Напоминание

Ценностное отношение к материнству


Авторы: Ефремова Алсу Аминовна, Усманова Софья Ганизьяновна
Должность: магистрант 3 курса, доцент кафедры психолого-педагогического образования СФ БашГУ
Учебное заведение: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО
Населённый пункт: г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Ценностное отношение к материнству
Раздел: высшее образование





Назад




А.А. Ефремова

научный руководитель

С.Г. Усманова

Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО

«Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, Россия

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИНСТВУ

Особенности

материнского

отношения

определяются

не

только

культурным

и

социальным

статусами

женщины,

но

и

ее

собственной

психической

историей

до

и

после

рождения.

Индивидуальный

онтогенез

материнства проходит несколько этапов, в процессе которых осуществляется

естественная

психологическая

адаптация

женщины

к

материнской

роли.

Одним из важнейших считается период беременности, содержание которого

определяется

изменениями

самосознания

женщины,

направленными

на

принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к

ребенку.

Исследования отношений матери и ребенка обнаружили, что многие

современные матери не обладают достаточным уровнем компетентности в

сфере воспитания маленького ребенка. Оказалось (по данным некоторых

авторов), что уже на этапе беременности примерно у 40 % обследованных

женщин выявились те или иные особенности, которые впоследствии могут

оказать неблагоприятное влияние на развитие ребенка. По данным других

авторов, около 50 % из обследованных психически здоровых матерей не

могут выработать адекватного отношения к ребенку на первом году его

жизни.

По

данным

С.

Ю.

Мещеряковой,

лишь

25

%

матерей

из

обследованной

выборки

обнаружили

высокий

уровень

ценностного

отношения

к

материнству

и

эффективности

последующего

материнского

поведения.

Выделение

стилей

и

типов

отношения,

поведения,

взаимодействия

матери

с

ребенком

проводилось

исследователями

неоднократно

(Н.Н.

Авдеева, О. В. Баженова, Л.Я . Варга, С.Ю. Мещерякова, Г.В. Скобло, Г.Г.

Филиппова).

Особое

понимание

материнства

как

самостоятельной

сферы

предложила Г.Г. Филиппова. Под материнским поведением автор понимает

сложное личностное образование, имеющее потребностно-мотивационные и

ценностно-смысловые ориентации. Особое значение этой формы поведения

заключается в том, что, с одной стороны, материнское поведение является

одной из самостоятельных поведенческих сфер, имеющих свой путь развития

в онтогенезе, а с другой – взаимоотношения с матерью являются источником

развития

мотивационных

основ

образа

мира

ребенка.

Материнство

рассматривается как функциональная сфера, назначение которой состоит в

обеспечении матерью адекватной заботы о потомстве.

Феномен материнства получил разностороннее развитие в концепции

В. С. Мухиной, которая рассматривает материнство как психологическое

состояние и социальную ответственность, Феномен материнства получил

разностороннее развитие в концепции В. С. Мухиной, которая рассматривает

материнство как психологическое состояние и социальную ответственность,

как составную часть чувства личности женщины, ее ментальности. Согласно

B.C.

Мухиной,

материнство

это

особое

состояние

женщины

в

период

беременности,

родов,

кормления

и

взращивания

ребенка.

Материнство

в

норме – чувство любви и ответственности за своего ребенка, способность к

рефлексии

на

физические

и

психические

состояния

ребенка,

а

также

способность к психологическому его сопровождению и реальному ведению

по

жизни.

В.С.

Мухина

утверждает,

что

полноценное

материнство

предполагает сохранение любви и привязанности к отцу ребенка.

В рамках разработки прикладного аспекта педагогики и психологии

материнства современные исследователи обращаются к термину «ценностное

отношение к материнству». Большинство авторов (О.В. Баженова, Л.Л. Баз,

О.А. Копыл, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина, Г.Г. Филиппова, В.И. Брутман,

А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова), исследующих данную проблему, считают, что

готовность к материнству формируется на протяжении всей жизни женщины.

На этот процесс влияют как биологические, так и социальные факторы,

поскольку

готовность

к

материнству,

с

одной

стороны,

имеет

мощную

инстинктивную

основу,

а

с

другой

стороны,

выступает

как

личностное

образование, в котором отражается весь предыдущий опыт взаимоотношений

женщины с со своими родителями, сверстниками, мужем и другими людьми.

Список литературы

1.

Баженова О. В., Баз Л. Л., Копыл О. А. Готовность к материнству:

Выделение

факторов,

условий

психологического

риска

для

будущего

развития ребенка // Синапс. 1993. № 4.

2.

Мухина

В.

С.

Психологические

проблемы

материнства

/ /

Перинатальная психология и психотерапия. Сб. материалов конференции по

перинатальной психологии. М., 2003.

3.

Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учеб. пособие. М., 2002.



В раздел образования