Напоминание

«Необыкновенные приключения химиков на острове Органика».


Автор: Потапова Елена Витальевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ГБПОУ Камчатский медицинский колледж
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного открытого мероприятия
Тема: «Необыкновенные приключения химиков на острове Органика».
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Камчатского края «Камчатский медицинский колледж"

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия.

Внеклассное студенческое мероприятие в форме сценической

постановки «Необыкновенные приключения химиков на острове

Органика».

Разработчик:

Преподаватель химии

Потапова Е.В.

Одобрена

на ЦМК общепрофессиональных

дисциплин

Протокол № ___________________

Председатель ______ (Гребнева Г.И.)

Петропавловск-Камчатский, 2019 год.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

воспитательной работе

______________ Г.И. Гребнева

«_____» ______________ 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Пояснительная записка____________________________________________3

I. Сценарная разработка (подготовительный этап) ___________________4

1.1. Определение темы и целей мероприятия ___________________________4

1.2

План подготовки мероприятия____________________________________5

II. Основная часть (ход мероприятия) _______________________________6

III. Завершение мероприятия _____________________________________16

3.1. Подведение итогов вручение дипломов ___________________________16

3.2. Заключительное слово преподавателя _____________________________16

IY. Список используемых источников _____________________________ 18

Y. Приложения _______________________________________________ 19-31

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2

Внеклассное

мероприятие

по

химии

рассчитано

для

студентов

1

курсов.

Форма мероприятия –игра-конкурс.

Творческие задания, загадки и практические части данного конкурса делают

его живым, интересным и познавательным для учащихся. Конкурс развивает в

учащихся самостоятельность, внимательность, сообразительность, командный

дух.

Интеллектуальная

игра-конкурс

расширяет

кругозор,

студенты

учатся

нестандартно мыслить, проверяют свою эрудицию и узнают новое.

Сценарная разработка открытого внеклассного мероприятия

«Необыкновенные приключения химиков на острове Органика»

3

I. Подготовительный этап

1.1. Определение темы и целей мероприятия.

Тема

открытого

внеклассного

мероприятия

«Необыкновенные

приключения химиков на острове Органика»

Цели мероприятия:

обобщение, закрепление и систематизация знаний по органической

химии;

формирование положительной эмоциональной атмосферы в ходе

мероприятия;

развитие познавательного интереса студентов к предмету химия и

профессиям, связанных с данным предметом;

развитие умений работать в команде;

расширение кругозора студентов.

1.2. План подготовки мероприятия:

4

Этапы

Ответственные (группа

взаимодействия)

Сроки

1

Выбор темы мероприятия

Преподаватель химии

Ноябрь

2018г.

2.

Разработка сценария

внеклассного мероприятия

Потапова Е.В.

Ноябрь

2018г.

3.

Разработка музыкального

сопровождения

Потапова Е.В., студент

группы 171 мс Дрозд

Тимофей

Январь

2019г.

4.

Распределение ролей.

Студенты групп 171мс-

173мс

Январь

2019г.

5.

Подготовка команд

( название команд ,девиз,

представление)

181мс, 182мс, 183мс

Январь

2019г.

6.

Подготовка опытов

( извержение вулкана,

фараоновые змеи, малиновый

компот)

Потапова Е.В., 1-ин

студент из команды 181мс,

182мс, 183мс

Февраль

2019г.

7.

Репетиционные мероприятия

Студенты, принимающие

участия в постановке

Январь

2019г.

8.

Коррекция сценария и

доработка некоторых ролей.

Потапова Е.В., студенты

171мс-173мс.

Январь

2019г.

9.

Подготовка реквизита и

сценических костюмов

Потапова Е.В., студенты

171мс группы

Январь

2019г.

10.

Создание презентации «Умник-

органик»

Потапова Е.В.,

Ноябрь

2018г.

11.

Оформление сцены, подготовка

технических средств

Студенты 171мс группы,

работники отдела

информационных

технологий.

15

февраля

2019г.

II. Основная часть

5

2.1. Ход мероприятия.

Преподаватель: Добрый день, уважаемые гости, участники, члены жюри!

