Напоминание

Влияние физической культуры на психоэмоциональное состояние учащихся.


Авторы: Муфтяхутдинова Татьяна Борисовна, Скилевая Лолита Вадимовна
Должность: старший преподаватель и студент
Учебное заведение: Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина Институт физической культуры, спорта и молодежной политики и институт естественных наук и математики
Населённый пункт: город Екатеринбург Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Влияние физической культуры на психоэмоциональное состояние учащихся.
Раздел: высшее образование





Назад




Влияние занятий физической культурой на психоэмоциональное

состояние учащихся.

Физическая культура

вид культуры человека и общества. Это деятельность

и ее социально значимые результаты по формированию физической

готовности к жизни; это, с одной стороны, специфический процесс, а с

другой

результат человеческой деятельности, а также средство и способ

физического совершенствования людей.

В процессе своей деятельности по преобразованию природы и окружающей

среды человек выступает в целом, всей своей биологической и социальной

сущностью. Он не только воздействует на окружающий мир, но и сам

является субъектом и объектом собственного развития как физического, так и

интеллектуального, нравственного, психического. Его деятельность

позволяет ему, с одной стороны, демонстрировать, реализовать свои

духовные и физические качества, с другой

раскрывать потенциальные

возможности его в умениях, навыках, физических способностях. В процессе

деятельности определяются и развиваются адаптационные возможности

человека, реализуются резервы функционирования его организма. А это

является одной из важнейших осознанных потребностей человека.

Современным

студентам

предстоит

реализовать

такие

приоритетные

социальные функции общества, как профессионально-трудовая, репродук-

тивная, интеллектуальная и нравственная. От них требуется значительная

мобилизация сил для адаптации к высоким умственным нагрузкам, формиро-

ванию

межличностных

отношений,

новым

условиям

обучения.

В

студенческом

возрасте

человек

обладает

определенным

психологическим

здоровьем, но из-за пребывания в стрессогенной среде оно нарушается, и как

результат, теряется четкость осознания личностью ценности своего здоровья.

В

связи

с

этим

актуальна

проблема

его

сохранения

и

поддержания.

Социальная

необходимость

развития

физической

культуры

и

спорта

в

студенческой

среде

определяется

потребностями

общества

и

государства

иметь

характерное

средство

воспитания

психофизических

способностей

человека.

Период

обучения

в

вузе

является

важным

этапом

совершенствования

познавательных процессов

в учебно-познавательной деятельности, и во многом зависит от уровня

развития и участия в двигательной деятельности психических процессов:

внимания,

восприятия,

мышления,

памяти.

Поэтому

для

улучшения

состояния психофизиологических функций студентов физическая культура и

спорт

имеют

большие

возможности.

Позитивные

изменения

в

интеллектуальной сфере человека, улучшение внимания, оперативного мыш-

ления

и

памяти

выявлены

при

исследованиях

длительного

влияния

физических упражнений.

Студенческие

годы,

безусловно,

одни

из

самых

насыщенных

в

жизни

человека. У молодого организма масса энергии, которую можно направить во

все возможные русла, начиная с занятий в университете и заканчивая сплавом

на

каяках

по

рекам

Исландии.

Но

важно

помнить,

что

учеба

в

вузе

сопровождается огромным количеством стрессовых факторов, которые так

или

иначе

отрицательно

влияют

на

моральное

и

физическое

здоровье

студента. Постоянный недосып, нервное напряжение, неправильное питание,

вредные привычки (которые, в свою очередь, так же могут развиться на фоне

стресса), гиподинамия и общее переутомление – провоцирующие факторы

ухудшения умственной деятельности и снижения интеллекта учащегося. В

связи

с

этим

студенты

хуже

и

значительно

дольше

усваивают

новый

материал,

что приводит к еще большему стрессу и напряжению. Именно

поэтому так важны исследования, включающие в себя изучение учебной

нагрузки в самых разных аспектах.

В

числе

прочих

факторов,

воздействующих

на

механизмы

адаптации

к

умственным

нагрузкам,

находится

физическая

активность.

Очень

важен

правильно

подобранный

режим

двигательной

активности,

который

будет

положительно

влиять

на

напряженную

интеллектуальную

деятельность.

Неправильно подобранные комплексы упражнений, излишне длительные или

интенсивные нагрузки могут приводить к повышенной утомляемости, что

будет не менее отрицательно, чем полное отсутствие нагрузок, сказываться на

успеваемости

студентов,

приводя

к

снижению

скорости

переработки

информации, а также ухудшению памяти и усвоения нового материала.

Взаимосвязь

умственных

способностей

студентов

и

двигательной

активностью является актуальной темой для различных исследований. Судя

по

данным,

представленным

НИИ

гигиены

и

охраны

здоровья

детей

и

подростков

Научного

центра

РАМН,

можно

однозначно

утверждать,

что

современный

ритм

жизни

за

последние

годы

привел

к

существенному

снижению числа здоровых студентов. Одной из причин такого спада является

низкий уровень физической подготовки студентов. Это свидетельствует о

необходимости

усовершенствования

существующей

системы

физического

воспитания учащихся в высших учебных заведениях страны. Значительную

долю

своего

времени

учащиеся

проводят

практически

в

неподвижном

состоянии, что в свою очередь приводит к гиподинамии. Гиподинамия –

состояние ослабления мышечной массы, вызванное малоподвижным образом

жизни.

