Напоминание

5 класс. Площади фигур. Урок- путешествие


Автор: Ольга Викторовна Монахова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: филиал МБОУ "Возрожденская СШ" Озерская ОШ
Населённый пункт: с. Покров
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: 5 класс. Площади фигур. Урок- путешествие
Дата публикации: 07.11.2019
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «Площади»

ХОД УРОКА

1. Мотивационная беседа.

Здравствуйте, дети,

Сегодня урок наш

О важном на свете.

Продолжим «Площади»

Мы изучать.

Прошу вас всех хорошо отвечать.

Как вы думаете, зачем надо изучать эту тему?

Знания по этой теме необходимы нам в повседневной жизни. Изучая

формулы нахождения площадей, периметров различных фигур мы с вами

закладываем фундамент для изучения более сложных дисциплин в старших

классах.

Итак, тема урока «Площади». Целью нашего урока будет закрепление и

обобщение знаний по теме «Площади». Урок у нас будет необычный. Мы

отправимся путешествие по железной дороге на маленьком паровозике в

волшебную страну.

2.Актуализация опорных знаний.

Устная работа:

Чтоб спорилось нужное дело,

Чтоб в жизни не знать неудач,

В путешествие ринемся смело

В мир загадок и сложных задач.

1) Перед вами пентамино,

Необычная игра.

Она требует вниманья и терпенья, и ума.

Тренирует воображение, ну и … логику мышленья.

А эти качества как раз помогут вам в дальнейшем при изучении новых

предметов в старших классах – черчения и геометрии.

Из фигурок пентамино я составила 2 больших фигуры. Накануне Новогодних

праздников вы, конечно же, сможете сразу догадаться, что означают эти фи-

гуры.

Найдите площадь каждой фигуры, считая, что площадь 1клетки = 1дм. кв..

2) Отправиться в путь можно только с хорошим багажом знаний. Проверим

свои силы в знании формул.

Сейчас мы проведем диктант.

Я буду знания давать,

А вы на них ответ писать.

а) Формула пути;

б) формула для вычисления скорости;

в) формула для вычисления времени;

г) формула для вычисления периметра прямоугольника;

д) формула для вычисления периметра квадрата;

е) формула для вычисления площади прямоугольника;

ж) формула для вычисления площади квадрата.

Поменяйтесь листками, проверьте друг у друга, подчеркните неправильный

ответ.

Посмотрите на ответ:

А у вас такой иль нет?

Коль с моим не совпадет,

Значит ваш ответ – не тот.

3. Пора бы и в путь. Да вот беда:

Машинист в подарок сыну

Купил счетную машину

К сожалению она –

Недостаточно сильна.

Результаты перед вами:

Быстро все исправьте сами. (Исправим неполадки).

Счетная машина не могла справиться с примерами.

1) 5 + 3 6)V=8 м/мин.; t=3мин.;S=?

2) (27-17) 7) V=90км./ч.; S=450км.; t=?

3) 6 + 2 8) a=4дм.; в=3дм.; S=?; P=?

4) 5 * 2 9) a=5м.; P=?; S=?

5) 0 + 4 10) a=4мм.; S=28мм.; в=? ; P=?

3. Игровые действия, включающие познавательное содержание.

Ну, вот мы уже и в пути. Пока наш поезд продвигается вперед, запишем

число, классная работа, тема урока «Площади».

1 станция «д. Смекалкино».

Жители этой деревни увлекаются садоводством. Время от времени перед

ними встают сложные задачи. Ну, например, Василий Степанович Ягодник

недавно решал такую задачу:

1) Сколько кустов смородины можно разместить на садовом участке,

имеющем форму прямоугольника со сторонами 18м и 4м, если 1м кв. можно

разместить 2 куста.

(Наводящие вопросы: 1) Прежде всего надо узнать сколько всего квадратных

метров в этом участке; 2) если на 1м кв. 2 куста, то сколько кустов можно

разместить на всем участке)

1) 18*4=72 кв.м

2) 72*2=144 (к)

(модель)

2) Найти площадь садового участка имеющего форму данного вида:

Ивану Ивановичу Иванову надо было срочно уплатить налог на землю. А для

этого надо знать S участка земли.

а) Разделим весь участок на простые фигуры.

б) Найдем площадь каждой части.

в) Общая площадь фигуры равна сумме площадей его частей.

Решение: S1= 2*7=14 кв.м S1=5*7=35кв.м

S2= 5*(7-2)=25кв.м или S2=2*2=4кв.м

S= 14+25=39кв.м S=35+4=39кв.м

Следующая станция «Село Вертоголовкино».

Название говорит само за себя.

Здесь живут очень невнимательные люди. Поможем им.

1). Цирк села Вертоголовкино поехал на гастроли. Для перевозки слона

заказали специальную платформу со сторонами 5 м.x 8 м. Захотел слон

найти площадь своей платформы. Но, как известно, слоны математику не

знают. Обратился слон с просьбой к знакомому пятикласснику Вите

Незнайкину. Витя решил задачу так: S = (4+17)*2 = 42м кв. Но слон почему-

то остался недоволен. Как вы думаете, почему?

(Витя нашел периметр).S=4*17=68 м кв.

2). Два соседа, имеющие усады одинаковой площади, решили огородить их

сеткой. Так как площади у участков одинаковые, то и сетки они купили оди-

наковое количество. Правы ли они? (Нет).

S1=S2

(Сеткой огораживают по периметру участка). Найдем периметр.

Р1=4*6=24м.; Р2=2*(4+9)=26м.

Вывод: Фигуры с одинаковой площадью, необязательно будут иметь

одинаковые периметры.

Станция «Сюрпризная». В этом городе жили два брата.

Жили два брата

Треугольник с Квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: Смотри,

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре».

Но Квадрат ответил: «Брат!

Я же старше: я – Квадрат».

И сказал еще нежней:

«Неизвестно, кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать младшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился – был квадратным,

А проснешься без углов!»

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он – нет квадрата,

Онемел… Стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов.

Какая фигура получилась? Сколько у нее углов? Сколько сторон?

Такая фигура называется восьмиугольником. Нарисуйте, какая фигура

получилась у старшего брата. Понравилось вам это стихотворение? Обратите

внимание – его героями являются математические объекты – треугольник,

квадрат, углы. Попробуйте и вы сочинить стихотворение, сказку или рассказ о

различных математических объектах.

С этими математическими объектами ближе мы с вами познакомимся на

уроках геометрии в старших классах.

Мы возвращаемся на вокзал, от которого отправились.

4. Подведение итогов игры, урока.

Вот и к концу пришел урок.

Нам подводить пора итог.

Спасибо за работу, детки.

А я поставлю вам отметки. (Выставление оценок за работу на уроке).

Как вам понравился сегодняшний урок? Где мы побывали? Что мы повтори-

ли? Что нового мы узнали?

5. Домашнее задание.

Скоро Новый год и Дед Мороз со Снегурочкой тоже отправятся в путь на

этом поезде, чтобы развезти всем подарки. Но они обратились к нам с прось-

бой: вычислить площадь всех вагонов, чтобы они смогли рассчитать коли-

чество подарков (карточки с практической работой). На следующем уроке мы

с вами рассчитаем общую площадь всех вагонов, из которых будет состоять

поезд Деда Мороза и Снегурочки.

Карта путешествия

Станция

СМЕКАЛКИНО

Станция

С. ВЕРТОГОЛОВКИНО

Станция

СЮРПРИЗНАЯ



В раздел образования