Сегодня мы собрались, чтобы увидеть, насколько интересен, мир химии! Вам,

уважаемые участники для прохождения испытаний предстоит вспомнить и

применить полученные знания!

Это – очень важные и практически необходимые сведения о том многообразии

органических веществ, основой которых явился многоликий углерод.

Оценивать вас будет уважаемое жюри: (представление жюри)

Преподаватель: Наше путешествие начинается!

Ведущий 1: Без химии жизни, поверьте, нет.

Без химии стал бы тусклым весь свет,

С химией ездим, живем и летаем,

В разных точках Земли обитаем,

Чистим, стираем, пятна выводим,

Ведущий 2: Едим, спим, и с прическами ходим,

Химией лечимся, клеим и шьем,

С химией мы бок о бок живем!

Так что вы без нее пропадете,

Если значение ее не поймете!

Ведущий

1:

-Дорогие

друзья!

Сегодня

мы

с

вами

отправимся

в

очень

увлекательное путешествие со студентами первокурсниками, которые знают и

любят химию, на остров Органика за сокровищами.

Ведущий

2:

Вам

предстоит

преодолеть

многие

трудности,

чтобы

благополучно

возвратиться

обратно.

Мы

уверены

в

вас,

наши

дорогие

путешественники!

Наш девиз:

Ведущий: 1«Кто мало знает, для того и этого много.

Ведущий: 2 -Кто много знает, тому и этого мало».

6

(Звучит музыка «Приключения капитана Врунгеля»)

Ведущий 1: -Вот наш корабль приплыл к острову, и мы высаживаемся на

берег.

Ведущий 2: Приплывшие путешественники должны лучше узнать друг друга.

1-тур -Представление команд.

Ведущий 2: Это представление каждой команды. Надо назвать свою команду

и защитить это название, сказать девиз и предоставить эмблему.

Пояснение оценивания тура:

(2 мин) (1место=5 баллов.

2 место=4 балла.

3 место=3 балла.)

Жюри используют оценочные листы (приложение 1)

(Обсуждение жюри)

2-тур - В гостях у мудреца.

(викторина «Умник-органик»)

Ведущий 1: -На своём пути мы встречаем мудреца- старого учёного –

химика, который живёт на острове. Он попал сюда после кораблекрушения и

готов помочь нам добраться до сокровищ, если мы ответим на его вопросы.

(Один

из

приглашённых

студентов

старших

курсов

изображает

мудреца,

одевшись соответственно. Он же зачитывает вопросы викторины). Команды

отвечают на вопросы.

Пояснение оценивания тура:

(1 балл за правильный ответ с объяснением,

0,5 балла за правильный ответ без объяснения.

За нарушение дисциплины- снимается 3 балла.)

(презентация)

Выполнив условие мудреца, участники получают карты острова.

7

Ведущий 1: -Ребята! На ваших столах карта, с помощью которой мы будем

совершать путешествие по острову. (приложение 2)

(Обсуждение жюри)

3-тур Узелковое письмо.

Ведущий 2: - Индейцы с острова явно не преуспели с письменностью. Для

передачи

информации

они

пользуются

загадочным

приспособлением,

называемым кипу, что на языке племени кечуа значит "узел", или проще -

узелковое письмо. "Послания" состояли из шерстяных или хлопчатобумажных

верёвок,

к

которым

привязывали

ряды

шнурков.

При

этом

узелки

завязывались по вертикали относительно одной, горизонтальной веревки.

(выходит индеец с заданием для команд)

Индеец:

Индеец: Вам, предстоит расшифровать текст такого «узелкового письма». Мы

немного модернизировали его. И представили в виде структурного

изображения органического соединения, которое вам предстоит назвать,

опираясь на знания международной номенклатуры ИЮПАК.

Предлагаемые углеродные цепи:

8

1.

2.

3.

1 вещество – 2,2,4-триметилпентан;

2 вещество- метилциклопропан;

3 вещество- 1,3-диметилциклопентан

Пояснение оценивания тура:

За правильное название углеводорода-2 балла.

С ошибкой- 1 балл.

Неверный ответ-0 баллов.

