Напоминание

"Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи".


Автор: Голощапова Наталия Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №9"
Населённый пункт: Орловская область, г.Мценск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи".
Раздел: дошкольное образование





Назад




2017 год объявлен Всероссийским годом экологии. И мне интересным и

актуальным показалось подойти более обстоятельно и подробно к

изучению темы: «Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании

дошкольников с общим недоразвитием речи». Казалось бы, что каждый

из нас с успехом использует в своей работе литературный материал

природоведческого содержания, термины по экологии, но данная тема

более многогранна по своему содержанию.

Как сказал Сухомлинский:

Природа- это богатейшая кладовая,

неоценимое богатство для интеллектуального,

нравственного и речевого развития ребенка. (В.А.Сухомлинский)

С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует

на

него,

побуждает

к

передаче

чувств

и

мыслей

в

речи.

Природа

это

неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей.

Дошкольное

детство

наиболее

благоприятный

этап

формирования

личности

человека,

его

ценностной

ориентации

в

окружающем

мире.

В

этот

период

закладывается позитивное отношение к природе, к « рукотворному» миру, к себе и

к окружающим людям.

Ребенок должен развиваться гармонично, причем очень много в развитии ребенка

можно достичь, не сажая его раньше времени за парту. А давая возможность

общаться с природой.

Основным

проводником экологического образования в дошкольном возрасте

является воспитатель.

Он решает задачи экологического воспитания:

- формирование системы научных экологических знаний, доступных дошкольнику;

- воспитание бережного отношения к природе;

- развитие чувства эмпатии к объектам природы;

- желания охранять и беречь природу.

Специфика

работы воспитателя в группах для детей с ОНР состоит в том, что

педагог

решает

не

только

общеобразовательные,

но

и

коррекционно-

воспитательные задач

Основная

задача

учителя-логопеда

ДОУ

всестороннее

формирование

речи

дошкольника, особенно страдающего Общим недоразвитием речи. У таких детей

отмечается

недостаточность

словарного

запаса,

частое

использование

в

речи

существительных и глаголов и редкое употребление имен прилагательных,

местоимений,

наречий,

предлогов,

сочинительных

и

подчинительных

союзов,

которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного

возраста. Кроме того, у таких детей недостаточно сформированы познавательные

процессы,

тесно

связанные

с

речевой

деятельностью

(внимание,

память,

мышление, воображение).

Если

в

коррекционно-воспитательной

работе

ведущая

роль

принадлежит

учителю-логопеду,

а воспитатель

является

активным

помощником,

то

при

выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем

самостоятельно,

роли

педагогов меняются:

учитель

-

логопед

становится

активным помощником и участником.

При этом учитель-логопед решает следующие коррекционные задачи:

1.

Развитие

познавательных

процессов,

которые

тесно

связанные

с

речевой

деятельностью (внимание, память, мышление, воображение);

2.

Обогащение

словаря

новыми

лексическими

единицами,

усвоение

детьми

ранее неизвестных слов, а также новых значений слов, уже имеющихся в их

лексиконе;

3.

Формирование

у

детей

осознанно-правильного

отношения

к

природным

явлениям и объектам;

4.

Развитие бережного и ответственного отношения к окружающей природе.

Получается, что занятия воспитателя и учителя-логопеда не дублируют друг друга,

а

взаимно

дополняют,

материал

подается

так,

что

информация

закрепляется

многократно на разных уровнях.

А.П.

Чехов

утверждал: « Количество слов и их сочетаний находится в самой

прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не

может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению

языка.

В работе учителя – логопеда используются различные методы:

Наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций)

Словесные (беседы, речевые игры, чтение художественной литературы)

Практические (экологические игры)

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи

у дошкольников большое значение уделяется дидактическим эколого-речевым

играм:

«Когда это бывает?»

« Съедобное- несъедобное»

«Кто где живет?»

«Где растет огурчик?»

«С какого дерева лист?»

« Положи грибок в кузовок» и др.

Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в

том,

чтобы

сформировать

у

дошкольников

мотивацию

к

природоохранной

деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными

объектами,

эмоционально

настроить

детей

на

тот

или

иной

вид

труда,

активизировать их в процессе выполнения поручений.

Экологическое воспитание

в

группе

часто

переплетается

с

изучением

определенной лексической темы, а для снятия утомления, напряжения во время

непосредственной

деятельности

проводятся

с

детьми

физкультминутки,

пальчиковые гимнастики экологического содержания.

У нас в саду расцвел цветок. (дети показывают бутон)

Чтоб стал красив он и высок,

Раскрыл на утро лепестки, (раскрывают ладошки, разводят пальцы)

Должны работать корешки! (изображают « корни»)

Также в своей деятельности на индивидуальных занятиях, для закрепления

лексических тем я использую:

- Методику « камешки Марблс» (детям предлагается выбрать картинки овощей

или фруктов, и в соответствии с цветом выбранного предмета выложить его

камушками такого же цвета)

-

Методику

«

Песочная

терапия»

(песок-

это

уже

сам

по

себе

природный

материал и детям очень нравиться рисовать на нем разнообразные рисунки)

- Информационно - коммуникационные технологии.

Такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников

к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается.

Особое место в своей работе я уделяю совместной деятельности детей и их

родителей:

- еженедельно в группе выставляется информация для родителей о лексической

теме недели, в которой предлагаются задания для обогащения словаря детей,

список лексико-грамматических игр и игр на развитие связной речи связанные с

экологией;

- тематическая подборка стихов, загадок о животных, растениях, временах года;

Также

недавно

мною

был

успешно

реализован

проект «Что

нам

осень

подарила?».

В ходе которого родители вместе с детьми изготовили книжки-малышки и

поделки из природного материала по теме: «Дары осени»;

было проведено

совместное мероприятие с родителями и детьми по творческой деятельности,

результатом которого, была изготовлена картина осеннего леса из природного

материала.

В заключительной части проекта было проведено открытое досуговое занятие

для родителей по теме: «Осенний калейдоскоп».

Такой

подход

в

нашей

деятельности

способствует

сотрудничеству,

эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей.

Показывает

родителям

необходимость

воспитания

у

детей

экологической

культуры.

Я считаю, что реализация системы экологического воспитания дошкольников

обеспечивает всестороннее развитие детей. У них совершенствуется интеллект,

расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика,

наблюдательность, связная речь, повышается культура поведения в природе и

окружающей среде.

Спасибо за внимание!



В раздел образования