Напоминание

"Сложные предложения с различными видами связи"


Автор: Шлёмина Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №2"
Населённый пункт: город Десногорск Смоленской области
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Сложные предложения с различными видами связи"
Раздел: среднее образование





Назад




СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ

С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ

СВЯЗИ

СВЯЗИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2» города Десногорска Смоленской области

Шлёмина Ирина Викторовна,

учитель русского языка и

литературы высшей категории

Урок русского языка в 9 классе с

использованием интерактивной

доски

Прочитайте

текст

.

Укажите варианты ответов, в которых верно определено сказуемое в одном

из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.

Запишите номера ответов.

(1) Существует древняя поговорка: врач не может быть

хорошим врачом, если он только хороший врач. (2) То же с

ученым. (3)Если ученый - только ученый, то он не может

быть крупным ученым. (4)Когда исчезает фантазия,

вдохновение, то вырождается и творческое начало,

поскольку оно нуждается в отвлечениях. (5)Иначе у

ученого останется лишь стремление к фактам.

1) существует (предложение 1)

2) с ученым (предложение 2)

3) не может (предложение 3)

4) вырождается (предложение 4)

5) остается у ученого (предложение 5)

Синтаксический анализ предложения

ПУНКТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

По правде говоря (1) люди (2) которым чужда

нелогичность (3) внушают мне страх: я не

могу допустить (4) что они никогда не

ошибаются (5) а (6) поэтому начинаю бояться

(7) что ошибаются постоянно.

Расставьте знаки препинания.

Укажите цифры, на месте которых должны

стоять запятые.

Выяснение трудностей выполнения

задания

Что вызвало затруднение при выполнении этого

задания?

Каких знаний не хватает, чтобы правильно её

решить?

Заполнение листов постановки, достижения целей и

самооценки:

Знаю

(понимаю, умею).

Слышал

(имею

представление,

смогу).

Не знаю

(не понимаю, не

умею);

Поставим цели на урок. Чему вы хотели

бы научиться? Что хотели бы узнать?

Углубить представления о …

Совершенствовать …

Подготовиться к …

Чтобы достичь поставленной цели, какие

задачи вы будете решать?

Я хочу узнать…

Я хочу научиться…

Я хочу понять…

Какие виды сложных предложений вы

знаете?

СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ

БЕССОЮЗНЫЕ

СОЧИНИТЕЛЬНАЯ

СОЧИНИТЕЛЬНАЯ

ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ

ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ

БЕССОЮЗНАЯ

БЕССОЮЗНАЯ

СООТНЕСИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ВИДЫ СВЯЗИ В НИХ

1. Тёмный лес хорош в яркий солнечный день:

тут и прохлада и чудеса световые.

2. В комнате были открыты все окна с правой

стороны, и всё-таки было душно.

3. Мы хотим, чтобы в воспитании

господствовала разумность.

Сочинительная

Подчинительная

Бессоюзная

Уже наливались яблоки и давно поспела чёрная

смородина, а крыжовник был ещё зелёный, но его

уже можно было есть.

Выделите грамматические основы.

Составьте схему.

МНОГОКОМПОНЕНТНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

( СМП )

ТИПЫ МНОГОКОМПОНЕНТНЫХ СЛОЖНЫХ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ

МСП с однотипной связью

МСП с однотипной связью

То ли ветер гуляет в трубе,

То ли лёд на реке оседает,

То ли трещина вышла в судьбе –

То ли призрачный гул долетает

От пустых полуночных пространств…

ТИПЫ МНОГОКОМПОНЕНТНЫХ СЛОЖНЫХ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ

МСП с однотипной связью

МСП с однотипной связью

Светлы, высоки сосновые боры, темны, непроглядны

дремучие ельники, веселы и кудрявы зелёные рощи,

величественны и зелены дубравы.

ТИПЫ МНОГОКОМПОНЕНТНЫХ СЛОЖНЫХ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ

МСП с однотипной связью

МСП с однотипной связью

Во всяком поэте погасла бы самая поэзия, если бы

он не был убеждён, что даже от одного хорошего

человека мир становится лучше.

ТИПЫ МНОГОКОМПОНЕНТНЫХ СЛОЖНЫХ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ

МСП с однотипной связью

МСП с однотипной связью

:

:

сочинительной

подчинительной

бессоюзной

ТИПЫ МНОГОКОМПОНЕНТНЫХ СЛОЖНЫХ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ

МСП с разнотипной связью:

МСП с разнотипной связью:

Берёзы всё ещё горели, но и они осыпались тихо,

сквозь сон роняя последние листья, которых много

лежало вокруг каждой берёзы.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте

которых должны стоять запятые.

Мы можем сказать про человека (1) что он

чаще бывает добр (2) чем зол (3) чаще умён (4)

чем глуп; но будет неправдой (5) если мы

скажем про одного человека (6) что он добрый

(7) или умный (8) а про другого скажем (9) что

он злой или глупый.

ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Домашнее задание

Домашнее задание

1.

Выписать из произведений русских писателей пять

сложных предложений с различными видами связи,

составить их схемы.

2.

Сделать синтаксический разбор одного

предложения.



В раздел образования