Авторы: Ефремова Алсу Аминовна, Усманова Софья Ганизьяновна
Должность: магистрант 3 курса, доцент кафедры психолого-педагогического образования СФ БашГУ
Учебное заведение: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО
Населённый пункт: г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Ценностное отношение к материнству
Раздел: высшее образование
А.А. Ефремова
научный руководитель
С.Г. Усманова
Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО
«Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, Россия
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИНСТВУ
Особенности
материнского
отношения
определяются
не
только
культурным
и
социальным
статусами
женщины,
но
и
ее
собственной
психической
историей
до
и
после
рождения.
Индивидуальный
онтогенез
материнства проходит несколько этапов, в процессе которых осуществляется
естественная
психологическая
адаптация
женщины
к
материнской
роли.
Одним из важнейших считается период беременности, содержание которого
определяется
изменениями
самосознания
женщины,
направленными
на
принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к
ребенку.
Исследования отношений матери и ребенка обнаружили, что многие
современные матери не обладают достаточным уровнем компетентности в
сфере воспитания маленького ребенка. Оказалось (по данным некоторых
авторов), что уже на этапе беременности примерно у 40 % обследованных
женщин выявились те или иные особенности, которые впоследствии могут
оказать неблагоприятное влияние на развитие ребенка. По данным других
авторов, около 50 % из обследованных психически здоровых матерей не
могут выработать адекватного отношения к ребенку на первом году его
жизни.
По
данным
С.
Ю.
Мещеряковой,
лишь
25
%
матерей
из
обследованной
выборки
обнаружили
высокий
уровень
ценностного
отношения
к
материнству
и
эффективности
последующего
материнского
поведения.
Выделение
стилей
и
типов
отношения,
поведения,
взаимодействия
матери
с
ребенком
проводилось
исследователями
неоднократно
(Н.Н.
Авдеева, О. В. Баженова, Л.Я . Варга, С.Ю. Мещерякова, Г.В. Скобло, Г.Г.
Филиппова).
Особое
понимание
материнства
как
самостоятельной
сферы
предложила Г.Г. Филиппова. Под материнским поведением автор понимает
сложное личностное образование, имеющее потребностно-мотивационные и
ценностно-смысловые ориентации. Особое значение этой формы поведения
заключается в том, что, с одной стороны, материнское поведение является
одной из самостоятельных поведенческих сфер, имеющих свой путь развития
в онтогенезе, а с другой – взаимоотношения с матерью являются источником
развития
мотивационных
основ
образа
мира
ребенка.
Материнство
рассматривается как функциональная сфера, назначение которой состоит в
обеспечении матерью адекватной заботы о потомстве.
Феномен материнства получил разностороннее развитие в концепции
В. С. Мухиной, которая рассматривает материнство как психологическое
состояние и социальную ответственность, Феномен материнства получил
разностороннее развитие в концепции В. С. Мухиной, которая рассматривает
материнство как психологическое состояние и социальную ответственность,
как составную часть чувства личности женщины, ее ментальности. Согласно
B.C.
Мухиной,
материнство
–
это
особое
состояние
женщины
в
период
беременности,
родов,
кормления
и
взращивания
ребенка.
Материнство
в
норме – чувство любви и ответственности за своего ребенка, способность к
рефлексии
на
физические
и
психические
состояния
ребенка,
а
также
способность к психологическому его сопровождению и реальному ведению
по
жизни.
В.С.
Мухина
утверждает,
что
полноценное
материнство
предполагает сохранение любви и привязанности к отцу ребенка.
В рамках разработки прикладного аспекта педагогики и психологии
материнства современные исследователи обращаются к термину «ценностное
отношение к материнству». Большинство авторов (О.В. Баженова, Л.Л. Баз,
О.А. Копыл, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина, Г.Г. Филиппова, В.И. Брутман,
А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова), исследующих данную проблему, считают, что
готовность к материнству формируется на протяжении всей жизни женщины.
На этот процесс влияют как биологические, так и социальные факторы,
поскольку
готовность
к
материнству,
с
одной
стороны,
имеет
мощную
инстинктивную
основу,
а
с
другой
стороны,
выступает
как
личностное
образование, в котором отражается весь предыдущий опыт взаимоотношений
женщины с со своими родителями, сверстниками, мужем и другими людьми.
Список литературы
1.
Баженова О. В., Баз Л. Л., Копыл О. А. Готовность к материнству:
Выделение
факторов,
условий
психологического
риска
для
будущего
развития ребенка // Синапс. 1993. № 4.
2.
Мухина
В.
С.
Психологические
проблемы
материнства
/ /
Перинатальная психология и психотерапия. Сб. материалов конференции по
перинатальной психологии. М., 2003.
3.
Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учеб. пособие. М., 2002.