6 - 7 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Осипова Светлана Владимировна,
педагог дополнительного образования
Анжеро – Судженский городской округ, 2016
Содержание
2
Пояснительная
записка
…………………………………………………………………………………………3
Учебно
–
тематический
план
…………………………………………………………………………………6
Содержание
программного
материала
………………………………………………………………….7
Условия
реализации
программы
…………………………………………………………………………..12
Формы
аттестации
………………………………………………………………………………………………….13
Список
источников
и
литературы
…………………………………………………………………………..14
Планируемые
результаты
……………………………………………………………………………………….15
Методические
материалы
……………………………………………………………………………………….16
3
Пояснительная
записка
Хореографическое
искусство
–
массовое
искусство
доступное
всем
.
Благодаря
систематическому
образованию
и
воспитанию
учащиеся
приобретают
общую
эстетическую
и
танцевальную
культуру
,
а
развитие
танцевальных
и
музыкальных
способностей
помогает
более
тонкому
восприятию
хореографического
искусства
.
Занятия
хореографией
способствуют
развитию
общекультурного
кругозора
,
формируют
определенные
эстетические
принципы
и
ценности
,
а
также
позитивные
физиологические
показатели
человека
:
физическое
здоровье
и
выносливость
,
гармоничное
телосложение
.
Музыкально
–
ритмические
движения
являются
систематическим
видом
деятельности
,
следовательно
,
будут
развивать
и
музыкальный
слух
,
и
двигательные
способности
,
а
также
психические
процессы
,
которые
лежат
в
их
основе
.
Другими
словами
,
данная
программа
является
музыкально
–
ритмическим
психотренингом
для
детей
и
педагогов
,
развивающим
внимание
,
волю
,
память
,
подвижность
и
гибкость
мыслительных
процессов
,
направленным
также
на
развитие
музыкальности
и
эмоциональности
,
творческого
воображения
,
фантазии
,
способности
к
импровизации
в
движении
под
музыку
,
что
требует
свободного
и
осознанного
владения
телом
.
Содержание
программы
основано
на
нормативно
–
правовых
актов
:
-
Распоряжения
Правительства
РФ
от
24
апреля
2015
г
.
№
729
–
р
«
План
мероприятий
на
2015
–
2020
годы
по
реализации
Концепции
развития
дополнительного
образования
детей
» (
п
. 12, 17, 21);
-
Федеральным
Закон
Российской
Федерации
от
29.12.2012
г
.
№
273
«
Об
образовании
в
Российской
Федерации
» (
далее
–
ФЗ
№ 273);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013
г. № 1008 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ
№ 1008);
- положения Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября
2014г. № 1726-р (далее – Концепция);
4
- СанПин 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41
установлены требования к организации образовательного процесса.
Направленность программы – художественная;
Актуальность программы - соответствие современным достижениям в сфере
науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу
родителей
и
детей.
Актуальной
проблемой
в
настоящее
время
является
сохранение,
укрепление
здоровья
как
ценности,
а
также
формирование
мотивации
к
занятиям
физическими упражнениями, одним из таких путей являются занятия по хореографии.
Танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у
детей творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности – танца,
музыки и игры.
Отличительные особенности программы - заключается в том, что она дает
возможность раннего знакомства детей 6 – 7 лет с танцем и их первого активного
приобщения к этому виду художественной деятельности, обучение детей языку
танцевальных движений с целью формирования у них творчества в танце.
Характерными
особенностями
данной
программы
являются
достижение
максимальной
усвояемости
материала
за
счет
темпоритма
занятий
и
использование
инновационных
приемов
и
методов
обучения
:
мастер
–
классы
,
применение
психофизических
тренингов
для
создания
комфортной
обстановки
,
презентации
самостоятельных
работ
учащихся
.
Адресат программы – программа рассчитана на учащихся 6 - 7 лет.
Объём программы – учебный
план строится из расчета 36 недель, сроком
реализации – 1 год. Кратность и длительность занятий составляет 4 раза в неделю по 2
час, всего 144 часа.
Формы организации образовательного процесса – фронтальная – это выполнение
учащимися всей группы одинакового задания под руководством педагога; групповая – это
временное деление коллектива на группы (звенья, пары
др.) и выполнение каждой
группой «своих» заданий по указанию педагога; индивидуальная – каждый учащийся
выполняет индивидуальное задание независимо от других; поточная – предусматривает
непрерывность
выполнения
комплекса
упражнений,
т.е.