(Обсуждение жюри)

4- ТУР Послание в бутылке.

Ведущий 1: -На берег острова выбросило бутылки с посланием (командам

предлагают достать свёрнутые листки бумаги из бутылок, чтобы прочитать

текст задания-головоломки из 9 названий органических веществ. (Задание на

время и качество выполнения)

Головоломка «9 НАЗВАНИЙ»

Ведущий 1: -Попробуйте найти в тексте спрятавшиеся названия

углеводородов. Буквы идут друг за другом, но могут находиться в разных

словах.

Стол у Ольги Андреевны почти всегда был завален книгами. Там

нашли сказку про пантеру; рассказ про цирковых собак, о том, как щенок

танцевать научился; книжку про диковинных зверей- ленивцев. Эти ленивые

животные почти всё время висят на ветках деревьев. Среди бумаг мы нашли

детское сочинение про куклу: «Обута наша кукла была в лаковые сапожки,

одета в юбку и кафтан. Надели на неё коралловое ожерелье. Но на ней оно не

смотрелось. Эта новость нас огорчила…» Здесь же обнаружилось письмо

декану и смета на ремонт. (Приложение 3)

Ответ:

Стол у Ольги Андреевны почти всегда был завален книгами. Там нашли

сказку про пантеру; рассказ про цирковых собак, о том, как щенок танцевать

научился; книжку про диковинных зверей- ленивцев. Эти ленивые животные

почти всё время висят на ветках деревьев. Среди бумаг мы нашли детское

9

сочинение про куклу: «Обута наша кукла была в лаковые сапожки, одета в

юбку и кафтан. Надели на неё коралловое ожерелье. Но на ней оно не

смотрелось. Эта новость нас огорчила…» Здесь же обнаружилось письмо

декану и смета на ремонт. (приложение 4)

Ответы: Толуол, пропан, октан, этилен, бутан, нонан, этан, декан, метан.

Пояснение оценивания тура:

За каждый правильный ответ-0,5 балла.

Всего 9 ответов, т.е. максимально-4,5 балла

(Обсуждение жюри)

5 -ТУР Конкурс капитанов.

Ведущий 2: -Сейчас мы просим подойти капитанов команд.

Вы в команде самые главные.

В судействе нет у нас изъяна.

Арбитры все на высоте.

Жюри очки считают рьяно...

А мы представим капитанов!

(Капитаны выходят вперед и дают клятву)

КЛЯТВА КАПИТАНОВ.

Мы, капитаны команд собрали свои команды на поле химической дуэли и

перед лицом своих команд, болельщиков и жюри, торжественно клянемся:

1)

Быть честными.

2)

Не обливать друг друга кислотой в физическом и моральном

отношении.

3)

Не применять методов борьбы при решении химических заданий.

4)

Не терять чувство юмора до конца игры. (Приложение 5)

Ведущий :1

Уважаемые капитаны, сейчас мы проведем жеребьевку,

последовательность которой будет соблюдаться на протяжении

дальнейшего путешествия

(Проводиться жеребьевка)

10

Ведущий 1: Объявляется конкурс

1.

«Химическая пантомима» по технике безопасности на острове

(занятиях по химии).

Уважаемые зрители, Вам предстоит угадать, что изображают капитаны,

точнее действия.

Пояснение оценивания тура:

Пантомима:

Угаданная зрителями-1 балл,

неугаданная-0 баллов. Если капитаны не справляются, то может помочь

команда, но за это 0,5 балла вместо 1-го. (Вопросы к залу).

Приглашаются капитаны, которым выдаются карточки с заданием:

1. Что произойдет, если неправильно обращаться со спиртовкой?

2. Что произойдет, если неверно определять запах резко пахнущих веществ?

3. Что произойдет, если ПОПРОБОВАТЬ ХИМИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО НА

ВКУС? (приложение 6)

Ведущий 2:

2.

Определение

органических

вещества

по

органолептическим

свойствам,которые выявляются и оцениваются с помощью органов чувс

тв(напр.,

вкус, запах) ( приложение 7)

-Много

веков

назад

аборигены

острова

уже

знали

различные

способы

получения

душистых

веществ

из

растений

и

выделений

животных.

