Напоминание

Различные формы проведения классных часов


Автор: Сартания Елена Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: город Катав-Ивановск Челябинская область
Наименование материала: статья "Различные формы проведения классных часов"
Тема: Различные формы проведения классных часов
Дата публикации: 08.11.2019
Раздел: среднее образование





Назад




Различные формы проведения классных часов

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в

интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания

в рамках реализации ФГОС на современном этапе развития нашего общества

являются:

формирование

у

обучающихся

гражданской

ответственности

и

правового

самосознания,

духовности

и

культуры,

инициативности,

самостоятельности,

способности

к

успешной

социализации

в

обществе.

Меняется

время.

Становятся

иными

требования

к

школе,

ученикам

и

педагогам.

Однако

значимость

классного

руководителя

не

снижается.

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной

работы с учащимися. Вот некоторые определения понятия:

1) Классный

час

это

одна

из

наиболее

распространенных

форм

организации фронтальной воспитательной работы .(Н.И.Болдырев)

2) Классный

час можно

назвать

специально

организованной

ценностно-

ориентационной

деятельностью,

способствующей

формированию

у

школьников системы отношений к окружающему миру.(Н.Е. Щуркова)

3) Классный час – это время для общения классного руководителя со своим

коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы

организации взаимодействия. (Е.В.Титова)

Классный час имеет свои задачи, определенные организационные формы и

методы

проведения,

содержание,

определяет

роль

и

функции

классного

руководителя и его взаимоотношения с детьми.

Классный час выполняет следующие функции:

1 ) просветительскую

-

дает

возможность

расширить

круг

тех

знаний

учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания

могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за

рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.

2

) ориентирующую

-

способствует

формированию

отношения

к

окружающему

миру,

выработке

иерархии

материальных

и

духовных

ценностей.

Помогает

оценивать

явления,

происходящие

в

жизни.

Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать

явления, с которыми они незнакомы.

3 ) направляющую

-

призвана

переводить

обсуждение

того

или

иного

явления в рамки реального опыта учащихся.

4 ) формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки

своих

поступков

и

самих

себя,

навыки

ведения

диалога

и

построения

высказывания, отстаивания своего мнения.

Сравним традиционный классный час и личностно-ориентированный

классный час по основным критериям.

Целевой компонент

Традиционный классный час

Направленность на усвоение принятых в обществе ценностей, норм,

отношений и образцов поведения, т.е. на формирование социально-типичного

поведения.

Личностно-ориентированный классный час

Развитие индивидуальности, субъектности и креативности ребенка,

проектирование и становление уникального образа его жизнедеятельности.

Содержательный компонент

Традиционный классный час

Содержание составляет социально одобряемый опыт построения

деятельности,

общения

и

отношений,

Регламентируется

нормативно-

программными документами. Субъектом определения темы и содержания

классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль

выполняют ученики.

Личностно-ориентированный классный час

Содержание является личностно значимым. Оно включает материал,

необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения

личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа наряду

с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся.

Организационно-деятельностный компонент

Традиционный классный час

Главным и часто единственным организатором является учитель.

Взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых

форм работы, субъект-объектных отношений между участниками классного

часа.

Личностно-ориентированный классный час

Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа.

Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка,

актуализации

его

жизненного

опыта,

проявлении

и

развитии

его

индивидуальности. Преобладают субъект-субъектные отношения.

Оценочно-аналитический компонент

Традиционный классный час

При

анализе

и

оценке

эффективности

классного

часа

внимание

обращается

на

объем,

новизну

и

духовную

ценность

передаваемой

информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения

учащимися.

Личностно-ориентированный классный час

Критерии оценки – проявление и обогащение жизненного опыта ребенка,

индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на

развитие

индивидуальности

и

творческих

способностей

учащихся,

комфортность и активность их участия в классном часе.

Алгоритм подготовки и проведения личностно-

ориентированного классного часа

Совместное планирование тематики классных часов на учебный год.

Уточнение темы классного часа, генерирование идей по его подготовке

и проведению.

Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения.

Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного

часа.

Составление совместного сценарного плана классного часа.

Проведение классного часа.

Анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по

его подготовке и проведению.

Продолжительность классного часа

1-4 класс - 15-20 минут,

5-8 класс - 20 – 30 минут,

9 – 12 классах – более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема,

которая заинтересовала каждого ученика).

Типичные ошибки проведения классного часа

1.Активность педагога при частичной или полной пассивности детей.

2. Однообразие методов – только беседа или рассказ.

3.

Преобладание

методов

формирования

сознания

над

методами

формирования поведения.

4. Создание учебной атмосферы урока.

5. Назидательность.

Виды проведения классного часа

Организационный

(коллективное

обсуждение

классных

и

школьных

дел).

Час подведения итогов (четверти, года).

Час для разрешения конфликтной ситуации, возникшей в классе.

Тематический.

Час для решения конкретных воспитательных задач определенных в

плане.

Интеллектуально-познавательный.

Интеллектуально-познавательный классный час

Цели: 1. Развивать познавательный интерес учащихся.

2.

Развивать

умение

осознавать

свои

индивидуальные

возможности,

стремление к самосовершенствованию.

Тематический классный час

Цели: 1. Развивать кругозор учащихся.

2.

Способствовать

духовному

развитию

учащихся,

формированию

их

интересов и духовных потребностей.

Нравственный классный час

Цели:

1.

Просвещение

учащихся

с

целью

выработки

собственных

нравственных взглядов, суждений, оценок .

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений

3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков,

поступков сверстников и одноклассников.

