Автор: Нестерова Ирина Алексеевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ
Населённый пункт: город Дятьково, Брянская область
Наименование материала: Статья
Тема: Роль мини-музеев для социально-нравственного развития детей в детском саду
Раздел: дошкольное образование
«
Роль мини-музеев для социально-нравственного развития
детей в детском саду
Русский народ не должен терять
своего нравственного авторитета
среди других народов – авторитета,
достойно завоеванного русским
искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своем
культурном прошлом, о наших памятниках.
Литературе, языке, живописи…
Национальные отличия сохранятся
и в XXI веке, если мы будем озабочены
воспитанием душ, а не только передачей знаний»
(Д.С.Лихачев)
XXI
век
ворвался
в
нашу
жизнь
бурным
социально-экономическими
переменами.
Меняя
облик
современного
мира,
они
не
обошли
культуру,
значимость которой трудно переоценить в формировании таких ценностей
свободного
общества,
как
толерантность,
личное
достоинство,
развитие
творческих способностей.
Включение
музея
в
общеобразовательный
процесс
способствует
формированию
психологической
и
нравственной
готовности
человека
не
только
жить
в
стремительно
изменяющимся
мире,
но
и
быть
субъектом
происходящих в нем социокультурных преобразований. Тем самым музей
способствует
формированию
творческой
личности,
которая
усвоив
текст
гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной
жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний- отраженный в
памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний
-личностный мир человека.
С какого возраста начинать приобщение к изобразительному искусству и
музею? Умение видеть наблюдать, замечать, анализировать и размышлять,
формируется с самого раннего детства. Дошкольник, приходя в музей за
"красотой",
приобщается
к
культуре,
которая
формирует
в
его
душе
значимость переживаний увиденного.
Но не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в
детских
садах
создаются
музеи,
пусть
и
маленькие.
Это
направление
приобрело
большую
популярность,
и
сегодня
мини-музеи-
неотъемлемая
часть развивающей среды дошкольных учреждений.
Конечно,
в
условиях
детского
сада
невозможно
создать
экспозиции,
соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в нашем детском
саду были созданы «мини-музеи». Часть слова «мини» отражает и возраст
детей,
для
которых
они
предназначены,
и
размеры
экспозиции,
и
определенную ограниченность тематики.
Важно, что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их
папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят
многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми
разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с
ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо
быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать,
рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже
взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А
раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К
тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие
дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций - занятие
увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных
воспитателем по собственной инициативе.
Мини-музей,
как
составная
часть
музейной
педагогике
и
краеведение
способствует
социально-нравственному
развитию
детей
дошкольного
возраста.
Средства
музейной
педагогики
позволяют
сделать
процесс
освоения
человеком традиций своего народа ярким и радостным, научить ребенка
глубоко
воспринимать
искусство
и
красоту
окружающего
мира,
бережно
относиться
к
художественному
и
культурному
наследию
своего
народа.
Представленные методы и приемы помогут детям открыть дорогу к Музею
как
Храму
Добра,
Знаний
и
сделать
посещение
музея
для современных
дошкольников полезным и интересным.