Напоминание

Любимые дети сибирской тайги


Автор: Мануилова Светлана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад общеразвивающего вида
Населённый пункт: город Вихоревка, Иркутская область
Наименование материала: Конспект познавательного занятия в подготовительной группе
Тема: Любимые дети сибирской тайги
Раздел: дошкольное образование





Назад




частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 210 ОАО «РЖД»

Конспект познавательного занятия с детьми

подготовительной группы

на тему « Любимые дети сибирской тайги»

Воспитатель: Мануилова Светлана Николаевна

1 кв. категория.

Вихоревка 2016

Цель занятия: Развивать познавательный интерес детей к природе родного

края; формировать способность анализировать, доказывать, устанавливать

связи.

Задачи:

Закреплять знания детей о государственных символах страны, Иркутской

области.

Формировать умение различать породы хвойных деревьев, растущих в

нашем регионе.

Дать знания о защитной кожистой плёнке, покрывающей хвою и

оберегающей её от высыхания и замерзания, о продолжительности жизни

хвои.

Создать условия для исследовательской деятельности, поддерживать

устойчивый интерес детей к познанию живого мира природы.

воспитывать любовь к малой родине, гордость за неё.

Активизация словаря: тайга, хвоя, бабр, кедрач.

Предварительная работа: беседа на тему «Сибирь – мой край родной»,

«Лиственные и хвойные деревья», чтение стихотворения Я. Маршака

«Праздник леса», экскурсия в уголок леса «тайна необыкновенных листьев»,

д/и «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «Угадай, сколько

лет живут хвоинки?»

Ход занятия:

Звучит песня «С чего начинается Родина»

В - Ребята, а что такое Родина?

Дети – Это родная земля, наша страна, дом, где мы живём, место, где жили

наши предки, цветы, мама…

.Стихотворение:

Мы живём в России, у нас леса густые,

У нас берёзы белые и космонавты смелые,

И небо наше чистое, и реки наши быстрые,

И Москвы – столицы нашей, в целом мире нету краше!

В – Ребята, все государства, все страны, существующие на земле, имеют свой

герб и флаг. Это - символы страны. Наша страна тоже имеет свой герб и

флаг (рассматривание герба России)

Как вы думаете, почему для герба взяли орла, а не синицу или ворону?

Дети – потому, что орёл – это гордая, сильная, мудрая птица.

В – Ребята, а флаг России состоит из каких цветов? Что означают эти цвета?

Стихотворение читает ребёнок:

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска – солнечный рассвет

В – А ещё, ребята, белый цвет означает чистоту мыслей нашего народа, что

наш народ честный, добрый. Синяя полоска, это символ миролюбия, говорит

о том, что наша страна против войны. А красная – символ отваги, говорит

о том, каждый житель нашей страны готов защищать её от врагов.

В – Наша страна большая, и мы с вами живём в Сибири. Можно ли сказать,

что Сибирь – это наша Родина?.. Конечно, Сибирь – это часть нашей

большой Родины – России. У каждого из нас есть малая Родина, тот уголок

земли, где мы родились, где находится наш дом. Мы с вами живём в Сибири,

поэтому называемся (сибиряками). Как называется наша область?

Дети – Иркутская область

В – А почему она называется Иркутской?

Дети – Потому что главный город в нашей области – Иркутск.

В – Ребята, а Иркутская область тоже имеет свой герб и флаг. Посмотрите, на

гербе изображён бабр – это кровожадный сильный зверь, живущий в жарких

странах. Иногда он из Китая забегает в Сибирь. А в зубах несёт соболя. А

почему, соболя?

Дети – Наш Баргузинский соболь славится на весь мир, это ценный пушной

зверёк, мех его ценится как золото.

В – А теперь, посмотрите на флаг нашей области. На нём изображён герб в

обрамлении ветвей кедра. Как вы думаете, что означает этот венок?

Дети - Лесные богатства.

В – А что может обозначать белый цвет?

Дети – белоснежные зимы, чистые помыслы людей.

В – А что означает голубой цвет?

Дети – реки области.

В – Теперь, ребята вы знаете символы нашей области.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, мы живём в родной Сибири

Сосны здесь в тайге, вот такой вышины

Реки быстрые текут , вот такой ширины

За грибами в лес пойдём, раз – грибок, два – грибок

С кедра шишек наберём, угостим тебя дружок

А вокруг такая ширь, солнце ярко греет

Кто приедет к нам в Сибирь, тот не пожалеет!

В – Дети, посмотрите, что у меня в руках? (ветка сосны) Нравится вам7

Какая она? (колючая, смолистая, зелёная, потрогайте, разотрите иголки

пальцами, чем пахнет?) Хотите узнать, как она у меня оказалась7

Я сегодня утром шла на работу и увидела это дерево, оно было таким

свежим, красивым, что я залюбовалась. Но сосенка не росла, она лежала у

моих ног, я взяла одну веточку для вас, полюбуйтесь, но мне очень грустно,

догадались почему?

Дети – от того, что дерево срубили. Она могла бы принести много пользы,

живя в лесу.(Приятно смотреть на стройные золотистые стволы, вдыхать

чистый смолянистый запах, люди хорошо чувствуют себя в сосновом бору)

В – Доказано, что сосны отводят беду и приносят людям счастье. Мы

поставим веточку в воду, пусть всем будет хорошо, и мы с вами, и наши гости

будут счастливы. Ребята, сосна какое дерево?