Благовония,

душистые

настои,

бальзамы

и

мази

находили

широкое

применение в племенах.

Ведущий 1: -Лучший помощник химика – это его нос. Очень многие

вещества легко определить по запаху. Даны три пробирки с веществами (в

пронумерованных пробирках, закрытых пробками налиты растворы веществ –

уксусной кислоты, нашатырного спирта, этилового спирта). Нужно

определить вещества по запаху, соблюдая технику безопасности, и дать

краткую характеристику влияние данного вещества на организм человека и

применение в медицине. Пояснение оценивания тура:

Определение веществ:

Полностью правильный ответ-3 балла.

Применение в медицине, влияние данного вещества на организм-2

балла.

11

Только угадано вещество -1 балл.

1.Для капитана, выбравшего пробирку с уксусной кислотой:

-Уксусная кислота и ее гомолог, содержащий 3 атома углерода, привлекают

самцов обезьян острова к самкам (это вещества – феромоны).

Дана цепочка превращений, по которой получают уксусную кислоту. Этан ->

Этилен -> Этиловый спирт -> Уксусный альдегид -> Уксусная кислота

Сверху напишите, какие вещества необходимы прибавить, снизу условия

реакции. Расскажите, как называются эти реакции.

2.Для капитана, выбравшего пробирку с этиловым спиртом.

-Аборигены острова используют этанол для изготовления настоек, экстрактов

и лекарственных форм, для наружного применения — обтираний, компрессов.

И ни в коем случае не употребляют внутрь! Т.к.

в зависимости от дозы,

концентрации, пути попадания в организм и длительности воздействия этанол

может обладать наркотическим, наркозным и токсическим действием. В

определённых дозах к массе тела и концентрациях приводит к

острому отравлению и смерти (смертельная разовая доза — 4-12 граммов

этанола на килограмм веса). Длительное употребление этанола может вызвать

такие заболевания, как гастрит, язва желудка, рак желудка и рак пищевода.

Употребление этанола может вызвать оксидативное

повреждение нейронов головного мозга.

Злоупотребление алкогольными напитками может привести к алкоголизму.

Напишите реакцию, по которой получают этанол аборигены и реакцию

промышленного получения спирта.

1.CH

2

=CH

2

+ H

2

O → C

2

H

5

OH

2.С

6

Н

12

О

6

2

Н

5

ОН + 2СО

2

( аборигены)

3. Для капитана, выбравшего пробирку с нашатырным спиртом.

Нашатырный спирт (гидроксид аммония) – водный раствор аммиака. Имеет

острый запах, обладает сильной щелочной реакцией. В медицине

вышеуказанное средство применяется при обморочных состояниях, для

стимуляции рвоты, а также наружно – при укусах насекомых, невралгии,

миозитах.

(Обсуждение жюри)

12

6 тур-Исследование острова(фокусы).

Ведущий 2: На пути к сокровищам нам встречаются и непролазные заросли,

и встречи с дикими животными. Команды проводят опыты (доставшиеся по

жребию.

Пояснение оценивания тура:

Проведен опыт с соблюдением техники безопасности, объяснены результаты-

3 балла

У подножья горы путешественников ждало извержение вулкана.

1 КОМАНДА –показывает опыт «Извержение вулкана»

Очень часто это опыт называют "Вулкан на столе". Для его проведения

нужно

взять

дихромат

аммония

и

насыпать

его горкой на

термостойкую

поверхность (например, кафельную плитку). Сверху нужно сделать «кратер»,

в который поместить небольшой кусочек ваты, смоченный спиртом. Спирт

поджечь. Соблюдать осторожность! Дихромат аммония начинает разлагаться с

выделением азота и паров воды, вспучивающих смесь, а также серо-зеленого

оксида хрома(III):

(NH

4

)

2

Cr

2

O

7

Cr

2

O

3

+ N

2

+ 4H

2

O.

Реакция напоминает действующий вулкан. После ее завершения оксид

хрома(III)

занимает

объем

примерно

в

2-3

раза

больший,

чем

исходное

вещество.

