Напоминание

Четыре времени года


Автор: Токарева Светлана Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МУДО
Населённый пункт: г.Ухта, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка по композиции
Тема: Четыре времени года
Дата публикации: 08.11.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление культуры г. Ухта

МОУ ДОД «Детская художественная школа»

Методическая разработка

по композиции.

3 класс 2 четверть(21час)

Краски осени(пейзаж)

(четыре времени года)

Преподаватель ДХШ Токарева С.Н.

г.Ухта

2019

1

Содержание.

1.Значение пейзажа в композиции.

2.Введение. Пейзаж в композиции

(Дополнительный материал к теме)

3.Урок №1 -Выполнение эскизов.

Выполнение работы на основном формате.

4.Урок №2 - Работа цветом на основном формате.

(Осень)

5.Урок №3 - Работа цветом на основном формате.

(Зима)

6. Урок №4 - Работа цветом на основном формате.

(Весна)

7. Урок №5 - Работа цветом на основном формате.

(Лето)

8.Уроки №6,№7 - Проработка деталей, обобщение.

Просмотр работ.

9. Наглядные пособия.

10. Список используемой литературы.

2

Значение пейзажа в композиции.

Сила воздействия природы на человека, глубокие переживания и

мысли ,которые она вызывает, породили тот жанр в

изобразительном искусстве, который мы называем пейзажем.

Пейзаж способен укрепить дух человека, сделать его внутренне

более богатым. И до тех пор пока люди будут любить жизнь,

природу, свет, воздух, краски, до тех пор художники будут

стремиться к правдивому изображению пейзажа.

Пейзаж может служить фоном в работе, создавая определённое

настроение в данной композиции и дополняя её. Может являться

самостоятельной композицией, передавая состояние природы, и

создавать эмоциональное настроение.

Когда в композиции присутствует главный герой, пейзаж передаёт

его настроение - грусти или радости, задумчивости или

трагичности и т. д.

Пейзаж подчёркивает плановость между главным и

второстепенным.

3

Введение.

Пейзаж в композиции.

(Дополнительный материал для учителя)

Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть

драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.

Он изображает природу в отдельных её проявлениях и поэтому

может постепенно открывать её сокровенный смысл. Природа учит

и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

К.Д. Ушинский неоднократно отмечал благотворное влияние

природы на человека. Он восторженно писал: «А воля, а простор,

природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и

колыхающиеся поля; а розовая весна, золотиста осень, разве не

были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике,

но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что

прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на

развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию

педагога».

Пейзаж представляет большие возможности для изучения и

практического освоении приёмов передачи глубины пространства.

Это зависит от знаний законов линейной и воздушной перспективы.

Для построения перспективно грамотной пейзажной композиции

важно, чтобы элементы располагались в пространстве в виде

целостных взаимосвязей и уравновешенных групп, находящихся в

равных пространственных планах.

К основным формам и явлениям природы относятся – земля,

растительный покров, вода, воздух и свет. Рассмотрим некоторые

приёмы, их воспроизведение в пейзажном жанре. Первоочередная

задача рисующего – показать положение земной поверхности в

пространстве, её движение в глубину. Это движение можно

передавать линиями, изображающими дорогу, реку, борозды и межи

на полях, овраги и холмы. Их границы уходят в глубину, согласно

законам линейной перспективы и сближаются у горизонта.

Следует также обратить внимание на положение линии горизонта.

При низкой точке зрения, когда линия горизонта соответственно

понижается, земная поверхность сильно загораживают друг друга.

Такая пейзажная композиция обычно строиться на основе немногих

элементов ближнего и дальнего планов. Это сближение

4

равноудалённых предметов приводит к резкому обозначению

разницы между ними по всем признакам, включая и расстояние.

Выделение элементов первого плана придаёт их изображению

особую монументальность и величие.

При высокой точке зрения, земная поверхность широко

развёртывается перед рисующим, он видит, как элементы пейзажа

последовательно уходят в даль, захватывая пространство от

дальнего плана до самого горизонта и утверждая каждый своё

место в этом пространстве.

Композиция с высоким горизонтом строиться как многоплановая.

