Напоминание

Дети с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Богачева Галина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Дети с ограниченными возможностями здоровья
Дата публикации: 08.11.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дети с ограниченными возможностями здоровья

Г. Д. Богачева,

воспитатель

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- дети в возрасте от 0

до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие

ограничение

жизнедеятельности,

обусловленное

врожденными,

наследственными,

приобретенными

заболеваниями

или

последствиями

травм, подтвержденными в установленном порядке.

Современный ребенок с ОВЗ– это чаще всего ребенок с одной из форм

паралича, осложненной соматическими, сенсорными, интеллектуальными и

речевыми нарушениями.

В

современном

обществе

особую

актуальность

приобретают

проблемы

социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями

здоровья.

Само

понятие

«дети

с

ОВЗ»

стало

наполняться

другим

содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл.

Дети

с

нарушениями

в

здоровье

имеют

значительные

ограничения

в

жизнедеятельности,

в

способности

к

самообслуживанию,

передвижению,

самоконтролю

за

поведением,

обучению,

общению,

что

приводит

их

к

социальной

дезадаптации.

Ограничение

в

жизнедеятельности

создает

барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и

педагогические процессы.

Множественные врожденные пороки развития у ребенка достаточно часто

являются причиной отказа родителей от их воспитания в семье. Почти сразу

после рождения такие дети оказываются в государственных учреждениях

здравоохранения

или

социальной

защиты,

где

им

обеспечивается

медицинский

уход,

но

недостаточно

внимания

уделяется

развитию

и

психолого-педагогическому

сопровождению.

Необходимым

условием

для

развития ребенка является установление близких отношений по крайней мере

с одним из ухаживающих за ним взрослых. Только в таких отношениях

ребенок

может

почувствовать

себя

в

безопасности

и

начать

познавать

окружающий мир.

У детей с ОВЗ часто встречаются нарушения привязанности. Это может быть

связано со следующими факторами:

длительное пребывание в отделениях реанимации и интенсивной терапии

без родителей;

большой

объем

медицинского

и

реабилитационного

вмешательства,

связанного

с

болевыми

ощущениями

и

чувством

страха,

отсутствие

поддержки ребенка в этих ситуациях;

нехватка личного внимания. Нередко случается так, что рядом с ребенком

не находится тот взрослый, который мог бы быстро среагировать на плач и

другие сигналы малыша, успокоить или помочь ему;

глубокое нарушение взаимодействия и взаимопонимания. Детям с ОВЗ не

редко свойственен медленный темп реагирования, их ответы могут быть

слабыми и необычными. Если взрослый не подстраивается к ребенку, то

возникает

ситуация,

когда

ответная

реакция

ребенка

не

замечается

и

не

поддерживается. При этом ребенок может не понимать сигналы взрослого

или не успевать связать их с последующими событиями. В таком случае

происходящее будет возникать для ребенка внезапно и пугать его;

отсутствие постоянного близкого взрослого. Бывает, что при воспитании

ребенка

с

ОВЗ

проблемы

формирования

привязанности

усугубляются

невозможностью

наличия

рядом

постоянного

близкого

взрослого.

Частая

смена людей, ухаживающих за ребенком, приводит к тому, что он ни с кем не

может выстроить доверительные отношения.

Если потребность ребенка в привязанности и безопасности регулярно не

удовлетворяется, это накладывает отпечаток на его личностное, психическое

и даже физическое развитие.

Опытным

путем

психологами

было

выделено

несколько

признаков,

по

которым

можно

увидеть

нарушение

привязанности

(эти

признаки

могут

встречаться как по отдельности, так и одновременно):

постоянно

сниженный

фон

настроения,

вялость,

апатичность,

настороженность или плаксивость;

устойчивое

нежелание

вступать

в

контакт

с

окружающими

людьми.

