Напоминание

"Модель урока в начальной школе, разработанная в технологии критического мышления в соответствии с требованиями ФГОС"


Автор: Чехова Юлия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Савинская ООШ"
Населённый пункт: деревня Савино, Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Модель урока в начальной школе, разработанная в технологии критического мышления в соответствии с требованиями ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Модель урока в начальной школе, разработанная в технологии

критического мышления в соответствии с требованиями

ФГОС»

Работу выполнила:

Чехова Юлия Сергеевна

учитель начальных классов

МАОУ «Савинская ООШ»

Новгородского муниципального района

Новгородской области

Оглавление

1. Обоснование выбранной технологии................................................................ 3

2. Характеристика выбранной технологии...........................................................4

3. Модель урока, разработанная в соответствии с выбранной технологией...14

4. Методический анализ урока и его результативность в соответствии с

целями урока и требованиями ФГОС НОО....................................................... 23

1. Обоснование выбранной технологии

Сегодня

жизнь

диктует

нам

новые,

более

жёсткие

требования

к

организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией.

Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а

не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Современное

образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить», столько тем,

чтобы научить обучающего «добывать и готовить пищу», привить вкус к

учебной деятельности, самообразованию. Ученик, выходя из стен начальной

школы, должен овладеть, прежде всего умением учиться. У него должны

быть

сформированы

универсальные

учебные

действия

(УУД).

Об

этом

говорят

новые

образовательные

стандарты.

Поэтому

и

возникла

необходимость

использовать

в

своей

педагогической

деятельности

новые

приёмы

и

современные

общеобразовательные

технологии.

Особенно

глубокий

интерес

у

меня

вызвала

технология

развития

критического

мышления.. Технология критического мышления понравилась мне тем, что

она

позволяет

делать

уроки

литературного

чтения,

русского

языка,

окружающего

мира

увлекательными,

яркими

и

ёмкими,

делает

учеников

соучастниками

учебного

процесса,

исследователями,

а

не

просто

слушателями.

3

2. Характеристика выбранной технологии

Технология развития критического мышления представляет собой

целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через

чтение

и

письмо.

Она

представляет

собой

совокупность

разнообразных

приёмов,

направленных

на

то,

чтобы

сначала

заинтересовать

ученика

(пробудить

в

нём

исследовательскую,

творческую

активность),

затем

предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему

обобщить приобретённые знания

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных

навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни

(умение

принимать

взвешенные

решения,

работать

с

информацией,

анализировать различные стороны явлений и др.).

Задачи технологии критического мышления:

1. Научить умению работать с текстом – научным, художественным.

2. Научить создавать собственные творческие письменные работы.

3. При встрече с новой информацией уметь рассматривать ее вдумчиво

и критически.

4. Представлять новые идеи с различных точек зрения, делая выводы

относительно точности и ценности данной информации.

С

помощью

технологии

критического

мышления

формируются

следующие общеучебные умения:

умение находить ключевые слова в тексте;

умение

пересказывать

текст

целиком,

по

частям

по

вопросам

учебника;

умение отвечать на вопросы, поставленные учителем;

умение разбивать текст на части;

умение составлять план текста;

умение найти ошибку и исправить ее;

умение заполнять таблицу по тексту;

умение графически организовать работу с любым текстом;

умение ранжировать информацию по степени новизны;

4

умение составлять и задавать вопросы;

умение различать вопросы по сложности и аргументировать свои

ответы;

умение классифицировать, обобщать, анализировать.

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление,

рефлексия.

Первая

стадия

(фаза)

-

вызов. Задача

этой

фазы

и деятельность

учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать

его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо

создать

ассоциации

по

изучаемому

вопросу,

что

само

по

себе

станет

серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей

работы.

Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что

ему

известно

по

изучаемому

вопросу

(делает

предположения),

систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые

хотел бы получить ответ.

Возможные приёмы и методы:

- составление списка «известной информации», рассказ-предположение

по ключевым словам;

- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки и т.д.

Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается,

записывается,

обсуждается,

работа

ведётся

индивидуально

в

парах

группах.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой

стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы

технологии

критического

мышления

позволяют

сохранить

активность

ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

5

Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при

непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение

от знания «старого» к «новому».

Деятельность

учащихся:

ученик

читает

(слушает)

текст,

используя

предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях

или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приёмы и методы: методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере

чтения ставятся на полях справа);

-

ведение

различных

записей

типа

двойных

дневников,

бортовых

журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и

т.д.

Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией

(текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально

или в парах.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии

информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям –

предложениям,

внести

изменения,

дополнения,

дать

творче ские,

исследовательские

или

практические

задания

на

основе

изученной

информации.

Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию

со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приёмы и методы:

- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных

связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных круглых столов;

- организация различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).

6

Вывод:

творческая

переработка,

анализ,

интерпретация

и

т.д.

изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Основные приёмы технологии критического мышления:

I СТАДИЯ

Прием «Верные или неверные утверждения»

Например, началом урока могут быть предложены высказывания. Затем

попросим учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая

свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа,

лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим

учащихся

оценить

их

достоверность,

используя

полученную

на

уроке

информацию (можно использовать для этого таблицу, приведённую ниже).

1

2

3

4

5

6

7

Верите

ли

вы,

что

существительное

обозначает

действие

предмета?

Верите

ли

вы,

что

у

существительного

есть

постоянные

и

непостоянные признаки?

Верите ли вы, что бывают существительные общего рода?

Верите ли вы, что существительные бывают одушевленные и

неодушевлённые? и т.д.

Приём «Кластер» (гроздья)

Ведущим

приёмом

могут

стать

гроздья

(кластеры).

Грозди

графический приём в систематизации материала. Правила очень простые.

Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре

– звезда: это наша тема; вокруг неё – планеты, то есть крупные смысловые

единицы,

соединяем

их

прямой

линией

со

звездой,

у

планеты

свои

спутники, у спутников – свои. Кластеры помогают учащимся, если во время

письменной

работы

запас

мыслей

исчерпывается.

Система

кластеров

охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при

обычной письменной работе. Этот приём может быть применён на стадии

вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным

7

источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Мы

располагаем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы.

Пример кластера по теме «Многообразие животных»:

Приём «Знаю-хочу узнать - узнал»

Знаю (вызов)

Хочу узнать (вызов)

Уз н а л

( р е а л и з а ц и я

смыла или рефлексия)

Работаю

в

паре:

что

я

знаю о теме урока?

Ставлю

перед

собой

цели

Что я знал , а что узнал?

Прием «Корзина идей и понятий»

Можно

«сбрасывать»

факты,

мнения,

имена,

проблемы,

имеющие

отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка

факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические

цепи. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по

той или иной проблеме (1-2 минуты). Потом идет обсуждение этой проблемы

в

паре

(2-3

минуты),

а

дальше

все

знания

по

порядку

складываются

в

«корзину», причем, действительно все: и правильные, и неправильные. В

первые моменты работы по этой технологии одно условие перед учащимися –

стараться

произносить,

если

это

возможно,

только

полные

ответы.

В

результате – прием сразу станет «работать» на развитие устной речи.

II СТАДИЯ

Прием «Продолжи предложение»

Существительное

это

…(самостоятельная

часть

речи,

которая

обозначает предмет)

8

− На какие вопросы может отвечать существительное?

− Постоянные признаки существительного – это…

− Непостоянные признаки существительного – это…

Приём «Бортовой журнал»

Что

мне

известно

по

данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Прием «Чтение с пометками INSERT»

Одной из форм контроля эффективности чтения с пометками является

составление маркировочной таблицы.

V

осознать

новые

знания

+

исправить

неверные

предположения

-

исправить

неверные

предположения

?!

побудить

дальнейший

интерес к теме

Я это знал

Э т о

д л я

м е н я

абсолютно новое

Это противоречит

тому, что я знал

Я хочу узнать об

этом больше

Прием «Лови ошибку»

Цель: актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме,

развитие

у

школьников

критического

подхода

к

получаемой

информации. Время выполнения: 5-6 минут.