Поэтому здесь решающее значение для передачи глубины имеет не

резкое противопоставление предметных признаков, а постепенное

их изменение от плана к плану. В таком пейзаже показывается

обширное пространство с множеством взаимосвязанных

элементов, гармонически соподчинённых и образующих целостную

картину.

Описание деревьев.

(Дополнительный материал для учителя)

Почти в каждой пейзажной картине мы можем увидеть

изображение дерева. Дерево хоть и неодушевлённое, но оно живое,

у него своя биография, богатая удачными и несчастливыми годами.

Оно переносило холода, терпело бури и ненастья и пышно

расцветало с приходом тепла. Всё это оставляло свои следы.

У каждой породы деревьев имеются общие признаки, позволяющие

опознать его: строение ствола, распределение и форма ветвей,

рисунок листьев, характерный силуэт всего дерева. Но у каждого

отдельного дерева имеются и свои отличия: кривизна и наклон

ствола, высота нижних ветвей; кривые, изогнутые к низу или

устремлённые вверх. Бывают деревья с непроницаемой кроной, а у

других она сквозит узором. Силуэт так же не одинаков: один похож

на грушу или яблоко, другие на зонтик или имеют лапчатый

характер, с вытянутыми в разные стороны отдельными ветвями.

Берёза

5

Берёза- белоствольное дерево, ставшее символом России. Ствол

берёзы покрыт почти белей корой с розоватым или золотистым

оттенком. Тёмные пятна, напоминающие неровные разорванные

кольца, сгущаются к низу, иногда сливаются в сплошной тёмно-

серый тон. Длинные ветви идут сначала круто вверх, затем,

разветвляясь, склоняются постепенно к земле. Размещаются они на

стволе не ярусами, а по винтовой линии. Окраска толстых ветвей

такая же, как у ствола, а по мере утоньшения, переходит через

желтоватые оттенки в красно-коричневый тон. Листва мелкая,

весной золотисто-зелёная, летом - зелёная, к осени загорается

золотом разных оттенков, от лимонного до оранжевого. Силуэт

берёзы ажурный, более или менее просвечивающий.

Ель

6

Ель напоминает конус, ствол как правило прямой, ветви растут

ярусами. Чем ниже ветви, тем они старее, больше разрослись и

сильнее склонились под тяжестью хвои. Но самые нижние,

лишённые света, отмирают, засохнув, обламываются. Между

годовыми ярусами кое где вырастают молодые побеги. Силуэт ели

не всегда имеет строго симметричный вид: ветви различные по

величине, обращённые к югу обычно длиннее других. Между

длинными ветвями видны более короткие ветви.

Сосна

У сосны ветви растут ярусами, как у ели, но их рисунок совсем

другой – свои концы, украшенные кисточками длинных иголок, они

поднимают вверх. Сосна - светолюбивое растение, вся она и каждая

её веточка стремиться на простор, к небу, поэтому силуэт её

сквозной, как кружево, с большим количеством просветов.

В лесу нижние ветви сосны быстро отмирают, крона высоко

поднята над землёй. На просторе вырастают раскидистые деревья с

большим количеством крепких ветвей, крона начинается низко над

землёй, ствол в этом случае может быть сильно искривлён. Чтобы

увидеть какое это красивое дерево надо подойти к нему вплотную и

посмотреть вдоль ствола на макушку. Тогда откроется

великолепный рисунок ветвей, почувствуется её мощь, станет

понятным строение. Сосна - царица лесов севера.

7

Выполняя определённую функцию каждая часть дерева ,(корни,

ствол, ветви, листья, цветы, плоды) имеет и определённую форму.

Чтобы добиться реалистичности правдивого изображения формы

дерева, следует учитывать функциональную взаимосвязь его

частей.

На первом этапе рисования схематически передаётся облик дерева:

отмечают его высоту, положение ствола и массу кроны. На втором

этапе – выявляют наиболее типичные для данной породы дерева

признаки, показывают изменение толщины ствола от основания

дерева к его вершине, рисуют крупные ветви, отмечая их длину.

Характер и направление движения; выделяют в кроне линиями, а

затем и тоном форму всей массы листвы крупных ветвей. На

третьем этапе выделяют индивидуальные особенности в строении

дерева, прорисовывают мелкие ветви, придают фактуру ствола и

кроны, моделируя их объёмную форму – штрихами и тоном. На

последнем этапе, сравнив все части и детали, подчиняют их

большой форме. Рисунок ветвей у кустарников выполняется в такой

же последовательности.