без
пауз
и
остановок,
что
значительно повышает плотность занятий.
Методы
обучения - изучение базовых движений может осуществляться
несколькими методами: словесным, показ, целостного разучивания упражнения и метод
5
расчлененного разучивания упражнения. Широко используется зеркальный показ, а также
метод
опосредованной наглядности, к которому относятся:
демонстрация наглядных
пособий,
учебных
видео
–
и
кинофильмов,
использование
различных
муляжей.
Используется
акцентируемый
показ
отдельных
фаз
движения.
Показ
обязательно
сопровождается
подсчетом
и
методическим
комментарием.
При
этом
необходимо
осуществлять
визуальный
контроль
за
учащимися,
что
обеспечит
безопасность
на
занятиях.
Формы обучения: теоретические и практические занятия.
Цель обучения - формирование творческой личности посредством обучения
детей
языку танца,
приобщение
учащихся
к миру танцевального
искусства,
являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
В соответствии с данной целью формируются задачи, решаемые в процессе реализации
данной программы:
- способствовать созданию необходимых условий для личностного развития учащихся,
позитивной социализации и профессионального самоопределения;
-
способствовать
удовлетворению
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
нравственном развитии и в занятиях физической культурой и спортом;
- способствовать выявлению, развитию и поддержки талантливых учащихся;
- содействовать духовно – нравственному и трудовому воспитанию учащихся;
-
способствовать
формированию
культуры
здорового
и
безопасного
образа
жизни,
укрепления
здоровья
учащихся,
содействовать
организации
свободного
времени
и
адаптации к жизни в обществе;
-
способствовать удовлетворению иных образовательных потребностей и интересов
учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Санитарно – гигиенические требования - занятия должны проводиться в зале,
соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Зал
должен
хорошо освещаться и
периодически
проветриваться.
Необходимо также
наличие раздевалки и душевой комнаты.
6
Учебно
–
тематический
план
№
Название
раздела
,
темы
Количество
часов
Формы
аттестации
(
контроля
)
всего
теория
практика
1.
Теоретическая
1.1
Техника
безопасности
на
учебном
занятии
.
4
4
-
1.2
История
танца
4
4
-
1.3
Терминология
2
2
-
Итого
10
10
-
Викторина
2.
ОФП
2.1
Гимнастические
упражнения
36
2
34
2.2
Акробатические
упражнения
18
2
16
2.3
Ритмика
44
-
44
Итого
98
4
94
Зачет
3.
СФП
3.1
Азбука
танцевального
движения
18
2
16
3.2
Классический
танец
36
2
34
3.3
Рисунки
танца
18
2
16
3.4
Черлидинг
36
2
34
3.5
Танец
на
воде
.
72
2
70
Итого
180
10
170
Показательны
е
выступления
Всего
288
24
264
7
Содержание
разделов
программы
1.
Теоретическая
подготовка
1.1
Техника безопасности на учебном занятии
Соблюдение основных санитарно - эпидемиологических требований к учебному занятию
в учреждении дополнительного образования детей. Правила поведения в спортивном зале,
бассейне, сауне, улице.
1.2 История танца.
Происхождение
танца
и
хореографии.
Периоды
развития
танца.
Истоки
русского
хореографического творчества.
1.3 Терминология
Словарь терминов (приложение №1).
2.
Общая
физическая
подготовка
2.1
Гимнастические
упражнения
В
программу
входят
:
-
с
продвижением
шаги
вперед
на
полупальцах
стоя
и
в
полуприседе
;
-
шаги
с
продвижением
вперед
на
стопе
,
сочетаемые
с
отведением
рук
назад
на
горизонтальном
уровне
;
-
бег
,
отведение
ног
назад
(
или
махи
),
наклоны
туловища
,
упражнения
для
стоп
;
-
упражнения
для
укрепления
мышц
ног
и
брюшного
пресса
;
-
упражнения
для
развития
гибкости
позвоночника
,
для
мышц
спины
;
-
упражнения
для
укрепления
мышц
бедер
,
голеностопных
суставов
;
-
подводящие
упражнения
к
продольным
шпагатам
и
непосредственно
шпагаты
.
