Напоминание

"Игра на уроке математики"


Автор: Барышникова Наталья Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1
Населённый пункт: город Электросталь,Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Игра на уроке математики"
Раздел: начальное образование





Назад




«

Игра на уроке математики»

Ребенок, отправляясь в школу, ждет что-то новое ,радостное ,интересное,

надеется на успех, одобрение учителя. И эти ожидания должны оправдаться.

В первое время пребывания в школе большинство детей не воспринимают

учебную деятельность как учебную, со всеми ее особенностями, правилами

и

требованиями.

Для

выполнения

учебной

деятельности

у

них

еще

нет

необходимых

умений

и

навыков,

не

развиты

внимание,

усидчивость,

работоспособность. Учение они воспринимают как новый, более серьезный

вид игры, с новыми правилами и результатами. Но у детей есть огромное

желание учиться. Все это обязывает строить учебную деятельность детей

принципиально по-новому. В ней должны быть теснейшим образом связаны

понятия «урок» и «игра». Нельзя представить урок у первоклашек без игры,

ибо игра остается для них ведущей деятельностью. Слова Ш. А. Амонаш-

вили: «...без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в

мир

знаний

и

нравственных

переживаний,

сделать

их

активными

участниками и творцами урока»— стали для меня основным правилом в

работе.

Стремлюсь

создать

на

каждом

уроке

такую

учебную

ситуацию,

которая позволила бы каждому ребенку проявить себя.

Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует и развитию

познавательной деятельности, и воспитанию нравственных начал. Игры или

несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с

материалом учебника, дают большой результат. У ребенка фантазия развита

настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он

принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру.

С большим успехом у нас на уроках проходили такие игры, как «Экскурсия

в

лес»,

«Путешествие

по

городу»,

«Почтальон»,

«На

дне

рождения

Незнайки», «В цирке», «Покупатели», «В гостях у героев мультфильмов» и

др. Хочу остановиться на одном лишь уроке.

В начале урока спрашиваю:

— Дети, вы хотите погулять по зимнему лесу? (Конечно, хотят все.)

— На чем легче идти по снегу?

— Верно, на лыжах. Встаем все на лыжи. Идем, как лыжник (дети

имитируют движение лыжника).

Устный счет (оформление на доске). Лыжник идет от одного флажка к

другому, дети устно решают примеры, записанные на флажках. Итак, мы в

лесу.

Решаем задачи.

— Кого мы можем встретить в лесу? Чем угостить?

Решение задач: «У нас в корзине было 6 морковок. Одну отдали зайке.

Сколько осталось?»; «Было 5 шишек, одну дали белочке. Сколько шишек

осталось?»; «На кормушке было 3 птички. Мы подсыпали корма, и прилетела

еще 1 птичка и потом еще 1. Сколько стало птичек?»

Практические упражнения.

— Пришли на полянку. Давайте слепим снеговиков.

Дети, оперируя раздаточным счетным материалом «снеговики» знакомятся

с приемом прибавления и вычитания числа 1.

Пошел

снег.

Он

падает,

кружится.

(Дети

имитируют

падающие

снежинки.)

Работа по учебнику и в тетради связана так же с игрой.

Закончился I класс. Начался второй учебный год для моих детей, и я

поняла, что с игрой прощаться рано, она еще нужна. Но игра стала по

содержанию серьезнее, хотя функции ее остались те же: учить и вос-

питывать. Например, проводя игру «Мы в почтовом отделении»), дети

отвечают на вопросы: что такое почта? Кто там работает? Что там делают?

Во время проведения устного счета включаю игровой момент —

отправление письма. На доске три почтовых ящика. На первом написано

число

15,

на

втором

20,

на

третьем

13.

Эти

числа

служат

ответом

к

решаемым примерам.

Получая ответ, дети соединяют его с соответствующим ящиком, затем

читают примеры и называют компоненты при сложении.

Используя числа, записанные на почтовых ящиках, дети составляют

задачи на сравнение и решают их.

При решении задач № 3, 4, 5 обращаю внимание детей на их содержание.

Спрашиваю: для чего выписывают газеты и журналы? Какие газеты и

журналы

выписывает

ваша

семья?

Какие

журналы

и

газеты

любишь

смотреть (читать) ты? Какие журналы тебе читает мама?

Затем ввожу игровой момент «Покупаем на почте открытки и конверты»,

используя раздаточные и демонстрационные монеты.

Так

игра

постепенно

знакомила

детей

с

работой

почтового

отделения,

библиотеки, овощного и мебельного магазинов, приглашала в гараж, на

аэродром, олимпийский стадион.

В чем же, на мой взгляд, ценность такого урока, включающего в учебный

процесс игры и игровые моменты? Во-первых, серьезный труд делается для

детей

занимательным.

Они

работают

с

интересом,

увлеченно,

не

отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой —

все это положительно влияет на результативность обучения.

Во-вторых, планируя такой урок, учитель тесно связывает его с жизнью, а это

в свою очередь помогает ему активизировать познавательную деятельность

детей, учит видеть их много интересного в окружающем мире.

И, в-третьих, на таком уроке нет необходимости искусственно привязывать

воспитательную цель. Если мы «гуляем» в зимнем лесу, то помним, что в нем

зимой очень тихо и нежелательно нарушать тишину, чтобы не разбудить лес-

ных жителей, спящих зимой; не забываем подкормить зимующих птиц. В

гостях

у

Незнайки

закрепляем

правила

поведения,

напоминаем

об

уважительном отношении к друг другу. Путешествуя по городу, вспоминаем

правила дорожного движения. Таким образом, на уроке практически нет

необходимости

делать

замечания

детям.

Игра

поглощает

их.

До

это

'

происходит

тогда,

когда

учитель

несет

эмоциональный

заряд,

заин-

тересовывает их постановкой вопросов и заданий, особенно творческого

характера.

И

чем

эстетичнее

учитель

сумеет

оформить

свои

уроки,

тем

увлеченнее будут играть дети, отвечая на его вопросы, и результаты урока

будут надежнее.



В раздел образования