В пейзаже хороши не только леса. В светлых полях и лугах можно

увидеть многообразие красок и фактур земли. Овсяное поле не

похоже на ржаное или пшеничное. По полям под ветром бегут

неспешные волны. Ближе к осени золото спеющих хлебов, бронза в

клевере, сизые, коричневые, розовые оттенки превращают поля в

8

волшебные ковры. Хорошо и сжатое поле, с золотистой щёткой

стерни на общем фоне оголившейся земли. А распаханное, оно

внушает почтение к его плодородной силе, наполняет ощущением

движения борозд, уходящих к горизонту. Вокруг полей - зелёный

бордюр трав. Дороги и тропинки рассекают массивы пашни,

тончайшие переливы красок в просторах, контрастны цвета и форм

ровных поверхностей и окаймляющих поля кустарников, соседство

с рощей. В сенокос и жатву - мы можем наблюдать новые картины.

Стога сена, бабки снопов, скирды обмолоченной соломы - всё

радует взор. Известно, какую красоту придаёт пейзажу река, озеро,

зарастающий пруд, болотце или лужица среди дороги. Вода

отражая многоцветный предметный мир, как бы удваивает его,

усиливает эмоциональное звучание природы. Кажется, что в воде –

второй мир, такой же как и на самом деле, только опрокинутый,

таинственный подводный мир. Построение рисунка отражения –

заманчивая задача, не путайте отражение с тенями, которые иногда

лежат на поверхности мутной воды. Обратите внимание, как

окрашивается в воде отражение неба. В дали оно почти

смешивается с цветом неба у горизонта. Чем ближе к нам, тем цвет

отражённого неба темнее, цвет дна водоёма в нём заметнее. В

волнующейся воде отражение не имеет цельного силуэта. Если

волна пологая, они рассекаются горизонтальными светлыми

полосами. На мелкой ряби отражение разбивается луночками. В

полосах и луночках, кроме цвета предметов, появляется

отражённый цвет неба и цвет дна водоёма. Цвет и освещённость

отражений менее интенсивный, чем у самих предметов: светлые

поверхности темнеют, а тёмные светлеют.

Урок № 1

Тема :

Выполнение поисковых эскизов к композиции «Пейзаж»

9

( четыре времени года).

Цель:

Развитие образного мышления в создании пейзажа.

Задачи:

Формировать художественно-творческую активность

учащихся, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное

и негативное в жизни.

Оборудование для учителя:

Работы учащихся прошлых лет, таблицы по воздушной и линейной

перспективам, таблицы с разными временами года, репродукции

картин художников с изображением пейзажей в различных

состояниях дня, погоды и времени года.

Диск с музыкой Вивальди «Времена года».

Оборудование для учащихся:

гуашь, кисти, лист формата А2, простой карандаш.

План занятия:

1.

Организационный момент.

2.

Сообщение темы урока.

3.

Информация об истории пейзажа в искусстве.

4.

Беседа с учащимися о видах пейзажа.

5.

Повторение законов воздушной перспективы.

6.

Мотивы и композиции.

7.

Повторение последовательности построения композиции.

8.

Постановка задач для учащихся.

9. Выполнение работы

а) выполнение композиционных поисков;

б) выбор формата

10. Просмотр и обсуждение эскизов. Оценка.

Ход уроков:

1.

Организационный момент.

2.

Сообщение темы урока.

3.

Информация об истории пейзажа в искусстве.

Наша земля – голубой купол неба, весёлые облака, зеркала озёр.

Земля – дом человека, поле труда, творчество, созидание. Всё это –

пейзаж, зрелище, колыбель и мастерская искусства.

10

Истории пейзажа в искусстве.

Легко понять, почему пейзаж в живописи и в графике появился ещё

в древние времена. Уже в VII веке в Китае он стал самостоятельным

жанром. Китайцы одухотворяли природу. В изображениях облаков,

гор, потоков рек, деревьев. Они изображали отражение

человеческой жизни, её судьбы и переживании.