Следует

учесть,

что

частицы

образующегося

оксида

хрома(III)

-«вулканическая

пыль»,

будут

оседать

вокруг

«вулкана»,

поэтому

опыт

необходимо проводить на большом подносе.

К дихромату аммония можно добавить немного порошка магния, тогда

«вулкан» будет «извергаться» еще ярче.( приложение 8)

-В зарослях нас поджидают ядовитые змеи.

2 КОМАНДА-показывает опыт «Глюконатная змея»

Из таблеток "глюконата кальция" можно получить светло-серую "змею" с

белыми

пятнами

длиной

примерно

10-15

см,

которая

при

получении

закручивается в спираль. Этот эффектный процесс можно охарактеризовать

следующим химическим уравнением:

13

Светлый оттенок "змеи" объясняется образованием в ходе реакции оксида

кальция. Недостатком образующейся "змеи" является ее хрупкость. Она

достаточно легко рассыпается.( приложение 9)

Опыт: «Фараонова змея» из соды и сахара (более безопасный)

Для проведения опыта Фараонова змея в домашних условиях подготовьте

следующие ингредиенты:

просеянный песок;

95% спирт;

сахарную пудру;

пищевую соду.

Из песка насыпаем небольшую горку, пропитанную спиртом, на вершине этой

горки делаем небольшое углубление. Затем смешиваем чайную ложку

сахарной пудры и четверть ложки соды. Полученную смесь засыпаем в

«кратер».

Поджигаем спирт (это может занять некоторое время). Постепенно смесь

начнет превращаться в черные шарики, а после того как весь спирт прогорит,

смесь резко почернеет и из неё начнет выползать фараонова змея!

(приложение 10)

-Ну а на берегу озера мы наблюдаем превращение воды.

3 КОМАНДА-показывает опыт «Вода превращается в сироп малиновый»

Чтобы проделать это чудесное превращение, в два стакана на 1/4 их объема

наливают воду и добавляют в один 3—4 капли спиртового раствора

фенолфталеина, а в другой — чайную ложку карбоната

натрия Na2CO3 (соды). Если теперь соединить содержимое обоих стаканов

(вылить раствор из первого стакана во второй), жидкость сразу же станет

красно-малиновой из-за того, что индикатор фенолфталеин в щелочной среде

окрашивается в яркий цвет. Вот и получилось «вино» только такое «вино»

нельзя пробовать: сода относительно безвредна, но фенолфталеин — сильное

слабительное средство...

14

Бесцветный спиртовой раствор индикатора фенолфталеина в щелочной среде

(при pН > 8) всегда окрашивается в малиновый цвет. Причина щелочности

среды в нашем растворе — гидролиз карбоната натрия.

А теперь давайте превратим вино снова в воду. Для этого в освободившемся

стакане приготовим раствор серной кислоты H2SO4. К 1/4 стакана воды

добавим 5 мл 20% -ной серной кислоты. Если полученный раствор вылить в

«вино», оно должно обесцветиться — среда становится нейтральной:

Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + CO2↑ + H2O

(приложение 11)

(Обсуждение жюри)

7 тур -Сундук с сокровищами.

Ведущий1: Мы наконец добрались до сундука с сокровищами.

(демонстрация сундука, в котором находятся шарики и стержни для сборки

моделей органических веществ.). Командам на время нужно собрать модели

предложенных углеводородов.

Пояснение оценивания тура:

Правильно выполненная модель-3 балла.

С 1 –ой ошибкой-2 балла,

с 2 –мя ошибками-1 балл.

Неверно составленная-0 баллов

1 команда-модель

уксусной кислоты

2 команда-модель

изобутана

3 команда-модель

фенола

(приложение 12)

15

Ведущий 2 : А вот команды, что в сраженьях

Узнают горечь пораженья

И радость доблестных побед

За быстрый правильный ответ!

Но прежде чем командам снова

Дадим приветственное слово,

Жюри придется попросить

Нам результаты огласить!

(Жюри объявляет результаты)

(Дипломы участников-3,2,1 место)

Ведущий1 : команде, набравшей меньше очков:

А вы, друзья, не огорчайтесь.

