Автор: Шагиева Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №32 "Зоренька"
Населённый пункт: город Чайковский, Пермский край
Наименование материала: буклет
Тема: "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
3-4 года:
1.
Согласование слов в роде, числе,
падеже.
2.
Употребление существительных с
предлогами В, НА, ПОД, ЗА.
3.
Употребление имен существительных
в форме единственного и
множественного числа.
4.
Употребление имен существительных
в родительном падеже.
5.
Составление предложения с
однородными членами.
4-5 лет:
1.
Согласование слов в предложении.
2.
Совершенствование умения
правильно использовать предлоги в
речи.
3.
Образование форм множественного
числа существительных.
4.
Употребление формы повелительного
наклонения глаголов.
5.
Использование в речи простейших
видов сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений.
5-6 лет:
1.
Совершенствование умения
согласовывать в предложении имена
существительные с числительными.
2.
Образование множественного числа
существительных.
3.
Формирование умения пользоваться
несклоняемыми существительными.
4.
Образование однокоренных слов.
5.
Образование слов разными
способами.
6.
Составление сложных и простых
предложений
6-7 лет:
1.
Согласование имен существительных
с числительными, прилагательными,
местоимениями.
2.
Согласование местоимений с
прилагательными.
3.
Словообразование имен
существительных и глаголов.
4.
Образование сравнительной и
превосходной степени имен
прилагательных.
5.
Совершенствование умения
образовывать однокоренные слова.
6.
Использование в речи сложных
предложений разных видов.
МБДОУ № 32 «Зоренька»
Подготовили учителя - логопеды:
Долганова В.Н.
Калабина Т.А.
Лучихина Л.М.
Новикова А.А.
Шагиева О.В.
г.Чайковский
Грамматическая система речи
1.Морфологический 2. Синтаксический
уровень: уровень:
приёмы составление
словоизменения предложений,
и словообразования. сочетание
слов в
предложении.
Овладение детьми способами
словообразования и словоизменения
1.Словообразование: образование однокорен-
ных слов, приобретающих новый смысл.
2.Словоизменение: изменение слов по раз –
личным грамматическим категориям: родам,
числам, падежам, временам.
Словоизменение:
- категории числа: «Один - много»
- категории рода: «Он, она, оно»
- категории падежа: согласование
существительных с местоимениями,
прилагательными, числительными.
- глаголов прошедшего времени
с местоимениями.
Словообразование:
- образование уменьшительно-
ласкательных форм существительных;
- образование существительных от
существительных;
- образование прилагательных от
существительных;
- образование приставочных глаголов;
- образование глаголов от
существительных и звукоподражаний;
- образование сложных слов.
Формирование фразы:
- простые нераспространённые
предложения;
- распространённые предложения ,
- предложения с использованием
предлогов ,
- сложносочинённые предложения
- сложноподчинённые предложения
Методы и приёмы формирования
грамматически правильной речи.
Методы:
дидактические игры;
компьютерные игры;
игры-драматизации;
словесные упражнения;
рассматривание картин;
пересказ коротких рассказов и сказок.
Приёмы:
образец;
объяснение;
сравнение двух форм;
повторение;
создание проблемной ситуации;
подсказ нужной формы;
вопросы подсказывающего и оценочного
характера.
Вывод:
Своевременное умственное
воспитание
+
речевое воспитание
+
правильное сочетание
различных форм работы
=
успешное формирование
грамматической стороны
речи у детей