В средней вековой Европе пейзаж изображался условно, он служил

только фоном библейских сцен, редко исторических событий. Горы,

деревья, строения выглядели в нём как игрушки, а не реальные

предметы. Но к XV веку, прежде всего, в Нидерландах и Германии,

под кистью художников возникают такие изображения природы,

которым и сейчас можно позавидовать. Пейзаж развивается как и

всё искусство. Рядом с реалистическим пейзажем в XVII веке

появляется классицистический, в котором природу изображают

облагороженной, возвышенной. Деревья в нём мощные,

раскидистые. Горы и облака величественные, громоздящиеся.

Русские художники почти до середины XIX века уезжали писать

пейзажи в далёкую Италию. В природе России художники не

видели ничего интересного, лишь в дворцовых парках и парадных

видах городов, находили достойное кисти живописца.

К середине XIX века реализм становится господствующим

направлением и в пейзаже. В картинах этого времени появляются

просёлки, размытые дождями, ручьи средь луга, леса, поля,

деревенские изгороди.

В своих картинах каждый художник хочет рассказать что-то своё

заветное, как понимает, как чувствует, как видит. Все вместе они

несут современникам и будущим поколениям правду о своей земле,

своём времени и о себе.

4.

Так что же такое пейзаж?

«Пейзаж – это французское слово, которое обозначает природу,

то есть изображение природной среды».

11

Неисчерпаемое многообразие природы породило в

изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.

- Какие виды пейзажа вы знаете? И что изображают в том или

ином пейзаже?

Морской пейзаж

- марина – рассказывает о своеобразной

красоте то спокойного, то бушующего моря; об изумрудных

гребнях волн, отороченных белоснежными кружевами пены, или

об исступлении разбушевавшейся морской стихии.

Городской пейзаж -

отличается рационально

организованной руками человека пространственной средой,

включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади.

12

Архитектурный пейзаж-

близко соприкасается с

городским. Разница между ними заключается лишь в том, что в

архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на

изображение памятников архитектуре в синтезе с окружающей

средой.

Сельский пейзаж –

в сельском пейзаже художника

привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с

окружающей средой.

13

Горный пейзаж

- в нём изображают высокие скалистые

горы. Пейзаж в котором природа представляется величественной

и не доступной для человека.

Лесной пейзаж –

в лесном пейзаже художники воспевают

родную природу, изображая в картинах берёзовые рощи,

колышущуюся под ветром рожь, туманные лесные дали,

затянувшиеся тиной пруды и так далее.

14

5.

Чтобы изобразить пейзаж, мы должны знать

законы воздушной перспективы и приёмы

передачи пространства.

1.

Какие композиционные приёмы передачи пространства вы

знаете?

ответы:

- заслонение ( предметы, которые находятся ближе,

заслоняют те, что находятся дальше);

- передача ракурсных сокращений ( выбор угла зрения

так, чтобы дальние предметы казались выше, а ближние ниже)

- уменьшение размеров предметов при удалении.

2. Что такое плановость?

- разделение изобразительных предметов на первый, второй и

третий планов.

3. Что такое воздушная перспектива?

- изменение некоторых признаков предметов под воздействие

воздушной среды и пространства.

4. Какие воздушные перспективы вы знаете?

- все ближние предметы воспринимаются подробно, а удалённые

обобщённо (для передачи пространства ближние предметы надо

изображать детально, а дальние – обобщённо)

- все ближние предметы воспринимаются чётко, а удалённые

неопределённо(для передачи пространства контуры ближних

предметов надо изображать резче, а удалённые – мягче)

15

- на небольшом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а

тёмные светлее ближних (для передачи пространства удалённые

светлые предметы надо слега притенять, а тёмные осветлять)

- все ближние предметы обладают контрастной светотенью и

кажутся объёмными, все дальние слабовыраженной светотенью и

кажутся плоскими (для передачи пространства ближние предметы

надо изображать объёмно, а дальние – плоско)

- все удалённые предметы. Прикрываясь воздушной дымкой,

приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой или

белёсый (для передачи пространства все удалённые предметы будут

иметь фиолетовые, сиреневые, голубоватые или белёсые оттенки)

- все ближние предметы кажутся многоцветными, а удалённые

одноцветными (для передачи пространства, ближние предметы

надо изображать различными по цвету, а удалённые одинаковыми).

