Напоминание

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи "Поможем насекомым" (средний дошкольный возраст)


Автор: Марышева Надежда Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №24
Населённый пункт: город Череповец
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи "Поможем насекомым" (средний дошкольный возраст)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский ад №24»

Конспект непосредственно

образовательной деятельности по

развитию речи «Поможем насекомым»

(средний дошкольный возраст)

Выполнила: воспитатель

Марышева Н. М.

г. Череповец

2019 г.

Цель: Составление описательного рассказа о насекомых с использованием

схемы.

Задачи:

1.Активизировать

словарь

детей

по

теме

«Насекомые».

2. Учить детей составлять описательный рассказ, используя план – схему.

3. Закреплять употребление существительных в родительном падеже.

4.Продолжать

учить

связным,

развёрнутым

высказывания.

5.Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной

речи.

6.Развивать

память,

внимание,

словесно-логическое

мышление.

7.Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.

Материал: мяч, конверт с письмом от насекомых, план – схема (взята из

Интернета, автор – MaksFro95), картинки с изображением насекомых или

игрушки

насекомые,

картина

с

изображением

ромашки,

шапочки

с

изображением насекомых. Демонстрационный материал «Ромашка» из серии

«Поиграй и сосчитай», издательство «Страна фантазий», автор – Светлана

Вохринцева.

Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских

журналов, энциклопедий;

чтение сказок: К. Чуковского «Муха Цокотуха»,

«Тараканище», «Лесные хоромы», М. Михайлов, «Как Муравьишка домой

спешил»,

В.

Бианки

«Счастливый

жучок»,

Г.

Скребицкий,

просмотр

мультфильмов,

аппликация

«Бабочка»,

лепка

декоративных

пластин

с

и з о б р а ж е н и е м

н а с е к о м ы х .

Х о д :

Воспитатель предлагает детям подойти к нему.

Воспитатель: Ребята, вы любите играть? А какие игры вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру с мячом «Четвёртый

лишний». Я буду называет четыре слова, вы должны на слух определить

лишнее слово и объяснить свой выбор.

Жук, пчела, муравей, кошка (кошка)

Слон, бабочка, шмель, гусеница (слон)

Божья коровка, комар, тарелка, стрекоза (тарелка)

Ёлка, таракан, муха, кузнечик (ёлка)

Паук, бабочка, комар, кровать (кровать)

Отвечает ребёнок, которому воспитатель кидает мяч.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Ребята, посмотрите, пока мы с вами

играли, не заметили письмо, которое лежит рядом с дверью. Интересно от

кого оно? Давайте прочитаем.

Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:

Случилось несчастье. Оказывается, зима не хочет выпускать насекомых на

волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо

рассказать зиме про насекомых, какую пользу они приносят,

ведь она их

никогда не видела. А как вы думаете, почему?

Дети: Зимой насекомых не бывает.

Воспитатель: Если зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно

отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться. Но сначала давайте

разомнем наши пальчики.

Проходим и присаживаемся на стульчики.

Пальчиковая игра «Пчела»

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела. (делают маховые движения кистями рук)

А за нею шмель - шмелёк -

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, (загибаем пальцы, начиная с большого).

Как фонарики глаза.(делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),

Пожужжали, полетали (машем ладошками),

От усталости упали (роняем ладони на колени).

Воспитатель:

Ребята,

каких

насекомых

позволила

нам

вспомнить

пальчиковая гимнастика?

Дети перечисляют.

Воспитатель: Мы хорошо подготовились

и теперь можем составить

р а с с к а з ы

о

н а с е к о м ы х ,

ч т о б ы

с п а с т и

и х

о т

з и м ы .

А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки –

подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют,

что и как нужно рассказывать).

Воспитатель: Отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком насекомом мы

составим наш первый рассказ.

На берёзовом листочке

Кто-то красненький сидит.

Спинка - крылья – в чёрных точках…

Замерла, как будто спит.

Посидела, посидела…

Вверх, взвилась и улетела.

Симпатичная плутовка, Эта … (Божья коровка)

Рассказ строится по цепочке. Воспитатель задаёт вопрос по каждому

п у н к т у

с хе м ы

и

п р о с и т

д е т е й

о т в е т и т ь

п о л н ы м

о т в е т о м .

Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до

конца.

После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с

изображением

насекомого

и

составить

по

ней

рассказ,

следуя

пунктам

схемы. (Рассказывают 3 - 4 человека).

Воспитатель: Много рассказов составили о насекомых, вспомнили, какую

пользу они приносят. Сейчас я предлагаю немного отдохнуть. Выходите

играть.

Физминутка

Я большая стрекоза,

Очень круглые глаза

Я верчусь, как вертолёт

Вправо, влево, взад, вперёд.

Я летала и летала,

Устали не знала.

На ромашке посидела и опять полетела. (Дети выполняют движения по

тексту).

Воспитатель:

Проходите,

присаживайтесь

на

стульчики.

А тут и насекомые появились, обрадовались, что вы их освободили, и

давай веселиться.

Воспитатель одевает нескольким детям шапочки насекомых: комар, пчела,

бабочка, стрекоза, муха.

Дети в шапочках свободно перемещаются

по группе, машут руками

имитируя полёт насекомых.

Увидели на лугу ромашку и удивились.

Воспитатель выкладывает на пол ромашку.

Воспитатель: Какая ромашка?

Дети: Большая, белая, красивая, нарядная.

Воспитатель: Веселились насекомые, летали, порхали, да так устали, что

решили отдохнуть на ромашке. Расселись они, всем места хватило, ромашка-

то большая. (дети в шапочках насекомых присаживаются на лепестки)

Воспитатель: Какие насекомые уселись на ромашку?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте расскажем, кто, где находится?

Дети: Стрекоза сидит на лепестке рядом с комаром и т.д.

Воспитатель: Хорошо справились с заданием. Сейчас мы поиграем в игру

«Закончи предложение».

Воспитатель выставляет сюжетную картинку с насекомыми, которые

расположены в разных местах относительно цветка.

· Муравей сидит около…(цветка)

· Божья коровка ползёт по… (листу)

· Шмель спрятался под…(листом)

· Гусеница сидит на… (цветке)

· Бабочка порхает над…(цветком)

· Жук сидит под…(цветком)

· Стрекоза летает около…(цветка)

Воспитатель: Многих насекомых мы сегодня вспомнили, и с нетерпением

будем ждать встречи с ними.

Звучит запись голоса «Зимы». Она благодарит детей за интересные

рассказы о насекомых, обещает их отпустить, как только на Земле станет

тепло и прощается с детьми до следующего года.

Воспитатель: Что сегодня было интересным? Что запомнилось? Что не

получилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю изготовить полянку с насекомыми (наклеивают

заранее вырезанные картинки с насекомыми на цветы), чтобы у нас в группе

появился кусочек лета.

Литература:

1. Кузнецова Е.К., Тихонова И.А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет:

Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа

развития»).

2.

Шорыгина

Т.А.

Насекомые.

Какие

они?

Книга

для

воспитателей,

гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 48 с.

(Путешествие в мир природы и развитие речи).



В раздел образования