Опасность

этого

состояния

заключается

в

том,

что

происходит

нарушение

работы

организма

в

целом,

в

особенности

страдает

опорно-

двигательный

аппарат

и

сердечно-сосудистая

система,

замедляется

кровообращение,

ухудшается

метаболизм,

происходит

уменьшение

мышечной

массы

и

нарастание

жировой,

что

еще

сильнее

усугубляет

воздействие

негативных

факторов

на

сердце.

В

тяжелых

случаях

гиподинамия

может

привести

к

таким

серьезным

заболеваниям,

как

остеопороз, остеохондроз, ишемическая болезнь сердца и др. Ухудшение

состояния

нервной

и

сердечно-сосудистой

системы

замедляют

скорость

восприятия

и

усваивания

материала

студентами,

ухудшают

способность

концентрироваться.

Нарушение

опорно-двигательного

аппарата

снижают

показатели

силы

и

выно сливо сти,

общую

продуктивно сть

и

работоспособность. Профилактика гиподинамии необходима абсолютно всем

людям,

а

особенности

тем,

кто

ведет

малоподвижный,

"сидячий"

образ

жизни.

К

этой

категории

как

раз

относится

подавляющее

большинство

студентов вузов. Основной профилактикой гиподинамии являются умеренные

физические нагрузки, которые способны привести в тонус мышечную массу,

нормализовать

работу

сердца,

укрепить

стенки

сосудов.

В

частности,

с

улучшением кровообращения увеличивается приток кислорода к мозгу, что

является необходимым условием нормальной мозговой активности.

Помимо

замедленного

кровообращения

и

снижения

тонуса

сердечной

мышцы

существует

и

ряд

других

проблем,

вызванных

малоподвижным

образом жизни. Зачастую студенты, которые проводят на занятиях от трех до

пяти часов ежедневно, пребывая при этом большую часть времени в сидячей

позе, принимают неправильные позы. О ровной спине на протяжении всех

четырех пар не может быть и речи, но и это не самое ужасное. Очень часто

студенты подпирают голову руками, "разваливаются" на партах, подбирают

ноги

под

себя,

некоторые

умудряются

даже

уснуть

за

столом,

или

завалившись

на

плечо

соседу.

Долгое

пребывание

в

таком

состоянии

вызывает дискомфорт и болезненные ощущения по всему телу (затекают

конечности, перенапрягаются определенные мышцы). Но помимо банального

дискомфорта возникает, проблема постоянных мышечных спазмов, которые

сопровождают студентов в процессе обучения. В то время, когда человек

пребывает в статичной позе, например, сидя за партой на лекции, возникает

перенапряжение мышц шейного отдела и плечевого пояса, что вызывает боли

в

шее

и

спине,

ухудшение

осанки;

во

время

продолжительного

письма

напряжение сосредотачивается в пальцах и кистях рук, что так же может

привести к болезненным ощущениям и неправильному развитию мышц в

соответствующих

частях

тела.

Возникает

еще

большая

необходимость

в

дополнительной

физической

активности,

правильному

развитию

мускулатуры и укреплению суставов. Занятие физической культурой так же

помогут избавиться от напряжения, спазмов и болей.

Умственные способности студента напрямую зависят от его психического

состояния. Во время физических нагрузок происходит выброс адреналина и

эндорфинов в кровь. Эндорфины, всем известные как "гормоны счастья", –

ряд

специфических

медиаторов

полипептидной

структуры.

Они

вырабатываются естественным путем в нейронах головного мозга. Обладают

свойством влиять на эмоциональное состояние человека, работу нервной

системы, и, что немаловажно, способны уменьшить болезненные ощущения .

Так же, не стоит забывать и о сугубо психологических факторах, таких как

адаптация студентов к новому окружению. Взаимодействие с сокурсниками

не должно вызывать дискомфорт и подавленное моральное состояние, так как

для максимальной продуктивности человеку необходимо чувствовать себя,

как минимум, комфортно в обстановке, в которой он находится большую

часть

своего

времени.

Наладить

отношения

с

новым

кругом

общения

и

улучшить моральное состояние так же можно с помощью групповых занятий

спортом. Это могут быть различные спортивные игры, занятия танцами,

боевыми искусствами. Помимо этого, спортивные игры помогут студенту

расслабиться и "перевести дух" после напряженных занятий, взбодриться, а

также

развить

выносливость,

силу.

Важное

значение

психологическому

взаимодействию между студентами придают коллективные занятия спортом.

Ведь только в командных видах спорта особенно ярко проявляются чувства

"плеча" товарища, надежности, ответственности за членов команды. Также

хотелось

бы

отметить,

что

благодаря

занятиям

спортом

молодые

люди

воспитывают в себе выносливость, уверенность, стрессоустойчивость, волю

к победе и достижению поставленной цели.