Описание приема.

Учитель

заранее

подготавливает

текст,

содержащий

ошибочную

информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно,

чтобы задание содержало ошибки двух уровней:

А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из

их личного опыта и знаний;

Б

скрытые,

которые

можно

установить,

только

изучив

новый

материал.

9

Учащиеся

анализируют

предложенный

текст,

пытаются

выявить

ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый

материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки,

которые не удалось выявить в начале урока.

III СТАДИЯ

Приём «Шесть шляп»

Класс

делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести

шляп.

И предлагается

представить свой опыт, свои впечатления и мысли,

исходя из цвета шляпы.

1 группа. Белая шляпа. Изложение основных фактов по теме.

2 группа. Жёлтая шляпа. Устанавливают причинно-следственные связи

по теме. Позитивное мышление

3 группа. Чёрная шляпа. Излагают возможные проблемы, связанные с

темой урока.

4

группа. Красная шляпа.

Передать

эмоциональное

состояние

по

изучаемому материалу.

5 группа. Зелёная шляпа. Творчество. Влияние человека на изучаемую

проблему.

6 группа. Синяя шляпа. Обобщите высказывания других групп.

Приём «Ромашка Блума»

Одним

из

основных

приёмов

осмысления

информации

является

постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Наиболее

удачная

классификация

вопросов

была

предложена

американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Учащиеся с

удовольствием

изготавливают

ромашку,

на

каждом

из

шести

лепестков

которой

записываются

вопросы

разных

типов.

Работа

может

быть

индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти

на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской

позиции (в художественных и публицистических текстах). При отработке

10

приёма

необходимо

указывать

учащимся

на

качество

вопросов,

отсеивая

неинформативные, случайные.

Классификация вопросов Б.Блума:

Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них

должно

быть

краткое

и

точное

воспроизведение

содержащейся

в

тексте

информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?

Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста.

Это

провокационные

вопросы,

требующие

ответов

"да"

-

"нет"

и

проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я

правильно

понял,

то...

Такие

вопросы

вносят

ощутимый

вклад

в

формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без

негативной окраски.

Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для

анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены

на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой

вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд

простых.

Творческие

вопросы.

Подразумевают

синтез

полученной

информации.

В

них

всегда

есть

частица

БЫ

или

будущее

время,

а

формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что

бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки?

Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?

Оценочные

вопросы.

Направлены

на

выяснение

критериев

оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше?

Правильно ли поступил ...?

Практические

вопросы.

Нацелен

на

применение,

на

поиск

взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя?

Где может пригодиться знание интегралов?

11

Приём «РАФТ»

Учитель предлагает ученикам написать небольшой рассказ о том, что

вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а

от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для

жителей

планеты

Венера.

Ученики

в

течение

3-5

минут

составляют

и

записывают рассказы, а затем зачитывают их.

При этом учитель с учениками определяет четыре параметра будущего

текста.

Пример:

Р – роль (любой человек нашей планеты)

А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)

Ф - форма – рассказ

Т – тема «Нервная система человека»

Прием «Синквейн»

1.

В

первой

строчке

тема

называется

одним

словом

(обычно

существительным).

2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило,

именами прилагательными.

3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя

словами (глаголы, деепричастия…).

4.

Четвертая

строчка

это

фраза

из

четырёх

слов,

выражающая

отношение автора к теме.

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок:

12

Левая

колонка

толстые

вопросы.

В

эту

половину

таблицы

записываются

вопросы,

ответы

на

которые

могут

быть

развернутыми,

подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например,

«какие

факторы

повлияли

на

выбор

этого

места

под

строительство

столицы?».

Правая

колонка

тонкие

вопросы.

В

эту

половину

таблицы

записываются

вопросы,

ответы

на

которые

обычно

получаются

однозначными,

короткими,

по

факту.

Например,

«Какой

ваш

любимый

праздник?».

