Автор: Барышникова Наталья Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1
Населённый пункт: город Электросталь,Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Игра на уроке математики"
Раздел: начальное образование
«
Игра на уроке математики»
Ребенок, отправляясь в школу, ждет что-то новое ,радостное ,интересное,
надеется на успех, одобрение учителя. И эти ожидания должны оправдаться.
В первое время пребывания в школе большинство детей не воспринимают
учебную деятельность как учебную, со всеми ее особенностями, правилами
и
требованиями.
Для
выполнения
учебной
деятельности
у
них
еще
нет
необходимых
умений
и
навыков,
не
развиты
внимание,
усидчивость,
работоспособность. Учение они воспринимают как новый, более серьезный
вид игры, с новыми правилами и результатами. Но у детей есть огромное
желание учиться. Все это обязывает строить учебную деятельность детей
принципиально по-новому. В ней должны быть теснейшим образом связаны
понятия «урок» и «игра». Нельзя представить урок у первоклашек без игры,
ибо игра остается для них ведущей деятельностью. Слова Ш. А. Амонаш-
вили: «...без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в
мир
знаний
и
нравственных
переживаний,
сделать
их
активными
участниками и творцами урока»— стали для меня основным правилом в
работе.
Стремлюсь
создать
на
каждом
уроке
такую
учебную
ситуацию,
которая позволила бы каждому ребенку проявить себя.
Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует и развитию
познавательной деятельности, и воспитанию нравственных начал. Игры или
несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с
материалом учебника, дают большой результат. У ребенка фантазия развита
настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он
принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру.
С большим успехом у нас на уроках проходили такие игры, как «Экскурсия
в
лес»,
«Путешествие
по
городу»,
«Почтальон»,
«На
дне
рождения
Незнайки», «В цирке», «Покупатели», «В гостях у героев мультфильмов» и
др. Хочу остановиться на одном лишь уроке.
В начале урока спрашиваю:
— Дети, вы хотите погулять по зимнему лесу? (Конечно, хотят все.)
— На чем легче идти по снегу?
— Верно, на лыжах. Встаем все на лыжи. Идем, как лыжник (дети
имитируют движение лыжника).
Устный счет (оформление на доске). Лыжник идет от одного флажка к
другому, дети устно решают примеры, записанные на флажках. Итак, мы в
лесу.
Решаем задачи.
— Кого мы можем встретить в лесу? Чем угостить?
Решение задач: «У нас в корзине было 6 морковок. Одну отдали зайке.
Сколько осталось?»; «Было 5 шишек, одну дали белочке. Сколько шишек
осталось?»; «На кормушке было 3 птички. Мы подсыпали корма, и прилетела
еще 1 птичка и потом еще 1. Сколько стало птичек?»
Практические упражнения.
— Пришли на полянку. Давайте слепим снеговиков.
Дети, оперируя раздаточным счетным материалом «снеговики» знакомятся
с приемом прибавления и вычитания числа 1.
—
Пошел
снег.
Он
падает,
кружится.
(Дети
имитируют
падающие
снежинки.)
Работа по учебнику и в тетради связана так же с игрой.
Закончился I класс. Начался второй учебный год для моих детей, и я
поняла, что с игрой прощаться рано, она еще нужна. Но игра стала по
содержанию серьезнее, хотя функции ее остались те же: учить и вос-
питывать. Например, проводя игру «Мы в почтовом отделении»), дети
отвечают на вопросы: что такое почта? Кто там работает? Что там делают?
Во время проведения устного счета включаю игровой момент —
отправление письма. На доске три почтовых ящика. На первом написано
число
15,
на
втором
20,
на
третьем
13.
Эти
числа
служат
ответом
к
решаемым примерам.
Получая ответ, дети соединяют его с соответствующим ящиком, затем
читают примеры и называют компоненты при сложении.
Используя числа, записанные на почтовых ящиках, дети составляют
задачи на сравнение и решают их.
При решении задач № 3, 4, 5 обращаю внимание детей на их содержание.
Спрашиваю: для чего выписывают газеты и журналы? Какие газеты и
журналы
выписывает
ваша
семья?
Какие
журналы
и
газеты
любишь
смотреть (читать) ты? Какие журналы тебе читает мама?
Затем ввожу игровой момент «Покупаем на почте открытки и конверты»,
используя раздаточные и демонстрационные монеты.
Так
игра
постепенно
знакомила
детей
с
работой
почтового
отделения,
библиотеки, овощного и мебельного магазинов, приглашала в гараж, на
аэродром, олимпийский стадион.
В чем же, на мой взгляд, ценность такого урока, включающего в учебный
процесс игры и игровые моменты? Во-первых, серьезный труд делается для
детей
занимательным.
Они
работают
с
интересом,
увлеченно,
не
отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой —
все это положительно влияет на результативность обучения.
Во-вторых, планируя такой урок, учитель тесно связывает его с жизнью, а это
в свою очередь помогает ему активизировать познавательную деятельность
детей, учит видеть их много интересного в окружающем мире.
И, в-третьих, на таком уроке нет необходимости искусственно привязывать
воспитательную цель. Если мы «гуляем» в зимнем лесу, то помним, что в нем
зимой очень тихо и нежелательно нарушать тишину, чтобы не разбудить лес-
ных жителей, спящих зимой; не забываем подкормить зимующих птиц. В
гостях
у
Незнайки
закрепляем
правила
поведения,
напоминаем
об
уважительном отношении к друг другу. Путешествуя по городу, вспоминаем
правила дорожного движения. Таким образом, на уроке практически нет
необходимости
делать
замечания
детям.
Игра
поглощает
их.
До
это
'
происходит
тогда,
когда
учитель
несет
эмоциональный
заряд,
заин-
тересовывает их постановкой вопросов и заданий, особенно творческого
характера.
И
чем
эстетичнее
учитель
сумеет
оформить
свои
уроки,
тем
увлеченнее будут играть дети, отвечая на его вопросы, и результаты урока
будут надежнее.