6.

Природа неисчерпаема богата мотивами.

Мотив с рекой

Мотив с дорогой

16

Мотив с деревом

Мотив с лужей

Мотив

– это не просто красивый уголок природы, надо чтобы в

нём всё хорошо согласовывалось, чтобы кусты, деревья. Строения

первого плана оказались на таком фоне, какой для них выгоднее,

чтобы форма, цвет ближних предметов выигрышно выделялись и

связывались с тем, что за ними.

Разрабатывая эскиз нельзя забывать об одном из главных законов

композиции. В композиции должен присутствовать главный

элемент, доминанта. Именно ему – главному, служат все другие

17

второстепенные элементы, оттеняя, выделяя и направляя взгляд при

рассматривании картины. Это смысловой центр композиции. Центр

композиции необязательно должен располагаться в середине листа.

Центр композиции может быть как на ближнем плане, так и на

дальнем, может оказаться с края листа. При разработке эскиза

отталкиваясь от выбранного мотива, надо правильно выбрать

формат. При желании художника показать красоту дерева или

величие гор, ему понадобиться выбрать вертикальный формат. А

для передачи бескрайних просторов лесов и полей выразительнее

использовать горизонтальный формат.

При выборе линии горизонта нужно заранее определить. Сколько

места отвести небу, лесу и пространству земли. Для передачи

бескрайности просторов, выразительнее взять линию горизонта

пониже, чтобы у зрителя возникло ощущение, что он смотрит в

даль.

7.

Повторение последовательности построения

композиции.

Изображение пейзажного мотива начинается с определения

формата и положения листа бумаги. Затем на бумаге проводят

линию горизонта, определяющую соотношения земли и неба. На

земле рисуют основные элементы пейзажа (начинают с самых

важных и больших). Отмечают их обобщённую, пространственную

форму по внешним контурам светлыми линиями, стремясь к тому,

чтобы они образовывали чёткие пространственные планы. Такое

размещение основных элементов с учётом сокращений размеров по

мере удаления к горизонту, загораживание и повышение уровня их

оснований, ведёт к прорыву картинной плоскости и появлению, уже

на первом этапе, глубины.

Намеченное в обобщённом виде, прорисовывается и

детализируется.

8.

Постановка задач на уроке для учащихся:

- выполнение композиционных поисков к данной теме

18

- выбор формата в соответствии с поиском

9.

Самостоятельная работа учащихся

10.

Просмотр и обсуждение эскизов. Оценка.

19

20

21

22

Урок № 2

Тема урока:

Выполнение эскиза в цвете « Осень».

Цель:

Развить умение создавать пейзаж в цвете.

Задачи:

Учить передавать состояние природы в осеннее время

года; создавать образ осенней природы через цвет; познакомить с

понятием «гамма», «колорит» в композиции; закрепить знания о

воздушной перспективе и плановости.

Оборудование для учителя:

Таблицы:

Различные состояния осени(художественные репродукции)

Осень (работы учащихся ДХШ)

Деревья

Мотивы пейзажа

Времена года

Оборудование для учащихся:

гуашь, кисти, лист формата А2, простой карандаш.

План занятия:

1.

Организационный момент.

2.

Беседа: «пейзаж в осеннее время года».

3.

Повторение понятия – «виды пейзажа», «мотивы пейзажа»

4.

Повторение законов воздушной перспективы.

5.

Знакомство с понятиями «колорит» и «гамма» в композиции.

6.

Постановка задач урока перед учащимися.

7.

Самостоятельная работа учащихся

(Занятие проходит под музыку Вивальди «Времена года».)

8.

Просмотр работ .

23

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Беседа: «пейзаж в осеннее время года».

24

25

26

Воздушная перспектива

27

Эскизы учащихся

28

29

Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько кистью проводила

Пожелтел орешник и зардели клёны

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

- Не жалейте лета!

Посмотрите – роща в золото одета.

( З. Федоровская)

Для кого-то осень грустная пора, для кого-то праздничная, а для

художника самое живописное время года.