ИТОГ:

Технология

развития

критического

мышления

дает

возможность

личностного

роста

школьника,

приобщает

ребенка

к

духовному

опыту

человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для

решения

большого

спектра

проблем

в

образовательной

сфере.

Она

представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых

позволяет

выстроить

образовательный

процесс

так,

чтобы

обеспечить

самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения

поставленных учебных целей. Технология развития критического мышления

помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное

участие

учащихся

в

образовательном

процессе,

и

тем

самым

повысить

эффективность занятий.

3. Модель урока, разработанная в соответствии с выбранной

технологией

Тема урока: « В сосновом лесу»

Предметная

цель

урока:

способствовать

формированию

у

детей

представлений

об

условиях

жизни

в

сосновом

лесу;

о

растительном

и

животном мире соснового леса; об отличии соснового леса от елового.

Метапредметная цель урока: научить сравнивать объекты природы по

заданным признакам;

13

Используемая технология: технология критического мышления.

I СТАДИЯ- ВЫЗОВ

1. Организационный момент

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

2.Постановка

цели

и

задач

урока.

Мотивация

учебной

деятельности учащихся.

У: Ребята, в течение нескольких уроков мы с вами, а также с Машей,

Петей и Николаем Ивановичем побывали в различных местах. Расскажите,

пожалуйста, куда мы уже путешествовали.

Д: Мы были на опушке леса, в берёзовой роще, в низине, в ельнике, у

лесного озера.

У: Молодцы!

А вам интересно узнать куда мы сегодня совершим

путешествие?

Д: Да.

У: Тогда отгадайте мою загадку:

Хоть колюча, а не ёлка,

Подлинней её иголка,

А кора тонка, красна,

Та красавица ...

Д: Сосна.

У: А как называется лес, в котором растут сосны?

Д: Сосновый лес

На доске появляется изображение соснового леса.

У: Правильно. Ребята, какова тема нашего нынешнего урока?

Д: Сосновый лес.

У:

Предположите

какова

цель

нашего

урока?

Чему

мы

должны

научиться на уроке и

о чем вы хотите

узнать? (Ученики высказывают

предположения,

опираясь

на

предыдущий

опыт

работы

с

темами

этого

раздела).

14

Д: На этом уроке мы должны узнать больше о сосновом лесе, о том, кто

в нём живет, какие растения там растут.

У:

Запишите

то,

что

вы

хотите

узнать

по

теме

урока,

в

соответствующий раздел таблицы («Хочу узнать»), которая лежит у вас на

столе. (Учитель направляет детей, помогает сформировать их запрос).

Заполнение таблицы ЗХУ:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

больше о сосновом лесе,

о животных,

о растениях

и другие предположения

детей.

У: Правильно, ребята. А как вы думаете, что или кто нам поможет в

решении, поставленной цели?

Д: Учебник, учитель.

У: А ваш одноклассник сможет вам помочь в изучении темы урока? А

вы сами?

Д: Да.

3. Актуализация опорных знаний.

Индивидуальная мозговая атака

У: Я с вами тоже согласна и сейчас мы это проверим на практике. В

графу таблицы «Знаю» запишите, пожалуйста, всё что вы знаете о сосновом

лесе. Старайтесь думать самостоятельно. Не бойтесь ошибиться.

Дети записывают всё, что они знают о сосне, о сосновом лесе.

Парная мозговая атака

У: Теперь предлагаю вам поработать в парах. Обсудите с соседом по

парте сделанные записи, в том случае если мысли соседа вам покажутся

верными, вы можете дополнить свои записи.

Дети обсуждают тему в паре, записывают

информацию в графу

таблицы «Знаю», если в процессе беседы с соседом узнали что-то новое.

15

Групповая мозговая атака

У: Теперь ребята с вас попрошу поделиться своими мыслями со всем

классом. Что вы записали о сосновом лесе?

