Автор: Мануилова Светлана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад общеразвивающего вида
Населённый пункт: город Вихоревка, Иркутская область
Наименование материала: Конспект познавательного занятия в подготовительной группе
Тема: Любимые дети сибирской тайги
Раздел: дошкольное образование
частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 210 ОАО «РЖД»
Конспект познавательного занятия с детьми
подготовительной группы
на тему « Любимые дети сибирской тайги»
Воспитатель: Мануилова Светлана Николаевна
1 кв. категория.
Вихоревка 2016
Цель занятия: Развивать познавательный интерес детей к природе родного
края; формировать способность анализировать, доказывать, устанавливать
связи.
Задачи:
Закреплять знания детей о государственных символах страны, Иркутской
области.
Формировать умение различать породы хвойных деревьев, растущих в
нашем регионе.
Дать знания о защитной кожистой плёнке, покрывающей хвою и
оберегающей её от высыхания и замерзания, о продолжительности жизни
хвои.
Создать условия для исследовательской деятельности, поддерживать
устойчивый интерес детей к познанию живого мира природы.
воспитывать любовь к малой родине, гордость за неё.
Активизация словаря: тайга, хвоя, бабр, кедрач.
Предварительная работа: беседа на тему «Сибирь – мой край родной»,
«Лиственные и хвойные деревья», чтение стихотворения Я. Маршака
«Праздник леса», экскурсия в уголок леса «тайна необыкновенных листьев»,
д/и «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «Угадай, сколько
лет живут хвоинки?»
Ход занятия:
Звучит песня «С чего начинается Родина»
В - Ребята, а что такое Родина?
Дети – Это родная земля, наша страна, дом, где мы живём, место, где жили
наши предки, цветы, мама…
.Стихотворение:
Мы живём в России, у нас леса густые,
У нас берёзы белые и космонавты смелые,
И небо наше чистое, и реки наши быстрые,
И Москвы – столицы нашей, в целом мире нету краше!
В – Ребята, все государства, все страны, существующие на земле, имеют свой
герб и флаг. Это - символы страны. Наша страна тоже имеет свой герб и
флаг (рассматривание герба России)
Как вы думаете, почему для герба взяли орла, а не синицу или ворону?
Дети – потому, что орёл – это гордая, сильная, мудрая птица.
В – Ребята, а флаг России состоит из каких цветов? Что означают эти цвета?
Стихотворение читает ребёнок:
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет
В – А ещё, ребята, белый цвет означает чистоту мыслей нашего народа, что
наш народ честный, добрый. Синяя полоска, это символ миролюбия, говорит
о том, что наша страна против войны. А красная – символ отваги, говорит
о том, каждый житель нашей страны готов защищать её от врагов.
В – Наша страна большая, и мы с вами живём в Сибири. Можно ли сказать,
что Сибирь – это наша Родина?.. Конечно, Сибирь – это часть нашей
большой Родины – России. У каждого из нас есть малая Родина, тот уголок
земли, где мы родились, где находится наш дом. Мы с вами живём в Сибири,
поэтому называемся (сибиряками). Как называется наша область?
Дети – Иркутская область
В – А почему она называется Иркутской?
Дети – Потому что главный город в нашей области – Иркутск.
В – Ребята, а Иркутская область тоже имеет свой герб и флаг. Посмотрите, на
гербе изображён бабр – это кровожадный сильный зверь, живущий в жарких
странах. Иногда он из Китая забегает в Сибирь. А в зубах несёт соболя. А
почему, соболя?
Дети – Наш Баргузинский соболь славится на весь мир, это ценный пушной
зверёк, мех его ценится как золото.
В – А теперь, посмотрите на флаг нашей области. На нём изображён герб в
обрамлении ветвей кедра. Как вы думаете, что означает этот венок?
Дети - Лесные богатства.
В – А что может обозначать белый цвет?
Дети – белоснежные зимы, чистые помыслы людей.
В – А что означает голубой цвет?
Дети – реки области.
В – Теперь, ребята вы знаете символы нашей области.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, мы живём в родной Сибири
Сосны здесь в тайге, вот такой вышины
Реки быстрые текут , вот такой ширины
За грибами в лес пойдём, раз – грибок, два – грибок
С кедра шишек наберём, угостим тебя дружок
А вокруг такая ширь, солнце ярко греет
Кто приедет к нам в Сибирь, тот не пожалеет!
В – Дети, посмотрите, что у меня в руках? (ветка сосны) Нравится вам7
Какая она? (колючая, смолистая, зелёная, потрогайте, разотрите иголки
пальцами, чем пахнет?) Хотите узнать, как она у меня оказалась7
Я сегодня утром шла на работу и увидела это дерево, оно было таким
свежим, красивым, что я залюбовалась. Но сосенка не росла, она лежала у
моих ног, я взяла одну веточку для вас, полюбуйтесь, но мне очень грустно,
догадались почему?
Дети – от того, что дерево срубили. Она могла бы принести много пользы,
живя в лесу.(Приятно смотреть на стройные золотистые стволы, вдыхать
чистый смолянистый запах, люди хорошо чувствуют себя в сосновом бору)
В – Доказано, что сосны отводят беду и приносят людям счастье. Мы
поставим веточку в воду, пусть всем будет хорошо, и мы с вами, и наши гости
будут счастливы. Ребята, сосна какое дерево?
Дети – хвойное дерево.
