Автор: Богачева Галина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Дети с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование
Дети с ограниченными возможностями здоровья
Г. Д. Богачева,
воспитатель
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- дети в возрасте от 0
до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие
ограничение
жизнедеятельности,
обусловленное
врожденными,
наследственными,
приобретенными
заболеваниями
или
последствиями
травм, подтвержденными в установленном порядке.
Современный ребенок с ОВЗ– это чаще всего ребенок с одной из форм
паралича, осложненной соматическими, сенсорными, интеллектуальными и
речевыми нарушениями.
В
современном
обществе
особую
актуальность
приобретают
проблемы
социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Само
понятие
«дети
с
ОВЗ»
стало
наполняться
другим
содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл.
Дети
с
нарушениями
в
здоровье
имеют
значительные
ограничения
в
жизнедеятельности,
в
способности
к
самообслуживанию,
передвижению,
самоконтролю
за
поведением,
обучению,
общению,
что
приводит
их
к
социальной
дезадаптации.
Ограничение
в
жизнедеятельности
создает
барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и
педагогические процессы.
Множественные врожденные пороки развития у ребенка достаточно часто
являются причиной отказа родителей от их воспитания в семье. Почти сразу
после рождения такие дети оказываются в государственных учреждениях
здравоохранения
или
социальной
защиты,
где
им
обеспечивается
медицинский
уход,
но
недостаточно
внимания
уделяется
развитию
и
психолого-педагогическому
сопровождению.
Необходимым
условием
для
развития ребенка является установление близких отношений по крайней мере
с одним из ухаживающих за ним взрослых. Только в таких отношениях
ребенок
может
почувствовать
себя
в
безопасности
и
начать
познавать
окружающий мир.
У детей с ОВЗ часто встречаются нарушения привязанности. Это может быть
связано со следующими факторами:
длительное пребывание в отделениях реанимации и интенсивной терапии
без родителей;
большой
объем
медицинского
и
реабилитационного
вмешательства,
связанного
с
болевыми
ощущениями
и
чувством
страха,
отсутствие
поддержки ребенка в этих ситуациях;
нехватка личного внимания. Нередко случается так, что рядом с ребенком
не находится тот взрослый, который мог бы быстро среагировать на плач и
другие сигналы малыша, успокоить или помочь ему;
глубокое нарушение взаимодействия и взаимопонимания. Детям с ОВЗ не
редко свойственен медленный темп реагирования, их ответы могут быть
слабыми и необычными. Если взрослый не подстраивается к ребенку, то
возникает
ситуация,
когда
ответная
реакция
ребенка
не
замечается
и
не
поддерживается. При этом ребенок может не понимать сигналы взрослого
или не успевать связать их с последующими событиями. В таком случае
происходящее будет возникать для ребенка внезапно и пугать его;
отсутствие постоянного близкого взрослого. Бывает, что при воспитании
ребенка
с
ОВЗ
проблемы
формирования
привязанности
усугубляются
невозможностью
наличия
рядом
постоянного
близкого
взрослого.
Частая
смена людей, ухаживающих за ребенком, приводит к тому, что он ни с кем не
может выстроить доверительные отношения.
Если потребность ребенка в привязанности и безопасности регулярно не
удовлетворяется, это накладывает отпечаток на его личностное, психическое
и даже физическое развитие.
Опытным
путем
психологами
было
выделено
несколько
признаков,
по
которым
можно
увидеть
нарушение
привязанности
(эти
признаки
могут
встречаться как по отдельности, так и одновременно):
постоянно
сниженный
фон
настроения,
вялость,
апатичность,
настороженность или плаксивость;
устойчивое
нежелание
вступать
в
контакт
с
окружающими
людьми.