Д: У сосны красная, коричневая кора, в лесу светло, сухо, там живут

клесты, муравьи, белки, у неё есть шишки.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

у

сосны

красная,

коричневая кора, в лесу

с в е т л о ,

с у хо ,

т а м

ж и в у т

к л е с т ы ,

муравьи,

белки,

у

неё

есть

шишки

и

другие

предположения детей

больше о сосновом лесе,

о животных,

о растениях

и другие предположения

детей.

II СТАДИЯ – ОСМЫСЛЕНИЕ.

Чтение текста с остановками и с использованием помет.

4. Открытие нового знания.

У: А теперь приготовьте тексты, которые лежат на ваших столах. Мы

довольно

много

слушали

о

сосновом

лесе,

а

сейчас

прочитаем

текст

и

проверим

свои

знания

и

предположения.

При

чтении

вы

должны

одновременно ставить пометки на полях.

«У»-если то, что вы читаете, является для вас новым;

«З» - если то, что вы читаете, вы уже знали;

«Х»- если то, что вы читаете, не понятно, или же вы хотите узнать об

этом подробнее.

По ходу чтения учитель задаёт вопросы по прочитанному.

1 и 2 абзацы: У: Что вы узнали (прочитали) о сосне, о сосновом лесе

в первом, втором абзацах текста?

Д: В сосновом лесу светло, ствол у сосны ровный, гладкий, ветки

расположены

вверху,

кора

у

сосны

внизу

коричневая,

вверху

красная,

16

хвоинки держаться на ветках 2-3 года, затем сменяются, семена у сосны

находятся в шишках.

3 абзац: Что узнали о сосновом лесе из третьего абзаца?

Какие растения растут в сосновом лесу?

Д: В сосновом лесу растут светолюбивые и засухоустойчивые растения,

очиток.

4 абзац и 5 абзац: У: Какие животные встречаются в сосновом лесу?

Д: В сосновом лесу живёт дятел.

У: Ребята, а как вы думаете, отличаются условия жизни в сосновом лесу

от ельника?

Д: Да.

У: Да. Чем? Давайте сейчас попробуем сравнить условия жизни

в

сосновом бору и ельнике, используя таблицу, которую я для вас приготовила.

У: Давайте сравним условия жизни в сосновом лесу и ельнике по

такому

признаку

как

влажность.

В

каком

лесу

будет

влажно,

а

в

каком

наоборот?

Д: В сосновом лесу будет сухо, а в ельнике влажно.

У: Теперь сравним освещенность в этих лесах? Где будет больше света,

а где меньше ?

Д: В сосновом больше, в еловом меньше. В сосновом светло, в ельнике

темно.

У: Давайте, занесём

информацию об условиях жизни в сосновом и

еловом лесу в таблицу.

Таблица «Условия жизни соснового леса и ельника»

Условия жизни

Сосновый лес

Ельник

Влажность

Сухо

Влажно (мокро)

Освещение

Светло

Темно

У: Ребята, а как вы думаете, такие условия жизни как-ниубдь связаны

со строением сосны и ели? Почему в еловом лесу темно и туда не проникает

свет? А почему в сосновом лесу светло?

Д: Да. У ели ветки расположены по всему стволу, они не пропускают

свет , а у сосны вверху, они пропускают больше света.

17

У:

Правильно.

А

как

вы

думаете,

почему

в

ельнике

влажно,

а

в

сосновом лесу нет? В каком лесу больше света и , соответственно, больше

испарение влаги?

Д: В сосновый лес проникает больше солнца, поэтому вода быстро

испаряется, а в ельнике меньше солнца и испарение происходит медленнее.

У: Правильно. Молодцы! А схож ли их растительный и животный мир?

Д: Да.

У: Давайте также с использованием таблицы сравним растительный и

животный мир елового и соснового леса.

У: Какие растения растут в ельнике?

Д: В ельнике растут теневыносливые растения.

У: А какие в сосновом лесу?

Д: В сосновом лесу светолюбивые.

У: Какие животные обитают в ельнике?

Д: В ельнике обитают муравьи, белки, клесты, ежи.

У: А какие в сосновом лесу?