В – Что такое хвоя? Правильно, это тоже листья, только особой формы.
Какие хвойные деревья вы ещё знаете?
Дети – Кедр, пихта, лиственница, ель.
Проблемная ситуация «Почему хвойные деревья вечнозелёные?»
В – Как вы думаете, почему лиственные деревья сбрасывают листву, а
хвойные деревья стоят зелёные? Правильно, листья-иголки живут несколько
лет, а потом опадают, но не все сразу, а постепенно, поэтому они всегда
зелёные, т.е. хвоя меняется постепенно.
В – Где растут все эти хвойные деревья?
Дети – в лесу.
В – Самый большой лес на земле, который тянется на многие километры,
называется тайга (показ слайдов). Слово – тайга- произошло от монгольско-
бурятского слова - тайгаа, что означает «дремучий лес» или «лесная глушь».
Давайте мы попробуем мысленно побывать в тайге. Закройте глаза: сосны,
ели, пихты, кедры: тяжело гудят вершины деревьев. Скрипят и стонут стволы,
поросшие мхом. Сыро, сумрачно, глухо. Корни-выворотни, словно медведи,
поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Кругом звериные следы,
тишина и безлюдье.
-Как вы себя чувствовали в тайге?
Дети – неуютно, захотелось на солнышко.
В – А бабочек и птиц вы видели?
Дети – Нет, все спрятались, затаились.
В – Ребята, давайте сейчас рассмотрим хвойные деревья и немного
поговорим о них.
Загадка: Что же это за девица, не швея, не мастерица. Ничего сама не шьёт, а
в иголках круглый год.
Дети – ёлка (показ слайда и веточки ели)
В – Срубленное и наряженное дерево называют ёлкой, а в лесу это дерево –
ель. Ель – дерево певучее. Почему? Что, оно умеет петь? Оказывается, из
него делают музыкальные инструменты – скрипки, пианино. А ещё
телеграфные столбы, шпалу и бумагу.
Рядом с елью в тайге растёт чудо-дерево – кедр (показ слайда). Лес, где
растут одни кедры, называется кедрач. Повторите это слово. А что растёт на
кедре?
Дети – кедровые шишки,
В – Что ценного в кедре? Правильно, из кедровых орех получают полезное
кедровое масло, из древесины делают мебель, ж/д вагоны, карандаши.
- Ребята, а как можно узнать пихту? (показ слайда)
Дети – по иголкам, они мягкие, не колючие (дети трогают)
В – Что изготавливают из листьев и веток пихты? Правильно, пихтовое
масло, которым лечатся люди.
А сейчас я расскажу сказку ещё про одно таёжное дерево – лиственницу
Когда то Природа раздавала всем деревьям наряды: берёзке достались
нежные листочки, кедру – длинные пушистые иголки, сосне – тоже иголки,
но уже другие. Деревья говорят: «Почему берёзке и осинке такие
симпатичные лоскутки, а нам – иголки? Мы, что всю жизнь шить будем?» И
сказала Природа: «Листья будут появляться весной, а на зиму облетать. А
иголки останутся на вас вечно, так будет справедливо» тут и лиственницы
очередь подошла. Сначала попросила она иголки: всё-таки среди снегов
всегда оставаться зелёной – просто замечательно! Потом вернулась и
попросила сделать её хоть чуть-чуть похожей на берёзку. «Хорошо» - сказала
Природа И у лиственницы остались иголки, как у кедра, сосны, ели, но на
зиму они стали желтеть и облетать, как листья у берёзы.
Лиственница – очень прочный строительный материал, дома, построенные из
неё, стоят сотню лет, не гниют, прочные, как метал.
Гимнастика для глаз
В – Ребята, зимой мы редко видим зелёные цвета, у нас происходит нехватка
хромо-цвета (зелёного цвета) и поэтому наши глазки быстро устают.
Зажмурьте глаза, откройте, посмотрите на зелёный квадрат. Упражнение
повторить 2-3 раза.
В – Мы с вами , ребята, поговорили о хвойных деревьях, растущих в
сибирской тайге.
Опытно-экспериментальная деятельность
В – Ребята, хотите, при помощи «волшебных стёкол» - луп рассмотреть и
сравнить хвоинку ели и сосны по цвету, длине, расположению на побеге ?
(дети вместе с педагогом делают схематические сравнительные зарисовки
особенностей хвоинок ели и сосны. В-ль обобщает их высказывания: листья-
иголки у сосны и ели научились защищаться от холода, рассказывает о том,
что поверхность каждой хвоинки покрыта тоненькой плёнкой, специальной
кожицей, которая не пропускает воду и холод)
В – Это защитный слой сохраняется в течении всей жизни. Но для хвоинок
опасно не замерзание, а высыхание. Как только хвоинка высыхает, она
погибает.
(Дети рассматривают через лупу и сравнивают хвою сосны и ели, делают
зарисовки, затем рассматривают тоненькую плёнку жироподобного вещества,
которой покрыты иголки).
В – Ребята, сегодня мы с вами узнали , кто самые любимые дети тайги,
назовите. Что самое интересное понравилось и запомнилось вам на занятии?
Что нового вы узнали?
А ещё, ребята, я напомню вам одну пословицу, которую вы должны
запомнить на всю жизнь: «Тот свой край не любит, кто природу губит»,
поэтому, давайте любить и беречь природу родного к