8
2.2
Акробатические
упражнения
В
программу
входят
:
- «
Мост
»,
стойка
на
лопатках
с
последующим
переворотом
на
одно
колено
;
-
кувырки
в
сторону
,
вперед
,
назад
;
переворот
боком
– «
Колесо
»;
-
серии
и
комбинации
переворотов
.
2.3
Ритмика
В
программу
входят
основные
движения
:
-
шаги
с
носка
по
кругу
,
шаги
с
высоким
подъёмом
колена
,
шаги
на
полупальцах
и
пятках
,
шаги
в
комбинации
с
хлопками
,
галоп
;
- «
Звереритмика
» -
движения
имитирующие
повадки
зверей
и
птиц
;
-
сказочная
ритмика
,
включает
элементы
имитации
движений
героев
сказок
;
-
упражнения
на
развитие
музыкальности
и
чувства
ритма
;
-
упражнения
и
игры
по
ориентации
в
пространстве
;
-
упражнения
с
предметами
:
мячи
,
скакалки
,
пампушки
,
игрушки
,
платочки
и
т
.
д
.
3.
Специальная
физическая
подготовка
3.1
Азбука
танцевального
движения
-
понятие
:
осанка
,
постановка
корпуса
,
положение
головы
,
поклон
–
приветствие
;
-
хлопки
в
ладоши
,
простые
и
ритмические
.
Положение
рук
:
перед
собой
,
вверху
,
внизу
,
справа
и
слева
на
уровне
головы
;
-
музыкальные
темпы
:
вальс
,
полька
.
Импровизационные
движения
в
соответствии
с
каждым
темпом
;
9
- «
пружинка
» -
легкое
приседание
; «
мячик
» -
прыжки
по
6
позиции
;
-
понятия
«
птичка
», «
утюжок
», «
флажок
»;
- «
Топотушки
» -
притопы
в
небольшом
приседании
на
месте
и
в
продвижении
.
3.2
Классический
танец
В
программу
входят
:
-
экзерсис
у
станка
:
постановка
корпуса
лицом
к
станку
,
позиции
ног
1,2, 3
и
4.
Позиции
рук
:
подготовительное
положение
, I, II, III (
вначале
изучаются
на
середине
зала
при
неполной
выворотности
ног
. Demi – plies: I, II, III
позиции
.
Battements tendus
в
сторону
,
вперёд
,
назад
по
I
позиции
; Releves
по
I, II
позициям
с
вытянутых
ног
и
с
demi – plie.
-
экзерсис
на
середине
зала
:
позиции
рук
:
подготовительное
положение
, I, II, III.
Поклон
по
I
позиции
. Demi – plies
по
I, II, III,
позициям
. Battements tendus
в
сторону
,
вперёд
,
назад
:
по
I
позиции
.
3.3
Рисунки
танца
-
Понятие
пространственных
перестроений
:
линия
,
колонна
,
круг
.
Отработка
навыков
двигаться
по
кругу
:
лицом
и
спиной
;
по
одному
и
в
парах
.
Собираться
в
маленький
круг
и
расходиться
в
большой
круг
.
Перестроения
из
свободного
расположения
в
круг
и
обратно
.
Линия
.
Движения
в
линиях
,
смены
линиями
,
движение
в
линиях
вправо
и
влево
,
вперед
и
назад
. «
Змейка
» -
движение
по
линии
друг
за
другом
,
перестраиваясь
в
круг
.
Колонна
.
Понятие
«
колонна
».
Движение
в
колонне
вперед
.
Движения
в
колонне
на
месте
:
наклоны
в
стороны
через
одного
и
все
вместе
.
3.4
Черлидинг
-
Положения
кистей
рук
:
клинок
,
кулак
,
класп
-
хлопок
,
клэпы
,
вёдра
,
свечи
,
руки
на
бедрах
,
хай
ви
,
лоу
ви
,
Т
,
ломаное
Т
,
верхний
панч
,
Л
–
влево
,
Л
–
вправо
,
кинжалы
,
рамка
,
тачдаун
.
-
кричалки
:
чиры
и
сайдлайны
.
10
-
прыжки
: .
прыжки
со
страховкой
,
простой
прыжок
,
прыжок
в
группировку
,
лягушка
,
складка
.
3.5
Танец
на
воде
-
правила
техники
безопасности
в
бассейне
,
общеукрепляющие
упражнения
;
-
упражнения
для
ознакомления
с
основными
свойствами
воды
:
ходьба
по
дну
,
бег
,
ходьба
спиной
вперёд
,
ходьба
приставными
шагами
,
бег
вперед
с
помощью
попеременных
гребковых
движений
руками
.