Д: В сосновом лесу обитает дятел, но он может прилетать и в ельник,

также в сосновом лесу могут тоже быть белки, клесты, муравьи.

У: Давайте, занесём информацию об обитателях соснового и елового

леса в таблицу.

Учащиеся выполняют просьбу учителя.

Таблица «Растительный и животный мир соснового леса и ельника»

Сосновый лес

Ельник

Растительный мир

Светолюбивые

( очиток)

Теневыносливые

(кислица)

Животный мир

Дятел, клёст, муравьи,

белки.

Клёст,

муравьи,

ёж,

белка

У: А сейчас немного отдохнём и проведём физкультминутку.

Подготовленная ученица проводит физкультминутку.

Физкультминутка «Здравствуй, лес!»

Здравствуй, лес, сосновый лес (Широко развести руки в стороны)

18

Полный

сказок

и

чудес!

(Повороты

вправо-влево

с

вытянутыми

руками)

Ты о чем шумишь? (Руки подняты вверх)

И о чём нам говоришь? ( Выполнять покачивания направо-налево)

Кто в глуши твоей таится?

Что

за

зверь?

Какая

птица?

(Дети

всматриваются

вдаль,

держа

округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)

Все открой, не утаи.

(Широко развести руки в стороны. Погрозить

пальцем)

Ты же видишь – Мы свои

(Поднять руки вверх, а потом прижать

ладони к груди).

5. Применение нового знания (Заполнение маркировочной таблицы)

У: А теперь вернёмся к нашей таблице «ЗХУ». Я попрошу заполнить

вас в ней столбец «Узнал», опираясь на пометы в тексте, а также столбец

«Хочу узнать», если вы хотите больше узнать об этом объекте или явлении,

также прошу вас рассмотреть графу таблицы «Знал» и проверить все ли ваши

предположения верны.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

у

сосны

красная,

коричневая кора, в лесу

с в е т л о ,

с у хо ,

т а м

ж и в у т

к л е с т ы ,

муравьи,

белки,

у

неё

есть

шишки

и

другие

предположения детей

больше о сосновом лесе,

о животных,

о растениях

и другие предположения

детей.

Хвоинки держаться на

ветках 2-3 года.

Растет

очиток,

в

его

листьях

сохраняется

запас

воды,

живет

дятел,

дятел

достаёт

языком

насекомых,

у

дятла липкий и длинный

язык.

Дети заполняют таблицу , вносят информация в графу «Узнал», «Хочу

узнать», при этом стараются записать информацию кратко, с помощью

ключевых слов. Также проверяют графу таблицы «Знал».

19

Учитель помогает осуществлять эту работу, отвечает на возникшие

вопросы.

III СТАДИЯ – РАЗМЫШЛЕНИЕ (РЕФЛЕКСИЯ)

6. Подведение итогов урока

У: Что нового каждый из вас узнал на уроке?

Дети

отвечают

на

поставленный

учителем

вопрос,

опираясь

на

табличку «ЗХУ»

У:

Сейчас

я

вам

предлагаю

выполнить

несколько

заданий,

на

закрепление темы нашего урока.

У: Первое задание следующее: Перед вами лежат веточки ели и сосны.

Сравните хвоинки

ели и сосны

по длине, форме, окраске, на ощупь, по

расположению на стебле, используя таблицы, которые лежат у вас на партах.

Практическая работа «Сравнение хвоинок ели и сосны»

Параметры

Хвоинки ели

Хвоинки сосны

Длина

(Короткие/длинные)

короткие

длинные

Форма (Толстые/тонкие)

толстые

тонкие

Окраска

Зелёные

(тёмно-зелёные)

зеленые

(светло-зелёные)

Мягкость/ твердость

твёрдые

мягкие

Расположение на стебле

(по одной/пучком).

по одной

пучком

У: Давайте проверим ваши записи.

На доске появляется таблица с правильными ответами.

Ребята сверяют свои записи с образцом и оценивают себя. (Также

можно организовать и проверку в парах.

У: Поднимите вверх сигнальную карточку с галочкой, если у вам нет

недочетов в таблице, если есть недочеты поднимите другую сигнальную

карточку - с вопросом.

