Напоминание

Роль мини-музеев для социально-нравственного развития детей в детском саду


Автор: Нестерова Ирина Алексеевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ
Населённый пункт: город Дятьково, Брянская область
Наименование материала: Статья
Тема: Роль мини-музеев для социально-нравственного развития детей в детском саду
Дата публикации: 07.11.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Роль мини-музеев для социально-нравственного развития

детей в детском саду

Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов – авторитета,

достойно завоеванного русским

искусством, литературой.

Мы не должны забывать о своем

культурном прошлом, о наших памятниках.

Литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохранятся

и в XXI веке, если мы будем озабочены

воспитанием душ, а не только передачей знаний»

(Д.С.Лихачев)

XXI

век

ворвался

в

нашу

жизнь

бурным

социально-экономическими

переменами.

Меняя

облик

современного

мира,

они

не

обошли

культуру,

значимость которой трудно переоценить в формировании таких ценностей

свободного

общества,

как

толерантность,

личное

достоинство,

развитие

творческих способностей.

Включение

музея

в

общеобразовательный

процесс

способствует

формированию

психологической

и

нравственной

готовности

человека

не

только

жить

в

стремительно

изменяющимся

мире,

но

и

быть

субъектом

происходящих в нем социокультурных преобразований. Тем самым музей

способствует

формированию

творческой

личности,

которая

усвоив

текст

гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной

жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний- отраженный в

памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний

-личностный мир человека.

С какого возраста начинать приобщение к изобразительному искусству и

музею? Умение видеть наблюдать, замечать, анализировать и размышлять,

формируется с самого раннего детства. Дошкольник, приходя в музей за

"красотой",

приобщается

к

культуре,

которая

формирует

в

его

душе

значимость переживаний увиденного.

Но не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в

детских

садах

создаются

музеи,

пусть

и

маленькие.

Это

направление

приобрело

большую

популярность,

и

сегодня

мини-музеи-

неотъемлемая

часть развивающей среды дошкольных учреждений.

Конечно,

в

условиях

детского

сада

невозможно

создать

экспозиции,

соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в нашем детском

саду были созданы «мини-музеи». Часть слова «мини» отражает и возраст

детей,

для

которых

они

предназначены,

и

размеры

экспозиции,

и

определенную ограниченность тематики.

Важно, что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их

папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят

многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми

разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с

ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо

быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать,

рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже

взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А

раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К

тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие

дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций - занятие

увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных

воспитателем по собственной инициативе.

Мини-музей,

как

составная

часть

музейной

педагогике

и

краеведение

способствует

социально-нравственному

развитию

детей

дошкольного

возраста.

Средства

музейной

педагогики

позволяют

сделать

процесс

освоения

человеком традиций своего народа ярким и радостным, научить ребенка

глубоко

воспринимать

искусство

и

красоту

окружающего

мира,

бережно

относиться

к

художественному

и

культурному

наследию

своего

народа.

Представленные методы и приемы помогут детям открыть дорогу к Музею

как

Храму

Добра,

Знаний

и

сделать

посещение

музея

для современных

дошкольников полезным и интересным.



В раздел образования