-
погружение
в
воду
с
головой
:
упражнение
«
сядь
на
дно
».
Всплывание
и
лежание
: «
поплавок
», «
медуза
», «
звёздочка
на
груди
», «
звёздочка
на
спине
».
Скольжение
на
воде
.
-
игры
на
воде
:
море
волнуется
,
карпы
и
караси
,
подпрыгни
до
игрушки
,
дельфины
на
прогулке
,
лягушата
,
водолазы
,
морской
бой
,
подводный
телеграф
,
искатели
морских
сокровищ
,
насос
,
пятнашки
.
11
Знания, умения и навыки учащихся
Учащиеся должны знать:
1.Технику безопасности при проведении учебных
занятий в зале, центре, спортивном
зале, бассейне, сауне, улице.
2. Историю развития танца.
3. Словарь терминов.
Учащиеся должны уметь:
1.Выполнять основные элементы гимнастики, акробатики и ритмики
2. Создавать образы приемами подражания и имитации.
3.Начинать и заканчивать движения с началом и концом музыки, определять темп, ритм
музыки,
выполнять
движения
с
различной
силой
и
амплитудой
в
зависимости
от
динамических оттенков музыки.
12
Условия
реализации
программы
Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий по аэробике желательно, при наличии отдельного зала:
высота потолка - не менее 3м;
размещение зеркал - не менее 2-х (по длине и ширине зала) - на расстоянии от пола -15 см,
при высоте- 2,2-2,5 м.;
структура полов - деревянная предпочтительно-плавающий паркет;
стены, дверь – звукоизоляция.
Необходимое оборудование: музыкальный центр, CD - Player , I - Pod/Pad подключение
микрофоны (A - mic), стойка для музыкального оборудования, хореографический станок,
экранно – звуковые пособия, маты гимнастические, коврики гимнастические, скакалки,
мячи, конусы.
Температурный режим от 18 до 20 градусов С, влажность - менее 60%, частота
воздухообмена-8-12 в час.
13
Формы
аттестации
Формой
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«
Хореография
»
предполагаются
:
открытые
уроки
,
мониторинг
(
приложение
№ 2 ) ,
показательные
выступления
в
различных
концертных
программах
,
конкурсах
,
фестивалях
.
Реализация
этой
программы
возможна
на
основе
следующих
принципов
:
целенаправленность
учебного
процесса
;
систематичность
и
регулярность
занятий
;
постепенность
развития
природных
данных
учащихся
;
строгая
последовательность
в
овладении
лексикой
и
техническими
приёмами
танца
;
доступность
учебного
материала
;
учёт
возрастных
физических
и
технологических
возможностей
детей
;
результативность
обучения
;
индивидуальный
подход
в
обучении
;
комфортная
эмоциональная
среда
на
занятиях
в
коллективе
.
14
Список
источников
и
литературы
1.
Майстрова
,
Л
.
А
.
Хореография
,
ребёнок
и
природа
. [
Текст
]
Воспитание
эмоционально
–
нравственного
отношения
к
природе
у
детей
6 – 10
лет
по
программе
«
Экотанцпластика
» /
Л
.
Ф
.
Майстрова
. –
М
.:
Издательство
ГНОМ
, 2012. – 224
с
.
2.
Соколова
,
Е
.
Черлидинг
.
Как
подготовить
команду
. [
Текст
]
Методическое
пособие
для
тренеров
по
черлидингу
./
Е
.
Соколова
. –
Москва
, 2008. – 44
с
.
3.
Винер,
И.А.,
Горбулина
Н.М.,
Цыганкова
О.Д.
Программа
дополнительного
образования [Текст]/ под редакцией И.А. Винер. – Москва: «Просвещение», 2011. –
22с.
4.
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условии реализации
требований федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования [Текст]: учебно – методическое пособие: в 3 ч./ авторы – сост.:
В.Г. Черемисина, Е.А. Пахомова, О,Б. Лысых.; под общей ред. Н.Э. Касаткиной,
Е.Л. Рудневой. - Кемерово: Изд – во КРИПКиПРО, 2011. – 269 с.
5.
Сулим
,
Е
.
В
.