Если возникли разногласия, ошибки происходит их обсуждение.

У: Молодцы, ребята! Вы справились с первым моим задание. Теперь

слушайте второе задание. Напишите, пожалуйста, своему другу, маме или

папе кратко о том, что вы сегодня нового узнали для себя на уроке о сосновом

20

лесе,

о

его

обитателях,

отличиях

елового

леса

от

соснового

и

т.д.

Не

обращайте внимание на орфографию и оформление.

Дети создают свои тексты.

У: Сейчас, ребята, я предлагаю вам оценить вашу творческую работу

самостоятельно. Для этого возьмите

листы с критериями оценивания и

оцените

работу

с

помощью

различных

критериев.

Отметив

крестиком

(галочкой) нужный ответ.

В моём письме (сочинении) есть:

Есть информация

Нет информации

1) Информация о сосне (

н-р,

описание

ствола,

веток и т.п.)

2 )

И н ф о р м а ц и я

о б

у с л о в и я х

ж и з н и

в

сосновом

лесу

(н-р,

об

освещении, влажности)

3 )

И н ф о р м а ц и я

о

р а с т и т е л ь н о м

и

ж и в о т н о м

м и р е

соснового леса

4 )

И н ф о р м а ц и я

о б

отличии соснового леса

от елового

У: Теперь давайте послушаем ваши письма, что у вас получилось.

Зачитываются тексты (сколько позволяет время)

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

У: Какие вопросы у нас

остались нерешёнными? (они записаны

в

графе «Хочу узнать»).

Дети отвечают на вопрос учителя.

У: Ваше домашнее задание - найти ответы, на эти вопросы.

21

У: А сейчас

наш урок подходит к концу. Я вас всех благодарю за

работу, за внимание. И прошу оценить урок, используя карточки, лежащие на

ваших партах.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня.

Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и

что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок

был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил

ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная

карточка.

Пользы

от

урока

я

получил

мало.

Я

не

очень

понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не

готов.

Дети оценивают урок, поднимая одну из сигнальных карточек. Если

были подняты красные карточки, учитель интересуется, почему ребенок

выбрал эту карточку и делает вместе с ребенком выводы.

4. Методический анализ урока и его результативность в

соответствии с целями урока и требованиями ФГОС НОО.

Класс: 2

Предмет: Окружающий мир

Программа: «Планета знаний»

Тема урока: «В сосновом лесу»

Тип

урока:

Урок

«открытия

нового

знания»

(формирование

у

обучающихся

умений

реализации

новых

способов

действия,

расширение

понятийной базы за счет включения в нее новых элементов).

Предметная

цель

урока:

способствовать

формированию

у

детей

представлений

об

условиях

жизни

в

сосновом

лесу;

о

растительном

и

животном мире соснового леса; об отличии соснового леса от елового.

Метапредметная цель урока: научить сравнивать объекты природы

по заданным признакам;

Ведущие аспекты анализа урока

22

1. Дидактическая задача урока.

Дидактическая

задача

урока

сформулирована

в

соответствии

с

содержанием

материала

и

местом

урока

по

данной

теме.

Учителем

поставлены цели урока с вовлечением обучающихся в их постановку. Кроме

этого в ходе беседы учащиеся выясняют с помощью каких средств (кого или

чего) они смогут добиться поставленной перед собой цели.

2. Содержание урока

Содержание урока соответствует программе, увязано с жизнью (в ходе

заполнения

графы

«Знал»

таблицы

«ЗХУ»

учащиеся

опираются

на

свой

жизненный опыт общения с сосновым лесом). Применение таблицы «ЗХУ»

на уроке способствует формированию у учащихся следующих умений:

1)

соотносить

между

собой

уже

знакомое

и

новое;

2)

определять

свои

познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию.

Задания этапа рефлексии и этапа осмысления содержания (таблицы «Условия

жизни

соснового

леса

и

ельника

»,

«Животный

и

растительный

мир

соснового леса и ельника»), практическая работа по сравнению хвоинок ели

и сосны способствуют формированию одного из важнейших

логических

умений - умения сравнивать.