Все впереди у вас пока...

Дерзайте, думайте, старайтесь,

Чтоб победить наверняка!

Ведущий 2: Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,

И расставаться нам пришла пора.

Ведущий 1: Будем мы с улыбкой вспоминать,

Как пытались баллы добывать,

Ведущий 2: Но не важен в баллах результат,

Дружба побеждает – это факт.

Ведущий 1:А находчивость по жизни нас ведет,

Знатокам всегда, везде везет!

Заключительная песня на мотив «Буратино»

Кто с доброй шуткой входит в дом?

Кто с детства с химией знаком?

Кто не ученый, не поэт,

а покорил весь белый свет?

И нас повсюду узнают,

скажите, как же нас зовут?

Хи-ми-ки -ДА!

Мы дружно рядом с ней живем

Ее мы пьем, ее жуем,

А если заболеем вдруг,

То здесь она нам первый друг,

Она и там, она и тут,

Скажите, как ее зовут?

ОР-ГА-НИ-КА!

Но мера здесь нужна всегда,

А то и воздух, и вода

Внезапно превратятся в яд,

16

И птицы к нам не прилетят,

Сады весной не зацветут.

И как же это все зовут?

Хи – ми – я!

Преподаватель: Наша игра подошла к концу! Хочу представить ведущих и

героев, которые нам помогали: ___________

Спасибо!!!!!!!!!!!!!

17

Список используемых источников:

1.

Головнер В.Н. Химия. Интересные уроки: из зарубежного опыта

преподавания. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001

2.

Беккер Х.и др. Органикум. М.: Мир, 2008, т. 1,2

3.

Белобородов В.Л , Зурабян С.Э , Тюкавкина Н.А. . Органическая химия.

М.: Дрофа. 2008, т.1,2.

4.

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательная химия и эффектные опыты

по химии. – М.: Дрофа, 2002

5.

Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Под ред. В.А. Володина – М.:

Аванта+, 2000.

18

Приложение 1

Игра по химии «Необыкновенные приключения химиков на острове Органика».\

Оценочный лист команды « __________________________»

Конкурсы:

Количество

баллов:

Примечания:

1-тур -Представление

команд.

1место=5 баллов.

2 место=4 балла.

3 место=3 балла.

2-тур В гостях у

мудреца.

Викторина «Умник-

органика

1 балл за правильный ответ с объяснением,

0,5 балла за правильный ответ без объяснения.

За нарушение дисциплины- снять 3 балла.

3-тур Узелковое

письмо.

За правильное название углеводорода-2 балла. С

ошибкой- 1 балл. Неверный ответ-0 баллов.

4- тур Послание в

бутылке.

За каждый правильный ответ-0,5 балла. Всего 9

ответов, т.е.максимально-4,5 балла

5 -тур Конкурс

капитанов.

Определение веществ:

Полностью правильный ответ-3 балла.

Применение в медицине, действие на организм

ч-ка-2 балла. Только угадано вещество -1 балл.

Пантомима:

Угаданная зрителями-1 балл,

неугаданная-0 баллов. Если капитаны не

справляются, то может помочь команда, но за это

0,5 балла вместо 1-го. (Вопросы к залу).

6 тур-Исследование

острова. (фокусы)

Проведен опыт , объяснены результаты-3 балла.

19

7 тур -Сундук с

сокровищами.

Правильно выполненная модель-3 балла.

С 1 –ой ошибкой-2 балла, с 2 –мя ошибками-1

балл. Неверно составленная-0 баллов

Итог:

Приложение2

20

Приложение 3

21

Стол у Ольги Андреевны почти всегда был

завален книгами. Там нашли сказку про

пантеру; рассказ про цирковых собак, о том,

как щенок танцевать научился; книжку про

диковинных зверей- ленивцев. Эти ленивые

животные почти всё время висят на ветках

деревьев. Среди бумаг мы нашли детское

сочинение про куклу: «Обута наша кукла была

в лаковые сапожки, одета в юбку и кафтан.

Надели на неё коралловое ожерелье. Но на ней

оно не смотрелось. Эта новость нас

огорчила…» Здесь же обнаружилось письмо

декану и смета на ремонт.