Детский
фитнес
. [
Текст
]
Физкультурные
занятия
для
детей
3 –
т
5
лет
./
авт
. –
сост
.
Е
.
В
.
Сулим
. –
М
.:
ТЦ
Сфера
, 2014. – 160
с
.
6.
Подольская, Е.И. Оздоровительная гимнастика [Текст] / авт. – сост. Е.И.Подольская.
– Волгоград: Учитель, 2013. – 143 с.
7.
Пинаева
,
Е
.
А
.
Ритмика
и
танец
. [
Текст
]
Примерная
программа
для
детских
хореографических
школ
и
хореографических
отделений
детских
школ
искусств
(
подготовительные
классы
)./
Е
.
А
.
Пинаева
. –
Москва
, 2006.
8.
Шершнев
,
В
.
Г
.
От
ритмики
к
танцу
. [
Текст
]
Развитие
художественно
-
творческих
способностей
детей
4-7
лет
средствами
ритмики
и
хореографии
.
Программа
для
образовательных
учреждений
дополнительного
образования
детей
Московской
области
. /
В
.
Г
.
Шершнева
. –
М
.:
Издательский
дом
«
Один
из
лучших
», 2008.
9.
Горшкова
,
Е
.
От
жеста
к
танцу
. [
Текст
]
Методика
и
конспекты
занятий
по
развитию
у
детей
5 – 7
лет
творчества
в
танце
./
Е
.
Горшкова
. –
М
.:
Издательство
«
Гном
и
Д
»., 2002. – 120
с
.
15
Планируемые
результаты
В
результате
обучения
по
программе
учащиеся
будут
иметь
:
-
представление
о
хореографическом
искусстве
;
-
владеть
практическими
умениями
и
навыками
,
теоретическими
знаниями
в
объёме
данной
программы
;
-
научаться
чувствовать
собственное
тело
,
как
в
физических
аспектах
,
так
и
духовных
его
проявлениях
;
-
приобретут
общую
эстетическую
и
танцевальную
культуру
;
научаться
самостоятельно
пользоваться
полученными
практическими
навыками
и
теоретическими
.
-
у
учащихся
сформируется
определенная
нравственная
культура
;
-
выработается
социальная
адаптация
,
помогающей
им
преодолевать
сложные
жизненные
ситуации
;
-
сформируется
выраженное
желание
и
умение
самостоятельного
образовательного
,
творческого
и
духовного
развития
;
-
сформируется
готовность
к
обучению
в
школе
за
счёт
повышенной
работоспособности
,
конкурентоспособности
,
укрепиться
здоровье
и
физическая
выносливость
16
Методические
материалы
Приложение
№1
Словарь терминов
Аэробика – гимнастика под ритмическую музыку, которая помогает соблюдать ритм
выполнения упражнений.
Выносливость – способность человека сопротивляться действию повторных нагрузок.
Гибкость – способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой.
Гимнастика – вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в
вольных упражнениях и опорных прыжках.
Дыхание – совокупность
процессов, обеспечивающих
поступление
в
организм
кислорода.
Здоровье – состояние живого организма, при котором он способен полностью выполнять
свои функции.
Здоровый
образ
жизни-
образ
жизни
человека
с
целью
профилактики
болезней
и
укрепления здоровья.
И г р ы
д е т с к и е
– вид
активной
деятельности
детей,
заключающийся
обычно
воспроизведении ими окружающейся жизни.
Организм
– тело,
обладающее
совокупностью
свойств,
отличающих
его
от
неживой
материи.
Партерная гимнастика – выполнение различного рода упражнений в положении сидя,
лежа на боку, из различных упоров.
Полька – быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки.
Пульс – колебания стенок кровеносных сосудов.
Режим дня – заранее точно установленный, размеренный образ жизни.
Танец
– вид
искусства,
в
котором
художественный
образ
создаётся
посредством
ритмичных пластичных движений и смены выразительных положений человеческого тела.
С и л а
– способность
человека
преодолевать
внешнее
сопротивление
или
противодействовать внешним силам за счет мышечных усилий.
Спортивная
гимнастика
– вид спорта, включающий соревнования на гимнастических
снарядах, в вольных упражнениях и опорных прыжках.
Физическая культура – сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и
укрепления
здоровья,
развитие
психофизических
способностей
человека
в
процессе
осознанной двигательной активности.
Фитнес – это общая физическая подготовленность организма человека.
17
Приложение №2