Приём «Письмо другу (родственникам)» на

этапе

рефлексии

обеспечивает

эмоциональное,

познавательное

и

аналитическое восприятие текста, способствует самовыражению учащихся,

даёт возможность проявить свои творческие способности.

3. Методы обучения

Выбор методов оправдан, соответствует целям урока. Урок построен в

технологии

развития

критического

мышления.

На

уроке

использовались

методы

и

приемы

этой

технологии

(таблица

«ЗХУ»,

«Чтение

с

остановками») , повышающие степень активности обучающихся в учебном

процессе

и

предполагающие

включение

школьников

как

субъектов

деятельности на всех этапах урока.

4. Форма обучения

23

В

ходе

урока

использовались

групповая,

парная

и

индивидуальная

формы работы. Также в ходе занятия происходит сочетание репродуктивной

и проблемной форм обучения.

5.Результативность урока

Обучающиеся

научились

применять

знания

и

представления

для

решения учебных и практических задач. Для проверки их компетенции по

теме урока на этапе рефлексии были использованы задания «Письмо другу

(родственнику)» и проведена практическая работа по сравнению хвоинок ели

и сосны.

6.

Практическая направленность урока

Практическая направленность урока пролеживается на этапе рефлексии

при выполнении практической работы по сравнению хвоинок ели и сосны.

7. Самостоятельная работа школьников как форма организации

учебной деятельности

На уроке присутствовала самостоятельная работа почти на всех этапах.

Сначала ученики самостоятельно овладевали учебным материалом, работая с

текстом, делая пометы и заполняя таблицу «ЗХУ». Затем на этапе рефлексии

учащиеся выполняли самостоятельную работу с проверкой по образцу и

самостоятельную

творческую

работу.

При

этом

для

обучающихся

допустивших

ошибки

предоставлялась

возможность

выяснить

причины

ошибок и их исправления.

8.

Формирование

универсальных

учебных

действий

на

каждом

этапе урока

На

уроке

формировались

познавательные

умения

(умение

ориентироваться

в

собственных

записях,

и

корректировать

их,

умение

извлекать

необходимую

информацию

из

текста;

умение

обобщать

и

классифицировать

информацию

по

признакам),

регулятивные

(умение

высказывать свое предположение в письменной форме на основе работы с

материалом, умение выделять и осознавать учащимся того, что уже усвоено и

что еще подлежит усвоению), коммуникативные (умения работать в парах),

24

личностные

(умение

выражать

свое

отношение

теме,

свои

эмоции)

универсальные учебные действия.

9. Формирование ИКТ-компетентности

На уроке применялись ИКТ, велась работа по формированию

ИКТ

компетентности обучающихся.

9. Структура урока

Урок построен в технологии критического мышления и состоит из

следующих стадий (этапов): вызов, осмысление, размышление (рефлексия).

Первая

стадия

(вызов)

включала

в

себя

такие

компоненты

как:

организационный момент (с помощью которого учащиеся настроились на

предстоящий урок), момент постановки целей и задач урока и мотивации

учебной деятельности учащихся. На стадии осмысления были следующие

моменты: этап открытия нового знания (чтение с пометами, с остановками)

физкультминутка, этап

применения нового знания (заполнение таблицу

«ЗХУ», графы «Узнал», «Хочу узнать»).

Стадия рефлексии (размышления

включала

в

себя

этап

подведения

итогов

(самостоятельная

работа

с

самопроверкой

по

образцу,

творческая

работа),

а

также

рефлексию

удовлетворенности уроком.

10. Педагогический стиль

Стиль,

тон

отношений,

создают

атмосферу

сотрудничества,

сотворчества, психологического комфорта.

11. Гигиенические требования

На уроке чередуются различные виды деятельности. Физкультминутка

проведена с использование стихотворения и в игровой форме. Обстановка и

гигиенические условия в кабинете соответствуют требованиям.

25



В раздел образования