Приложение 4

Ответ:

22

Стол у Ольги Андреевны почти всегда был завален книгами. Там нашли

сказку про пантеру; рассказ про цирковых собак, о том, как щенок танцевать

научился; книжку про диковинных зверей- ленивцев. Эти ленивые животные

почти всё время висят на ветках деревьев. Среди бумаг мы нашли детское

сочинение про куклу: «Обута наша кукла была в лаковые сапожки, одета в

юбку и кафтан. Надели на неё коралловое ожерелье. Но на ней оно не

смотрелось. Эта новость нас огорчила…» Здесь же обнаружилось письмо

декану и смета на ремонт.

Ответы: Толуол, пропан, октан, этилен, бутан, нонан, этан, декан, метан.

Приложение 5

23

КЛЯТВА КАПИТАНОВ.

Мы, капитаны команд … …

собрали свои команды на поле

химической дуэли и перед лицом своих

команд, болельщиков и жюри,

торжественно клянемся:

5)

Быть честными.

6)

Не обливать друг друга кислотой в

физическом и моральном отношении.

7)

Не применять методов борьбы при

решении химических заданий.

8)

Не терять чувство юмора до конца игры.

Приложение 6

Конкурс капитанов

24

1.

Что произойдет, если неправильно

обращаться со спиртовкой?

2.

Что произойдет, если неверно

определять запах резко пахнущих

веществ?

3. Что произойдет, если

ПОПРОБОВАТЬ ХИМИЧЕСКОЕ

ВЕЩЕСТВО НА ВКУС?

Приложение7

25

3

1

2

Приложение 8

Технологическая карта опыта: «Извержение вулкана»

Очень часто это опыт называют "Вулкан на столе". Для его проведения

нужно

взять

дихромат

аммония

и

насыпать

его горкой на

термостойкую

поверхность (например, кафельную плитку). Сверху нужно сделать «кратер»,

в который поместить небольшой кусочек ваты, смоченный спиртом. Спирт

поджечь. Соблюдать осторожность! Дихромат аммония начинает разлагаться с

выделением азота и паров воды, вспучивающих смесь, а также серо-зеленого

оксида хрома(III):

(NH

4

)

2

Cr

2

O

7

Cr

2

O

3

+ N

2

+ 4H

2

O.

Реакция напоминает действующий вулкан. После ее завершения оксид

хрома(III)

занимает

объем

примерно

в

2-3

раза

больший,

чем

исходное

вещество.

Следует

учесть,

что

частицы

образующегося

оксида

хрома(III)

-«вулканическая

пыль»,

будут

оседать

вокруг

«вулкана»,

поэтому

опыт

необходимо проводить на большом подносе.

К дихромату аммония можно добавить немного порошка магния, тогда

«вулкан» будет «извергаться» еще ярче.

Объяснения опыта:

Перед нами – оранжевые кристаллы дихромата аммония. Горящая лучинка

вызывает бурную реакцию. Дихромат аммония – особенная соль, в ее составе

– окислитель и восстановитель. Поэтому «внутри» этой соли может пройти

окислительно-восстановительная реакция.

(NH

4

)

2

Cr

2

O

7

= Cr

2

O

3

+ N

2

+ 4H

2

O

Окислитель - хром (VI) превращается в хром (III), образуется зеленый оксид

хрома. Восстановитель – азот, входящий в состав иона аммония,

превращается в газообразный азот. Итак, дихромат аммония превращается в

зеленый оксид хрома, газообразный азот и воду: мы наблюдаем реакцию

разложения соли. Реакция началась от горящей лучинки, но не прекратилась,

когда лучинку убрали, а стала еще интенсивней. Дело в том, что в процессе

реакции выделяется теплота, и начавшись от лучинки, процесс лавинообразно

развивается до тех пор, пока вся масса дихромата не превратится в оксид

хрома (III), азот и воду. Оксид хрома – очень твердое, тугоплавкое вещество

зеленого цвета, его используют как абразив. Температура плавления – почти

2300 градусов. Оксид хрома – очень устойчивое вещество, не растворяется

даже в кислотах. Благодаря устойчивости и интенсивной окраске окись хрома

используется при изготовлении масляных красок.