Ребенок избегает взгляда в глаза, не включается в предложенную взрослым
деятельность, избегает прикосновений, хотя может незаметно наблюдать за
взрослым, когда тот не пытается вступить с ним в контакт;
повышенный уровень агрессии и аутоагрессии;
стремление
обратить
на
себя
внимание
плохим
поведением
и
демонстративное
нарушение
правил,
выходящее
за
рамки
свойственного
возрасту;
постоянная провокация взрослых на сильные эмоциональные реакции;
отсутствие дистанции в общении со взрослым. Излишняя навязчивость в
общении со взрослым или же чрезмерная фамильярность. Демонстрация
проявлений привязанности любому малознакомому взрослому;
задержка моторного, психического и речевого развития;
соматические нарушения:
– задержка роста;
– нарушения пищевого поведения;
– частый крик и плач;
– нарушения сна и др.
Привязанность
является
одним
из
основных
условий
психического
и
личностного развития человека.
Принципы развивающего ухода
Принцип уважения личности ребенка
Основа
этого
принципа
–
принятие
ребенка
со
всеми
присущими
ему
особенностями, внимательное отношение к его чувствам и потребностям,
п р ед о с т а вл е н и е
во зм ож н о с т и
с во б од н о го
в ы б о р а
и
л и ч н о й
самостоятельности.
При
взаимодействии
с
ребенком
с
ОВЗ
необходимо
учитывать его возможности и давать ему время ими воспользоваться, а также
помогать в расширении их границ, какими бы они ни были изначально.
Принцип индивидуального подхода
Учет
индивидуальных
особенностей,
интересов
и
потребностей
воспитанника
должен
отражаться
на
всех
этапах
оказания
психолого-
педагогической
помощи:
при
постановке
ее
целей,
при
планировании
необходимых
для
ее
реализации
при
планировании
необходимых
для
ее
реализации
мероприятий,
технологии
помощи,
при
оценке
динамики
развития ребенка и в ежедневном взаимодействии с ним.
Принцип развития собственной активности ребенка
Активность ребенка заключается в возможности проявлять инициативу и
принимать участие в осуществлении ежедневной деятельности. Повышение
собственной активности ребенка, переход от объектной к субъектной позиции
в значимых для него сферах жизни рассматривается как приоритетная цель в
развитии.
Принцип социальной интеграции
Для успешного развития дети с ОВЗ должны приобретать социальный опыт,
доступный их сверстникам – посещение детского сада, обучение в школе,
занятия
адаптированной
физкультурой
и
спортом,
прогулки
на
детских
площадках, участие в культурных и досуговых мероприятиях и т.д.
Принцип комплексного воздействия
Действия всех людей, принимающих участие в работе с ребенком, должны
быть
согласованны.
Для
этого
необходимо
формировать
команду
специалистов
с
учетом
актуальных
потребностей
ребенка,
обсуждать
действия разных членов команды, совместно определять цели развивающей
работы, общие и частные задачи.
Развивающая
среда
необходима
для
эмоционально-личностного
развития
ребенка, для появления у него новых способов взаимодействия с миром,
расширения
возможностей
адаптации
и
в
конечном
итоге
–
для
гибкого
поведения в самых разных жизненных ситуациях.
В течение дня развивающие среды должны сменяться комфортными, чтобы
ребенок мог отдохнуть и восстановиться. Детям с ОВЗ это особенно важно, в
силу того, что они более истощаемы, им требуется больше сил и времени на
освоение любой новой ситуации, а также на проживание и интеграцию в свой
опыт
ярких
событий.
Создание
баланса
между
комфортными
и
развивающими средами для конкретного ребенка – это отдельная задача, она
м ож е т
р е ш ат ь с я
т о л ь ко
в
р е зул ьт ат е совместного
обсуждения
индивидуальной
программы
ребенка
всеми
специалистами
и
близкими
взрослыми, которые участвуют в его сопровождении.
Ребенку
независимо
от
его
нарушения
необходимо
положительное
эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного
благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение
образовательных,
воспитательных
и
социальных
задач,
связанных
с
завтрашним днем подрастающего человека.