Ребенок избегает взгляда в глаза, не включается в предложенную взрослым

деятельность, избегает прикосновений, хотя может незаметно наблюдать за

взрослым, когда тот не пытается вступить с ним в контакт;

повышенный уровень агрессии и аутоагрессии;

стремление

обратить

на

себя

внимание

плохим

поведением

и

демонстративное

нарушение

правил,

выходящее

за

рамки

свойственного

возрасту;

постоянная провокация взрослых на сильные эмоциональные реакции;

отсутствие дистанции в общении со взрослым. Излишняя навязчивость в

общении со взрослым или же чрезмерная фамильярность. Демонстрация

проявлений привязанности любому малознакомому взрослому;

задержка моторного, психического и речевого развития;

соматические нарушения:

– задержка роста;

– нарушения пищевого поведения;

– частый крик и плач;

– нарушения сна и др.

Привязанность

является

одним

из

основных

условий

психического

и

личностного развития человека.

Принципы развивающего ухода

Принцип уважения личности ребенка

Основа

этого

принципа

принятие

ребенка

со

всеми

присущими

ему

особенностями, внимательное отношение к его чувствам и потребностям,

п р ед о с т а вл е н и е

во зм ож н о с т и

с во б од н о го

в ы б о р а

и

л и ч н о й

самостоятельности.

При

взаимодействии

с

ребенком

с

ОВЗ

необходимо

учитывать его возможности и давать ему время ими воспользоваться, а также

помогать в расширении их границ, какими бы они ни были изначально.

Принцип индивидуального подхода

Учет

индивидуальных

особенностей,

интересов

и

потребностей

воспитанника

должен

отражаться

на

всех

этапах

оказания

психолого-

педагогической

помощи:

при

постановке

ее

целей,

при

планировании

необходимых

для

ее

реализации

при

планировании

необходимых

для

ее

реализации

мероприятий,

технологии

помощи,

при

оценке

динамики

развития ребенка и в ежедневном взаимодействии с ним.

Принцип развития собственной активности ребенка

Активность ребенка заключается в возможности проявлять инициативу и

принимать участие в осуществлении ежедневной деятельности. Повышение

собственной активности ребенка, переход от объектной к субъектной позиции

в значимых для него сферах жизни рассматривается как приоритетная цель в

развитии.

Принцип социальной интеграции

Для успешного развития дети с ОВЗ должны приобретать социальный опыт,

доступный их сверстникам – посещение детского сада, обучение в школе,

занятия

адаптированной

физкультурой

и

спортом,

прогулки

на

детских

площадках, участие в культурных и досуговых мероприятиях и т.д.

Принцип комплексного воздействия

Действия всех людей, принимающих участие в работе с ребенком, должны

быть

согласованны.

Для

этого

необходимо

формировать

команду

специалистов

с

учетом

актуальных

потребностей

ребенка,

обсуждать

действия разных членов команды, совместно определять цели развивающей

работы, общие и частные задачи.

Развивающая

среда

необходима

для

эмоционально-личностного

развития

ребенка, для появления у него новых способов взаимодействия с миром,

расширения

возможностей

адаптации

и

в

конечном

итоге

для

гибкого

поведения в самых разных жизненных ситуациях.

В течение дня развивающие среды должны сменяться комфортными, чтобы

ребенок мог отдохнуть и восстановиться. Детям с ОВЗ это особенно важно, в

силу того, что они более истощаемы, им требуется больше сил и времени на

освоение любой новой ситуации, а также на проживание и интеграцию в свой

опыт

ярких

событий.

Создание

баланса

между

комфортными

и

развивающими средами для конкретного ребенка – это отдельная задача, она

м ож е т

р е ш ат ь с я

т о л ь ко

в

р е зул ьт ат е совместного

обсуждения

индивидуальной

программы

ребенка

всеми

специалистами

и

близкими

взрослыми, которые участвуют в его сопровождении.

Ребенку

независимо

от

его

нарушения

необходимо

положительное

эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного

благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение

образовательных,

воспитательных

и

социальных

задач,

связанных

с

завтрашним днем подрастающего человека.



В раздел образования