Дети – хвойное дерево.

В – Что такое хвоя? Правильно, это тоже листья, только особой формы.

Какие хвойные деревья вы ещё знаете?

Дети – Кедр, пихта, лиственница, ель.

Проблемная ситуация «Почему хвойные деревья вечнозелёные?»

В – Как вы думаете, почему лиственные деревья сбрасывают листву, а

хвойные деревья стоят зелёные? Правильно, листья-иголки живут несколько

лет, а потом опадают, но не все сразу, а постепенно, поэтому они всегда

зелёные, т.е. хвоя меняется постепенно.

В – Где растут все эти хвойные деревья?

Дети – в лесу.

В – Самый большой лес на земле, который тянется на многие километры,

называется тайга (показ слайдов). Слово – тайга- произошло от монгольско-

бурятского слова - тайгаа, что означает «дремучий лес» или «лесная глушь».

Давайте мы попробуем мысленно побывать в тайге. Закройте глаза: сосны,

ели, пихты, кедры: тяжело гудят вершины деревьев. Скрипят и стонут стволы,

поросшие мхом. Сыро, сумрачно, глухо. Корни-выворотни, словно медведи,

поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Кругом звериные следы,

тишина и безлюдье.

-Как вы себя чувствовали в тайге?

Дети – неуютно, захотелось на солнышко.

В – А бабочек и птиц вы видели?

Дети – Нет, все спрятались, затаились.

В – Ребята, давайте сейчас рассмотрим хвойные деревья и немного

поговорим о них.

Загадка: Что же это за девица, не швея, не мастерица. Ничего сама не шьёт, а

в иголках круглый год.

Дети – ёлка (показ слайда и веточки ели)

В – Срубленное и наряженное дерево называют ёлкой, а в лесу это дерево –

ель. Ель – дерево певучее. Почему? Что, оно умеет петь? Оказывается, из

него делают музыкальные инструменты – скрипки, пианино. А ещё

телеграфные столбы, шпалу и бумагу.

Рядом с елью в тайге растёт чудо-дерево – кедр (показ слайда). Лес, где

растут одни кедры, называется кедрач. Повторите это слово. А что растёт на

кедре?

Дети – кедровые шишки,

В – Что ценного в кедре? Правильно, из кедровых орех получают полезное

кедровое масло, из древесины делают мебель, ж/д вагоны, карандаши.

- Ребята, а как можно узнать пихту? (показ слайда)

Дети – по иголкам, они мягкие, не колючие (дети трогают)

В – Что изготавливают из листьев и веток пихты? Правильно, пихтовое

масло, которым лечатся люди.

А сейчас я расскажу сказку ещё про одно таёжное дерево – лиственницу

Когда то Природа раздавала всем деревьям наряды: берёзке достались

нежные листочки, кедру – длинные пушистые иголки, сосне – тоже иголки,

но уже другие. Деревья говорят: «Почему берёзке и осинке такие

симпатичные лоскутки, а нам – иголки? Мы, что всю жизнь шить будем?» И

сказала Природа: «Листья будут появляться весной, а на зиму облетать. А

иголки останутся на вас вечно, так будет справедливо» тут и лиственницы

очередь подошла. Сначала попросила она иголки: всё-таки среди снегов

всегда оставаться зелёной – просто замечательно! Потом вернулась и

попросила сделать её хоть чуть-чуть похожей на берёзку. «Хорошо» - сказала

Природа И у лиственницы остались иголки, как у кедра, сосны, ели, но на

зиму они стали желтеть и облетать, как листья у берёзы.

Лиственница – очень прочный строительный материал, дома, построенные из

неё, стоят сотню лет, не гниют, прочные, как метал.

Гимнастика для глаз

В – Ребята, зимой мы редко видим зелёные цвета, у нас происходит нехватка

хромо-цвета (зелёного цвета) и поэтому наши глазки быстро устают.

Зажмурьте глаза, откройте, посмотрите на зелёный квадрат. Упражнение

повторить 2-3 раза.

В – Мы с вами , ребята, поговорили о хвойных деревьях, растущих в

сибирской тайге.

Опытно-экспериментальная деятельность

В – Ребята, хотите, при помощи «волшебных стёкол» - луп рассмотреть и

сравнить хвоинку ели и сосны по цвету, длине, расположению на побеге ?

(дети вместе с педагогом делают схематические сравнительные зарисовки

особенностей хвоинок ели и сосны. В-ль обобщает их высказывания: листья-

иголки у сосны и ели научились защищаться от холода, рассказывает о том,

что поверхность каждой хвоинки покрыта тоненькой плёнкой, специальной

кожицей, которая не пропускает воду и холод)

В – Это защитный слой сохраняется в течении всей жизни. Но для хвоинок

опасно не замерзание, а высыхание. Как только хвоинка высыхает, она

погибает.

(Дети рассматривают через лупу и сравнивают хвою сосны и ели, делают

зарисовки, затем рассматривают тоненькую плёнку жироподобного вещества,

которой покрыты иголки).

В – Ребята, сегодня мы с вами узнали , кто самые любимые дети тайги,

назовите. Что самое интересное понравилось и запомнилось вам на занятии?

Что нового вы узнали?

А ещё, ребята, я напомню вам одну пословицу, которую вы должны

запомнить на всю жизнь: «Тот свой край не любит, кто природу губит»,

поэтому, давайте любить и беречь природу родного к



В раздел образования