26

Приложение 9

Технологическая карта опыта: «Глюконатная змея»

Из таблеток "глюконата кальция" можно получить светло-серую "змею" с

белыми

пятнами

длиной

примерно

10-15

см,

которая

при

получении

закручивается в спираль. Этот эффектный процесс можно охарактеризовать

следующим химическим уравнением:

Светлый оттенок "змеи" объясняется образованием в ходе реакции оксида

кальция. Недостатком образующейся "змеи" является ее хрупкость. Она

достаточно легко рассыпается.

27

Приложение 10

Технологическая карта опыта: «Фараонова змея»

из соды и сахара (более безопасный)

Для проведения опыта Фараонова змея в домашних условиях подготовьте

следующие ингредиенты:

просеянный песок;

95% спирт;

сахарную пудру;

пищевую соду.

Из песка насыпаем небольшую горку, пропитанную спиртом, на вершине этой

горки делаем небольшое углубление. Затем смешиваем чайную ложку

сахарной пудры и четверть ложки соды. Полученную смесь засыпаем в

«кратер».

Поджигаем спирт (это может занять некоторое время). Постепенно смесь

начнет превращаться в черные шарики, а после того как весь спирт прогорит,

смесь резко почернеет и из неё начнет выползать фараонова змея!

Объяснение опыта:

При возгорании происходят химические реакции, усиленные высокой

температурой. Внешне песок начнет превращаться в шарики темного цвета, а

когда спирт сгорит, то смесь станет практически черной, из нее начнет

формироваться так называемая фараонова змея.

Секрет этого эксперимента прост происходит реакция разложения соды и

сахара. Сода разлагается на углекислый газ и водяной пар, что приведет к

«движению» массы, а тело змеи будет формироваться из остатков возгорания

сахара.

28

Приложение 11

Технологическая карта опыта «Вода превращается в малиновый компот»

Чтобы проделать это чудесное превращение, в два стакана на 1/4 их объема

наливают воду и добавляют в один 3—4 капли спиртового раствора

фенолфталеина, а в другой — чайную ложку карбоната

натрия Na2CO3 (соды). Если теперь соединить содержимое обоих стаканов

(вылить раствор из первого стакана во второй), жидкость сразу же станет

красно-малиновой из-за того, что индикатор фенолфталеин в щелочной среде

окрашивается в яркий цвет. Вот и получился «компот» только такой «компот»

нельзя пробовать: сода относительно безвредна, но фенолфталеин — сильное

слабительное средство...

Бесцветный спиртовой раствор индикатора фенолфталеина в щелочной среде

(при pН > 8) всегда окрашивается в малиновый цвет. Причина щелочности

среды в нашем растворе — гидролиз карбоната натрия.

А теперь давайте превратим компот снова в воду. Для этого в освободившемся

стакане приготовим раствор серной кислоты H2SO4. К 1/4 стакана воды

добавим 5 мл 20% -ной серной кислоты. Если полученный раствор вылить в

«компот», он должен обесцветиться — среда становится нейтральной:

Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + CO2↑ + H2O

Объяснение опыта:

Фенолфталеин краснеет в щелочах и солях с преобладающими щелочными

свойствами. Сода (углекислый натрий) как раз и есть такая соль. Она

образована очень слабой угольной кислотой и резкой щелочью - едким

натром. Кислоты разрушают эту окраску, поэтому при переливании

окрасившегося от соды раствора в стакан с соляной кислотой он снова

обесцветился.

Фенолфталеин.

Он постоянно применяется в химических лабораториях, служа для указания

появления и исчезновения щелочной реакции растворов. Как и лакмус, он,

следовательно, является химическим индикатором, то-есть указателем

реакции.

Заменяя фенолфталеин другой искусственной органической краской -

метилоранжем, дающим желтую окраску в щелочах и красную в кислотах,

можно в нашем опыте наблюдать различные окрашивания.

29

Приложение12

2- команда модель изобутан

1-команда модель уксусной кислот

3 команда-модель фенола

30

31



В раздел образования