Напоминание

"Формирование орфографической зоркости у младших школьников"


Автор: Сметанкина Екатерина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2001
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование орфографической зоркости у младших школьников

В

ажнейшая роль в реализации целей и задач, состоящих перед начальной школой,

принадлежит изучению родного языка. В современной школе главнейшая задача обучения

русскому языку младших школьников – формирование орфографической грамотности. Она

является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность

выражения мысли и взаимопонимания.

Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность

учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чём свидетельствуют результаты

итоговых работ по русскому языку, проводимых в 3-4 классах. В старших классах

грамотность у учащихся определенно снижается.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших

школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение

“видеть” орфограммы.

С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение

оценивать каждый звук в слове, т. е. различать, в какой позиции он стоит.

Буква – фонема – звук. Что их объединяет? Привычная формула: буква означает звук. Все

здесь на первый взгляд кажется верным. Но на самом деле это не так. На самом деле буква

в русском языке обозначает вовсе не звук, а фонему. Таков закон русской орфографии. Это

не модное изобретение ученых, а закономерность русского языка.

Буква означает фонему. Только так. Если бы буква в русском языке обозначала звук, мы бы

писали “дуп”, и “сава”. Случаи типа “дом” и “сон” лишь свидетельствуют о счастливом

совпадении фонемы и звука. Фонема живет в определенной позиции и в определенной

морфеме. И то, и другое нельзя обойти при освоении орфографии в начальных классах.

Обычно младший школьник думает, что проверять надо только тогда, когда звук и буква на

конце слова расходятся, например, слово “ лев” проверять надо, а слово “жираф” нет,

потому что второе пишется так, как слышится. “Ушная работа” вместо работы головой.

Русская орфография не фонетическая, а фонематическая. Проверка нужна в обоих

случаях.

В наших учебниках нет термина, фонема; вместо него используется привычный и понятный

малышу термин “звук”. Для того чтобы ребенок освоил законы орфографии как систему

правил, обязательно ввожу термин “ позиция”. Сам термин нужно вводить во втором классе,

однако подготовка к освоению понятия “позиция” как положение ( место) звука в слове в

окружении соседей – других звуков – начинаю вводить с первого класса. Само слово

позиция для ребенка не является трудным: он легко соотносит его со словом поза,

вспоминает позиции, например в балете. Другое дело – сильная и слабая позиция. Это

именно те понятия, которые способны сыграть объединяющую роль изучения

орфографических правил в начальной школе.

Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников. Поэтому

ребенок должен видеть слабую позицию – ведь именно здесь требуется проверка. В

сильной позиции проверять нечего – фонемы там прекрасно различаются, не смешиваются.

Слово позиция помогает избежать многих описательных, длинных определений. Таких как :

“ошибкоопасное место” или “место, где можно допустить ошибку”.

В основе грамотного письма лежит аналитико-систетическая работа над слогом и словом,

развитие фонематического слуха и умения заменять орфограммы соответствующими

буквами. Уже вначале первого класса я начинаю работу по обучению учащихся решению

орфографических задач, при решении которых, у детей вырабатываю умение находить,

видеть орфограмму в слове, определять её характер (тип орфограммы) и находить путь

решения орфографической задачи. Такие умения называются орфографической зоркостью.

Они являются важнейшим, базовым умением. Если у ребенка отсутствуют выше названные

навыки, то, даже зная правило наизусть, он не применяет его там, где это необходимо, что

влечёт за собой орфографические ошибки.

Из опыта работы.

Анализ диктантов, проводимых по разным темам, заставил меня задуматься над развитием

орфографической зоркости детей. Анализ этого вида работы проводился по двум позициям:

а) количество ошибок;

б) классификация ошибок по орфограммам.

Это дало возможность выявить слабоуспевающих учащихся но русскому языку и установить

причины их неуспеваемости (хотя причины у каждого ребёнка свои). Вот некоторые из них:

незнание правил;

знание правил, но неумение их применять;

отсутствует положительная мотивация;

плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;

ученики мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;

дети не получают помощи от родителей;

Вся работа была разбита на несколько этапов. Первый этап – выяснительно-

организаиионный.

Цели: выяснить причины слабой успеваемости, проанализировать ошибки в работах,

установить количество слабоуспевающих учащихся и наметить пути устранения наиболее

типичных ошибок.

1.Разработка “Экрана грамотности” класса, который помогает увидеть истинную картину

усвоения детьми различных орфограмм по программе. "Экран" выглядит следующим образом:

развернуть таблицу

п\п

Список

детей

Орфограмм

ы

развернуть таблицу

2. Разработка для слабоуспевающих учеников списка изучаемых орфограмм.

3. Разработка памятки “Работа над ошибками”,

4. Разработка памяток по правописанию.

После всей проделанной работы были намечены следующие цели: обнаружение и

распознавание орфограмм, приобщение детей к самостоятельной работе над ошибками.

Второй этап – методико-отборочный.

Была поставлена задача: “С чего следует начинать работу по развитию орфографической

зоркости, так необходимой для достижения грамотного письма?”

Прежде всего, необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в

слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные, надо

научить видеть и узнавать орфограммы в слове, приучать к самоконтролю. При решении

орфографических задач постоянно ставились вопросы; “Какую букву надо проверить при

письме и почему?”, “Как вы проверите?”