В народе осень называют – Художник осень. Для своей работы

Художник осень берёт самые яркие краски и прежде всего

отправляется с ними в лес. Там и принимается за свою живописную

работу. Берёзы и клёны Осень покрывает лимонной желтизной, а

листья осинок разрумянивает, будто спелые яблоки. Осинник

становиться весь ярко-красный, словно огонь. Забредёт Осень на

лесную поляну, а неподалёку, не самом краю поляны густые,

развесистые липы собрались в кружок, ветви вниз опустив.

Осень подарила им убор из золотой парчи. Все деревья она

расписывает по своему- по осеннему. Только сосны и ели оставляет

по-летнему тёмно-зелёными. Хорошо в осеннем пёстром лесу. Но

что-то грустное прощальное слышится и видится в нём.

Туча небо кроет, солнце не блестит

Ветер в поле воет, дождик моросит.

(А. Плещеев)

Не всегда празднично выглядит природа в осеннее время года.

Чаще всего поздней осенью небо затягивает тяжёлыми, серыми

тучами. Дуют холодные, северные ветра, срывая с деревьев

разноцветную листву. Моросит холодный, осенний дождь. А на

земле можно увидеть пожухлую, тёмно- коричневую листву. Тогда

невольно вспоминаются строчки из стихотворения А.С. Пушкина.

« Унылая пора – очей очарованье».

3. Повторение понятия – «виды пейзажа», «мотивы пейзажа»

4. Повторение законов воздушной перспективы.

5. Знакомство с понятиями «колорит» и «гамма» в композиции.

30

Колорит – это характер взаимосвязей всех цветовых элементов

произведения, его цветовой строй.

Начиная работу в цвете над пейзажем, следует хорошо

представить его цветовой строй. В утреннем пейзаже много

светлых, холодных и голубоватых цветовых оттенков. В

солнечном полудневном пейзаже преобладают контрастные ,

насыщенные цвета со светлыми, теплыми оттенками, а тёмные с

холодными оттенками. В вечернем пейзаже видны тёмные и

тёплые оттенки. В ночном пейзаже много очень тёмных,

синеватых и зеленоватых оттенков. В пейзаже, изображающем

пасмурную погоду, господствуют серые, малонасыщенные

цветосочетания. Освещённые части пейзажа кажутся холодными,

а затемнённые - тёплыми по свету.

Колорит воздействует на чувства зрителя. Создаёт образ природы

и настроение в картинах. Изображая природу Коми края, краски

севера более тёмные и холодные, а в южных пейзажах природа

яркая, весёлая, жаркая и краски этого края такие же яркие и

насыщенные, тёплые и разноцветные.

Если вы хотите показать в работе радость, то можно изобразить:

залитые солнечными лучами луга, поли и деревья.

Если требуется изобразить состояние покоя, то написать мягкий

закат, сумерки, туманный день. Если состояние тревоги, то

изобразить мятежные облака, подкрашенные красными лучами

солнца, стремительные потоки рек, ветер, бурю. Передавая её

через движение деревьев, травы, полёт листва, капли дождя и т.д.

Работу в цвете начинаем с написания больших плоскостей –

неба, земли. В цвете земля и небо должны гармонировать друг с

другом. Продолжаем работу от дальнего плана и переходим к

проработке переднего плана. В процессе работы не забывать о

законах воздушной перспективы.

6. Постановка задач урока перед учащимися:

- передать образ пейзажа в осеннее время года

- передать цветом колорит осени

7. Самостоятельная работа учащихся

(Занятие проходит под музыку Вивальди «Времена года».)

8. Просмотр работ.

31

32

33

34

35

Используемая литература.

С.Д. Левин «Беседы с юным художником»

(Выпуск 1) Москва 1988 г.

«Советский художник»

Н.П. Костерин «Учебное рисование»

Москва «Просвещение» 1984 г.

Н.А. Курочкина «Знакомство с пейзажной живописью»

С-Петербург «Детство- Пресс» 2000 г.

В.Н. Стасевич «Пейзаж. Картина и действительность».

Москва 1978 г.

В.С. Кузин «Изо и методика его преподавания в

начальных классах»

Москва «Просвещение» 1984 г.

«Школа изобразительного искусства» (выпуск 5)

Москва «Изобразительное искусство» 1994 г.

под редакцией Пономарев Н.А.

36



В раздел образования