Однако, следует заметить, что неправильно подобранные группы физических

упражнений будут отрицательно воздействовать на психическое состояние

студентов, снижая общую работоспособность. Важно правильно подобрать

время

для

занятий

спортом.

Ведь,

например,

после

четырех-пяти

пар

студенту

крайне

непросто

собраться

и

сосредоточиться

на

выполнении

сложных физических упражнений, напротив же, комплексы упражнений на

растяжение

и

расслабление

мышц

снимут

спазмы,

возникшие

во

время

пребывания

в

неподвижных

позах

в

процессе

обучения,

и

окажут

благоприятное

воздействие

на

психическое

и

эмоциональное

состояние

учащихся.

Важно помнить о том, что интенсивность и частота физических нагрузок

должна

подбираться

индивидуально,

в

соответствии

с

медицинскими

показаниями, степенью начальной физической подготовки и психического

состояния

человека.

Некорректно

составленная

программа

и

расписание

занятий

могут

привести,

как

минимум

к

физическому

переутомлению

организма, что негативно сказывается на умственной деятельности и снижает

работоспособность.

Необходимо объективно оценивать свои возможности и подбирать секцию

исходя

из

группы

здоровья

и

с

учетом

индивидуальных

особенностей

организма. Крайне важно понимать, что оценить уровень своего физического

здоровья

неподготовленному

человеку

весьма

непросто,

именно

поэтому

медицинский осмотр является обязательным для прохождения студентами с

частотой один раз в год. Только специалист медицинского профиля сможет

диагностировать

те

или

иные

отклонения

в

работе

организма,

а

также

подобрать

соответствующую

группу

здоровья

и

дать

необходимые

рекомендации

по

выполнению

тех

или

иных

упражнений.

Исключение

составляют студенты, имеющие травмы, перенесенные операции в анамнезе

или же хронические заболевания. Этой группе учащихся следует проходить

медицинское освидетельствование не менее двух раз в год для отслеживания

динамики

течения

заболевания,

своевременной

медицинской

помощи

в

случае ухудшения показателей здоровья.

Постоянные занятия физическими упражнениями не только формируют тело

человека, развивая его физические качества, но и поднимают настроение,

укрепляя нервную систему. Все это связано с улучшением кровоснабжения

головного мозга, которое повышается во время физической работы на треть.

Благодаря этому нервные клетки получают в достаточном количестве

необходимые питательные вещества и кислород, и, следовательно, лучше

выполняют свои сложные функции.

Давно замечено, что после физической нагрузки у человека появляется

чувство удовлетворенности, радости, бодрого настроения, что является

положительным влиянием на его эмоциональное состояние, на его здоровье.

Физическое воспитание содействует развитию общественно значимых черт

характера, социальной активности, формирование профессиональной

мобильности, оказывает влияние на формирование духовного мира,

нравственное и эстетическое развитие личности студента .

Связь здоровья и будущей профессиональной деятельности отмечают многие

ученые. Они считают, что физическое здоровье отражает степень

психического развития студента, его моторные навыки, которые помогут

более полно реализовать свой творческий потенциал будущему специалисту.

Здоровье выступает ведущим фактором, определяющим полноценное

выполнение всех жизненных функций, гармоническое развитие молодого

человека, успешность овладения профессией и плодотворность будущей

трудовой деятельности. В современном обществе, особенно у граждан, нет

другого средства повысить двигательную активность, кроме физической

культуры и спорта. Поэтому массовый спорт, все его виды, которые связаны с

активной двигательной деятельностью, признаны способствовать

нормальному функционированию основных систем организма,

совершенствовать эту деятельность и создавать предпосылки для

поддержания и укрепления здоровья.

Развитие науки и передовой практики физического воспитания значительно

расширило представление о роли двигательной деятельности, в частности

физических

упражнений,

в

развитии

и

укреплении

биологических

и

психических процессов, происходящих в организме человека. Регулярные

занятия

физической

культурой

оказывают

благоприятное

воздействие

на

такие

психофизиологические

функции,

как

восприятие,

внимание

и

мышление, улучшают умственную работоспособность, способствуя решению

проблемы

гармоничного

развития

физического

и

интеллектуального

потенциала студенческой молодежи.

Список литературы:

1. Грудкина Е.Н., Новак Е.С. Взаимосвязь двигательной активности и

психического здоровья человека. Пенза: изд-во ПГУ, 2008.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

3. Ольховская Е.Б. Профессионально-прикладная подготовка бакалавров

средствами физкультурно-спортивной деятельности. Приволжский научный

вестник. 2015. № 2 (42). С. 113-118.

7. Стрельцов В.А. Физическая культура в контексте личностного развития

студентов // Теория и практика физической культуры. – 2003. – №5. – С. 101-

118.

8. Николаев Ю.М. Физическая культура и основные сферы

жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного

анализа // Теория и практика физической культуры. – 2003.



В раздел образования