Третий этап – тренировочный. Цель этого этапа состоит в том, чтобы слабоуспевающие

ученики писали слова с предложенными орфограммами правильно и осознанно, умели

находить орфограммы в словах, доказывали и обосновывали свой выбор.

На этом этапе используется многократное кратковременное повторение слов с чёткой

артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слуховые и артикуляционные

ощущения. Значит, упражнения подбираются достаточно разнообразные. Для этого

предлагаются слова с орфограммами в более занимательной форме. Например:

использование ребусов, кроссвордов, загадок, игр, работа в парах с последующей

самопроверкой и взаимопроверкой;

Четвёртый этап – итогово-диагностический.

Цель: проверить умение учащихся правильно писать слова с отработанными орфограммами.

На этом этапе проводятся контрольные диктанты, тесты, разные виды слуховых диктантов:

словарные, диагностические (до 10 слов на 3-4 орфограммы; равное количество слов на

каждую орфограмму, что позволяет сравнить их усвоение, слова даются в тексте

вперемешку). При анализе допущенных ошибок в словах определяется усвоение навыка

письма.

Упражнения по развитию орфографической зоркости по степени сложности и

самостоятельности в зависимости от того, на что обращаю внимание, я расположила в

определённой последовательности:

Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по

слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового

проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы, поговорить индивидуально.

Списывание. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся.

Слово они слышать не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе

списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение,

воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и

обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно,

чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу

комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися

разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное

предложение или текст под диктовку.

Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова

так, как они пишутся. Для внимания и фонематического провожу игру “Эхо”. Читаю слово,

дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то

скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному

ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам.

Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память,

фонематический слух, интуитивное письмо.

Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание.

Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

Творческие работы. Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение

детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто

спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого

отношения к работе.

Первоклассники ещё не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм.

Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у первоклассников,

необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки

обычно указываются в правиле. Например, “безударные гласные”, “парный согласный на

конце слова” и т.д. Поэтому, когда начинаем работу над правилом, мы вместе с детьми

выделяем существенные, отличительные признаки орфограмм и учимся находить

орфограммы по данным признакам. Приведу примеры упражнений, направленных на

отработку названных умений:

1. Прочитайте правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?

2. Прочитайте правило. Какие согласные нужно проверять? Когда (в каких случаях) следует

проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?

Уже в первом классе учащиеся должны научится пользоваться алгоритмом решения

орфографической задачи:

1) определить место, где возникла орфографическая задача;

2) к какой группе правил относится данная орфограмма;

3) в какой части слова находится орфограмма;

4) установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;

5) определить в слове ударение;

6) определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;

7) написать слово в соответствии с правилом.

При изучении темы “Правописание безударного гласного”, “Правописание парного звонкого

и глухого согласного” дети вместе со мной находят необходимый способ решения

орфографической задачи.

Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.

1. Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах

гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите

орфограммы.

2. Предлагаю составить предложения по сюжетной картинке на тему “Следы на снегу”.

Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы.

Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).

3. Часто повожу зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе

живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно

проверять? Определите. Проверьте. (Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В

написанном тексте дети выделяют орфограммы.)

4. Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.

5. Провожу различные игры.

Игра “Спрячь Ь в середину слова”: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах

деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

Игра “Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы”: п…ля, м…ря, с…ды.

Объясни, почему вставили такие буквы.

Игра “Подбери буквы”: Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому снегу.

Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

Часто использую следующие виды работ:

– На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой

безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с

удвоенной согласной.

– При изучении темы “Непроизносимые согласные” предлагаю детям написать по памяти

пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Если ученик,

написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать.

После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, я открываю доску, на которой

написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет,

подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой

темы.

– Хорошо развивает орфографическую зоркость игра “Огоньки”. На доске записываю

предложения. Детям предлагаю “зажечь” огоньки под изученными орфограммами. Сначала

“огоньки зажигаем” на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают

предложение и проводят туже работу у себя в тетради с помощью красного карандаша.

Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

– Иногда при работе использую диктант “Проверь себя” (3-4 предложения). Учащиеся

записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились

сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное

слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют

пропущенные орфограммы. В чем заключается моя помощь: предлагаю вспомнить правило,

задаю вопрос или объясняю. Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый

результат.

Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет немало

хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают

правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, я

использую на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например, при изучении

правила о написании слов с большой буквы использую следующее стихотворное правило:

Имена, фамилии, Начинает буква

Клички, города – Важные слова:

Все с заглавной буквы Иванова Анна,

Пишутся всегда. Шуя и Москва.

Лыжи, мыши и ужи

Шины, ёжики, чижи,

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ–

С буквой И всегда пиши.

Таблица

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо “шесть” получим

Станут “пенками” “пеньки”,

“уголками” – “угольки”,

“банька” в “банку” превратится.

Вот, что может получиться,

Если будем забывать

“шест”,

Вместо “есть” получим “ест”.

Мягкий знак в словах писать.

Таблица

Я убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями

учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.

Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является

не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок.

Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей

орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои

мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на

которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку

на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для

организации работы над ошибками имеет их исправление.

Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в процессе языкового

анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов,

при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. Для успешного

развития зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное

отношение.

При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом

орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов

орфографического действия: обнаруживания и опознавания орфограммы. Такая работа,

основанная на использовании эффективных приемов и средств развития орфографической

зоркости даёт положительные результаты.



В раздел образования