4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать

людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать точку зрения и уважать

чужую точку зрения, и др.) (нельзя проводить часто).

Информационный

классный час

Цели: 1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям

общественно-политической жизни своей страны, своего города, района.

2. Применение знаний, полученных на уроках истории и обществоведения.

3. Формирование своего отношения к происходящему.

4. Развитие исследовательских умений.

Формы классного часа

Формы классного часа могут быть самыми различными.

Выбор форм классного часа зависит:

от уровня развития коллектива;

от особенностей класса;

от возрастных особенностей детей.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их

формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от

поставленной

цели,

возраста

учащихся,

опыта

классного

руководителя

и

школьных условий.

Основные формы проведения классного часа:

дискуссионные формы

формы состязательного характера

творческие формы

игровые формы

формы психологического просвещения

подвижные формы

формы работы вне школы

1.

Дискуссионные формы:

- диспут,

- дискуссия,

- конференция,

- круглый стол,

- вечер вопросов и ответов,

- встреча с приглашенными людьми,

- лекция,

- лекторий,

- аукцион;

2.

Формы состязательного характера:

- конкурс,

- викторина,

- путешествие,

- КВН,

- эстафета полезных дел,

- смотр,

- парад,

- презентация,

- турнир,

- олимпиада;

3.

Творческие формы:

- фестиваль,

- выставка,

- устный журнал,

- живая газета,

- творческий труд,

- представление (проектов),

- юморина,

- спектакль,

- концерт,

- ярмарка;

4.

Игровые формы:

- ролевые игры,

- сюжетные игры,

- интеллектуальные,

- игры – катастрофы;

5.

Формы психологического просвещения:

- тренинг,

- исследование;

6.

Подвижные формы:

- веселые старты,

- малая олимпиада,

- школьная олимпиада,

- день...(атлетики, здоровья и т.д.);

7.

Формы работы вне школы:

- экскурсия,

- поход,

- выход (концерт, цирковое, театральное представление).

Новые формы классных часов:

Классный час – алфавитный (Учитель называет букву и спрашивает,

какая тема классного часа на эту букву интересует детей).

Классный час - игра «Откровение» (можно использовать в качестве

игры на классном часе духовно-нравственного направления).

Пусть каждый желающий расскажет о своем товарище из класса «только

хорошие новости» - чем замечателен это человек, что он сделал, кому помог,

каковы его интересы, его невероятные поступки, привычки, пристрастия.

Необходимо только соблюсти одно условие. При рассказе нельзя называть

имя и фамилию этого человека. Хорошо, если ребята догадаются, о ком идет

речь и хорошо так же и то, что в процессе рассказа ученики вольно или

невольно озвучивают свои ценности, взгляды на людей, интересы.

Классный час «Почтовый ящик»

В ящик с прорезью учащиеся закладывают напечатанные или любым

образом написанные вопросы так, что если автор записки пожелает, он может

остаться

инкогнито.

Классный

руководитель

отвечает

на

те

из

них,

на

которые

он

может

ответить,

если

же

вопросы

требуют

специальной

подготовки,

и

ответы

на

них

очень

важны

для

учеников,

то

возможно

проведение на следующий день второго классного часа.

Час беседы «Один на один»

Час разговора по душам или час секретной подготовки к какому-нибудь

событию, о котором не должны знать все.

Классный час «Вопросом на вопрос»

Класс делится на 2-3 команды, 3 человека выбираются в жюри. Каждая

команда задает другой команде вопрос по заранее объявленной теме, красота

вопроса и оригинальность, точность, образность, юмористичность ответа

жюри оценивает по 5-балльной шкале.

Тема: «Должен ли я родителям?»

Возможные вопросы:

- Если родители постоянно выходят из себя, кричат, обвиняют - что с ними

происходит и можно ли это простить?

- Что ты купишь родителям с первой получки?

- Как бы ты воспитывал своих детей, если бы они у тебя были?

- Самые замечательные качества твоих родителей.

Час таинственных дел

В обстановке полной таинственности, чтобы ни одна мышь или муха не

узнали, класс готовится к какому-нибудь событию. Это может быть концерт к

юбилею

любимого

учителя

или

к

какому-то

школьному

празднику;

подготовка спектакля, самодеятельного подарка, газеты или к конкурсу.

Толерантные классные часы

«Все равно ты молодец…»

Участники объединяются в пары. Первый обращается к партнеру с фразой:

«Меня не любят за то, что…», Второй выслушав, должен отреагировать,

начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что…» Затем участники

меняются ролями.

«Постоять в чужих туфлях»

1.Участникам

предлагается

подумать

и

ответить

на

в о п р о с :

- Какова была бы ваша жизнь, если бы вы были: мышью, пойманной в

мышеловку

и

не

знающей,

как

оттуда

выбраться;

подростком,

которого

сверстники не принимают в игру; человеком, попавшим на необитаемый

остров?

2.Участникам предлагается выбрать один из этих персонажей постараться

сыграть

роль,

почувствовать

себя

на

его

месте

и

описать

свои

чувства,

состояние.

3.Участникам

предлагается

представить

себя:

лилипутом

среди

людей;

человеком среди лилипутов; новорожденным ребенком; глубоким стариком;

слепым; глухим.

4.Участникам необходимо изобразить один из персонажей и описать свои

чувства, состояние.

5.

Участники

должны

рассказать

о

чувствах,

которые

они

испытывали,

наблюдая разыгрываемые сцены.

Вывод: классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по

содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая

представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение

классного

руководителя

с

учащимися

класса

с

целью

содействия

формированию,

развитию

классного

коллектива

и

самоактуализации

участников образовательного взаимодействия.



В раздел образования