Автор: Голощапова Наталия Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №9"
Населённый пункт: Орловская область, г.Мценск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи".
Раздел: дошкольное образование
2017 год объявлен Всероссийским годом экологии. И мне интересным и
актуальным показалось подойти более обстоятельно и подробно к
изучению темы: «Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании
дошкольников с общим недоразвитием речи». Казалось бы, что каждый
из нас с успехом использует в своей работе литературный материал
природоведческого содержания, термины по экологии, но данная тема
более многогранна по своему содержанию.
Как сказал Сухомлинский:
Природа- это богатейшая кладовая,
неоценимое богатство для интеллектуального,
нравственного и речевого развития ребенка. (В.А.Сухомлинский)
С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует
на
него,
побуждает
к
передаче
чувств
и
мыслей
в
речи.
Природа
–
это
неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей.
Дошкольное
детство
–
наиболее
благоприятный
этап
формирования
личности
человека,
его
ценностной
ориентации
в
окружающем
мире.
В
этот
период
закладывается позитивное отношение к природе, к « рукотворному» миру, к себе и
к окружающим людям.
Ребенок должен развиваться гармонично, причем очень много в развитии ребенка
можно достичь, не сажая его раньше времени за парту. А давая возможность
общаться с природой.
Основным
проводником экологического образования в дошкольном возрасте
является воспитатель.
Он решает задачи экологического воспитания:
- формирование системы научных экологических знаний, доступных дошкольнику;
- воспитание бережного отношения к природе;
- развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- желания охранять и беречь природу.
Специфика
работы воспитателя в группах для детей с ОНР состоит в том, что
педагог
решает
не
только
общеобразовательные,
но
и
коррекционно-
воспитательные задач
Основная
задача
учителя-логопеда
ДОУ
–
всестороннее
формирование
речи
дошкольника, особенно страдающего Общим недоразвитием речи. У таких детей
отмечается
недостаточность
словарного
запаса,
частое
использование
в
речи
существительных и глаголов и редкое употребление имен прилагательных,
местоимений,
наречий,
предлогов,
сочинительных
и
подчинительных
союзов,
которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного
возраста. Кроме того, у таких детей недостаточно сформированы познавательные
процессы,
тесно
связанные
с
речевой
деятельностью
(внимание,
память,
мышление, воображение).
Если
в
коррекционно-воспитательной
работе
ведущая
роль
принадлежит
учителю-логопеду,
а воспитатель
является
активным
помощником,
то
при
выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем
самостоятельно,
роли
педагогов меняются:
учитель
-
логопед
становится
активным помощником и участником.
При этом учитель-логопед решает следующие коррекционные задачи:
1.
Развитие
познавательных
процессов,
которые
тесно
связанные
с
речевой
деятельностью (внимание, память, мышление, воображение);
2.
Обогащение
словаря
новыми
лексическими
единицами,
усвоение
детьми
ранее неизвестных слов, а также новых значений слов, уже имеющихся в их
лексиконе;
3.
Формирование
у
детей
осознанно-правильного
отношения
к
природным
явлениям и объектам;
4.
Развитие бережного и ответственного отношения к окружающей природе.
Получается, что занятия воспитателя и учителя-логопеда не дублируют друг друга,
а
взаимно
дополняют,
материал
подается
так,
что
информация
закрепляется
многократно на разных уровнях.
А.П.
Чехов
утверждал: « Количество слов и их сочетаний находится в самой
прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не
может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению
языка.
В работе учителя – логопеда используются различные методы:
Наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций)
Словесные (беседы, речевые игры, чтение художественной литературы)
Практические (экологические игры)
Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи
у дошкольников большое значение уделяется дидактическим эколого-речевым
играм:
«Когда это бывает?»
« Съедобное- несъедобное»
«Кто где живет?»
«Где растет огурчик?»
«С какого дерева лист?»
« Положи грибок в кузовок» и др.
Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в
том,
чтобы
сформировать
у
дошкольников
мотивацию
к
природоохранной
деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными
объектами,
эмоционально
настроить
детей
на
тот
или
иной
вид
труда,
активизировать их в процессе выполнения поручений.
Экологическое воспитание
в
группе
часто
переплетается
с
изучением
определенной лексической темы, а для снятия утомления, напряжения во время
непосредственной
деятельности
проводятся
с
детьми
физкультминутки,
пальчиковые гимнастики экологического содержания.
У нас в саду расцвел цветок. (дети показывают бутон)
Чтоб стал красив он и высок,
Раскрыл на утро лепестки, (раскрывают ладошки, разводят пальцы)
Должны работать корешки! (изображают « корни»)
Также в своей деятельности на индивидуальных занятиях, для закрепления
лексических тем я использую:
- Методику « камешки Марблс» (детям предлагается выбрать картинки овощей
или фруктов, и в соответствии с цветом выбранного предмета выложить его
камушками такого же цвета)
-
Методику
«
Песочная
терапия»
(песок-
это
уже
сам
по
себе
природный
материал и детям очень нравиться рисовать на нем разнообразные рисунки)
- Информационно - коммуникационные технологии.
Такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников
к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается.
Особое место в своей работе я уделяю совместной деятельности детей и их
родителей:
- еженедельно в группе выставляется информация для родителей о лексической
теме недели, в которой предлагаются задания для обогащения словаря детей,
список лексико-грамматических игр и игр на развитие связной речи связанные с
экологией;
- тематическая подборка стихов, загадок о животных, растениях, временах года;
Также
недавно
мною
был
успешно
реализован
проект «Что
нам
осень
подарила?».
В ходе которого родители вместе с детьми изготовили книжки-малышки и
поделки из природного материала по теме: «Дары осени»;
было проведено
совместное мероприятие с родителями и детьми по творческой деятельности,
результатом которого, была изготовлена картина осеннего леса из природного
материала.
В заключительной части проекта было проведено открытое досуговое занятие
для родителей по теме: «Осенний калейдоскоп».
Такой
подход
в
нашей
деятельности
способствует
сотрудничеству,
эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей.
Показывает
родителям
необходимость
воспитания
у
детей
экологической
культуры.
Я считаю, что реализация системы экологического воспитания дошкольников
обеспечивает всестороннее развитие детей. У них совершенствуется интеллект,
расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика,
наблюдательность, связная речь, повышается культура поведения в природе и
окружающей среде.
Спасибо за внимание!